Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово, произнесенное во время посѣщенія епархіи въ г. Ржевѣ, на евангельское чтеніе въ 4-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Въ слѣдующее воскрееенье, благочестивые слушатели, Св. Церковь будетъ раскрывать предъ вами въ храмѣ Божіемъ ту твердую вѣру въ Іисуса Христа, какую проявилъ нѣкогда во время земной жизни Господа въ Капернаумѣ Римскій сотникъ, язычникъ. Вы тогда услышите, какъ этотъ язычникъ, считая себя недостойнымъ принять къ себѣ въ домъ Израильскаго Чудотворца, просилъ у Него одного только слова и твердо былъ увѣренъ, что по этому слову выздоровѣетъ больной его отрокъ. За такую твердую вѣру въ Іисуса Христа, какъ въ Бога, Небесный Учитель въ слухъ всѣхъ, окружающихъ Его, произнесъ: аминь глаголю вамъ: ни во Израили толики вѣры обрѣтохъ (Матѳ. 8, 10).

Пользуясь настоящимъ многочисленнымъ собраніемъ, умѣстнымъ нахожу высказать вамъ, слушатели, нѣсколько словъ въ ваше назиданіе о томъ, такъ-ли мы твердо и непоколебимо стоимъ въ своей вѣрѣ и согласно-ли мы поступаемъ ея ученію?

Слушатели! Мы въ новозавѣтномъ мірѣ заняли такое же мѣсто и званіе правовѣрныхъ, какое нѣкогда имѣли евреи въ ветхомъ завѣтѣ. Мы отъ дней нашего крещенія вступили въ общество Православныхъ христіанъ, предъ нами открыта дверь спасенія; намъ разъясняютъ путь спасенія; для насъ предлагаетъ Св. Церковь множество примѣровъ для утвержденія насъ въ Христовой вѣрѣ; къ намъ направлены со стороны пастырей ея убѣжденія, вразумленія и совѣты; но святая вѣра остается-ли въ насъ непоколебимо твердою, вѣрно-ли мы усвояемъ догматы ея; не искажаются-ли они иными по духу времени, или не ослабляются-ли, а что всего хуже, не отвергаются-ли? Иные, къ сожалѣнію, даже изъ числа ревнителей спасенія стараются найти свою вѣру, оставшуюся будто-бы въ старыхъ книгахъ, и отыскиваютъ для нея своихъ вождей, непризванныхъ къ пастырскому служенію. И эти вожди, будучи сами слѣпы, впадаютъ въ яму — въ духовную погибель и вмѣстѣ съ своими слѣпыми послѣдователями не входятъ законными дверьми во дворъ овчій — въ христіанскую церковь, а прелазятъ инудѣ, и тайно являются сюда въ одежди овчей, чтобы расхищать, подобно волкамъ, Христово стадо. Богъ да сохранитъ насъ отъ всѣхъ сихъ преткновеній! Мы должны твердо помнить христіанское вѣроученіе, изложенное въ Никео-Цареградскомъ сѵмволѣ вѣры, о лицахъ Св. Троицы, о Церкви, о Таинствахъ, о воскресеніи мертвыхъ, о всеобщемъ судѣ и о вѣчной жизни, — оно составляетъ нашу вѣру и не подлежитъ никакому сомнѣнію. Замѣнять это ученіе другимъ какимъ-либо — значитъ удаляться отъ духа истинной вѣры. Знайте, что только единая, святая, каѳолическая Церковь есть Церковь Бога жива, столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15), у которой глава — Христосъ, а христіане — тѣло Христово, управляемое, оживотворяемое и освящаемое Духомъ Святымъ, поставляющимъ и просвѣщающимъ пастырей (Дѣян. 20, 28), чтобы они пасли порученныхъ имъ людей Божіихъ и вели ихъ въ вѣчную жизнь. Но иные христіане, называя себя вѣрующими, ходятъ во тьмѣ христіанскаго невѣдѣнія, колеблются всякимъ ложнымъ ученіемъ, свободно отдѣляются отъ единой, святой, соборной и апостольской церкви, устрояютъ свои собранія, въ которыхъ или вовсе нѣтъ пастырей, какъ у безпоповцевъ, или имѣются пастыри, незаконно-поставленные — австрійскаго священства, — какъ у поповцевъ, и въ этихъ самоизмышленныхъ сборищахъ ищутъ себѣ спасенія, не внимая словамъ Христа Спасителя: слѣпецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму падаютъ (Матѳ. 15, 14). О всѣхъ таковыхъ заблуждающихся нужно молиться, чтобы Господь просвѣтилъ ихъ свѣтомъ истинной вѣры.

Отъ насъ, какъ Православныхъ христіанъ, слушатели, Св. Церковь требуетъ, чтобы мы не только познавали истинную вѣру, но и жили сообразно этой вѣрѣ. «Истинная живая вѣра, говоритъ Святитель Христовъ Тихонъ (Том. 7 гл. 3. «О свойств. истин. вѣры»), требуетъ отъ насъ любви, милости, милосердія, смиренія, кротости, терпѣнія и другихъ добродѣтелей, которымъ Господь Спаситель нашъ училъ насъ». «Злонравіе же и беззаконное житіе противно вѣрѣ христіанской, и потому въ комъ оно имѣется, въ томъ нѣтъ вѣры, хотя таковый и исповѣдуетъ Христа и христіаниномъ именуется. Блудъ и всякая нечистота, хищеніе, воровство, клятвопреступленіе, неправда въ судахъ и во всякомъ дѣлѣ, пьянство, лесть, лукавство, ложь, божба и симъ подобное изгоняютъ вѣру изъ сердца. Исповѣданіе Православной вѣры хотя и можетъ быть въ таковыхъ, ибо многіе и беззаконнаго житія право мудрствуютъ о вѣрѣ; многіе изъ нихъ и проповѣдуютъ вѣру; но всѣ таковые не имѣютъ сердечной вѣры, которая человѣка обновляетъ — изъ злонравнаго перемѣняетъ на добронравнаго и дѣлаетъ истиннымъ христіаниномъ. Иное бо есть знаніе и исповѣданіе вѣры, иное же есть сердечная вѣра. Грѣховная и безплодная жизнь христіанъ служитъ доказательствомъ невѣрія, хотя бы они имѣли вѣру на устахъ» (Том. 7. «О вѣрѣ во Христа»).

Для большаго уясненія того, что значитъ имѣть живую вѣру, приведемъ примѣръ, извѣстный вамъ изъ священной исторіи о праотцѣ Авраамѣ, который оставилъ домъ и родину свою и пошелъ, не изслѣдуя дивныхъ путей Божіихъ, въ неизвѣстную для него землю Ханаанскую.

Выслушавъ о семъ повелѣніе Божіе, Авраамъ не спросилъ Его, для чего ему нужно сдѣлать это, а безпрекословно повиновался повелѣнію Божію. Или, когда родился у него сынъ — Исаакъ, тогда Богь обѣщалъ Аврааму сдѣлать этого сына его родоначальникомъ многихъ народовъ, но чрезъ нѣсколько времени повелѣваетъ принести Исаака въ жертву. Авраамъ опять не спрашиваетъ, для чего это нужно и какъ въ этомъ случаѣ Исаакъ будетъ родоначальникомъ многихъ народовъ, но по прежнему безпрекословно повинуется повелѣнію Божію и непремѣнно принесъ бы сына своего единственнаго въ жертву, если бы Самъ Богъ чрезъ Ангела не удержалъ его. Вотъ въ этомъ поступкѣ Авраама выразилась живая, непоколебимая вѣра его въ Бога, во всемогущество, благость, премудрость и святость Его (Евр. 11, 8-10. 17. 19). Такъ точно и мы, вѣруя въ Бога, Отца Вседержителя, какъ говорится въ сѵмволѣ вѣры, должны постоянно помнить, что Богъ есть нашъ Отецъ и Промыслитель всеблагій, человѣколюбивый и всемогущій; должны во всѣхъ обстоятельствахъ нашей жизни и въ благопріятныхъ и неблагопріятныхъ видѣть Божіе попеченіе о насъ благое и милующее, а не слѣпой случай и судьбу. А потому, если болѣзнь или другое какое-либо несчастіе посѣтятъ насъ, будемъ искать помощи и утѣшенія у Него одного, а во дни счастливой жизни не будетъ забываться, постоянно помня, что Отецъ нашъ небесный благодѣтельствуетъ для того, чтобы мы въ свою очередь были благодѣтелями нашихъ ближнихъ, о которыхъ наша вѣра говоритъ намъ, что они — наши братья.

Далѣе, вѣра наша говоритъ, что Богъ Отецъ нашъ — всевѣдущій и всеправедный, что Онъ видитъ и знаетъ все — всѣ наши даже самыя сокровенныя помышленія; слышитъ всѣ наши слова, какъ бы потаенно онѣ ни говорились, видитъ наши поступки и самое намѣреніе наше; а потому, не видя Бога своими глазами, представляйте, что Онъ неотлучно — всегда находится съ нами и при насъ и бываетъ очевидцемъ, свидѣтелемъ и истиннымъ судіею всѣхъ нашихъ намѣреній, словъ и поступковъ, а потому старайтесь удерживать себя отъ страстей — гордости, самомнѣнія, гнѣва, зависти и ненависти, отъ празднословія и сквернословія и всѣми силами пріучайте себя къ тому, что добро, что праведно и что свято по словамъ Апостола Павла: елика истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала — сія помышляйте (Флп. 4, 8).

Истинно, благочестивые слушатели, вѣруя согласно изложенному ученію въ сѵмволѣ вѣры, спѣшите благоугождать Богу добрыми дѣлами, сообразными сей вѣрѣ, и чрезъ то пріобрѣтайте себѣ жизнь блаженную, пока еще не затворены для васъ двери ея, пока вы еще находитесь здѣсь на землѣ. Когда же двери небеснаго царствія заключатся для васъ, т. е. если вы умрете безъ покаянія и добрыхъ дѣлъ; то уже ничѣмъ вамъ не открыть этихъ дверей и, какъ дѣлатели неправды, вы наслѣдуете одинъ плачъ и скрежетъ зубовъ.

Воззовемъ, слушатели, ко Господу: Господи! имиже вѣси судьбами спаси насъ, ибо мы страждемъ отъ многихъ и тяжкихъ недуговъ, т. е. не знаемъ и не изучаемъ надлежащимъ образомъ святой своей вѣры, равно проводимъ и жизнь, несогласную съ заповѣдями Божіими; большею частію блуждаемъ во мракѣ, живемъ въ темнотѣ, не дорожимъ временемъ; но большею частію проводимъ его въ праздности, безъ пользы для души и тѣла. Пошли, Господи, свѣтъ Твой и истину Твою въ сердце каждаго изъ насъ, да будетъ вѣра наша истинно-православною, а жизнь наша согласною и вѣрною Тебѣ и Твоему слову! Аминь.

Епископъ Гавріилъ.       

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 243-248.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0