Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Прот. Александръ Горскій († 1875 г.)
Бесѣда въ день Святыя Пасхи, на вечернѣ.

Христосъ воскресе!

Изъ устъ самовидца теперь мы слышали, чтó совершилось въ Іерусалимѣ, предъ очами учениковъ Христовыхъ, въ вечеръ сего великаго и по истинѣ свѣтоноснаго дня. — Еще вчера, свидѣтели страданій и смерти своего божественнаго Наставника готовы были считать себя оставленными Имъ навсегда, и все дѣло, для котораго они были призваны, признать разрушившимся. Даже нынѣ утромъ, не смотря на то, что возвратившіяся отъ гроба мѵроносицы принесли увѣреніе отъ Ангеловъ, что Господь живъ (Лук. 24, 23), нѣкоторые изъ учениковъ, видно, утратили надежды, соединенныя съ Его именемъ, когда поспѣшили оставить Іерусалимъ. Прочіе, въ страхѣ преслѣдованія отъ іудеевъ, которое отъ Учителя могло обратиться на Его учениковъ, искали себѣ безопасности въ стѣнахъ затвореннаго дома. Теперь все измѣнилось: и день, озаренный новымъ свѣтомъ, возсіявшимъ отъ гроба, достойно заключенъ еще болѣе свѣтлыми откровеніями, въ соборѣ Апостоловъ.

Событія іерусалимскія, дѣйствительно, такъ отрадны, такъ знаменательны, такъ близко касаются насъ самихъ, что мысль и сердце невольно обращаются къ воспоминанію о нихъ.

Но когда мы готовы отдаться этимъ воспоминаніямъ, насъ предупреждаетъ и вызываетъ на размышленіе повелѣніе Воскресшаго Господа мѵроносицамъ: идите возвѣстите братіи Моей, да идутъ въ Галилею, и ту Мя видятъ (Матѳ. 28, 10). Почему же Господь, вызывая учениковъ въ Галилею, въ тоже время является имъ въ Іерусалимѣ? Повелѣніе итти въ Галилею, чтобы тамъ видѣть Воскресшаго, не означаетъ того, чтобы ранѣе сего не былъ намѣренъ Господь явиться Своимъ ученикамъ, но указываетъ только на особенное значеніе галилейскаго явленія. Туда призывалъ Онъ Своихъ учениковъ, чтобы тамъ, при бóльшей безопасности отъ іудеевъ, нежели въ Іерусалимѣ, найти ихъ спокойнѣе и способнѣе къ принятію послѣднихъ наставленій для ихъ служенія. Тамъ удобнѣе было собраться и бóльшему числу вѣрующихъ, предъ которыми благоугодно было Господу засвидѣтельствовать Свое воскресеніе: тамъ только могли, безъ страха, соединиться они въ числѣ болѣе, нежели пяти сотъ братій, чтобы видѣть Воскресшаго (1 Кор. 15, 6). Для такого великаго собранія Господь готовилъ и проповѣдь великую. Тамъ — въ Галилеѣ, на предѣлахъ міра іудейскаго и языческаго, сыны Израиля должны были услышать изъ устъ Самого Господа торжественное призваніе всѣхъ народовъ въ Его царство, которое обнимаетъ собою небо и землю. Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки (Матѳ. 28, 18-19). На предѣлахъ церкви ветхозавѣтной и новозавѣтной яснѣе должна была раскрыться тайна тріединаго Божества, какъ исповѣданіе всѣхъ и каждаго въ Израилѣ новомъ. Научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). И оставляемые видимо, но невидимо вступающіе еще въ тѣснѣйшее соединеніе съ своимъ Господомъ, ученики должны были получить великое обѣтованіе отъ Отца вѣка настоящаго и грядущаго: се Азъ съ вами есмь до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Такова была цѣль торжественнаго собранія, къ которому призывалъ Господь учениковъ Своихъ въ Галилею! Но не вдругъ еще они могли приблизиться къ этой цѣли; состояніе ихъ духа, ихъ вѣра и надежда требовали предварительнаго подкрѣпленія и утвержденія, въ самомъ Іерусалимѣ. Потому что первые вѣстники и вѣстницы о воскресеніи Іисуса Христа, по большей части, еще не находили у нихъ себѣ вѣры. Нужно было подать руку помощи маловѣрнымъ, какъ нѣкогда Петру, утопающему на морѣ. — Между тѣмъ пребываніе учениковъ въ Іерусалимѣ, продолженное до нѣкотораго времени, весьма полезно могло быть для разрушенія той измышленной злобою враговъ молвы, будто тѣло распятаго Господа похищено было Его учениками. Если бы молва эта имѣла хотя нѣкоторую тѣнь справедливости, то прежде всего надлежало ожидать судебнаго преслѣдованія и со стороны первосвященниковъ, и со стороны римскаго правителя, противъ обвиняемыхъ въ преступномъ похищеніи. Итакъ Господь, хотя еще прежде Своего воскресенія, и въ самый день воскресенія, назначилъ Своимъ ученикамъ итти въ Галилею, чтобы тамъ Его видѣть; но для освобожденія учениковъ отъ тягостныхъ сомнѣній, для возбужденія и оживленія ихъ духа, нужно было, чтобы Онъ еще ранѣе сего явился имъ въ Іерусалимѣ.

Чтó же видѣли здѣсь нынѣ св. Апостолы? — Дверемъ затвореннымъ, идѣже бяху ученицы Его собрани, — пріиде Іисусъ и ста посредѣ ихъ (Іоан. 20, 19). Дверемъ затвореннымъ пріиде: пришелъ съ плотію, но какъ бы безплотный, не стѣсняясь никакими преградами. Апостолы видѣли, — не такова была плоть тѣхъ, которыхъ возвратилъ Господь къ жизни, напримѣръ Лазаря, который еще недавно возлежалъ съ ними на вечерѣ. И Лазарь и другіе воскрешенные Господомъ, возвращаясь въ среду живыхъ, снова вступали въ общія условія жизни человѣческой. Человѣчество въ Іисусѣ Христѣ являлось уже переступившимъ на-онъ-полъ бытія, свободнымъ отъ тѣхъ узъ и ограниченій, какія Самъ Онъ наложилъ на Себя; и плоть Его стала духовною.

Пріиде и ста посредѣ ихъ. Можно сказать, здѣсь видимо исполнилось всегда невидимо исполняющееся Его утѣшительное обѣтованіе, данное всей Церкви: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Дѣйствительно, всѣ были собраны здѣсь во имя своего Учителя и Господа. Съ ранняго утра доселѣ всѣ заняты были мыслію о Немъ. Между тѣмъ, какъ одни, напримѣръ Іоаннъ, въ каждомъ новомъ обстоятельствѣ видѣли подтвержденіе своей вѣрѣ, другіе, напротивъ, находили причины къ сомнѣнію. Господь далъ совершиться въ умахъ и сердцахъ ихъ этому боренію, чтобы оно вѣрнѣе могло привести къ убѣжденію въ истинѣ, чтобы и другіе въ послѣдствіи не имѣли повода упрекать ихъ въ легковѣрной поспѣшности. Къ концу дня новыя явленія Господа принесли новыя свидѣтельства о Его востаніи изъ гроба. Вотъ и Петръ видѣлъ Господа. Вотъ и путники еммаусскіе поспѣшили съ извѣстіемъ, что узнали Его въ преломленіи хлѣба, — долго съ Нимъ шли, слушали Его бесѣду. И въ то время, какъ сіи вѣстники, еще полные тѣхъ сладостныхъ впечатлѣній, какія оставила въ нихъ бесѣда Божественнаго Настанника, передавали своимъ соученикамъ Его слова, отъ которыхъ горѣло въ нихъ сердце, и Самъ Іисусъ пріиде, и ста посредѣ ихъ.

Послѣ событій въ саду геѳсиманскомъ, во дворѣ первосвященника, при крестѣ, когда ученики оставили своего Учителя и Господа въ рукахъ враговъ Его, — хотя всѣ обѣщались душу свою положить за Него, — можно было ожидать, что при первомъ же свиданіи воспомянутся имъ обѣты, ими нарушенные, воспомянется отреченіе отъ Христа, бѣгство. Нѣтъ! Благость Воскресшаго покрываетъ всѣ ихъ вины, и всѣмъ изрекаетъ миръ. Ста посредѣ ихъ и глагола имъ: миръ вамъ. Нѣтъ ни для кого исключенія. Миръ и тебѣ, Іоаннъ, пребывшій вѣрнымъ до конца. Миръ и тебѣ, Петръ, устрашившійся привратницы, и потомъ искупившій свое паденіе горькимь раскаяніемъ. Миръ и вамъ, не устоявшимъ въ годину темную, предавшимся бѣгству, готовымъ оставить въ рукахъ враговъ послѣднюю одежду, только бы спасти свою жизнь. — Божественная премудрость предусмотрѣла, что кроткій голосъ любви гораздо глубже проникнетъ въ сердца, нежели строгое обличеніе. И оправдися Премудрость отъ чадъ Своихъ.

Христіане! Все, чтó есть достожелаемаго въ этихъ немногихъ чертахъ евангельскаго повѣствованія, по благости Воскресшаго Господа, можетъ быть приложено и къ нашему торжеству церковному. Вѣра глаголетъ намъ: Господь близъ, — Господь во храмѣ святѣмъ Своемъ, — Господь здѣсь посредѣ насъ. Вѣрою и благоговѣніемъ да предстоимъ въ Его святомъ присутствіи. Здѣсь Онъ является намъ и во плоти Своей прославленной: только очи наши, какъ очи тѣхъ путниковъ еммаусскихъ, удерживаются покровомъ таинства, чтобы намъ зрѣть ее. Не повторилось ли здѣсь и это кроткое: миръ вамъ, въ любвеобильномъ приглашеніи всѣхъ «насладиться пира вѣры»? Чтó мы слышали изъ устъ златословеснаго учителя? «Внидите вси въ радость Господа своего. Никтоже да рыдаетъ убожества: явися бо общее царство. Никтоже да плачетъ прегрѣшеній: прощеніе бо отъ гроба возсія ».

Христосъ посреди Своихъ учениковъ! Казалось бы, теперь-то открыться ихъ сердцу предъ Нимъ, вполнѣ предаться чувству радости. Но ихъ еще сдерживалъ страхъ: мняху духъ видѣти (Лук. 14, 37). Воскресшему нужно было увѣрить ихъ въ дѣйствительности Своего воскресенія, разсѣять всякое недоразумѣніе. И Господь указуетъ на раны, которыя остались на Его плоти отъ прободенія гвоздьми и копіемъ: показа имъ руцѣ и нозѣ и ребра Своя; дозволяетъ даже осязать Себя: осяжите Мя и видите, яко духъ плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39). Мало сего: Онъ требуетъ Себѣ чего нибудь съѣстнаго, и когда подали Ему рыбы печены часть и отъ пчелъ сотъ, вземъ предъ ними яде (Лук. 24, 42-43). И такъ не остается никакого сомнѣнія, что здѣсь, предъ ними, Самъ распятый Господь ихъ и Учитель.

Рядъ свидѣтельствъ, доказывающихъ истину Христова воскресенія, дополнился еще въ теченіи послѣдующихъ дней до вознесенія Господня на небо. И постави Себе жива по страданіи Своемъ: во мнозѣхъ истинныхъ знаменіихъ, деньми четыредесятьми являяся имъ (Дѣян. 1, 3). Но вниманіе христіанина, взоры благодарной и благоговѣйной любви особенно привлекаются тѣми язвами, которыя оставила на Его пречистой плоти смерть на крестѣ. Велико для насъ и то, что Господь нашъ и Искупитель, по окончаніи Своего великаго дѣла, не сложилъ на всегда во гробѣ воспріятую Имъ плоть, какъ оставилъ Онъ пелены и платъ; но изшелъ изъ гроба съ нашею плотію, прославилъ Свое человѣчество и вознесъ его потомъ на небо. Но Онъ усугубилъ Свою милость къ намъ, сохранивъ на Себѣ, и по воскресеніи, язвы смерти крестной. Хотя онѣ нанесены неповинному Страдальцу нашими грѣхами: но безконечная любовь Искупителя нашего содѣлала ихъ ходатаями за насъ предъ правосудіемъ Божіимъ. Онѣ живо свидѣтельствуютъ, что Сынъ Божій не сложилъ съ Себя дѣла ходатая. — И сколько грѣшниковъ возбуждено ими отъ усыпленія! Сколько грѣшниковъ нашло въ нихъ примиреніе съ правдою Божіею! Сколько утѣшенія излилось изъ нихъ въ скорбящія сердца! Сколько страждущихъ, кающихся, жаждущихъ мира душѣ своей и освященія, созерцаніемъ приникая къ симъ божественнымъ язвамъ, почерпали и будутъ всегда почерпать, въ нихъ новыя силы для борьбы съ грѣхомъ въ себѣ и внѣ себя, и для укрѣпленія себя въ подвигѣ добра! —

Увѣривъ Апостоловъ въ Своемъ воскресеніи, доказавъ имъ, что Онъ есть тотъ Самый, Который призвалъ ихъ для великаго служенія въ мірѣ, Господь обращаетъ теперь вниманіе ихъ на сіе самое служеніе. Приблизилось уже время вступить въ него: такъ какъ искупленіе уже совершено, земныя мечты о царствѣ израилевомъ смертію Богочеловѣка разрушены, ослѣпленіе израиля явно указывало проповѣдникамъ вѣры путь къ языкамъ, сперва сопредѣльнымъ съ іудеями, потомъ далѣе и далѣе до предѣловъ вселенной. Рече же имъ паки Іисусъ: миръ вамъ: яко же посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю васъ. Св. Кириллъ александрійскій справедливо замѣчаетъ: «симъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ рукоположилъ наставниковъ и учителей вселенной и строителей божественныхъ Его таинствъ, и повелѣлъ имъ, подобно свѣтиламъ, освѣщать не только землю іудейскую, но всю подсолнечную, и всѣхъ повсюду сущихъ». — Самъ Господь пришелъ на землю не для одного израиля, но чтобы и разсѣянныхъ чадъ Божіихъ собрать во едино (Іоан. 11, 52). Самъ Онъ началъ Свое служеніе проповѣдію: покайтеся, приближися бо царствіе Божіе. Теперь на нихъ, Своихъ избранныхъ учениковъ, возлагаетъ Онъ обязанность проповѣдать во имя Его покаяніе и отпущеніе грѣховъ во всѣхъ языцѣхъ, наченше отъ Іерусалима (Лук. 24, 47). Ввѣряя имъ судьбу всѣхъ народовъ, Онъ возноситъ Своихъ Апостоловъ надъ всѣми, кого они приведутъ къ Нему, и такимъ образомъ духовно поставляетъ ихъ на дванадесяти престолахъ новаго израиля. Якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю васъ. Здѣсь изрекается бытіе Церкви всемірной, и въ ней священноначалія.

Для такого великаго служенія Глава и Зиждитель Церкви даруетъ избраннымъ Своимъ посланникамъ и великія силы, и облекаетъ ихъ великимъ полномочіемъ. Даруетъ имъ Духа Святаго, облекаетъ ихъ божественнымъ правомъ отпущать грѣхи.

И сіе рекъ: дуну, и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ. Это не было еще полное сообщеніе предопредѣленной имъ мѣры благодатныхъ дарованій. Самъ Господь въ послѣднихъ бесѣдахъ Своихъ къ ученикамъ изрекъ: уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ (Іоан. 16, 7). А въ день воскресенія Своего Онъ сказалъ Маріи Магдалинѣ: не у взыдохъ ко Отцу Моему, но восхожду. Потому полнаго изліянія Духа Святаго на Апостоловъ до преславнаго вознесенія нельзя было и ожидать. Но, какъ Самъ помазанный, по человѣчеству, Духомъ Святымъ, и, по Божеству, съ Нимъ единосущный и нераздѣльный, соединяя съ Своимъ творческимъ дыханіемъ Его силу, Сынъ Божій обновляетъ начатки божественной жизни въ ученикахъ, подавленные въ ночь всеобщаго соблазна, и соразмѣрно духовной пріемлемости каждаго, сообщаетъ имъ новые божественные дары, какъ для преуспѣянія ихъ внутренней жизни, такъ и для ввѣряемаго имъ служенія.

Вмѣстѣ съ симъ, какъ Искупитель міра, Господь изрекъ: имъ же отпустите грѣхи, отпустятся имъ: имъ же держите, держатся. Сіе право относилось не къ первоначальному только обращенію народовъ, которымъ Апостолы должны были, о имени Іисуса Христа, проповѣдать покаяніе и отпущеніе грѣховъ. Но поелику и въ христіанахъ грѣхъ есть остатокъ язычества, прозябеніе той области темной, изъ которой изводитъ насъ Христосъ, то право отпущать грѣхи, милостиво, объемлетъ собою и больныхъ членовъ христіанства.

Воспоминающимъ великія событія явленія Христова въ соборѣ Апостоловъ, намъ отрадно, слушатели, сознавать, что мы — въ нѣдрахъ соборной, апостольской Церкви, и подъ священноначаліемъ, отъ Апостоловъ ведущимъ свое начало по преемству. И слѣдовательно, съ дерзновеніемъ можемъ мы надѣяться, что все, дарованное нынѣ отъ Господа Своимъ ученикамъ, въ Своей мѣрѣ, и съ преизбыткомъ новыхъ еще откровеній и дарованій, изліянныхъ отъ Духа Святаго, перешло и переходитъ и на насъ. Благословимъ убо Бога и Отца Господа нашего Іисуса Христа, Иже, по мнозѣй Своей милости, породи насъ во упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ отъ мертвыхъ, въ наслѣдіе нетлѣнно, и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на небесѣхъ (1 Петр. 1, 3-4). — Аминь.

Источникъ: Бесѣда въ день Святыя Пасхи, на вечернѣ. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ за 1862 годъ». — М.: Въ типографiи В. Готье, 1862. — Часть XXI. — С. 149-158.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0