Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Бѣлорусскій (въ мірѣ Григорій), «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; выдающійся дѣятель въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Родился 20 ноября 1717 года въ семьѣ бургомистра г. Нѣжина. 11-ти лѣтъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію, исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій. 11 августа 1744 г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ. Съ 1745 г. и по 1755 г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. 20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)
Слово на Вознесеніе Господне.

Иду уготовати мѣсто вамъ. И аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ себѣ (Іоан. 14, 2-3).

Который царь, слушатели, оставляетъ рабовъ своихъ для того точно, чтобъ, пошедши однолично въ дорогу далекую и претрудную, уготовить для нихъ мѣсто хорошее и, уготовивши, опять возвратиться для поятія ихъ къ себѣ? Цари земстіи чтобъ сіе сдѣлали когда, никакая исторія не освѣдомляетъ насъ. Но Царь неба и земли, Іисусъ Сынъ Божій увѣрилъ о семъ учениковъ Своихъ, часть увѣренія онаго уже выполнилъ, часть же остальную такъ выполнитъ непремѣнно, какъ и выполненное уже не можетъ быть не выполненнымъ. Но пущай милость сія Царя Небеснаго къ рабамъ Своимъ будетъ безпримѣрная; да для чегожь, какъ можемъ подумать, и излишняя? Царю Небесному, имѣющему тмы темъ Ангеловъ — слугъ Своихъ, можно бы, кажется, повелѣть было и все тое совершить, что Онъ Своею особою сдѣлать для учениковъ Своихъ постановилъ. Ангелы суть небесные жители, и какъ бы они тамо, среди зажилыхъ своихъ селеній, мѣста намъ не уготовали, по повелѣнію Господа своего? Но Царь Сей Самъ охотится идти и рабомъ Своимъ служить самолично. Для чего же такъ? Не то ли причиною, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни иная какая тварь не могли намъ мѣста на небеси уготовить, но Самому оставалось самолично сіе дѣло Сыну Божію, и гдѣ то мѣсто заготовано для истинныхъ учениковъ Христовыхъ, о томъ послышите въ словѣ семъ.

Во-первыхъ, должно намъ примѣтить, когда сказалъ сіе Спаситель Христосъ ко ученикамъ: иду уготовати мѣсто вамъ, не по воскресеніи изъ мертвыхъ, возносясь на небо, но предъ страданіемъ, при самомъ выходѣ на страданія, при самыхъ вратахъ смерти Его; изъ чего видно, что походъ сей Христовъ проложенъ былъ чрезъ Голгоѳу, путемъ, терніемъ устланнымъ, не однѣ ноги бодущимъ, но и самой головы досязающимъ; а для чего путь сей Христу Спасителю чрезъ Голгоѳу проложенъ? Для того, что, грѣшниковъ ведучи до неба, надобно было за грѣхи ихъ пострадать. Готовля имъ мѣсто въ небеси, слѣдовало, по правосудію Божію, ключъ взяти къ небеснымъ дверямъ не иный, какъ только крестъ, и отъ сего стропотнаго и терніемъ устланнаго Спасителю нашему пути можно уже и вѣдать, что ни Ангелъ, ни Архангелъ, ни иная какая тварь не могла грѣшникамъ уготовати мѣста въ небеси. Утверждаетъ намъ сіе самая скинія ветхозавѣтная, глаголемая святая святыхъ. Она была со всѣмъ приборомъ своимъ предначертанная Самимъ Богомъ, какъ Моѵсею сказано: виждь, рече, сотвори вся по образу показанному тебѣ на горѣ (Исх. 25, 40); въ оную скинію, глаголемую святая святыхъ, по томужь повелѣнію Божію, единожды въ годъ, единъ только архіерей входилъ, и тотъ не безъ крове. А тая церемонія что знаменовала? Вотъ Павелъ Апостолъ толкователь ея: Христосъ, рече, пришедъ архіерей грядущихъ благъ, съ болшею и совершеннѣйшею скиніею, нерукотворенною, сирѣчь, не сея твари, ни кровію козлею, ни телчею, но своею кровію, вниде единою во святая, вѣчное искупленіе обрѣтый, и мало ниже: не въ рукотворенная святая вниде Христосъ, противообразная истинныхъ, но въ самое небо, нынѣ да явится лицу Божію о насъ, и еще: нынѣ, рече, единою въ кончину вѣковъ, во отметаніе грѣха, жертвою своею явися (Евр. 9, 11. 12. 24 и 26). По сему ученію, предводителю грѣшниковъ въ скинію нерукотворенную, сирѣчь, въ самое небо надобно было быть Самому Сыну Божію, жертву о насъ носящему самую плоть Свою раздранную и кровію обагрѣнную, и въ такомъ ужасномъ видѣ явитися предъ лице Божіе, яко ходатаю за нечестивыхъ грѣшниковъ. Тѣнь убо ветхозавѣтная, но Богомъ Самимъ предначертанная, Апостолу изъясняющу, совершенно указала намъ, что никакая тварь не могла внити въ небо, путь творя грѣшникамъ, кромѣ Іисуса Сына Божія, и Самъ Іисусъ не могъ внити инако, только съ кровію Своею, изліянною за грѣхи наши, и явитися предъ лице Божіе не инако, какъ жертвою Своею, а послѣдовательно какъ ввести насъ въ небо, уготовати тамъ мѣсто намъ, единаго Сего Первосвященника и Предтечи нашего было дѣло.

Сіежь познавше, думаю, жадничаете, слышатели, узнать мѣсто тое, которое Христосъ Спаситель, отходя, обѣщалъ уготовать ученикомъ Своимъ и въ ихъ лицѣ всѣмъ истиннымъ христіанамъ, натурально бо заключить слѣдуетъ, чтобъ оное мѣсто было самое пребогатое и преблаженнѣйшее, которое ни Ангелъ, ни Архангелъ, ни иная кая тварь, но Самъ Господь и Творецъ всея твари, и Той Самъ не инако уготовить, но изліяніемъ крови Своей, обѣщалъ. Нѣкоторые отъ инославныхъ, люди ученій, поставили мнительно (ибо того въ самой вещи не бывало) многія числомъ небеса, и въ одномъ изъ нихъ положили Ангеловъ, прилучивъ души праведниковъ, въ другомъ Архангеловъ, присовокупивъ къ нимъ Пастырей, въ третьемъ, четвертомъ даже до девяти прочіе Ангеловъ чины, прибавивъ къ нимъ преподобныхъ, дѣвственниковъ, мучениковь, десятое небо пожаловали Богоматери, одинадцатое Самому Христу, а дванадесятое — Пресвятой Троицѣ; да и въ нашея церкви повѣствованіяхъ начитаешь, что нѣкоторый любитель святаго Златоуста, въ восхищеніи своемъ въ небеса видѣвъ многихъ святителей въ разныхъ мѣстахъ, какъ не доволясь тѣмъ, жадничалъ видѣть и Іоанна Златоустаго, сказалъ ему: «вожай, а! а! покаянія де проповѣдника хощеши видѣть; онъ де у престола Самыя Троицы». О, сновидѣніе сладкое! да и обманъ для невѣждъ не меньше лестный! не баснямъ таковымъ, но Слову Божію, вмѣстѣ и пресладкому и преистинному, вѣрить мы долженствуемъ. Самъ Христосъ Спаситель нашъ, уготовавшій мѣсто истиннымъ ученикомъ Своимъ, не умножая небесъ, не отдѣляя никого отъ лицезрѣнія Своего, одно небо, одно мѣсто съ Собою всѣмъ указуетъ, ясно глаголя: и егда уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму васъ къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ, и вы будете; что и подтвердилъ въ смертнозавѣтной молитвѣ Своей ко Отцу Своему, глаголя: Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною: да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ, яко возлюбилъ Мя еси прежде сложенія міра (Іоан. 17, 24); что тутъ скажете, баснословцы? гдѣ тутъ раздѣленіе мѣстъ или небесъ! кая преграда и стѣна, раздѣляющая отъ лицезрѣнія Спасителя нашего Богочеловѣка и Самыя Пресвятыя Троицы? Какъ вы, поставивъ Златоустаго святаго предъ самимъ престоломъ Святыя Троицы, Василія Всликаго и другихъ не меньшихъ святителей удаляете отъ того, въ чемъ самое состоитъ существо блаженства нашего? Вы, какъ видно, никогда не раскусили преудивительныхъ оныхъ словесъ Христовыхъ, коими Онъ учениковъ Своихъ, по неизреченной благости Своей, въ одинъ составъ съ Собою и съ Отцемъ Своимъ совокупляетъ, глаголя: соблюди ихъ во имя Твое, ихже далъ еси Мнѣ, да будутъ едино, якоже и Мы, и не довольствуя однимъ словомъ, опять повторилъ: якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи едино въ Насъ да будутъ (Іоан. 17, 11 и 21). Во-истинну, одинъ составъ наполъ и въ дробные куски раздѣляютъ, кто учениковъ Христовыхъ отъ Христа въ блаженствѣ будущемъ и отъ престола Пресвятыя Троицы раздѣляютъ. Одна, не десять скиній, Божія съ человѣка указана въ откровеніи Богослову Іоанну, одинъ Богъ, вселившійся въ скиніи сей съ человѣки, одинъ Агнецъ, водящій всѣхъ, и всѣ неотлучно, аможе ходитъ Онъ, послѣдуютъ Ему. Какой же волкъ еще и въ небеси будетъ паству Агнца Сего возмущать и тѣснѣйшимъ союзомъ присовокупившуюся Ему разрывать? Какой супостатъ возможетъ Бога, положившаго селеніе Свое въ человѣцѣхъ, изгонять отъ нихъ? Блаженство вѣчное образуется бракомъ, сирѣчь, свадьбою; въ ней Христосъ Спаситель женихъ, а невѣста все собраніе избранныхъ Божіихъ. Чтожъ бы то была за невѣста, какой для нея бракъ, естли бы она не имѣла въ объятіяхъ своихъ прелюбезнѣйшаго Жениха своего? Чертоги небесніи, со всѣмъ украшеніемъ своимъ, были бы для нея темницею, вся сладость небесная была бы пелыномъ, и какъ тутъ отдѣлять цѣлыми небесами Жениха отъ невѣсты, а невѣсту отъ Жениха? То безспорно, что будутъ степени славы блаженнымъ, по мѣрѣ подвиговъ ихъ, Павлу Апостолу учащему насъ: ина убо, сказуетъ, слава солнцу, ина слава лунѣ, ина звѣздамъ: и звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ во славѣ. Такожде, рече, и воскресеніе мертвыхъ (1 Кор. 15, 41). Но видѣніе лица Божія и соединеніе съ Нимъ, въ чемъ состоитъ самое существо блаженства живота вѣчнаго, общее для всѣхъ будетъ, и въ первые часы, и въ послѣдній единонадесятый пришедшимъ въ виноградъ работать равный дается динаръ, и пріобрѣтшій пятьми талантами десять и двумя четыре въ едину и туюжде радость Господа Своего допущены будутъ. И что бы сему препятствовало? не думаетъ ли кто, что и тамъ приступъ кь Богу будетъ меньшимъ чрезъ большихъ, какъ теперь къ царю чрезъ бояръ и большіи меньшими умѣютъ управлять? Никто сего да помышляетъ, ясно бо отрекъ Апостолъ, глаголя о Христѣ: егда предастъ царство Богу и Отцу, и испразднитъ всяко началство и всяку власть и силу, тогда будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 24 и 28). Потребится тамъ всякое начальство и власть, не будетъ тамъ ни царей, ни губернаторовъ, ни владѣльцовъ, но Богъ одинъ будеть всѣмъ равно и царь, и владѣлецъ и губернаторъ и защитникъ, и отецъ, и братъ и другъ: вы друзи Мои есте, глаголетъ Христосъ ко ученикомъ: не ктому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его, васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 14-15).

А отсюду и видно, какое мѣсто избраннымъ Своимъ уготовилъ Спаситель Христосъ, мѣсто достойное уготовленія Его и крови, съ коею Онъ уготовилъ совершенно соотвѣтствующее.

Будемъ убо истинными учениками Христовыми, слышатели правовѣрныи, соблюдемъ заповѣди Его; имѣяй бо заповѣди Моя, глаголетъ Онъ, и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя: а любляй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ, и опять: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 21. 23). Дадимъ мѣсто въ душахъ и тѣлахъ Спасителю нашему, со Отцемъ Своимъ жити въ насъ хотящему, да взаимно дадутъ Они намъ мѣсто уготованное въ небеси, на самомъ престолѣ Своемъ, въ самомъ нѣдрѣ любви Своея. Вознеслся Христосъ въ небеса уготовати намъ мѣсто, которое око не видѣ, ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыде (1 Кор. 2, 9), — уготовимъ же мы себя къ тому мѣсту, да пришедъ Онъ поиметъ насъ съ Собою, да идѣже Онъ есть, и мы будемъ во вѣки. — Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Георгія Конисскаго, Архіепископа Могилевскаго. — Изданіе редакціи Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей. — Могилевъ на Днѣпрѣ: Скоропечатня и Литографія Я. Н. Подземскаго, 1892. — С. 314-318.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0