Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Прот. Александръ Глаголевъ († 1937 г.)
Слово въ день Богоявленія или Крещенія Господня.
О духѣ и сущности истинно-христіанскаго просвѣщенія
[1].

Бѣ свѣтъ истинный, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ... и свѣтъ во тмѣ свѣтится, и тма его не объятъ (Іоан. I, 9. 5).

Преславное событіе крещенія Господа Іисуса Христа отъ Іоанна Предтечи въ водахъ Іорданскихъ, нынѣ свѣтло празднуемое всею Церковію Христовою, было не только началомъ открытаго служенія нашего Господа дѣлу спасенія человѣческаго рода, но и откровеніемъ міру и человѣчеству величайшей, недомыслимой тайны Боговѣдѣнія — тайны Троичности Божества. «Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, — поетъ Св. Церковь въ тропарѣ нынѣшняго праздника, — Троическое явися поклоненіе: Родителевъ бо гласъ свидѣтельствоваше Тебѣ, возлюбленнаго Тя Сына именуя; и Духъ въ видѣ голубинѣ, извѣствоваше словесе утвержденіе». Или еще: «Троицы явленіе во Іорданѣ бысть, самое бо Пребожественное естество, Отецъ возгласи: Сей Крещаемый, Сынъ возлюбленный Мой; Духъ же пріиде къ Подобному...» (8-я пѣснь 1-го канона, тропарь 3-й). Такъ нынѣ, по разумѣнію Церкви, открылась міру возвышеннѣйшая тайна истиннаго Боговѣдѣнія, тайна Пресвятыя Троицы, и открылась не въ словесномъ только сообщеніи этой тайны, чрезъ пророка или апостола, а въ самомъ явленіи Лицъ Пресвятой Троицы при крещеніи Господа во Іорданѣ. Отсюда столь обычное наименованіе нынѣшняго праздника — Богоявленіе: хотя уже съ явленіемъ Бога во плоти, со времени Рождества Христова по волѣ Бога Отца и по наитію Святаго Духа, тайна Троичности въ Богѣ проявилась въ мірѣ со всею несомнѣнностью, но только въ крещеніи Господа и въ засвидѣтельствованіи Его Божескаго достоинства Богомъ Отцемъ и Святымъ Духомъ эта тайна явлена всему міру, записанная на священныхъ страницахъ Евангелія и сдѣлавшаяся отселѣ важнѣйшимъ членомъ вѣроученія Церкви Христовой. И эта тайна, оставаясь непостижимою, является однако свѣтоносною и просвѣщающею основою всего христіанскаго міросозерцанія, а самое событіе крещенія Господа, по своему глубоко возрождающему и просвѣщающему дѣйствію на человѣческій родъ, есть и всегда будетъ началомъ и источникомъ истиннаго христіанскаго просвѣщенія. Вотъ почему столь присуще нынѣшнему празднику и наименованіе — Просвѣщеніе. «Явился еси днесь вселеннѣй — взываетъ нынѣ Св. Церковь ко Христу, крестившемуся насъ ради, — и свѣтъ Твой, Господи, знаменася на насъ, въ разумѣ поющихъ Ти: пришелъ еси и явился еси, Свѣтъ неприступный» (Кондакъ Праздн.) Потому-то Св. Григорій Богословъ именуетъ праздникъ Крещенія Господня «Святымъ и пресвѣтлымъ днемъ Свѣтовъ» [2], а въ нашихъ Богослужебныхъ книгахъ названіе «Просвѣщеніе» чаще всего прилагается къ празднику Крещенія Господня или Богоявленія. И это тѣмъ болѣе понятно, что съ мыслію и воспоминаніемъ о Крещеніи Господнемъ для Церковнаго сознанія и для каждаго христіанина неразрывно соединяется мысль о нашемъ собственномъ крещеніи, этомъ духовномъ рожденіи человѣка отъ воды и Духа, этомъ духовномъ облеченіи человѣка во Христа, этомъ истинномъ просвѣщеніи человѣка дотолѣ темнаго. Елицы бо, говоритъ Св. Апостолъ, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). «Окрещенный Божественнымъ крещеніемъ, — говоритъ преподобный Симеонъ Новый Богословъ, — называется просвѣщеннымъ, а того, кто увѣровалъ во Христа Господа и въ таинство воплощеннаго домостроительства Его, но еще бываетъ въ чинѣ оглашенныхъ, ученики и учители Евангелія называютъ непросвѣщеннымъ, — и творятъ о немъ общія молитвы, прося Господа огласить его словомъ истины и открыть ему Евангеліе правды... вѣрнымъ собственно называется уже тотъ, кому ввѣряется Божественная благодать, и кто пріемлетъ ее; содѣлывается же онъ вѣрнымъ, когда бываетъ просвѣщенъ, — а просвѣщенъ бываетъ, когда пріемлетъ Божественное крещеніе» [3].

Такъ свѣтелъ и свѣтоносенъ, братіе, великій праздникъ Крещенія Господня, Богоявленія или Просвѣщенія. Здѣсь въ одномъ цѣльномъ воспоминаніи неразрывно соединены и очищеніе всего падшаго человѣчества и возрожденіе каждой отдѣльной христіанской души. Подлинно нынѣ, братіе, въ особенномъ смыслѣ явися благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11), какъ говоритъ Св. Апостолъ и какъ поетъ нынѣ Св. Церковь (Причастенъ праздн.).

Но, братіе, имѣя безцѣнное блаженство слышать нынѣ вожделѣнный гласъ Господень, призывающій всѣхъ вѣрныхъ «пріимать Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божія, явльшагося Христа» (тропарь 1-й «послѣдованія великаго освященія святыхъ Богоявленій»), не забудемъ того прежде всего, что эта освящающая и возрождающая насъ благодать Божія есть именно благодать, туне намъ подаваемая Пресвятою Троицею ради искупительнаго подвига нашего Сласителя, нынѣ насъ ради плотію крестившагося отъ Предтечи Іоанна, а затѣмъ, что принятіе этой благодати обязываетъ насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 12-13). Только подъ этими условіями мы можемъ достойно прославлять «Просвѣтителя нашего, просвѣщающаго всякаго человѣка» (стихира 1-я на «Господи воззвахъ»).

Безъ сомнѣнія, явленіе Господа на Іорданѣ и крещеніе Его въ водахъ сей рѣки есть дѣйствительная грань между Ветхимъ и Новымъ Завѣтами: по ту сторону этой грани — законъ и пророки, сѣни и гаданія, по сю же сторону — исполненіе прореченій закона и пророковъ, благодать и истина во Христѣ и чрезъ Христа. Но мы должны знать, что Христосъ Спаситель нашъ есть Предвѣчное Слово Божіе, Совѣчный Богу Отцу и Святому Духу Сынъ Божій, всегда дѣйствовавшій на спасеніе человѣчества и въ дохристіанскомъ мірѣ. Іисусъ Христосъ вчера и днесь Тойже, и во вѣки (Евр. 13, 8). Посему всѣ ветхозавѣтные праведники жили вѣрою въ грядущаго Христа и дѣйствовали свято и праведно по этой вѣрѣ (Евр. 11, 33-39). Учитель и историкъ Церкви Евсевій Кесарійскій говоритъ: «всѣ, отъ самаго начала человѣческаго рода прославившіеся праведною и благочестивою жизнію, какъ во времена великаго слуги Божія Моисея, и еще прежде него Авраамъ и его дѣти, такъ и послѣдующіе праведники и пророки, созерцая сіе Слово чистыми, умственными очами, познали Его и воздавали Ему поклоненіе, каковое прилично Сыну Божію. Самъ же Онъ, никогда не ослабѣвающій ревнитель почитанія Отца, становился учителемъ, чтобы сообщить всѣмъ людямъ познаніе о Немъ» [4]. Другой Св. Отецъ и Учитель Церкви, Св. Ириней Ліонскій, раскрывая ту же мысль, свидѣтельствуетъ: «Христосъ пришелъ не ради тѣхъ только, которые во времена Тиверія Кесаря увѣровали въ Него, и Отецъ оказалъ Свое промышленіе не ради нынѣ только живущихъ людей, но для всѣхъ вообще людей, которые отъ начала въ своемъ поколѣніи по силѣ своей боялись и любили Бога и праведно и благочестиво вели себя въ отношеніи къ ближнимъ и желали видѣть Христа и слышать Его голосъ. Посему всѣхъ таковыхъ Онъ во второмъ пришествіи Своемъ прежде воздвигнетъ отъ сна, и какъ ихъ, такъ и прочихъ, имѣющихъ судиться, воскреситъ и поставитъ въ Свое царство. Ибо Одинъ Богъ, Который направлялъ патріарховъ сообразно съ Своими распоряженіями и оправдаетъ обрѣзанныхъ по вѣрѣ и необрѣзанныхъ чрезъ вѣру (Рим. 3, 30)» [5]. Учители Церкви, напримѣръ, св. Іустинъ мученикъ и философъ, учили даже, что и въ древнемъ языческомъ мірѣ все разумное, свѣтлое и доброе совершалось лучшими язычниками «по причинѣ сѣмени Слова Божія, насажденнаго во всемъ родѣ человѣческомъ» [6]; «все что когда либо сказано или открыто хорошаго философами или законодателями, все это ими сдѣлано соотвѣтственно мѣрѣ нахожденія ими и созерцанія Слова, а такъ какъ они не знали всѣхъ свойствъ Слова, Которое есть Христосъ, то часто говорили даже противное самимъ себѣ» [7].

Такова, братіе, всеобъемлющая, изначальная и вѣчная дѣятельность въ мірѣ Того, Кто Самъ о Себѣ говоритъ: Азъ есмь свѣтъ міру: ходяй по Мнѣ не имать ходити во тьмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12). Только о Немъ, Просвѣтителѣ нашемъ и всего человѣчества, говоритъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ: въ Томъ животъ бѣ, и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ: и свѣтъ во тмѣ свѣтится, и тма его не обятъ (Іоан. 1, 4-5). Конечно, блаженны мы, вѣрующіе во имя Его, что «отъ полноты Его всѣ мы приняли и благодать на благодать» (Іоан. 1, 16), блаженны, ибо, по слову Его, многіе пророки, праведники и цари желали видѣть и слышать то, что мы видимъ и слышимъ, но не видѣли и не слышали (Матѳ. 13, 16-17; Лук. 10, 23-24). Но мы при этомъ всегда должны помнить, что благодатію есмы спасени чрезъ вѣру: и сіе не отъ насъ, Божій даръ... да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8-9), и что имамы сокровище сіе въ скудельныхъ сосудахъ, да премножество силы будетъ Божія, а не отъ насъ (2 Кор. 4, 7). Научимся, братіе, истинному христіанскому смиренію, глубоко и искренно сознавая и исповѣдуя предъ Богомъ наше собственное ничтожество, — ибо Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6, ср. Прит. 3, 34), — и все доброе, когда-либо нами содѣянное, усвояя содѣйствію благодати Божіей. Будемъ всегда помнить слово Господа Своимъ ученикамъ: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5) и свидѣтельство великаго Апостола языковъ о своихъ трудахъ вселенскаго благовѣстія: паче всѣхъ ихъ — Апостоловъ — потрудихся, не азъ же, но благодать Божія, яже со мною (1 Кор. 15, 10). Только при смиреніи возможенъ путь восхожденія въ нравственной жизни отъ силы въ силу (Лук. 18, 14; 14, 11; Матѳ. 23, 12). Потому-то древніе и позднѣйшіе подвижники христіанскаго благочестія именовали смиреніе азбукою добродѣтели. Потому и Св. Церковь чрезъ немного дней начнетъ приготовленіе чадъ своихъ къ великому посту Св. Четыредесятницы притчею Господа о Мытарѣ и Фарисеѣ (Лук. 18, 10-14). Итакъ, «взирающе на Христа, смиряющагося волею, даже и до рабія образа, подъ крѣпкую Его руку нынѣ смиримся, духомъ вземшеся, яко да крещаема Сего чистыми дѣлы почтимъ» (Трипѣсн. на повечеріи 2 янв., пѣснь 9-я, троп. 2-й).

Но смиряясь всегда и тѣмъ стяжевая благодать Просвѣтителя нашего, мы, братіе, должны вмѣстѣ съ тѣмъ стремиться къ дѣятельному проникновенію благодати во всѣ способности и во всѣ стороны нашего духовнаго существа: всѣ онѣ, подъ дѣйствіемъ благодати Божіей, просвѣщаются и преобразуются, получая высшее и благороднѣйшее направленіе и освященіе. О такомъ, преобразующемъ весь духъ человѣка, дѣйствіи благодати можно сказать словами нашего Спасителя: «Свѣтильникъ тѣлу есть око; итакъ, если око твое будетъ чисто, то и все тѣло твое будетъ свѣтло; а если око будетъ худо, то и тѣло твое будетъ темно; итакъ, смотри: свѣтъ, который въ тебѣ, не есть ли тьма? Если же тѣло твое все свѣтло и не имѣетъ ни одной темной части, то будетъ свѣтло все такъ, какъ бы свѣтильникъ освѣщалъ тебя сіяніемъ» (Лук. 11, 34-36). Такъ, истинно просвѣщеннымъ въ христіанскомъ смыслѣ можетъ быть названъ лишь человѣкъ, у котораго и умъ, и чувства, и воля, и совѣсть — всѣ осѣнены свѣтомъ благодати и устремлены къ единому на потребу (Лук. 10, 42), къ всецѣлому служенію Богу, да совершенъ будетъ Божій человѣкъ, на всякое дѣло благое уготованъ (2 Тим. 3, 17). Въ самомъ исполненіи закона Божія — въ двухъ важнѣйшихъ и основныхъ его заповѣдяхъ о любви къ Богу и къ ближнимъ (Матѳ. 22, 37-40; Лук. 10, 27) — человѣкъ истинно и христіански просвѣщенный дѣйствуетъ равномѣрно, согласно исполняя требованія той и другой заповѣди. Если Богъ свѣтъ есть, и тмы въ Немъ нѣсть ни единыя (1 Іоан. 1, 5), если и Христосъ Спаситель есть Свѣтъ истинный, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка (Іоан. 1, 9), то и вся жизнь христіанина, внутренняя и внѣшняя, созерцательная и дѣятельная, должна быть проникнута духовною, благодатною стихіею свѣта: этого требуетъ самое общеніе наше съ Богомъ во Христѣ. Аще речемъ, яко общеніе имамы съ Нимъ, и во тмѣ ходимъ, лжемъ и не творимъ истины: аще же во свѣтѣ ходимъ, якоже Самъ (Той) есть во свѣтѣ, общеніе имамы другъ ко другу, и кровь Іисуса Христа Сына Его очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (1 Іоан. 1, 6-7). Свѣтъ внутренняго озаренія христіанъ долженъ отображаться и на всей внѣшней дѣятельности послѣдователей Христа, по Его завѣту: Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16).

Столь высокое призваніе христіанъ, обязанныхъ «возвѣщать совершенства Призвавшаго ихъ изъ тьмы въ чудный Свой свѣтъ» (1 Петр. 2, 9), — при наличности грѣховности и въ христіанахъ въ ихъ земномъ воинствованіи, — необходимо требуетъ цѣложизненнаго подвига очищенія и преображенія всей ихъ духовно-тѣлесной природы по образу и подобію Просвѣтителя нашего Господа Іисуса Христа (Матѳ. 11, 11; Іоан. 13, 15; 1 Петр. 2, 21; Флп. 2, 5; Евр. 12, 2). И какъ безконеченъ и безграниченъ этотъ Первообразъ, такъ не можетъ быть и предѣла для нравственнаго усовершенствованія христіанъ въ земной ихъ жизни. Не можетъ быть и рѣчи о какихъ-либо сверхдолжныхъ заслугахъ христіанъ предъ Богомъ, коль скоро всѣмъ имъ сказано Господомъ нашимъ: егда сотворите вся повелѣнная намъ, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10). На долю христіанина выпадаетъ лишь цѣложизненное стремленіе къ совершенству, съ восхожденіемъ отъ одной ступени его къ слѣдующей, по слову святаго Апостола: «Братія, я не почитаю себя достигшимъ, а только, забывая заднее и простираясь впередъ, стремлюсь къ цѣли, къ почести вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ» (Флп. 3, 13-14). Слѣдствіемъ всего этого неразлучнымъ спутникомъ всего христіанскаго поведенія является благоговѣйный страхъ Божій, какъ заповѣдуетъ Св. Апостолъ: со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣвайте (Флп. 2, 13).

Необходимымъ, наконецъ, признакомъ истиннаго христіанскаго просвѣщенія и совершенствованія является, братіе, непрестанное чаяніе будущей блаженной, вѣчной жизни, о чемъ мы слышали нынѣ въ апостольскомъ чтеніи (Тит. 2, 13) и всегда читаемъ во всѣхъ апостольскихъ писаніяхъ (2 Петр. 3, 12; 1 Іоан. 3, 2; 1 Кор. 1, 7; Флп. 3, 20 и др.). Напротивъ, «если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ» (1 Кор. 15, 19). И всякое просвѣщеніе, не согрѣтое и не одухотворенное чаяніемъ будущей жизни, есть просвѣщеніе по существу нехристіанское, хотя бы и именовалось христіанскимъ, не способное духовно преобразить и истинно просвѣтить человѣческую душу. Мишурный блескъ такого ложнаго просвѣщенія лишь на время можетъ ослѣпить и очаровать поверхностнаго наблюдателя, но рано или поздно мнимое, по крайней мѣрѣ, одностороннее просвѣщеніе (съ развитіемъ одного лишь ума и разсудка въ человѣкѣ) будетъ обличено въ своемъ ничтожествѣ. Истинное же христіанское вѣдѣніе, истинно-христіанское просвѣщеніе всегда озаряется и оживотворяется блаженнымъ упованіемъ будущаго явленія Господа Спасителя во славѣ и вѣчнаго блаженства всѣхъ, оправданныхъ и спасенныхъ Имъ.

Таково, братіе, и есть христіанское просвѣщеніе по разумѣнію Православно-каѳолической Восточной Церкви. Ея главное отличіе и неоцѣненное преимущество предъ всѣми христіанскими обществами Запада заключается не въ тѣхъ или иныхъ обрядахъ, даже не столько въ отдѣльныхъ членахъ вѣроученія, а въ общемъ и основномъ жизнепониманіи, въ воззрѣніи на жизнь христіанина, какъ на единый цѣльный подвигъ благоговѣнія, самоотреченія и любви при непремѣнномъ условіи — освящающемъ дѣйствіи благодати Божіей (въ таинствахъ и другихъ священнодѣйствіяхъ) и постоянномъ чаяніи блаженной вѣчности. Это жизнепониманіе и всегда клало свою печать на всю жизнь православныхъ народовъ, сообщая ихъ жизни и исторіи особый отпечатокъ одухотворенности. Таково есть, братіе, и наше отечественное просвѣщеніе, выросшее и окрѣпшее подъ сѣнію первой Учительницы нашего народа — Церкви Христовой. По разъясненію даже свѣтскихъ вѣрующихъ писателей нашихъ [8], самое понятіе просвѣщенія въ его всеобъемлющемъ значеніи свойственно лишь русскому народу и русскому языку. Такая рѣшительная разница въ пониманіи просвѣщенія, въ свойствахъ и особенностяхъ послѣдняго, со всею силою и яркостью сказалась въ послѣднее время — въ вынужденномъ вооруженномъ столкновеніи нашей отчизны Россіи съ міромъ тевтоновъ, всегда представлявшихъ свой народъ и свою страну царствомъ высшаго просвѣщенія и даже воплощеніемъ мірового Разума, но съ самаго начала войны и во все послѣдующее время обнаружившихъ дохристіанскія жестокость и свирѣпость, варварство и нравственное одичаніе. Такъ, глаголющеся быти мудри объюродѣша (Рим. 1, 22)! Впрочемъ, что бо ми и внѣшнихъ судити?... внѣшнихъ же Богъ судитъ (1 Кор. 5, 12-13). Мы, братіе, должны считать великимъ счастіемъ, что жизнь и просвѣщеніе нашего великаго народа развились подъ благотворнымъ руководствомъ едино-спасающей Православно-каѳолической Церкви. Будемъ всегда слѣдовать учительному руководству Св. Церкви, и Свѣтъ Христовъ, выну обитающій въ Св. Церкви, будетъ всегда озарять наши умныя очи, наше сердце, нашу совѣсть, нашу волю, весь нашъ духъ!

Нынѣ, братіе, святая обитель сія вмѣстѣ съ вселенскимъ двунадесятымъ праздникомъ Богоявленія Господня празднуетъ и свой храмовой праздникъ, и это совпаденіе много говоритъ уму и сердцу всѣхъ привычныхъ богомольцевъ сего святаго храма. Ровно триста лѣтъ назадъ (въ 1615 году) благочестивые ревнители чистоты вселенской православной истины, образовавшіе незадолго предъ тѣмъ Богоявленское братство именно для защиты православія отъ напора католичества, основали сію святую обитель съ первымъ и въ то время единственнымъ въ Россіи высшимъ училищемъ, послѣ (въ 1701 году) наименованнымъ Академіею. Просвѣщеніе въ духѣ православно-христіанской истины вселенской Церкви, очагомъ и разсадникомъ котораго въ землѣ Русской, съ тѣхъ давнихъ поръ въ теченіе трехъ столѣтій до нашего времени, сдѣлалось училище — Академія, неизмѣнно оставалось жизненною задачею Академіи, пріютившейся подъ сѣнію сей святой обители. Никакія бури и бѣдствія, въ разное время постигавшія обитель и школу, не отклонили ихъ отъ выполненія своего священнаго служенія единой истинѣ Христовой: благодать Господа Іисуса Христа, Просвѣтителя нашего и всего міра, выну осѣняла виноградъ сей, егоже насади десница Божія, и рѣки Богословія истекали отъ сего священнаго источника и напояли многоразличныя нивы Божіи по лицу необъятной страны нашей Свято-Русской.

Будемъ же, братіе, всегда, а болѣе всего въ нарочитый праздникъ Богоявленія или Просвѣщенія, съ вѣрою и упованіемъ взывать къ Богу и Спасителю нашему, единому Источнику жизни, просвѣщенія и спасенія нашего гласомъ псамомскимъ: (Господи!) упіются отъ тука дому Твоего, и потокомъ сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источникъ живота, во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ. Пробави милость Твою вѣдущимъ Тя... (Псал. 35, 9-11), а вмѣстѣ и гласомъ церковнымъ: «Христе, Свѣте истинный, просвѣщаяй и освѣщаяй всякаго человѣка, грядущаго въ міръ! да знаменается на насъ свѣтъ лица Твоего, да въ немъ узримъ свѣтъ неприступный, и исправи стопы наша къ дѣланію заповѣдей Твоихъ, момитвами Пречистыя Твоея Матере и всѣхъ Твоихъ Святыхъ. Аминь».

Примѣчанія:
[1] Произнесено 6 января 1915 года въ Великой церкви Кіево-Братскаго монастыря.
[2] Слова 39 и 40. Изданіе «Русскаго Паломника» СПб., 1912, стр. 532 и 544.
[3] Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова, въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго, Епископа Ѳеофана. Выпускъ I. Москва 1882, стр. 387.
[4] Церковная Исторія Евсевія Памфила, переводъ съ греческаго. СПб., 1858, стр. 6.
[5] Сочиненія Св. Иринея, Епископа Ліонскаго, въ русск. перев. Свящ. П. Преображенскаго. Пять книгъ противъ ересей. Кн. IV, гл. 22, 2. Москва 1871, стр. 490.
[6] Сочиненія Св. Іустина Философа и мученика, русск. перев. Свящ. П. Преображенскаго. Вторая Апологія, п. 8. Москва 1864, стр. 122-123.
[7] Тамъ же, стр. 124-125.
[8] Н. В. Гоголя, И. В. Кирѣевскаго, А. С. Хомякова, Е. М. Достоевскаго и др.

Источникъ: Протоіерей А. Глаголевъ. Слово въ день Богоявленія или Крещенія Господня. О духѣ и сущности истинно-христіанскаго просвѣщенія. // Журналъ «Труды Императорской Кіевской духовной академіи», 1915. — Томъ I. — Кіевъ: Типографія Акц. О-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ», 1915. — С. 313-324.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0