Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Бѣлорусскій (въ мірѣ Григорій), «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; выдающійся дѣятель въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Родился 20 ноября 1717 года въ семьѣ бургомистра г. Нѣжина. 11-ти лѣтъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію, исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій. 11 августа 1744 г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ. Съ 1745 г. и по 1755 г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. 20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)
Слово при вступленіи въ паству.

Первое слово къ вамъ, благочестивые Слушатели, Христовы людіе, разсудилъ я сказать о себѣ самомъ. А что могу вамъ о себѣ сказать? Стану ли мудростію моею хвалиться, или силою и благородствомъ величаться? Слышу, что Учитель языковъ, Апостолъ Павелъ Коринѳянамъ говоритъ: яко не мнози премудри по плоти, не мнози силни, не мнози благородни: но буяя міра избра Богъ, да премудрыя посрамитъ, и немощная міра избра Богъ, да посрамитъ крѣпкая, и худородная міра и уничиженная избра Богъ, и не сущая, да сущая упразднитъ, яко да не похвалится всяка плоть предъ Богомъ (1 Кор. 1, 26-29). Рыбари, дѣлатели шатровъ, мытари были Апостолы Христовы. Какъ же могутъ преемники и наслѣдники ихъ недостойные благородствомъ или другими какими достоинствами хвалитися? Не о томъ убо, не о томъ, но о должности собственной моей нужда мнѣ настоитъ изрещи слово, и истязуетъ у мене того самая моя должность.

Должность моя, какъ вы сами видите, есть учительская: а учители добрые и не лукавые себе первѣе учатъ, нежели другихъ; своему уху, яко ближайшему, напередъ проповѣдуютъ, нежели чужимъ; свою цѣлость напередъ соблюдаютъ, нежели стороннихъ. Но горе учителю тому, который, проповѣдуя, какъ Павелъ сказуетъ, не красти, самъ крадетъ; глаголяй не прелюбы творити, самъ прелюбы творитъ; въ законѣ хвалится, а преступленіемъ закона Бога безчествуетъ (Рим. 2, 22-23)! Стыдно будетъ, когда ученики его скажутъ ему по притчѣ той: врачу, исцѣлися самъ (Лук. 4, 23). Слышите убо въ началѣ, о! уши мои, проповѣдь вамъ глаголемую; внемлите, о! разумъ мой и сердце, о чемъ съ вами буду бесѣдовать. Затверди и запечатлѣй, о Епископе! чѣмъ ты Богу, чѣмъ ты людемъ Его симъ долженъ еси.

Не обрѣтаю я на сей часъ, для показанія должности моей, приличнѣйшаго въ Св. Писаніи мѣста, какъ то, которое въ Пророчествѣ Іезекіилевомъ помѣщено. Въ ономъ Самъ Богъ первѣе такой примѣръ приводитъ: земля, на нюже Азъ аще наведу мечь Мой, и поймутъ людіе земли человѣка единаго отъ себе, и поставятъ его себѣ въ стража на предѣлѣхъ: и узритъ стражъ мечь грядущій на землю, и вострубитъ трубою, и проповѣсть людемъ: и услышитъ услышавый гласъ трубы, а не сохранится, и найдетъ мечь и постигнетъ его: и кровь его на главѣ его будетъ. Но аще стражъ увидить мечь грядущъ, и не вострубитъ трубою, и не проповѣсть людемъ, и людіе не охранятъ себе, и нашедъ мечь возметъ отъ нихъ душу: та убо душа беззаконія ради своего взяся, а крове ея отъ руки стража взыщу (Іез. 33, 2-6). И сей разительный примѣръ давши, Богъ обращаетъ тутъ же слово Свое къ Пророку, глаголя: И ты, сыне человѣчь, въ стража дахъ тя дому Израилеву, и услышиши отъ устъ Моихъ слово, и проповѣси имъ отъ Мене. Егда реку грѣшнику: грѣшниче, смертію умреши, ты же не будеши глаголати, еже обратитися ему отъ пути своего: той убо беззаконникъ въ беззаконіи своемъ умретъ, а крове его отъ руки твоея взыщу. Аще же ты проповѣси нечестивому путь его, еже обратитися отъ него, т. е. если ты грѣшника предостережешь, и не обратится съ пути своего: той въ нечестіи своемъ умретъ, а ты душу свою избавилъ еси, т. е. ты чистъ будешь отъ крове его (Іез. 33, 7-9).

Сіе-то слово Божіе, съ того самаго часа, какъ Епископскій чинъ на мене возложенъ, не престаетъ звенѣть въ ушахъ моихъ, и яко острое оружіе, проходитъ до глубины сердца моего. Аще ямъ, аще пію, аще ино что творю, всечасно слышу гласъ сей: И ты, сыне человѣчь, въ стража дахъ тя дому Израилеву, и еже услышиши отъ устъ Моихъ слово, и проповѣси имъ отъ Мене. Не сравниваю я себя съ Пророкомъ Божіимъ въ пророческихъ дарованіяхъ его, не равняюсь съ нимъ и въ добродѣтельномъ житіи: но что касается до должности, одна и таже нынѣ на мнѣ лежитъ, которая была и на немъ. Стражъ убо твой есмь, о доме Израилевъ, о Церковь Христова! Вамъ трубити поставленъ я, о благочестивое сословіе Бѣлорусское! На моихъ, какъ вижу, несчастливыхъ рукахъ или животъ, или кровь ваша положена. И сему-то въ началѣ учитъ мене самое имя или титулъ чина моего. Слово бо Епископъ есть Греческое, и на языкѣ томъ означаетъ надзирателя, блюстителя, стража. О! дабы и всякъ Епископъ именовался паче своимъ отечественнымъ, яснымъ всякому, словомъ: тогда лучше бы, надѣюсь, и разумѣлъ и наблюдалъ столь важную должность свою, требующую особенной бдительности и даже неусыпной.

Не иное же, вижу, дѣло Епископское, не иное попеченіе было и у древнихъ Епископовъ, и у самихъ Апостоловъ. Кто сему не довѣряетъ, пусть раскроетъ Исторію о житіи и подвигахъ Святителей первыхъ Христіанскихъ вѣковъ. Какъ они званіе свое проходили? Спали, или молчали? Одними только молитвами и поставленіемъ пресвитеровъ занимались? Ахъ, не такъ, не такъ! Св. Церковь безгласныхъ Епископовъ не называетъ Вселенскими Учителями, богогласными трубами, златыми устами; спящихъ и дремлющихъ не именуетъ Она столпами Вѣры, утвержденіемъ истины, поборниками благочестія. Александрія конечно не спящаго имѣла Епископа, Аѳанасія онаго Великаго, который пока жилъ и стоялъ на стражѣ церковной, дотолѣ ересь Аріева, хотя цѣлымъ почти свѣтомъ тогда завладѣла, хотя самихъ Царей и Сильныхъ земли поборниками имѣла, но не смотря на то, въ Епархіи Аѳанасіевой не смѣла и гласа испустить: Святитель сей языкомъ и перомъ, какъ перуномъ, плевелы и нечестіе ея разметалъ. И Каппадокія не дремлющаго конечно имѣла Епископа, Василія онаго Великаго же, котораго Епархія посреди ересей, какъ домъ Лота праведнаго посреди Содома, цѣла и нерастлѣнна пребыла, и съ языкомъ коего гораздо труднѣе было воевать Іуліану отступнику, нежели съ Персидскою Монархіею. Не нѣмаго конечно и Константинополь имѣлъ Епископа, онаго Іоанна Златоустаго, о которомъ вообще говорили, что лучше солнцу престать свѣтить, нежели Златоустому говорить. И по истинѣ, недостало бы мнѣ времени, ежели бы восхотѣлъ я повѣствовать о Кириллахъ, Григоріяхъ, Ѳеодоритѣ, Евсевіѣ, Епифаніѣ, Амвросіѣ, Августинѣ, Дамаскинѣ, Ѳеофилактѣ и о прочихъ многочисленныхъ Отцахъ Церкви, которые и по смерти своей въ книгахъ своихъ проповѣдывать доселѣ не престаютъ.

Коснуся еще сего священнаго долга Епископскаго, и примѣромъ самихъ Апостоловъ, коихъ преемниками и намѣстниками мы нарицаемся, покажу вамъ, что дѣло проповѣди и ученія было у нихъ дѣло, не токмо должное, но и всегдашнее. Св. Апостолъ Павелъ, привѣтствуя послѣднимъ цѣлованіемъ Епископовъ и Пресвитеровъ Ефесскихъ, такъ ихъ должности поучаетъ: Внимайте себѣ и всему стаду, въ немже васъ Духъ Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровію Своею (Дѣян. 20, 28). И потомъ показуя имъ себе самаго въ примѣръ, говоритъ: Бдите поминающе, яко три лѣта, нощь и день не престаяхъ уча со слезами единаго когождо васъ (Дѣян. 20, 31). Здѣсь, о Епископе, замѣть себѣ, что Апостолъ Павелъ, не только по праздникамъ, не только по недѣлямъ, но и по всякъ день, да еще и по всяку нощь проповѣди говорилъ, и не въ Соборѣ только, но и по единому всякаго поучалъ. Да и какъ поучалъ? Со слезами. Что самое на томъ же мѣстѣ такъ изъясняетъ: яко ни въ чесомъ отъ полезныхъ обинухся, еже сказати вамъ и научити васъ предъ людми и по домомъ (Дѣян. 20, 20). Тѣмъ же свидѣтельствую вамъ, продолжаетъ Апостолъ, во днешній день, яко чистъ есмь отъ крове всѣхъ: не обинухся бо сказати вамъ всю волю Божію (Дѣян. 20, 26-27). Подобнымъ образомъ той же Апостолъ языковъ и Тимоѳея, возлюбленнаго ученика своего, должности Епископской научаетъ, глаголя: засвидѣтельствую азъ предъ Богомъ и Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, хотящимъ судити живыхъ и мертвыхъ въ явленіи Его и царствіи Его: проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 4, 1-2). Всего же яснѣе оный Вселенскій Епископъ Павелъ истолковалъ должность Епископскую въ Посланіи своемъ къ Коринѳяномъ: Аще благовѣствую, говоритъ онъ о себѣ самомъ, нѣсть ми похвалы, нужда бо ми належитъ: горе же мнѣ, аще не благовѣствую (1 Кор. 9, 16), то есть (ежели впрочемъ и на сіе потребно кому изъясненіе: лежитъ на выѣ Епископской дѣло благовѣстія, аки долгъ не уплаченный; и если я благовѣствую, то не по одной волѣ или собственной охотѣ исполняю сіе, съ тѣмъ, чтобы мнѣ за исполненіе какого-либо воздаянія или похвалы ожидать: но по самой нуждѣ и изъ повинности моей то творю; если же не благовѣствую, горе мнѣ, бѣда не минетъ меня! Что же иное значится и въ приведенномъ изъ пророчества Іезекіилева словѣ, если не та же самая обязанность Епископа? Ибо тамъ сказано: аще не будеши глаголати, еже обратитися грѣшнику отъ пути своего, той убо беззаконникъ въ беззаконіи своемъ умретъ, а крове его отъ руки твоея взыщу (Іез. 33, 8). По чему же, вопрошаю, Богъ глаголетъ, что Онъ взыщетъ крови за премолчаніе? По тому, отвѣтствую, что проповѣдь на стража-Епископа наложена, яко долгъ нѣкій: ибо если я ни чемъ и ни кому не долженъ; то на мнѣ никто ничего и искать не станетъ.

И въ сихъ-то, хотя въ маломъ числѣ приведенныхъ, какъ свидѣтельствахъ Апостольскихъ, такъ и примѣрахъ преемниковъ ихъ, вижу ясно, въ чемъ моя должность состоитъ, и не только вижу, но и содрогаюсь, сколько ни размышляю о тяжкомъ гóрѣ томъ, о коемъ напомнилъ Апостолъ Павелъ, сколько ни разсуждаю о силѣ и важности тѣхъ словъ, которыя Богъ, чрезъ Пророка Своего, изрекъ и мнѣ: крове отъ рукъ твоихъ взыщу.

Ахъ! стократно несчастенъ тотъ человѣкъ, на котораго Самъ Богъ истецъ есть, и которому съ Богомъ въ судъ вступить предстоитъ! Давидъ, кроткая оная душа, завременно отклоняется отъ таковаго Истца, умоляя Его тако: не вниди, Господи, въ судъ съ рабомъ Твоимъ, яко не оправдится предъ Тобою всякъ живый (Псал. 142, 2). Оправдишися во словесѣхъ Твоихъ, и побѣдиши, внегда станешь судити (Псал. 50, 6). — Единъ, единъ токмо осмѣлился внити въ судъ съ Богомъ. Кто такой? спрашиваете вы, съ удивленіемъ. Самъ Богъ, Единородный Сынъ Божій, поручившійся заплатить за беззаконія наши. Но и Онъ, хотя Сынъ, чего не претерпѣлъ, чтобы умилостивить Правосудіе Божіе? Кровію Своею, за кровь погибшихъ человѣковъ, и поносною на крестѣ смертію долженъ былъ Онъ заплатить. — Какія же мученія, какія истязанія ожидаютъ тѣхъ безпечныхъ Епископовъ, которые спятъ и молчатъ? О тяжкое Епископское бремя! О несчастливыя руки, отъ коихъ Богу крови душъ человѣческихъ взыскивать належитъ! Подлинно, не хотѣлъ и убѣжалъ бы я званія сего, или паче молилъ бы, да ввергнутъ мене въ море, какъ нѣкогда Іону, не хотѣвшаго итти въ Ниневію. Но, Господи, камо пойду отъ Духа Твоего, и отъ лица Твоего камо бѣжу (Псал. 148, 7)? Не сокрыло Іону и море отъ очей Божіихъ, не удержала утроба китова отъ руки Его. Убо якоже изволися Господеви, тако и мнѣ да будетъ! —

Простите мнѣ, благочестивые Слушатели, завременно прошу, простите въ томъ, что я, по званію Пастыря и Стража, не стану молчать, живучи съ вами. Возопій крѣпостію, глаголетъ Богъ у Пророка Исаіи, и не пощади, яко трубу возвыси гласъ твой, и возвѣсти людемъ Моимъ грѣхи ихъ и беззаконія ихъ (Ис. 58, 1). Ежели стану молчать, гибелію грозитъ мнѣ Богъ. Убо когда хощете, чтобы я молчалъ предъ вами, снимите съ мене чинъ сей: буду весьма благодаренъ. Простите также и въ томъ, ежели въ словѣ моемъ коснуся иногда чіихъ-либо нравовъ и дѣйствій. Настой, вопіетъ Апостолъ Павелъ, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 4, 2). И паки прошу, не только простить за слово, но и внимать слову. Свидѣтельствуюсь Богомъ живымъ, что басней и вымысловъ человѣческихъ говорить предъ вами не стану, и прѣній, болѣе вредныхъ, нежели полезныхъ, предлагать вамъ не захочу. Слышу, Богъ глаголетъ: слово, которое услышиши отъ устъ Моихъ, да проповѣси людемъ отъ Мене, т. е. именемъ Моимъ (Іез. 33, 7). Разумѣйте убо, что Богъ отъ устъ Его повелѣваетъ слышать, и отъ имени Его проповѣдать. А потому долгъ мой говорить вамъ словеса Господня, словеса чиста, сребро разжено, искушено земли, очищено седмерицею (Псал. 11, 7). Ежели убо того не станете слушать, уже не моя вина, и не моя гибель. Слышите Бога глаголющаго: аще ты проповѣси нечестивому путь его, еже обратитися отъ пути злаго, и онъ не обратится съ пути своего, той въ нечестіи своемъ умретъ, а ты душу твою избавилъ еси (Іез. 33, 9).

Впрочемъ, въ назиданіи дѣла моего Епископскаго, къ Тебѣ, о Іисусе Христе, вѣчный Архіерею душъ нашихъ, очи и сердце мое возвожу, и молю Тя, даждь мнѣ уста поучати, а людемъ симъ уши и сердца, внимати и поучатися. Языкъ мой да будетъ трость, книжника скорописца (Псал. 44, 2), а сердца ихъ — скрижали, перстомъ Твоимъ написанныя. Самъ стражъ буди намъ, охраняя насъ яко зѣницу ока. Самъ возвѣщай намъ волю Твою. Самъ отвращай насъ отъ пути неправды, направляя на путь истины Твоея. Ты положилъ еси, Господи, святѣйшую кровь Твою о душахъ нашихъ: сотвори убо, да ни едина душа погибнетъ, да ни единой крове взыщется отъ рукъ моихъ! — Аминь.

Говорено Ноября 12 дня, 1755 года.

Источникъ: Собраніе сочиненій Георгія Конискаго, Архіепископа Бѣлорусскаго, съ портретомъ и жизнеописаніемъ его. — Изд. Протоіереемъ Іоанномъ Григоровичемъ. — Часть первая. — СПб.: Печатано въ типографiи   И м п е р а т о р с к о й   Россійской Академіи, 1835. — С. 1-13.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0