Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Герасимъ (Паллада), патр. Александрійскій († 1714 г.)
Слово въ свѣтоносный день воскресенія Христа и Бога нашего
[1].

Вчера всякій благочестивый и боголюбивый человѣкъ чувствовалъ въ сердцѣ своемъ, по истинѣ, велію печаль и скорбь невыносимую, воспоминая, какъ Господа славы, Царя царствующихъ, держащаго всю тварь въ Своей длани, заключили въ единомъ маломъ гробѣ, въ единомъ мѣстѣ въ три лактя, подъ однимъ камнемъ Единаго положили мертва, уничиженна Іудеями. А днесь коликую радость и веселіе ощущаетъ въ себѣ каждая душа благочестивая, созерцая воскресеніе Господа нашего, и разпомышляя, какъ Тотъ, Который вчера поруганъ былъ яко осужденный, днесь съ великою властію попираетъ и сокрушаетъ врата ада яко Царь, — Тотъ, Котораго вчера оплакивала Его Матерь — Богородица, яко мертва, днесь изводитъ изъ ада мертвыя отъ вѣка съ силою великою, и славословится отъ всѣхъ Ангеловъ, пророковъ, праведныхъ, патріарховъ и святыхъ въ преисподнихъ земли. Сего ради всѣ мы единымъ гласомъ днесь воскликнемъ: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь. Сей день есть тотъ нареченный, святый, благознаменитый день воскресенія Господа нашего, въ который Онъ содѣялъ освобожденіе душъ сущихъ отъ вѣка человѣковъ, въ который отверзся рай, и въ который всѣ праведные возрадовались, а обольститель діаволъ низложенъ. Возвеселимся убо днесь, благочестивѣйшіе христіане, и взыграемъ Духомъ Святымъ. Ибо грѣхъ въ мірѣ болѣе не торжествуетъ. Христосъ царствуетъ. Христосъ господствуетъ. Онъ возшелъ на высоту и плѣнилъ плѣнъ; возшелъ на высоту креста, и сошель въ глубину ада, и поработилъ рабство веліе, поработилъ демоновъ, сихъ всезлобныхъ враговъ человѣка; души же, плѣненныя темными властями ада, плѣнилъ въ Свою собственную, свѣтлую державу, а демоновъ попралъ такъ, что они уже не имѣютъ никакого дерзновенія противъ человѣка. Радуйтеся убо и веселитеся въ пресвѣтлый сей день воскресенія Христа о побѣдѣ надъ діаволомъ и объ освобожденіи отъ него рода нашего; но радуйтеся радостію не чувственною, какъ веселятся языки заблудшіе, а радостію, приличествующею такому Царю, какъ Воскресшій. Сей Царь есть Богъ небесный: и мы да радуемся радостію небесною. Духъ есть Богъ: и наша радость да будетъ духовная. Выраженія же духовной радости суть славословія, словеса Божіи, благодаренія, пѣснословія Церкви. Сіе приличествуетъ христіанамъ. «Не твори пресыщеній, говоритъ мудрый Павелъ, ни похотствованій и блуда, и піянства». Итакъ радость наша состоитъ въ веселіи ума и души; и только этимъ веселіемъ мы радуемъ Бога, Который есть умъ и душа всего. Посему вперимъ весь умъ нашъ въ таинство воскресенія, и созерцаніе онаго уготоваемъ Ему вмѣсто одѣянія. Одежды же тѣла, тѣ златотканныя одежды, кои могутъ пораждать соблазнъ и тщеславіе, да не появляются вовсе. Одежды тѣла да будутъ у насъ скромныя и смиренныя: поступь — тихая, рѣчи — умныя: а піянство, буесловіе, пляски, игрища на распутіяхъ и торжищахъ, киѳары и пѣсни — прочь! Ибо всѣ они отъ сатаны, и не возвеселяютъ Владыку и благодатнаго Жениха. Только духовныя и чистыя радости угодны воскресшему Христу. И вотъ ими-то нынѣ украшаетъ васъ Святая Церковь, сія таинственная Невѣста Христова. Идите убо въ благословенные домы ваши и радуйтесь въ настоящій праздникъ, славя и воспѣвая воскресшаго Іисуса Христа. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Блаженной памяти Патріархъ великаго града Александріи Герасимъ Паллада (занимавшій патріаршескую каѳедру съ 1688 по 1710 г.) родился на славномъ островѣ Критѣ въ городѣ Хандакѣ. Отецъ его Протопресвитеръ Ѳеодоръ происходилъ изъ древняго и знатнаго дома Палладовъ, а еще знатнѣе былъ своимъ витійствомъ и благочестивымъ житіемъ; мать же его всюду слыла богобоязненною и чадолюбивою женщиною и доброю и гостепріимною хозяйкою. Богъ даровалъ имъ сіе чадо, когда они были уже не въ молодыхъ лѣтахъ. Отецъ Ѳеодоръ самъ обучилъ грамотѣ сына своего, и сообщилъ ему первоначальное образованіе, преподавъ первыя общія науки, и наипаче насадивъ въ сердцѣ его страхъ Господень, который есть начало премудрости. Послѣ домашняго, скромнаго воспитанія и обученія, родители отправили его въ Венецію для высшаго образованія въ тамошней Академіи. Здѣсь даровитый юноша, въ теченіи немногихъ лѣтъ, пріобрѣлъ основательныя познанія, и изучилъ языки: Еллинскій, Латинскій и Еврейскій. Полатинѣ онъ говорилъ и писалъ весьма свободно. А знаніе Еврейскаго языка отразилось въ его обширномъ изъясненіи седминъ Даніила пророка. Во время пребыванія его въ Европѣ, Турки овладѣли Хандакомъ послѣ долговременной осады. Узнавъ о несчастной судьбѣ своей родины и о смерти отца своего, Герасимъ ушелъ въ Пелопонисъ, гдѣ встрѣтился съ многими злополучными соотчичами своими, избѣжавшими рабства и безчестія, и оттуда переселился въ Касторію. Въ здѣшней Митрополіи, которая тогда зависѣла отъ Ахридскаго Архіепископа, опредѣлили его учителемъ и проповѣдникомъ. Благочестіе, ревность по вѣрѣ и даръ слова расположили къ нему сердца мѣстныхъ христіанъ, и онъ къ великой радости ихъ посвященъ былъ на осиротѣвшую каѳедру Касторійскую и сталъ ихъ Архипастыремъ, но не надолго. Ибо послѣ жалкой смерти Александрійскаго Святителя Парѳенія (онъ же и Прохоръ), погибшаго въ Смирнскомъ храмѣ отъ землетрясенія въ 1688 году, Пастыреначальнику и Господу нашему угодно было призвать его на каѳедру святаго, славнаго и всехвальнаго Апостола и Евангелиста Марка въ Александріи. Блаженнѣйшій Патріархъ Герасимъ управлялъ Православною Церковію въ Египтѣ въ теченіи 22 лѣтъ, какъ добрый пастырь и учитель изрядный. Разныя утѣсненія отъ Турковъ и непослушаніе самихъ христіанъ побудили его отказаться отъ патріаршества; и онъ, избравъ преемникомъ себѣ Ливійскаго Митрополита Самуила, родомъ Хіосца, оставилъ свою каѳедру въ 1710 году, и отправился на св. гору Аѳонскую, гдѣ по кратковременномъ покоѣ преселился въ вѣчныя обители.
     Сіе сказаніе извлечено мною изъ краткаго житія сего Патріарха, которое, неизвѣстно кѣмъ, написано въ 1785 году Мая 20 дня въ Каирѣ, и помѣщено въ началѣ рукописи въ листъ, содержащей всѣ проповѣди сего Іерарха. А рукопись эту я видѣлъ и пробѣжалъ въ Патріаршей библіотекѣ Каирской въ Апрѣлѣ 1850 года. Рукопись эта озаглавлена такъ: Герасима смиреннаго Патріарха Александрійскаго. Томъ пятый, а называется эта священная книга — Четыредесятница. Изъ приписей на ней видно, что Патріархъ началъ сочинять ее въ 1699 году и кончилъ въ 1704-мъ. Всѣхъ словъ въ ней сто; и они расположены на три года такъ, что ежегодно начинаются въ недѣлю мытаря и фарисея, и оканчиваются Пятдесятницею. Патріархъ писалъ ихъ для наставленія неученыхъ и малоученыхъ священниковъ и Архіереевъ, какъ то сказано въ предисловіи къ нимъ. Оглавленіе всѣхъ этихъ поученій составлено «Преосвященно-словеснѣйшимъ, присно-поминаемымъ, Митрополитомъ Киринейскимъ Іоасафомъ Крипяниномъ»: выраженіе — Преосвященно-словеснѣйшій, показываетъ, что и сей святитель былъ мужъ ученый и витія. Къ сожалѣнію, отъ несноснаго жара и удушья заболѣли у меня глаза тогда; и я, при другихъ занятіяхъ, успѣлъ извлечь изъ ней только одно слово, которое и предлагается въ переводѣ.
     Кромѣ упомянутыхъ ста проповѣдей Патріархъ Герасимъ написалъ еще 96 словъ, подъ заглавіемъ: Слова доказательныя о воплощеніи Господа нашего Іисуса Христа, сочиненныя Герасимомъ Архіепископомъ Александрійскимъ. — Почти во всѣхъ ихъ излагаются признаки пришествія Мессіи, и изъясняются 70 седминъ пророка Даніила. Послѣднее слово есть похвала Константину Великому.

Архимандритъ Порфирій.     

Источникъ: Архимандритъ Порфирій. Александрійскаго Патріарха Герасима слово въ свѣтоносный день воскресенія Христа и Бога нашего. // Духовная бесѣда, еженедѣльно издаваемая при Санктпетербургской Духовной Семинаріи. — СПб.: Въ типографіи Королева и К°. — 1859 г. — Томъ шестой. — С. 54-57.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0