Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Бѣлорусскій (въ мірѣ Григорій), «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; выдающійся дѣятель въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Родился 20 ноября 1717 года въ семьѣ бургомистра г. Нѣжина. 11-ти лѣтъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію, исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій. 11 августа 1744 г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ. Съ 1745 г. и по 1755 г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. 20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)
Слово въ день Великомученицы Варвары.

Всякъ иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 32).

Моглъ бы Христосъ Господь, яко есть Творецъ и Владыка всѣхъ, повелѣвать намъ безъ всякихъ обѣщаній, моглъ сказать просто: исповѣдайте, раби Мои, имя Мое и волю Мою предъ человѣки, не знающими сихъ, какъ и мы повелѣваемъ рабомъ и холопомъ нашимъ, не обѣщая имъ при всякомъ повелѣніи награжденія. Да нашижь холопы чѣмъ намъ должны? — однимъ только кускомъ земли, праведно или неправедно нами пріобрѣтенной, выработывая тотъ кусокъ не только для себя, но и для насъ, пищи отъ насъ и одежды не требуютъ, но паче насъ своими трудами и кормлятъ и одѣваютъ, и рабы только суть до гроба; напротивъ Христу Господу долженствуемъ и тѣломъ и душею, и пищею и одеждою, и настоящимъ житіемъ и будущимъ. Не убойтеся, говоритъ Онъ, отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тѣло погубити въ гееннѣ (Матѳ. 10, 28). И для чего бы не моглъ намъ Сей, душъ и тѣлесъ нашихъ Владѣтель, все, что хощетъ, повелѣвать намъ безъ договору и обѣщаній? Но се то есть безпримѣрная благость Господа и Творца нашего, что и долгу не истязуетъ безъ награжденія, въ договоръ входитъ съ рабами Своими, обязуется заплатить имъ тое, что они сдѣлать, яко рабы, должны, и какъ же заплатить: всякъ иже исповѣсть мя предъ человѣки, исповѣмъ его и азъ предъ отцемъ моимъ, иже на небесѣхъ.

Чудна сія благость Творца и Господа нашего! но она еще насъ и въ большее удивленіе приведетъ, естли разсудимъ и исповѣданіе наше имени Христова предъ человѣки и исповѣданіе Христово насъ, рабовъ Его, предъ Отцемъ небеснымъ, сколько первое, хотябъ и наитягчайше было, недостаточно есть въ разсужденіи послѣдняго.

По немощи плоти нашея, надобно признаться, что исповѣданіе имени Христова предъ человѣки не безъ тяжести есть, особливо при такихъ обстоятельствахъ, при какихъ Христосъ Господь нашъ повелѣвалъ имя Его исповѣдывать предъ человѣки. Предъ какими бо человѣки повелѣвалъ ученикамъ Своимъ исповѣдывать имя Его? предъ такими, какъ видно съ той же главы благовѣстія Матѳеева, въ коихъ едваль была какая кроха человѣчества, тутъ же бо сихъ человѣковъ состояніе изъяснилъ Христосъ, сказуя: се азъ посылаю васъ, яко овцы посредѣ волковъ, и паки: внемлите же отъ человѣкъ: предадятъ бо вы на сонмы, и на соборищахъ ихъ біютъ васъ. И предъ владыки же и цари ведени будете мене ради, во свидѣтельство имъ и языкомъ, и еще: предастъ же братъ брата на смерть, и отецъ чадо: и востанутъ чада на родители, и убіютъ ихъ. И будете ненавидими всѣми имене моего ради. Вотъ сборище тое, предъ которымъ надобно было исповѣдывать имя Христово, не человѣковъ, но волковъ соборище, человѣковъ, но такихъ, которые не только человѣколюбія вообще, но и братолюбія и чадолюбія совсѣмъ лишились и самихъ волковъ звѣрствомъ, милующихъ утробу свою, далече превзошли. Но ужели, скажемъ тутъ, что сіе исповѣданіе предъ человѣки съ толикою опасностію или совсѣмъ не возможное, или развѣ крѣпкими исполинами подражаемо есть. Но какъ я сіе промолвилъ, станетъ предъ умныя очи наши нынѣ празднуемая Св. Великомученица Варвара, вся кровію обагренна, вся тѣломъ, яко нѣкое вретище, раздранна, укажетъ намъ власы исторженны, ребра ободранны и обоженны, сосцы отторженны, главу первѣе млатомъ сокрушенну, потомъ рукою отчею отсѣченну; и тутъ, покивавъ главою своею, о, трусы! скажеть намъ: я дѣва, и дѣва недозрѣлыхъ еще лѣтъ, а толикія муки исповѣданія ради Христова претерпѣла; какъ же вамъ не стыдно сей долгъ нашъ христіанскій или невозможнымъ называть, или на героевъ только и крѣпчайшихъ исполиновъ возлагать? Не думайте, чтобъ мое тѣло не было страдательно; тѣмъ паче страдательнѣе оно было во мнѣ, чѣмъ нѣжнѣе было воспитано; тѣмъ чувствительнѣе, чѣмъ первый цвѣтъ юности былъ, и для рѣдкой красоты возвышенными чертогами отъ очей человѣческихъ сокрывался.

Сими словами, слушатели, отъ устъ Варвариныхъ столько многочисленныхъ, сколько и ранъ на тѣлѣ ея, аки устъ отверстыхъ, постыжены бывше, никто не дерзай говорить, будто исповѣданіе имени Христова и предъ самими мучителями было невозможное, или, по меньшему, развѣ исполиновъ тѣлесамъ удобь стерпимое.

Что еще? не болѣе ли постыдимся, естли такое предъ мучительми исповѣданіе имени Христова до насъ и не доходитъ, а вмѣсто того далече легше и сноснѣйшее! Живемъ не между мучительми, но между христіанами, и всѣ обще исповѣдуемъ единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ Онъ Спасителя міру, Іисусь Христа, а однако, понеже не всѣ то исповѣдуютъ дѣломъ, что устами, Бога, какъ Апостолъ сказуетъ, исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся его (Тит. 1, 16). Имутъ образъ благочестія, но силы его отверглись. Нѣтъ идоловъ видимыхъ у насъ, но невидимыхъ столько, сколько и смертей. Чреву ли кто работаетъ, чрево, по Павлу Апостолу, ему богъ есть, лихоимствуетъ ли кто, лихоимство для него, по томуже Апостолу, идолослуженіе есть. Не нудитъ никто насъ симъ божищамъ жертву приносить. Не предаетъ братъ брата на смерть, ни отецъ чадо, но многіе суть лжебратіе и други змія хулшіе, которые намъ говорятъ, что въ притчахъ Соломоновыхъ читаемъ: иди съ нами, пріобщися крове: скрыемъ въ землю мужа праведна неправедно. Стяжаніе его многоцѣнное пріимемъ, исполнимъ домы наша корысти. Жребій твой положи съ нами: общее влагалище стяжемъ вси, и мѣшецъ единъ да будетъ всѣмъ намъ (Прит. 1, 11. 13. 14). Многія суть жены, подобныя женѣ Іова праведника, которыя однако не говорятъ мужамъ своимъ: рцы глаголъ нѣкій ко Господу, и умри (Іов. 2, 9), но вмѣсто того: и живи и бери, говорятъ, коимъ бы надобно отвѣтствоватъ: вскую ты яко едина отъ безумныхъ рекла еси (Іов. 2, 10). Вотъ же предъ сими то идолами, то идолопоклонниками и идолопоклонницами долгъ есть истинному христіанину исповѣдовать Христа и святый Его законъ: чреву, требующему жертвованія себѣ, отвѣтствовать заповѣдію оною Христовою: да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34); призывающимъ въ объятія своя блудницамъ предлагать оное Апостольское ученіе: всякъ грѣхъ... кромѣ тѣла: а блудяй во свое тѣло согрѣшаетъ (1 Кор. 6, 18), и паки: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 11. 17); лихоимцамъ отвѣтствовать опять со Апостоломъ: умертвите уды ваша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе: ихъ же ради грядетъ гнѣвъ Божій на сыны противленія (Кол. 3, 5. 6).

Скажемъ, слушатели, но и симъ образомъ исповѣдывать Христа легко естъ, такъ бо слѣдуетъ на самаго себя вооружиться, друзей совсѣмъ отстать, въ недостаткѣ жить, съ женою ссоръ не имѣть, въ народѣ пустосвятомъ слыть, что все старцу развѣ, и въ пустынѣ живущему, со звѣрми сносно, а не благородному и фамиліанту въ сожитіи человѣческомъ. Но потише, потише, отзывается къ намъ опять Святая Великомученица: или я, говоритъ, не была благородна и славна, или богатства мнѣ не доставало? Единородна сущи дщерь отцу, всѣхъ его имѣній быхъ наслѣдница, кая сладость міра сего не была готова литися въ душу мою? Красота лица моего влекла со всѣхъ странъ жениховъ ко мнѣ, благороднѣйшихъ и богатѣйшихъ, все сіе и по природѣ, и по нѣжному воспитанію и по первому цвѣту лѣтъ моихъ хотѣло плѣнити себѣ сердце мое, однакожь все сіе, яко умѣтъ, вмѣнихъ, и узы ихъ, яко паучину, растерзахъ, когда довелось исповѣданіемъ имени Христова пріобрѣсти Христа и связаться съ Нимъ. Стыдитися убо намъ, о христіане, слѣдуетъ извиняющимся тяжестію заповѣдей Христовыхъ, когда оныя отроковицѣ и благородной, и богатой, и прекрасной игомъ благимъ и бременемъ легкимъ, по словеси Христову, съ опыту показались.

Но поступимъ еще отъ земли къ небеси, отъ подвиговъ нашихъ къ воздаянію, разсудимъ, хотя мало, исповѣданіе, которое учинитъ Христосъ исповѣдникамъ имени Своего предъ Отцемъ небеснымъ; явится ли какая пропорція между тѣмъ и симъ. Во-первыхъ, положимъ наши подвиги о имени Христовѣ самые наибольшіе, страданія такія, какія претерпѣла Св. Великомученица Варвара, однако и такій подвигъ рабскій есть, долгъ Господеви нашему, который исполнивши еще должны есмы говорить: неключими раби есмы яко еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10). Взаимное же исповѣданіе, Христомъ обѣщанное намъ, есть дѣло Господа нашего, никому недолжное, отъ единой щедроты Его происходящее, дѣло Того, Который обдержитъ кругъ земли, и обитающіи на ней предъ Нимъ, яко пруги суть (Ис. 40, 22). Есть ли намъ и земныхъ царей милостивое слово важно есть, то сколько важнѣйше Того Царя, предъ Которымъ царіе земные, равно со всѣми человѣцы, какъ презрѣнная саранча суть?

Нашего при томъ исповѣданія театръ весьма малый есть. Страданіе Великомученицы Варвары видѣлъ городъ Иліополь, терпѣніе добрыхъ христіанъ правды ради, естли нынѣ у насъ есть, видитъ нашъ городъ Могилевъ; но изъ числа видящихъ не однали упоминается Іуліана при страданіи Варвариномъ, которая о страдавшей восплакалась, и Бога подвигоположника прославила? да и въ насъ коль мало тѣхъ есть, которые о страждущихъ неповинно воздыхаютъ и страданіямъ ихъ хотятъ сообщники быть? такъ, сирѣчь, исповѣданіе наше въ семъ родѣ грѣшномъ и прелюбодѣйномъ, какъ его называетъ Христосъ, безплодно есть. Но взаимное исповѣданіе Христово о, коль, превеликому и необычному позорищу представлено есть! предъ кѣмъ бо и когда будетъ исповѣдывать исповѣдниковъ имени Своего? Предъ Отцемъ Своимъ небеснымъ во славѣ Своей, когда пріидетъ на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою со Ангелы Святыми, когда призоветъ небо свыше и землю разсудить люди Своя, когда дастъ море мертвецы своя, и смерть и адъ дадутъ мертвецы своя (Апок. 20, 13), и не будетъ ни единаго, который бы не опробовалъ исповѣданія Христова, приплещетъ небо блаженству исповѣдуемыхъ и сами же мучители и озлобившіе неповинныхъ, хотя въ раскаяніи и тѣснотѣ духа рекутъ тое Соломоново написанное: ахъ, сей есть, егоже имѣхомъ нѣкогда въ посмѣхъ, и въ притчу поношенія. Како вмѣнися въ сынѣхъ Божіихъ, и въ святыхъ жребій его есть, убо заблудихомъ отъ пути истиннаго: и правды свѣтъ не облиста намъ (Прем. 5, 3. 5-6). Наконецъ, исповѣданіе наше имени Христова блаженства и совершенства Ему никакого не приноситъ и принести не можетъ, Самъ бо Онъ существомъ Своимъ блаженный и пресовершенный, единъ сильный Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, единъ, имѣяй безсмертіе, и хотя исповѣданіе имени Его уставлено въ славу Его, однако нераздѣльно и въ спасеніе собственное наше. Но взаимное Его исповѣданіе исповѣдниковъ Своихъ предъ Отцемъ небеснымъ точно во славу нашу, въ блаженство же и совершенство наше самое ближайшее къ Божію блаженству и совершенству имать быти. Не исповѣсть бо насъ Сынъ Божій Единородный предъ Отцемъ Своимъ, яко незнающимъ подвиговъ нашихъ, но точно для того исповѣсть, дабы мы прославлены были предъ Отцемъ Его небеснымъ, и не понимаю, какъ былибъ совершены во едино и съ Тѣмъ, Который исповѣдуетъ и съ Тѣмъ, предъ Которымъ исповѣдуемъ: Азъ славу, говоритъ Онъ, юже далъ еси мнѣ, Отче, дахъ имъ: да будутъ едино, якоже мы едино есмы. Азъ въ нихъ, и ты во мнѣ да будутъ совершени во едино (Іоан. 17, 22. 23).

О, тварь! ты ли едино будешь съ Творцемъ твоимъ, ты ли совершишися во едино съ Единороднымъ Сыномъ Божіимъ и предвѣчнымъ Отцемъ Его? Непостижный образъ сего воздаянія исповѣдникомъ Христовымъ; но и обѣты Христовы не ложные суть: небо и земля мимо идетъ, говоритъ Онъ, словеса же моя не мимо идутъ (Матѳ. 24, 35); пріидетъ Онъ на судъ въ славѣ Своей, но та слава Его неразлучна и нераздѣльна будетъ отъ славы избранныхъ Его: пріидетъ бо, какъ Апостолъ увѣряетъ насъ, прославитися во святыхъ своихъ, и дивенъ быти во всѣхъ вѣровавшихъ (2 Сол. 1, 10). А посему и заключить намъ надобно съ Павломъ Апостоломъ: недостойны суть страданія вѣка сего къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18), и опять: легкое печали нашея, по преумноженію въ преспѣяніе тяготу вѣчныя славы содѣлываетъ намъ (2 Кор. 4, 17); наградятся, сирѣчь, намъ пѣнязи страданія нашего талантами славы вѣчныя и легкіе золотники цѣлыми пудами, капли потовъ нашихъ возмѣрятся цѣлыми морями сладостей небесныхъ. Не восхитимся лижь, о слушатели, таковымъ безмѣрнымъ за малые подвиги наши воздаяніемъ, таковымъ Господа нашего за исполненіе долгу нашего рабскаго премилостивымъ обѣщаніемъ, дабы исповѣсти имя Христово, по меньшему, вѣрого несуетною и благочестіемъ истиннымъ, и притомъ сколько случаются напасти намъ и озлобленія, терпѣніемъ въ невинности и упованіемъ твердымъ обѣщанія Христова? И естли крыло сіе одно не довольно есть подняти насъ къ небеснымъ, возьмемъ и другое въ помощь; припомянемъ, говорю, и тое, что тамъ же во ученіи Своемъ о исповѣданіи прилагаетъ Христосъ, глаголя: а иже отвержется мене предъ человѣки, отвергуся и Азъ его предъ Отцемъ моимъ (Матѳ. 10, 33). Сколь блаженный для насъ обѣтъ Христовъ исповѣданія Его предъ Отцемъ Его, столь окаянная и горестнѣйшая гроза отверженія насъ предъ Тѣмъ же Отцемъ, естли отверженнымъ отъ Бога некуда идти, только во адъ, на безчестіе тамо вѣчное, совершитися во едино съ діаволомъ, по тому: идите отъ мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его (Матѳ.25, 41). Къ симъ двумъ крыламъ восперяетъ насъ нынѣ празднуемая Великомученица, увѣщаніемъ своимъ: я, говоритъ, исповѣдывала имя Христово въ землѣ Палестинской, а нарочно, по Божіему смотрѣнію, пришла мощами своими нетлѣнными въ Россійскую къ вамъ, и какъ нетлѣніемъ, отъ Бога даннымъ, такъ и чудесами многоразличными ясно свидѣтельствую о вѣрѣ моей и будущемъ воздаяніи исповѣданія моего; подражайте убо мнѣ, о Россіяне! естли не страданіемъ отъ мучителей, то вѣрою, и благочестіемъ и терпѣніемъ въ напастѣхъ: да вмѣстѣ со мною исповѣсть насъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ предъ Отцемъ Своимъ Небеснымъ. Какое увѣщаніе Великомученицы заключаю словомъ моимъ. — Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Георгія Конисскаго, Архіепископа Могилевскаго. — Изданіе редакціи Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей. — Могилевъ на Днѣпрѣ: Скоропечатня и Литографія Я. Н. Подземскаго, 1892. — С. 224-230.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0