Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Бѣлорусскій (въ мірѣ Григорій), «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; выдающійся дѣятель въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Родился 20 ноября 1717 года въ семьѣ бургомистра г. Нѣжина. 11-ти лѣтъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію, исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій. 11 августа 1744 г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ. Съ 1745 г. и по 1755 г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. 20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы (1783).

О отрочати семъ молихся и даде ми Господь прошеніе мое, и азъ отдаю е (отроча) Господеви во вся дни живота его на служеніе Господеви (1 Цар. 1, 27-28).

Что сотворила Анна жена Елканова во время Ветхаго Завѣта, тоже сотворила Анна другая, жена Іоакима праведнаго, при наступленіи новой благодати. Первая, бывъ неплодною, просила у Бога чадородія, и родивъ Самуила, отдала его въ служеніе Богу; другая равнообразно молилась о разрѣшеніи неплодства своего и, выпросивъ дщерь преблагословенную Марію, не инако поступила, какъ и первая, приведши даръ сей небесный во храмъ Іерусалимскій въ служеніе Богу.

О дабы сіи святые примѣры послужили вообще всему супружеству; дабы, говорю, всѣ супруги пеклися о томъ, чтобы чада ихъ были плодомъ молитвы и благословенія; чтобы, получивъ отъ Бога просимое, отдавали дѣтей своихъ въ служеніе Богу! Знаю, что скажутъ многіе: обѣ Анны ради неплодства своего просили чадъ у Бога: чтожъ нужды въ прошеніи семъ плодороднымъ? Иная бы Анна хотѣла совсѣмъ не раждать; да и все ли раждаемое, весь ли родъ человѣческій отдавать въ служеніе Богу? — Такъ конечно должно быть, я отвѣтствую. Все даемое отъ Бога Богу воздавать долженствуемъ, и если что доброе получить хощемъ, конечно Бога просить о томъ нужду имѣемъ; инако ни доброе что получить, ни полученное удержать никакъ не можемъ. О чемъ и слѣдуетъ моя бесѣда.

Если обычаи наши и образъ бытія такъ сильны, что почти превращаютъ насъ въ то естество, коему сами свойственны: то я смѣло могу сказать, что большая частъ человѣковъ рождена въ міръ подобными безсловеснымъ, а не человѣками. Человѣкъ, отличный по существу своему отъ прочихъ тварей, долженъ по душѣ своей разумной познать себя и должности свои къ Творцу своему, показать въ себѣ подобіе самаго Создателя, по коему онъ сотворенъ, повиноваться Его святымъ заповѣдямъ, чаять воскресенія мертвыхъ, ожидать непремѣнно или награжденія за дѣла благая, или отмщенія за злая. Какъ же о тѣхъ человѣкахъ судить, кои въ цѣломъ житіи своемъ не имѣютъ попеченія о всемъ томъ, что до существа человѣческаго принадлежитъ, а все ихъ попеченіе — о угожденіи чреву и наслажденіи чувственномъ? Они безсмертіе души, воздаяніе благимъ и злымъ за басни вмѣняютъ. И какъ ясти и пити не хотятъ отъ поту лица своего, но — чужими трудами, уподобившись хищнымъ звѣрямъ и птицамъ: такъ, и въ силѣ сущи, обижаютъ немощныхъ, и лихоимствуя всякую неправду дѣлаютъ, словомъ: во все свое житіе больше чреву, нежели Богу работаютъ. Такихъ, говорю, человѣковъ кто за человѣковъ почитать станетъ? Не паче ли скотамъ безсловеснымъ и хищнымъ звѣрямъ они подобны? Если не вѣрите въ семъ мнѣ, то вѣрить долженствуете Духу Святому, о такихъ людяхъ устами апостола Петра сказующему: сіи, говоритъ, яко скоти животни, естествомъ бывше въ погибель и тлю... сласть мняще вседневное насыщеніе (2 Петр. 2, 12). Они похотьми своими упоены бывше, часто отрыгаютъ смрадное безбожниковъ слово: гдѣ есть обѣтованіе пришествія Его? отнелѣже бо отцы успоша, вся тако пребываютъ отъ начала созданія (2 Петр. 3, 4).

Если же такъ, что наши скотскіе нравы почти претворяютъ насъ въ скотовъ и звѣрей, какъ и самъ Духъ Святый сіе утверждаетъ: то заключить можемъ, что большая часть человѣковъ подобными безсловеснымъ, а не человѣками раждаются въ міръ сей. Для того я и предложилъ, что надобно всѣмъ вообще супругамъ просить съ небеси — человѣковъ зачинать и раждать, а не скотовъ и звѣрей. Признаюсь, что я нигдѣ въ исторіяхъ не читалъ доселѣ, чтобъ чадо молитвы уподобилось скоту несмысленному или звѣрю. На сей случай одною намъ довольно въ примѣръ сына молитвы Самуила. Онъ кромѣ непорочности и богоугожденія своего былъ украшенъ всѣми добродѣтельми; и когда отдавалъ верховную власть и судейство свое новоучрежденному царю Израильскому, то, собравъ весь народъ, съ дерзновеніемъ говорилъ ему: еда у кого тельца взяхъ, или осля, или кого отъ васъ насильствовахъ, или кого утѣснихъ, или отъ руку нѣкоего пріяхъ мзду, извѣщайте на мя и возвращу вамъ (1 Цар. 12, 3). О судіи! слышите судію Израильскаго: можете ли рѣчи его произнести предъ небомъ и землею, предъ Богомъ и человѣки? Да вы, и въ ложницѣ сидя, съ одною присутствующею совѣстію вашею, зажимаете не только уста ваши, но и мысли, еслибъ только могли связать ихъ.

И не довольно просить у Бога дѣтей, но надобно еще выпрошенныхъ отдавать въ служеніе Давшему. А какимъ образомъ? — Такимъ: не въ иноческій только и клирическій чинъ отдавай ихъ; и въ числѣ иноковъ и церковниковъ можно найти безсловесное житіе проводящихъ. Приводите чадъ вашихъ въ храмы Господни, приносите съ ними молитвы и жертвы духовныя благопріятныя Богови; а при томъ обителью святою и церковію сотворите домъ вашъ. Хозяинъ, научай дѣтей своихъ и всѣхъ домашнихъ закону Божію и вѣрѣ христіанской; мать, наставляй дщерей своихъ и рабынь благовѣрію и благочестію. Будьте, яко служители Іисусъ Христовы священнодѣйствующе, какъ апостолъ сказуетъ, благовѣствованіе Божіе, и приносяще дѣтей вашихъ Богу въ приношеніе благопріятно, посвященно Духомъ Святымъ (Рим. 15, 16). Наставляй, отецъ, дворянстномъ почтенный, сыновъ своихъ не карты обращать въ рукахъ, — орудіе, изобрѣтенное на разореніе имѣнія, на потеряніе чести и времени и на погибель души, но Евангеліе, — книгу живота вѣчнаго, книгу, по коей всѣ судъ пріимемъ и наслѣдимъ или блаженство вѣчное или мученіе, и впечатлѣй имъ въ сердце страхъ Божій и человѣколюбіе, дабы они съ рабами ласково обходились, помня, что дворянство есть только временное, до смерти продолжающееся отличіе, по смерти же между прахомъ господина и раба ни малѣйшаго не будетъ различія, и касательно души жребій послѣдняго можетъ быть гораздо блаженнѣе перваго. А ты, матерь, формируй дочерей своихъ, не зеркала имъ представляя, но законъ Божій, — зеркало, показующее и красоту и мерзость души; распещряй ихъ златотканными не ветшающими одеждами и каменьми, драгоцѣнными не только въ очахъ человѣческихъ, но и въ самыхъ Божіихъ сіяющими; украшай ихъ тою красотою, которую апостолъ Петръ, предписуя женамъ благочестивымъ, сказуетъ: имже да будетъ не внѣшняя плетенія власъ, и обложенія злата или одѣянія ризъ лѣпота, но потаенный сердца человѣкъ, въ неистлѣніи кроткаго и молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоцѣнно (1 Петр. 3, 3-4).

Такъ если будете, отцы и матери, научать дѣтей своихъ, и младый ихъ возрастъ аки воскъ мягкій во всякую преображатъ добродѣтель: тогда домы ваши подобны будутъ храмамъ святымъ, и воспитанные въ нихъ сыны ваши будутъ непорочные Самуилы, а не отверженные Саулы, и дщери ваши благословенныя нарекутся Маріи, а не проклятыя Далиды.

Сего къ предложенію моему на сіе краткое время и довольно бы; но какъ усугубился нашъ праздникъ сей воспоминаніемъ подвига Ея Императорскаго Величества, Матери Отечества, пекущейся о благосостояніи подданныхъ своихъ не меньше, какъ и родшая печется о рожденіи своемъ, — подвига такого, который совершенъ Ею въ едину нашу пользу и ради дѣтей нашихъ, въ коихъ будто наново родимся и умирая вѣчно пребываемъ, — подвига, говорю, геройскаго, примѣръ коего показала Она на себѣ самой и вседражайшемъ Наслѣдникѣ престола прививаніемъ той болѣзни, которая многихъ, особливо младенцевъ, безвременно лишаетъ жизни: для того Богу всещедрому, давшему намъ толь чадолюбивую Монархиню, принесемъ благодареніе, благодѣянію толикому, сколько возможно, соотвѣтствующее, и молимъ всеприлежно благость Его, да умножитъ щедроты Своя къ намъ, сохраняя животъ вседражайшій Матери Отечества, толико для насъ нужный, до позднѣйшихъ лѣтъ, и дая Ей блага по сердцу Ея, и всѣ Ея совѣты исполняя во славу имени Своего пресвятаго. — Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Георгія Конисскаго, Архіепископа Могилевскаго. — Изданіе редакціи Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей. — Могилевъ на Днѣпрѣ: Скоропечатня и Литографія Я. Н. Подземскаго, 1892. — С. 117-121.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0