Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово на день Вознесенія Господня.

Христосъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога Отца, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34).

Святый Апостолъ Павелъ сими словами учитъ насъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, совершивши на землѣ великое дѣло нашего оправданія и спасенія, по воскресеніи Своемъ вознесся отъ насъ на небо и тамъ ходатайствуетъ за насъ, подлежащихъ осужденію, предъ правосудіемъ Божіимъ за грѣхъ первородный и за наши личныя преступленія. Получивъ въ воскресшемъ Господѣ освященіе, мы по Его неизреченному милосердію, дѣлаемся общниками въ заслугахъ и святости своего Господа и становимся достойными вѣчнаго соединенія съ Нимъ въ небесномъ Его царствѣ. Эти истины предъ нами въ настоящій праздникъ подробно и съ очевидною ясностію раскрываются святою Церковію въ ея священныхъ пѣснопѣніяхъ. О самомъ вознесеніи Господа слово Божіе сообщаетъ намъ (Марк. 16, 19-20; Лук. 24, 49-53; Дѣян. 1, 1-12), что преславное вознесеніе Господне совершилось при такихъ обстоятельствахъ: наступилъ сороковой день отъ воскресенія Господа нашего Іисуса Христа и оставалось только 9 дней до Пятидесятницы Іудейской. Тогда всѣ Апостолы были собраны въ Іерусалимѣ вмѣстѣ съ Пречистою Богоматерію, женами — мѵроносицами и сродниками Господними по плоти. Всѣмъ имъ явился Господь еще разъ, — и уже въ послѣдній. Въ это время Онъ далъ имъ повелѣніе не отлучаться отъ Іерусалима, но ждать обѣтованнаго отъ Отца Духа Святаго. Разлучающійся Господь говорилъ Своимъ ученикамъ: «Я пошлю обѣтованіе Отца Моего на васъ; вы же оставайтесь въ Іерусалимѣ, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Іоаннъ крестилъ водою, а вы чрезъ нѣсколько дней будете крещены Духомъ Святымъ (Дѣян. 1, 5-8). Ученики, окруживши Господа, спрашивали Его: не въ сіе-ли время, Господи, возстановишь Ты царство Израилево, чрезъ то желая узнать, не тогда-ли наступитъ желаемое всѣми Іудеями земное царство Мессіи. Спаситель отвѣчалъ вопрошающимъ: «не ваше дѣло знать времена или сроки, которые Отецъ предоставилъ своей власти. Но вы получите силу, когда сойдетъ на васъ Духъ Святый, и будете Моими свидѣтелями въ Іерусалимѣ и во всей Іудеи и въ Самаріи и даже до послѣдняго края земли. Идите же по всему міру, проповѣдуйте Евангеліе всей твари. Кто повѣритъ и крестится, тотъ спасенъ будетъ, а кто не повѣритъ, осужденъ будетъ. Вѣрующихъ сопровождать будутъ сіи знаменія: именемъ Моимъ будутъ изгонять бѣсовъ; будутъ говорить новыми языками; будутъ брать руками змѣй, и хотя выпьютъ что смертное, не повредитъ имъ; возложатъ руки на больныхъ, и они будутъ здравы». Вотъ какое царство будетъ возстановлено на землѣ — царство благодати! Вслѣдъ за сими словами Спаситель вывелъ Апостоловъ и бывшихъ съ нимъ изъ Іерусалима до Виѳаніи на гору Елеонскую и, кончивши Свои наставленія, поднялъ Свои руки и благословилъ ихъ. И когда благословлялъ ихъ, сталъ отдаляться отъ нихъ и возноситься на небо; Апостолы поклонились Ему, и облако взяло Его изъ виду ихъ (Дѣан. 1, 9). Ученики Господа Іисуса смотрѣли на небо вслѣдъ за восходившимъ туда Господомъ, — смотрѣли долго, даже и тогда, когда Онъ скрылся уже за облаками. Они теперь уразумѣли Писаніе и познали, что тогда совершилось на небѣ великое торжество, о которомъ предрекъ Царь и Пророкъ Давидъ: возмите врата князи ваша и возмитеся врата вѣчная и внидетъ Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крѣпокъ и силенъ, Господь силъ — Той есть Царь славы (Псал. 23, 9-10). Когда ученики смотрѣли на небо вслѣдъ за возносящимся своимъ Божественнымъ Учителемъ, вдругъ предстали предъ ними два Ангела въ бѣлыхъ одеждахъ и сказали имъ: «Мужи Галилейскіе! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Іисусъ, вознесшійся отъ васъ на небо, придетъ такимъ же образомъ, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо». Тогда Апостолы и прочіе свидѣтели вознесенія Господня возвратились въ Іерусалимъ съ радостію великою и пребывали всегда въ молитвѣ, хваля и благословляя Господа (Лук. 24, 53).

Благочестивые слушатели! Апостолы, проводивъ возносящагося на небо Господа, возвратились въ Іерусалимъ съ радостію великою. Они удостовѣрились въ дѣйствительности и непреложности всѣхъ своихъ чаяній и вѣрованій; они увѣрились, можно сказать, осязательно, что вознесшійся отъ нихъ на небо Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божій; что спасеніе рода человѣческаго вѣрно и несомнѣнно и что обѣтованіе о ниспосланіи Духа Святаго непреложно. О послѣднемъ поетъ нынѣ Святая Церковь такъ: «Вознеслся еси во славѣ, Христе Боже нашъ, радость сотворивый ученикомъ обѣтованіемъ Святаго Духа» (Троп. праздн.).

Отсюда и каждый христіанинъ долженъ исполняться чувствомъ веселія и радости о томъ, что имѣетъ теперь на небѣ любвеобильнаго посредника между имъ и Богомъ, имѣетъ Архіерея великаго (Евр. 4, 14), прошедшаго небеса и вшедшаго не въ рукотворенная святая, но въ самое небо и сѣдящаго одесную Бога Отца, возшедшаго въ самое небо (Евр. 9, 24; 10, 12), чтобы предстать за насъ предъ лице Божіе и оттолѣ ниспосылать намъ свои безчисленные благодатные дары. Отсюда мы должны быть твердо увѣрены, что Іисусъ Христосъ, какъ говоритъ Апостолъ, всегда живъ сый, ходатайствуетъ о приходящихъ чрезъ Него къ Богу (Евр. 7, 25), и ходатайство Его всемощно предъ Отцемъ. Если Богъ Отецъ непощадилъ для нашего спасенія Своего Единороднаго Сына, то како не съ Нимъ вся намъ дарствуетъ? Если Сынъ Божій такъ возлюбилъ насъ, что положилъ за всѣхъ насъ душу свою: то не исходатайствуетъ-ли Онъ для каждаго изъ насъ Духа Святаго, отъ Отца исходящаго, а вмѣстѣ съ Нимъ не изольетъ-ли на насъ всѣ дары Своей безпредѣльной любви и благости? Апостолъ Павелъ говоритъ, что Іисусъ Христосъ, возшедъ на высоту, плѣнилъ плѣнъ, и даде даяніе человѣкомъ (Ефес. 4, 8), что Онъ ниспосылаетъ вѣрующимъ вся Божественныя силы, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3).

Итакъ на небо, идѣже Іисусъ Христосъ, мы должны устремлять мысли и чувства души своей; должны горняя мудрствовать, а не земная, высшихъ искать и небесныхъ (Кол. 3, 2), а не прилѣпляться всѣмъ сердцемъ къ земному и скоропреходящему, всегда содержать въ своей памяти, что Іисусъ, вознесыйся отъ насъ на небо и одесную Бога сѣдяй, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣли Его Апостолы грядуща на небо (Дѣян. 1, 11). И вотъ тогда-то откроется для истинно вѣрующихъ вся полнота славы чадъ Божіихъ и совершится то, что какъ всѣ мы были здѣсь причастниками бреннаго естества перваго человѣка Адама, такъ вѣрующіе содѣлаются общниками славы втораго небеснаго Адама — Господа нашего Іисуса Христа, облекутся во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49), чтобы всегда съ Господомъ быть (1 Сол. 4, 17). Это выражалъ Самъ вознесшійся Господь, утѣшая Своихъ учениковъ (Іоан. 14, 1; 16, 7; 14, 2-3); да не смущается сердце ваше, истину вамъ глаголю, лучше для васъ, да Азъ иду, ибо иду уготовати вамъ мѣсто, и егда уготовлю, паки пріиду и поиму вы къ Себѣ: да идѣже Азъ есмь, и вы будете. Этого намъ нужно желать въ продолженіи всей нашей жизни, къ сему стремиться всею душею и направлять всю дѣятельность нашу.

Но у всѣхъ-ли насъ, слушатели, непрестанный помыслъ о вѣчной блаженной славѣ? Не видимъ-ли мы большею частію, что міролюбецъ, напримѣръ, исключительно занятъ стремленіемъ къ земному; онъ не имѣетъ ни желанія, ни времени искать небесной славы, о вѣчной славѣ онъ совершенно забываетъ. Міролюбецъ по преимуществу употребляетъ всякія хитрости и лукавство для того, чтобы стать выше другихъ въ глазахъ людей; между тѣмъ оставляетъ безъ вниманія царственное достоинство (1 Петр. 2, 9) святыхъ, къ коему мы призваны. Сколько неусыпной дѣятельности употребляется иными для насыщенія жажды удовольствій, а для пріобрѣтенія блаженства въ будущей жизни не хотятъ большею частію и перстомъ двигнути. Любовь ко Христу, спосадившему наше естество одесную Бога Отца, вѣра, ревность и всѣ духовныя наслажденія у нихъ заглушены житейскими попеченіями; а потому неудивительно, что они не ищутъ горняго, не стремятся къ познанію благъ небесныхъ.

Будемъ, слушатели, трудиться впродолженіи всей своей жизни, сохраняя званіе (2 Петр. 1, 10) своего призванія; будемъ постоянно въ немъ искать своего Господа всѣмъ сердцемъ своимъ, искренно стремиться къ Нему, повинуясь Его святымъ заповѣдямъ безпрекословно; и тогда наше спасеніе вѣрно. Если Богъ возвѣщаетъ, что безъ усиленной дѣятельности невозможно получить себѣ блаженства на небѣ; то само благоразуміе предписываетъ намъ серьезно отдаться дѣлу своего спасенія, устранять всячески противодѣйствія, презирать увлеченія міра и, сбросивъ съ себя усладительное бремя грѣховъ, неуклонно слѣдовать по предложенному вознесшимся Господомъ пути. За такое наше добродѣланіе мы сдѣлаемся сонаслѣдниками Христу (Рим. 8, 17), одно съ Нимъ и Отцемъ (Іоан. 17, 21) и возрадуемся, подобно Апостоламъ, великою радостію, обрѣтши покой въ Господѣ. Если мы воскресли со Христомъ, какъ убѣждаетъ Апостолъ Павелъ христіанъ; то ищите горняго (Кол. 3, 1-3), гдѣ Христосъ сѣдитъ одесную Бога. О горнемъ помышляйте, а не о земномъ.

Желтикова монастыря Архимандритъ Гавріилъ.

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 172-178.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0