Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Прот. Александръ Глаголевъ († 1937 г.)
Слово въ день рожденія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссійскаго (6 мая 1915 г.)
[1].

Молю прежде всѣхъ творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, за царя, и за всѣхъ, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ, сіе бо добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ (1 Тим. 2, 1-3).

Выраженный въ этихъ священныхъ словахъ завѣтъ Апостольскій христіанамъ всѣхъ временъ и народовъ, всегда близкій уму и сердцу царелюбиваго и миролюбиваго русскаго народа, съ особенною силою и глубиною впечатлѣнія воспринимается всѣми нами, братіе, именно въ переживаемую нами теперь тяжелую годину ниспосланнаго намъ Богомъ испытанія небывалой по размѣрамъ и жертвамъ войны, особенно же въ настоящій день свѣтлаго всероссійскаго церковно-гражданскаго торжества — празднованія рожденія нашего Государя Императора. Вѣра русскаго народа въ Богоучрежденность, необходимость и благотворность царской власти для всей его жизни воспитана въ немъ Словомъ Божіимъ и непогрѣшимою Учительницею вѣры и жизни — Св. Церковью. Для всего народа русскаго, воспитавшагося въ началахъ вѣры Христовой подъ сѣнію Св. Церкви, выше всякихъ сомнѣній стоитъ долгъ подчиненія власти, особенно Верховной власти, и долгъ молиться за нее. Въ самомъ дѣлѣ, если Господь Спаситель нашъ повелѣваетъ воздавать кесарево кесарю, а Божіе Богу (Матѳ. 22, 21), и святые Апостолы учатъ: Бога бойтесь, царя чтите (1 Петр. 2, 17), всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ (Рим. 13, 1) и просятъ совершать молитвы за царей и за всѣхъ начальствующихъ (2 Тим. 2, 2) — предписываютъ исполнять эти обязанности даже въ отношеніи царей и властей языческихъ, то тѣмъ непреложнѣе долгъ нашего всеобщаго подчиненія Верховной власти, Богопоставленной и освященной Богомъ и Церковію, — власти нашихъ Благочестивѣйшихъ Государей. Св. Іоаннъ Златоустъ на слова Апостола: всяка душа властемъ прередержащимъ да повинуется, замѣчаетъ: «Подчиненіе власти не подрываетъ благочестія. Апостолъ здѣсь разумѣетъ не простое подчиненіе, но повиновеніе. Первое основаніе такого установленія, удовлетворяющее разуму вѣрныхъ, состоитъ въ томъ, что власти учреждены отъ Бога. Нѣсть бо власть, аще не отъ Бога... Должно быть начальствованіе, и одни должны управнять, а другіе быть управляемы, а не просто по своей волѣ жилъ бы каждый, и люди подобно волнамъ носились бы туда и сюда. Это я называю дѣломъ Божіей премудрости... Такъ какъ равенство доводитъ до ссоръ, то Богъ установилъ многіе виды начальства и подчиненности... И удивляться-ли такому установленію между людьми, когда то же самое Богъ устроилъ и въ тѣлѣ нашемъ? Ибо Онъ такъ устроилъ, что не всѣ члены имѣютъ равное достоинство, но одинъ ниже, другой важнѣе, и одни управляютъ, другіе состоятъ подъ управленіемъ... Напротивъ, безначаліе вездѣ есть зло, и производитъ замѣшательство» (Бесѣда 21 на посл. къ Римл.).

Но Слово Божіе и Св. Церковь требуютъ отъ насъ братіе, не только подчиненія и повиновенія власти, но и молитвы за нее — да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ. И нашъ православно-русскій народъ, воспринявъ подъ руководствомъ церкви Апостольскую заповѣдь не однимъ лишь умомъ и разсудкомъ, а и всѣмъ сердцемъ, всею душею своею, всегда молится о власти и особенно о власти Царской. Начиная съ восшествія Государя на престолъ и Его Священнаго Коронованія, всякое событіе въ жизни Царя и Его царствующаго дома сопутствуется всенародною молитвою; молитва за Царя есть постоянная составная часть и нашего вседневнаго Богослуженія общественнаго и частной ежедневной молитвы всѣхъ подданныхъ Государя. Молитвенное общеніе Царя и народа непрерывно осуществляется во всѣхъ предѣлахъ нашего необъятнаго государства. И самою первою, — самою искреннею цѣлію этого молитвеннаго подвига съ обѣихъ сторонъ является Апостольское благожеланіе — да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ. Миролюбіе русскаго народа извѣстно всему міру; о немъ свидѣтельствуетъ, помимо всего прочаго, почти исключительно мирный ходъ образованія и развитія отечества нашего до степени современнаго объема и могущества. Послѣднею цѣлію нашего народа всегда являлось благоугожденіе Богу, жизнь во Христѣ и посильная святость, о чемъ немолчно гласитъ исконное наименованіе страны нашей «Святая Русь». А наши благочестивѣйшіе Государи всегда являлись самыми первыми выразителями стремленій народа къ мирному преуспѣянію и нравственному совершенствованію, направляя всѣ производительныя силы страны къ употребленію во благо ея и употребляя всѣ усилія къ охраненію мира и въ международныхъ отношеніяхъ нашего государства. Припомнимъ великодушный, истинно-христіанскій починъ нашего благополучно царствующаго Монарха къ ограниченію непомѣрныхъ вооруженій и къ водворенію мира между народами (1898 г.).

Рядомъ съ непрестанною молитвою о царѣ въ нашемъ народѣ живетъ, братіе, безграничное довѣріе къ Царю и ко всѣмъ Его начинаніямъ и повелѣніямъ на благо нашей великой Родины. И можетъ-ли быть иначе въ народѣ, воспринявшемъ и усвоившемъ самыя чистыя и возвышенныя библейскія понятія о власти Царской? Вѣдь по нашему церковно-народному воззрѣнію, имѣющему твердую опору въ Библіи, Царь — Помазанникъ Божій, Который со времени Священнаго Мѵропомазанія своего дѣлается нарочитымъ орудіемъ Промыслительной дѣятельности Божіей о народѣ и странѣ, въ тоже время непрестанно находясь подъ особеннымъ охраненіемъ и водительствомъ Божіимъ.

Нашъ народъ, согласно съ Словомъ Божіимъ, твердо вѣритъ, что сердце царево — въ руцѣ Божіей: аможе аще восхощетъ обратити, тамо уклонитъ е (Прит. 20, 1). Отсюда всѣ благія и истинно-полезныя начинанія на духовно-нравственное и иное существенное преуспѣяніе народа нашего всегда исходили и исходятъ изъ нѣдръ христіанскаго духа Благочестивѣйшихъ Царей нашихъ. Два года назадъ (1913 г.) вся Россія, при сочувственномъ отношеніи всего міра, свѣтло и радостно праздновала трехсотлѣтіе царствованія Дома Романовыхъ, и тогда-то, даже при самомъ бѣгломъ обзорѣ исторіи, открылось все величіе и все многообразіе дѣяній царственныхъ представителей этого Дома на благо и преуспѣяніе Россіи. О томъ же вѣщаетъ также каждая страница и настоящаго царствованія. Все это скрѣпляетъ, усиливаетъ и возвышаетъ нравственное единеніе Царя съ своимъ народомъ. И такое взаимообщеніе является силою, двигающею всѣ народныя силы на дружную, согласованную работу на пользу и благо единой, недѣлимой Россіи. Въ народѣ, духъ и сердце котораго бодритъ и поднимаетъ любовь и вниманіе Царя, сознаніе обязанности возвышается до ревности, всегда готовой не только на труды, требуемые долгомъ и простою исполнительностью, но и на подвиги и жертвы для блага и славы отечества.

Нынѣ, по попущенію Божію, настала для отечества нашего година тяжкаго испытанія. Вопреки миролюбивымъ намѣреніямъ и стремленіямъ нашего Государя и нашего народа, враги наши, ненавидящіе миръ и презирающіе правду, возстали на насъ «во еже погубити насъ и разорити святыни наша». Въ лицѣ современныхъ тевтоновъ будто воскресли славные своею непомѣрною гордостью, властолюбіемъ и жестокостью завоеватели древняго міра — цари и народы Ассиріи и Халдеи, безсмертными чертами изображаемые и бичуемые въ писаніяхъ святыхъ пророковъ. Въ словахъ гордой Ассирійской столицы, Ниневіи: «я — и нѣтъ иного, кромѣ меня» (Соф. 2, 15) кто не усмотритъ предъизображенія теперешняго вожделѣнія враговъ нашихъ «Германія выше всего»? Или вотъ — пророческое изображеніе болѣе поздней міровой завоевательницы — Халдеи: «весь онъ идетъ для грабежа... и надъ царями онъ издѣвается, и князья служатъ ему посмѣшищемъ... Тогда надмевается духъ его, и онъ ходитъ и буйствуетъ; сила его — богъ его» (Авв. 1, 9-11). Не видимъ ли мы здѣсь точнаго изображенія всего направленія, всѣхъ пріемовъ и способовъ веденія войны врагами нашими? Подробно говорить о всѣхъ пріемахъ, роднящихъ нашихъ враговъ съ гуннами и подобными варварами, не умѣстно на семъ священномъ мѣстѣ.

Что же противопоставила алчности, властолюбію, жестокости и силѣ враговъ наша, смиренная въ самомъ могуществѣ своемъ, матушка Россія? Противопоставила, прежде всего, великую силу единенія всѣхъ и всего за вѣру, Царя и отечество. Единеніе всего народа (безъ различія племенныхъ, вѣроисповѣдныхъ, классовыхъ и др. особенностей отдѣльныхъ частей населенія) при самомъ началѣ войны и во все послѣдующее время проявилось въ неописуемыхъ размѣрахъ и въ формахъ весьма краснорѣчивыхъ и трогательныхъ. Въ народѣ забыты всѣ домашніе споры, всѣ племенныя, партійныя, личныя и иныя разногласія, и всѣ части населенія равно одушевлены общимъ горячимъ желаніемъ послужить Царю и отечеству въ пору испытаній военнаго времени. Обнаружились и постоянно осуществляются самыя тѣсныя, близкія, родственныя отношенія между народомъ и нашею доблестною арміею, и между тѣмъ и другою установилось живѣйшее взаимообщеніе; тысячи неразрывныхъ связей соединяютъ населеніе страны съ ея доблестными защитниками. И народъ и армія черпаютъ высокое одушевленіе и нравственное подкрѣпленіе на подвиги служенія отечеству въ живомъ общеніи съ Вѣнценоснымъ Вождемъ его Государемъ, подъемлющимъ постоянные труды посѣщенія разныхъ областей страны и дѣйствующей арміи. И невыразимо могущественно дѣйствіе на народъ и на воиновъ нашихъ Царскаго слова и Царскаго примѣра.

Затѣмъ, по манію Царя, съ началомъ войны водворилась въ необъятной странѣ нашей благодѣтельная трезвость, столь необходимая и для военныхъ успѣховъ и для всяческаго преуспѣянія нашего народа.

Наконецъ, наивысшею силою, вдохновляющею нашъ народъ и нашу доблестную армію на подвиги самоотверженія и мужества, всегда и теперь остается крѣпкая вѣра въ Вышнюю помощь. И нынѣ, подобно благочестивымъ предкамъ нашимъ, мы каждодневно исповѣдуемъ и молимся Сильному въ бранехъ: «Не на лукъ нашъ уповаемъ, ни оружіе наше спасетъ насъ, Господи, но Твоея всемогущія помощи просимъ, и на Твою силу дерзающе, на враги наши ополчаемся, и имя Твое вѣрно призываемъ»... (Молебн. пѣніе противъ супостат.). Да будутъ же услышаны Владыкою судебъ міра и народовъ эти напряженныя и горячія мольбы народа смиреннаго и мирнаго, обнажившаго мечъ единственно подъ давленіемъ необходимости и возставшаго на нападающихъ враговъ «съ желѣзомъ въ рукахъ и съ крестомъ въ сердцѣ» (Высочайшій манифестъ при началѣ войны Герм.)! Не заходитъ солнце въ необъятныхъ владѣніяхъ нашего Царя, — не престаетъ ни днемъ, ни ночью и церковно-народная молитва объ успѣхѣ русскаго оружія въ его борьбѣ за правое дѣло. «Богъ-ли не защититъ избранныхъ Своихъ, вопіющихъ къ Нему день и ночь, хотя и медлитъ защищать ихъ?» (Лук. 18, 7). Пусть крѣпнетъ въ нашей дорогой родинѣ спаянность во едино тѣло всего населенія съ единою Державною Главою-Царемъ нашимъ, и да исполнятся въ полной мѣрѣ слова нашего Государя, сказанныя Имъ въ исконно-русскомъ и нынѣ вновь возвращаемомъ Россіи г. Львовѣ: «Да будетъ единая, могучая, недѣлимая Русь!»

Господи, спаси Царя, и услыши ны, въ оньже аще день призовемъ Тя! (Псал. 19, 10).

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Протоіерей А. Глаголевъ. Слово въ день рожденія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссійскаго (6 мая 1915 г.). // Журналъ «Труды Императорской Кіевской духовной академіи». — Кіевъ: Типографiя Акц. О-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ», 1915. — Томъ III. — С. 1-7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0