Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Бѣлорусскій (въ мірѣ Григорій), «необычайный іерархъ русской церкви», «апостольскій трудникъ» въ борьбѣ съ латинствомъ и уніей за православіе и русскую народность; выдающійся дѣятель въ церковно-религіозной, общественной и политической жизни сѣверо-западной Россіи второй половины 18-го столѣтія. Родился 20 ноября 1717 года въ семьѣ бургомистра г. Нѣжина. 11-ти лѣтъ былъ отданъ въ Кіевскую духовную академію, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ и окончилъ полный курсъ, въ 1743 г., основательно изучивъ, какъ богословіе, философію, исторію, риторику и поэзію, такъ и языки — латинскіи, польскій, греческій, еврейскій и нѣмецкій. 11 августа 1744 г. принялъ монашество въ Кіево-Печерской лаврѣ. Съ 1745 г. и по 1755 г. служилъ въ воспитавшей его академіи, сначала въ должности учителя піитики, потомъ (съ 1747 г.) профессора философіи и префекта академіи, а съ 1751 г. профессора богословія и, наконецъ, (съ 1721 г.) — ректора академіи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. 20 августа 1755 г. Георгій былъ посвященъ въ Кіевѣ въ епископа Бѣлорусскаго… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.)
Слово въ день рожденія Ея Императорскаго Величества, Государыни Императрицы и Самодержицы Всероссійской, Екатерины II.

Благословенъ Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ (Лук. 1, 68).

Въ день рожденія Предтечи Господня Іоанна, предвидѣвъ Захарія, отецъ его, что отроча сіе пророкъ Вышняго наречется, и предъидетъ предъ лицемъ Господнимъ, уготовати пути Его, дати разумъ спасенія людемъ, просвѣтити во тмѣ и сѣни смертнѣй сѣдящія, направити ноги ихъ на путь миренъ (Лук. 1, 76. 79), нѣмотою связанный языкъ свой въ сей пѣсни развязалъ: благословенъ Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ. — Судите же, правовѣрное собраніе, можемъ ли мы приличнѣе что воскликнуть въ день сей рожденія сія Императорскаго Величества, Государыни Императрицы и Самодержицы Всероссійской, которую Богъ избравъ отъ чрева матере ея наслѣдовати престолъ россійскій, чрезъ ея Величество посѣтилъ и сотворилъ избавленіе людемъ Своимъ, не токмо россіянамъ, но и намъ, въ здѣшнемъ государствѣ правовѣрнымъ. Даетъ бо она нынѣ спасеніе изъ руки ненавидящихъ насъ; являетъ и намъ свѣтъ прежней свободы нашея, безъ котораго мы доселѣ, какъ во тмѣ и сѣни смертной сидѣли; направляетъ и наши ноги на путь миренъ, да безъ преткновенія отнынѣ стезею истины ходити станемъ; сея сказую спасительницы, просвѣтительницы, руководительницы нашея день рожденія чѣмъ приличнѣе почтить можемъ, если не тѣмъ же Захаріинымъ воскликновеніемъ: благословенъ Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ?

Хотя же дѣла Божія, чрезъ ея Величество одни совершенныя, а другія совершаемыя, почти цѣлому свѣту извѣстны: однако оныя и отъ насъ благодарнаго исповѣданія требуютъ. Я сей долгъ, при нынѣшнихъ обстоятельствахъ, на себя принимая, не буду касаться въ словѣ моемъ всѣхъ таковыхъ дѣлъ: понеже величество оныхъ и многоразличная польза развѣ бы большими книгами, а не краткимъ словомъ описаны быть могли. Довлѣетъ мнѣ изъ всѣхъ одно исповѣсти, что нынѣ въ глазахъ нашихъ совершается, и, дастъ милостивый Богъ, благополучно совершится, — избавленіе, говорю, по вѣрѣ намъ, въ государствѣ семъ гонимымъ, которое чрезъ ея Величество всемилостивѣйше намъ приготовляется.

Полтора вѣка уже прошло, какъ вѣра наша греко-россійская въ особливой ненависти и тяжкомъ гоненіи въ семъ государствѣ страждетъ. Отъ 1540 года, когда провинціи русскія, по оскудѣніи племени князей россійскихъ, во владѣніе государей польскихъ достались, до 1595 года, въ которомъ извѣстные епископы литовскіе унію съ костеломъ римскимъ приняли, — исповѣдавіе наше, по силѣ капитуляціи, съ Казиміромъ Великимъ, королемъ польскимъ, въ ономъ 1540 году учиненной, не въ худшемъ цвѣтѣ и лѣпотѣ было, какъ и исповѣданіе римско-католицкое. Сколь много костеловъ было въ провинціяхъ польскихъ, не меньше и церквей въ провинціяхъ русскихъ. Фамиліи знатныхъ и домовъ, изъ коихъ одни и понынѣ въ достоинствахъ высокихъ пребываютъ, другихъ имена токмо на богатыхъ помѣстьяхъ остались, — въ нашей греко-русской религіи не малое число состояло, какъ-то: князей Чарторижскихъ, Масальскихъ, Сангушковъ, Вишневецкихъ, Острожскихъ, Слуцкихъ, Збаражскихъ, Заславскихъ, Рожинскихъ, Соломерецкихъ, Головчинскихъ, Соколинскихъ, Лукомскихъ, Пронскихъ, Горскихъ, Крошинскихъ, Пузиновъ и другихъ; такожъ господъ великихъ: Осинскихъ, Потѣевъ, Сапѣговъ, Ходкѣвичевъ, Пацовъ, Сосновскихъ, Хребтовичевъ, Глѣбовичевъ, Волловичевъ, Тишкѣвичевъ, Зеновичевъ, Халецкихъ, Корсаковъ, Войновъ, Тризнъ и прочихъ безъ числа, о которыхъ оставили намъ память польскіе же историки. Да имѣемъ еще и большее человѣческаго свидѣтельства, сирѣчь, Божіе, свидѣтельствующее, не только о бытіи знатныхъ фамилій въ религіи сей; ибо многіе имѣемъ нашея религіи бисеры, и въ смертномъ прахѣ свѣтящіеся. Къ тому же сами короли, ихъ Величества, въ жалованныхъ своихъ привиллегіяхъ писались верховными защитниками равно костеловъ, какъ и церквей Божіихъ. Они многія дачи на церкви и монастыри греко-русскіе, не только древнія, отъ князей русскихъ пожалованныя, утвердили, но и вновь отъ себя ихъ пожаловали, и при семъ молитвъ нашего священства не только не гнушались, но и требовали, что особливаго примѣчанія достойно, когда таковыя привиллегіи ихъ чтутся.

Но нынѣ кому не извѣстно, въ какомъ жалкомъ видѣ наша благочестивая вѣра въ семъ государствѣ? Вы, храброе воинство россійское, не однажды уже прошли здѣшнія провинціи русскія, какъ-то: Бѣлую Русь, Полѣсье, Волынь, Подоліе, Украйну польскую; засвидѣтельствуйте же, много ли вы видѣли церквей нашихъ православныхъ? Подлинно знаю, что въ Коронѣ не покажете мнѣ ни одной, хотя тамъ еще въ 1686 году четыре епископіи православныя состояли, почему и трактатомъ вѣчнаго мира, тогда съ Россіею заключеннымъ, охранены. Въ литовскомъ великомъ княжествѣ хотя и осталась послѣдняя епархія бѣлорусская, однако и сія большею частію расхищена. Могли вы еще видѣть въ ней нѣкое число церквей православныхъ, но и тѣ сараямъ паче и хлѣвникамъ скотскимъ подобны, а не храмамъ христіанскимъ: жидовскія божницы далече благолѣпнѣйшій указуютъ видъ.

Таково церквей внѣшнихъ и рукотворенныхъ состояніе, — плача достойное, но еще гораздо плачевнѣйшее внутреннихъ, нерукотворенныхъ, самаго, говорю, сословія правовѣрныхъ храстіанъ. Отнятъ отъ нихъ свѣтъ ученія: школамъ и семинаріямъ быть не допускаютъ; а потому не только низкаго состоянія люди, но и самое дворянство въ крайней простотѣ и невѣжествѣ принуждено жить. Тому же дворянству прегражденъ входъ къ чинамъ и достоинствамъ; жалуемыхъ за службу отчинъ недостойными осуждены. Граждане изъ уряду гражданскаго исключены: податьми излишними и другими тягостями неравно обременены, за тѣмъ всѣ обще до послѣдней нищеты пришли. Дворянина отъ крестьянина трудно распознать.

Утѣсняются, правда, подобными озлобленіями и единовѣрные наши греки, въ турецкомъ государствѣ: но тамъ агаряне, Христовы противники, а здѣсь христіане христіанъ, агарянскимъ средствомъ, утѣсняютъ. Тамъ побѣдитель утѣсняетъ побѣжденныхъ; а здѣсь свободные свободныхъ, и равные равныхъ, единыя матере братія братію и тогожде тѣла одни члены другихъ членовъ. Какія рѣзкія черты! Если же кто-либо судилъ бы, что тако говорить намъ о себѣ не свойственно; то пусть прочтетъ онъ фундаментальное государства право, то есть, привиллегіи соединенія провинцій русскихъ съ Короною польскою, среди конституцій, подъ 1569 годомъ положенныя, въ коихъ точно Русь до Короны, какъ истинный членъ до своего тѣла, и русаки къ полякамъ, какъ равные къ равнымъ и свободные къ свободнымъ присоединенными написаны. Наконецъ агаряне, лишивши грековъ ученія и чиновъ, въ прочемъ, особливо въ вѣрѣ, свободу даютъ; здѣсь лишивши всѣхъ потребъ для настоящаго житія, еще и того лишить стараются, безъ чего будущую вѣчную жизнь тратить надобно. Плѣнивши тѣло и душу, и совѣсть желѣзными узами обложити хотятъ: вѣру, сказую, православную въ послѣдней нищетѣ и простотѣ исповѣдать не допускаютъ. А къ тому какія ужасныя и жалости достойныя употробляютъ средства, прошу послушать.

Ежели православные наши люди званія крестьянскаго; то на нихъ просто, какъ хищными волками, нападеніе дѣлается. Духовные, властію и силою мірскою укрѣпясь, гонятъ православный народъ, какъ овецъ, не имущихъ пастыря, или до костеловъ, или до уніятскихъ церквей, — гонятъ не точію изъ домовъ, но изъ церквей нашихъ. Во время самаго евангельскаго чтенія, пришедъ въ церковь нашу, прикащикъ бьетъ народъ плетью, какъ скотъ гоня изъ хлѣва, что близъ самаго Могилева въ недавнемъ времени сдѣлалось. И если поселяне или граждане слушать ихъ ученія, и отъ вѣры своей отступить не хотятъ; тутъ они чинятъ ужасныя угроженія и страхованія: ставятъ висѣлицы, вкапываютъ столбы, возгнѣщаютъ костры; розги, терніе и другія мучительныя орудія представляютъ. Отлучивъ дѣтей отъ матерей, и матерей отъ дѣтей, дѣтей убо предъ очами матерей подъ розги кладутъ, а матерей предъ очами дѣтей. Тутъ вопли и рыданія, каковы, можетъ быть, токмо во время избіенія младенцевъ отъ Ирода слышаны были. И сія трагедія не токмо вѣрная, но и недавная есть: совершалась она въ мѣстечкѣ Улѣ. И не одни только дѣлаются пострахи; приводятся оные многажды и въ самое дѣло. На моихъ глазахъ сѣчена дѣвица, вопервыхъ розгами, потомъ шиповникомъ, дабы вѣры нашей отверглась, — не отверглась. Женщина полгода въ тюрмѣ, съ младенцемъ при сосцахъ, была тѣснена, и младенца тамъ же въ тюрмѣ, а мужа особо біеннаго и увѣченнаго лишилась; самой при томъ персты ручные жжены, чтобъ вѣры нашей отверглась, — не отверглась. Другая, въ мѣстечкѣ Невлѣ, закована бывши, при костелѣ, въ куницу [1], тою же куницею удавлена до смерти. Въ прошедшомъ году на Украйнѣ польской, въ уѣздахъ жаботинскомъ, мошенскомъ, чигиринскомъ, черкасскомъ, за вѣру грѣко-россійскую многіе разореніе домовъ и побои мучительные, а нѣсколько человѣкъ и самую смерть претерпѣли; двумъ головы отрублены, и изъ тѣхъ одному сперва руки живому сожжены. Такъ звѣрски и мучительски съ бѣдными крестьянами и мѣщанами поступаютъ! На дворянъ же, понеже насиліемъ явнымъ нападать, самое имя дворянское отражаетъ ихъ, для того змѣиныя хитрости употребляютъ. Дѣлаютъ разныя прицѣпки, приходятъ въ домы дворянъ, будто для поздравленія съ праздникомъ, со святымъ крестомъ; либо процессіи свои дѣлая, находятъ на церкви наши, въ поселеніяхъ дворянъ состоящія, и ими защищаемыя; при коемъ случаѣ, учиня ссору и драку, и нарочно повалясь, ломаютъ кресты свои: а сіе сдѣлавши, тотчасъ вопятъ и протестуютъ: «хула на Бога, хула на Христа! богохульники и христоубійцы, схизматики!» Съ тѣми крестами изломанными бѣгутъ въ суды, и успѣваютъ выходить на невинныхъ дворянъ, будто на богохульниковъ и христоубійцъ, приговоры смертные. Вотъ сему недавной образецъ: въ Мстиславскомъ воеводствѣ, въ прошломъ 1765 году, въ мѣсяцѣ декабрѣ, до восьмидесяти человѣкъ дворянъ, по такой точно клеветѣ, приговорены на жесточайшую казнь, то есть, живыхъ въ четверти разрубить. Осужденные, отъ таковаго безчеловѣчнаго приговора разбѣжались по лѣсамъ и болотамъ, и тамъ, во время жестокой стужи, укрываясь три дня, когда наконецъ спастись не могли, принуждены были вѣры отступить: почему хула оная, яко не злоумышленная, имъ оставлена. Когда бо крестъ святый мы, по случаю и нехотя, сломаемъ, паче же они сами ломаютъ, и на насъ клевещутъ; то хула на Бога и христоубійство есть: когда же они кресты наши, нарочно и злобясь, ломаютъ, и иконы святыя въ болото бросаютъ, и ногами попираютъ, какъ то дѣлалось въ мѣстечкѣ Дрогичинѣ; то не хула, но жертва Богу пріятная!

Молчу о пастыряхъ бѣдныхъ, священствѣ нашемъ. Сколь многіе изъ нихъ изгнаны изъ домовъ; сколь многіе въ тюрмахъ, въ ямахъ глубокихъ, во псарняхъ, вмѣстѣ со псами заперты были, гладомъ и жаждою моримы, сѣномъ кормлены; сколь многіе биты и изувѣчены, а нѣкоторые и до смерти убиты. Не воспоминаю въ давнѣйшія времена бывшихъ мучительствъ, кои только изъ исторіи вѣдаемъ: довольно бо и сихъ свѣжихъ случаевъ, во время моего здѣсь епископства бывшихъ.

Воспроситъ кто, можетъ быть: неужели такое гоненіе дѣлается по волѣ всего здѣшняго правительства? На то отвѣчаю: такъ думать и говорить грѣшно. Были прежде, и теперь есть знатные вельможи, которые таковыхъ насилій не похваляли и не похваляютъ. Сами пресвѣтлѣйшіе короли нѣкоторые — какъ ихъ рескрипты свидѣтельствуютъ — и гоненія унимали, и гонимымъ защищеніе подавали. Его Величество, нынѣ благополучно владѣющій король, Государь нашъ всемилостивѣйшій, когда я въ запрошломъ году защищенія и подтвержденія прежнихъ правъ нашихъ просилъ, милостиво изволилъ мнѣ сказать: «все де будетъ вамъ подтверждено, на что только прежнія имѣете права».

Впрочемъ, перстомъ указывать гонителей не слѣдуетъ. А причину, которая къ гоненію ихъ поощряетъ, не неприлично будетъ и здѣсь изложить.

Суть отъ нихъ одни, о которыхъ можно сказать тоже, что апостолъ Павелъ объ израильтянахъ, воздвигшихъ гоненіе на христіанъ, написалъ: свидѣтельствую имъ, яко имутъ ревность Божію, но не по разуму (Рим. 10, 2). Суть — и я говорю — которые вѣру свою за правую, а нашу за заблужденіе почитая, въ прислугу яко бы Богу, таковыми не Божіими, ни апостольскими средствами, хотятъ вѣру нашу истребить, а свою распространить; на которыхъ и сбывается оное слово Христово: пріидетъ, рече, часъ, да всякъ, иже убіетъ вы, мнится службу приносити Богу (Іоан. 16, 2). Сіи еще сноснѣйшіе суть: но другая партія гонителей нашихъ далече худшая есть, коимъ другое слово Павлово, о лжеучителяхъ въ Галатіи бывшихъ, написанное можетъ приличествовать: ни бо, рече, обрѣзающіися сами законъ хранятъ, но хотятъ вамъ обрѣзоватися, да въ вашей плоти похвалятся (Гал. 6, 13). Таковые, сказую, хотя и въ своей вѣрѣ не очень горячи, но по малѣйшему различію, каковое есть между нашимъ и ихъ исповѣданіемъ, заводятъ раздоръ, недостойный церкви, гонятъ насъ, и прилѣжно; а для чего? чтобъ за то или достоинствомъ какимъ были пожалованы, или домашнему богу, чреву своему, сказую, пріумноженіемъ доходовъ прислужились, которымъ пригодно оное слово Христово: горе вамъ книжницы и фарисеи, лицемѣри, яко одесятствуете мятву и вопръ и киминъ, и остависте вящшая закона, судъ и милость и вѣру (Матѳ. 23, 23).

Сіе столь тяжкое, и древнимъ языческимъ соравняющееся гоненіе претерпѣвая правовѣрные, чрезъ полтора уже вѣка, какъ я исперва сказалъ, многажды, особливо по заключеніи въ 1686 году съ Россіею трактата, въ тѣснотѣ своей, прибѣгали къ премощнѣйшимъ Монархамъ Россійскимъ, яко по Бозѣ, въ силу помянутаго трактата, заступникамъ и покровителямъ своимъ. Блаженныя памяти и вѣчной славы достойный Государь Императоръ Петръ Первый многое и усердное о семъ защищеніи тщаніе имѣлъ, посылая къ пресвѣтлому королю Августу II свои грамматы и пункты, какъ-то въ 1712, въ 1720 и послѣдующахъ годахъ, моля и увѣщевая дружески, прекратить таковое, противу правъ и съ нарушеніемъ трактатовъ, дѣемое гоненіе: инако, объявлялъ, что самъ принужденъ будетъ дать себѣ сатисфакцію надъ гонителями и нарушителями трактатовъ. Но тому тщанію благочестивѣйшаго Государя успѣхъ получить воспрепятствовали, то военныя безпрерывныя времена, то скорая и преждевременная, протину всѣхъ надеждъ и желаній, его величеству послѣдовавшая смерть. Поновляли о томъ же настоянія и Государыни блаженныя и вѣчнодостойныя памяти: Анна Іоанновна и Елисаветъ Петровна, чрезъ пословъ и министровъ своихъ, у здѣшняго двора пребывавшихъ. Однако и тѣ всѣ средства оставались безъ всякаго успѣха и до нынѣ остаются. То есть, оставилъ то Богъ совергшить великой Екатеринѣ, что началъ великій Петръ, и другіе по немъ Монархи Россійскіе хотя желали, по различнымъ однако обстоятельствамъ произвести не могли.

Сказалъ я исперва, что не одно уже дѣло, Петромъ Великимъ преднамѣренное и начатое, не только до гражданства, но и до церкви касающееся, по важности своей, чрезъ нѣсколько десятилѣтій не могшее совершиться, — въ немногіе годы благополучнаго ея Величества царствованія, премудрымъ ея расположеніемъ, благоуспѣшно и всеполезнѣйше, ко удивленію всѣхъ на то смотрящихъ, окончано. А другія, великоважнѣйшія и преполезныя, еще нынѣ довершаются, такъ что Россія, день отъ дне, иное, но свѣтлѣйшее на себе лице пріемлетъ. Сіе убо самое достаточно увѣряетъ насъ, что и наше избавленіе, Петромъ Великимъ начатое, Всевышній ея Величеству предоставилъ.

Но въ сему еще особливымъ и неоспоримымъ доказательствомъ и утвержденіемъ служитъ намъ то, чтó сдѣлалось въ Россіи при самомъ всеторжественномъ вступленіи ея Величества на Престолъ Россійскій. Вѣдаетъ цѣлый свѣтъ, какъ опасно поколебался — было въ Россіи свѣтильникъ вѣры, который туда изъ Греціи, прежде семи сотъ лѣтъ, пренесенъ, и до того времени твердо и неподвижно стоялъ. Вѣдаетъ, и признаетъ тойже свѣтъ, какъ изрядно оный свѣтильникъ ея Величествомъ на мѣстѣ своемъ опять утвержденъ. Видѣвши мы тое, могли еще тогда помышлять о приближающемся избавленіи нашемъ, могли тогда говорить: «великое и благосѣннолиственное древо принесло Россіи обильный плодъ въ единое лѣто; принесетъ же и намъ подобный въ другое!»

Константинъ Великій, равноапостолъ, умиривши Церковь, и утвердивши благочестіе въ имперіи своей, не оставилъ еще, какъ исторіи свидѣтельствуютъ, настаивать и у царя персидскаго, дабы и тамъ гоненіе престало. Подобится и въ семъ Константину равноапостолу ея Величество. Понеже, утвердивши поколебанную вѣру святую въ своей имперіи, не оставляетъ, и за предѣлами оной, отъ гоненія неповинныхъ защищать. Да и какъ заступаетъ? Войною ли грозитъ, имѣя и силу, отъ Бога данную себѣ, и право — сатисфакцію себѣ учинить за нарушеніе трактатовъ? Никакъ, войны не мыслитъ; дружбу только предлагаетъ; силѣ и праву человѣколюбіе предпочитаетъ. Благоволила она храброе свое воинство прислать къ защищенію; но при томъ всемилостивѣйше повелѣла не мстить обидителямъ, а тѣмъ меньше дѣлать обиды невиннымъ. Такое заступленія нашего средство, само собою, ясно всякому указуетъ, какою силою ея величество дѣйствуетъ. Истинно, сіе заступленіе — не духъ міра сего, но Духъ Божій (1 Кор. 2, 12), не интересъ какой-либо собственный, но благочестіе къ Богу и человѣколюбіе ко всѣмъ.

Благословенъ еси, Господи Боже Израилевь, яко посѣщаеши насъ, и твориши избавленіе людемъ Твоимъ! прославившій возлюбленную Твою помазанницу многими великими дѣлами, прослави и симъ, яко равноапостола Константина. Приложи ей, Господи, дни на дни, и лѣта ей продолжи до дне рода и рода. Заступи и покрый во всѣхъ навѣтѣхъ заступницу и покровительницу сію нашу. Воинство ея укрѣпи, и оружіе побѣдоносное благослови, и насъ всѣхъ миромъ и благополучіемъ огради, да благодарни Твоихъ благодѣяній суще, непрестанно предъ величествомъ славы Твоея восклицаемъ: слава Тебѣ Богу, благодѣтелю нашему, во вѣки вѣковъ! — Аминь.

(Собр. соч. Г. Конисскаго т. I стр. 144-149).     

Примѣчаніе:
[1] Желѣзный ошейникъ съ цѣпью.

Источникъ: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской Духовной Семинаріи. — Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. — С. 528-535.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0