Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ.

Что есть человѣкъ, яко помниши его?.. или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его?

Человѣкъ, по естеству своему, по словамъ Іисуса сына Сирахова, есть земля и пепелъ (Сир. 10, 9). А между тѣмъ найдется-ли среди твореній земныхъ другое какое-либо существо, о которомъ бы Самъ Богъ, Владыка неба и земли, такъ много заботился, какъ о человѣкѣ, — на которое бы было излито столько милостей и щедротъ отъ престола небеснаго, сколько излито ихъ на эту землю и пепелъ, т. е. на человѣка. Мы нынѣ торжественно прославляли и прославляемъ тайну отъ вѣковъ и родовъ сокровенную (1 Кор. 2, 7; 1 Тим. 3, 16; Рим. 14, 24-25); мы зрѣли свѣтъ невечерній, истинное солнце правды, Христа Бога нашего, просвѣщающаго и освящающаго всякаго человѣка, грядущаго въ міръ. Вмѣстѣ съ виѳлеемскими пастырями и волхвами мы покланялись предвѣчному Богомладенцу, содержащему всяческая, Сыну Божію, сущему отъ вѣчности въ нѣдрахъ Отчихъ, снисшедшему на землю и принявшему естество наше отъ Приснодѣвы Маріи для того, чтобы примирить человѣка съ разгнѣваннымъ Богомъ-Отцемъ и принести за него вседовлѣющую жертву Божественному правосудію за всѣ грѣхи. Этотъ человѣкъ, носящій въ себѣ образъ и подобіе Божіе, вслѣдствіе своей злой свободы, поработился грѣху и сдѣлался рабомъ его настолько, что обезсиленный владычествомъ грѣха онъ не могъ самъ собою избавиться отъ своего постыднаго рабства (Рим. 3, 12; 7, 15). И только безприкладное и неизреченное человѣколюбіе Божіе (Рим. 2, 4) побуждаетъ Сына Божія сдѣлаться человѣкомъ, принять на себя уничиженный зракъ раба, снизойти въ нашу страну изгнанія, чтобы указать намъ путь возвращенія въ обители Отца небеснаго; пришелъ Онъ — Премилосердый не въ славѣ и велелѣпіи Божественномъ, а подъ покровомъ (Рим. 8, 3) плоти человѣческой, для которой недоступна присносущная слава Его Божества. Чего мы не могли не только сдѣлать, но даже и пожелать, даже представить, тó совершилъ за насъ и для насъ Сынъ Божій. Только Онъ одинъ, а не кто-либо другой изъ сотворенныхъ существъ, не безплотный духъ, не Архангелъ или серафимъ разрушилъ средостѣніе вражды, вслѣдствіе чего поставленное при раѣ пламенное оружіе плещи даетъ и херувимъ отступаетъ отъ древа жизни. Родивыйся въ Виѳлеемѣ есть миръ нашъ, говоритъ Апостолъ Павелъ, сотворивый обоя едино и средостѣніе ограды разоривый (Ефес. 2, 14; Лук. 1, 68). Сей-то миръ воспѣли при рожденіи Господа небесныя силы, когда взывали: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ (Лук. 2, 14). Слава въ вышнихъ Богу, будемъ и мы непрестанно воспѣвать, предшествуемые ликами небесными, благоволившему примирить всяческая въ Себѣ, умиротворити въ тѣлѣ плоти (Кол. 1, 20-22) чрезъ Него, аще земная, аще небесная. Благословенъ Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ, бывшимъ иногда отчужденными и врагомъ помышленми въ дѣлѣхъ лукавыхъ (Кол. 1, 21). Мы теперь, видя среди себя Сына Божія въ подобіи плоти грѣха, низводящаго на нашу немощную плоть благодатную Свою силу, не только миръ имѣемъ съ Богомъ, но и приведеніе обрѣтохомъ вѣрою въ благодать сію, въ ней же стоимъ, и даже хвалимся упованіемъ славы Божія (Рим. 5, 1-2). Теперь мы хвалимся, несмотря на естественныя наши немощи и недостатки, потому что Единородный Сынъ Божій, освятивъ, оживотворивъ и обоживъ естество наше въ Себѣ Самомъ, оставилъ его потомъ намъ въ залогъ постояннаго освященія и обновленія нашего немощнаго естества, по неложному Его обѣтованію: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 54). Отсюда, можно-ли желать и представить себѣ болѣе живое и пріискреннее общеніе Бога съ человѣкомъ? Вотъ о какой тайнѣ, отъ вѣкъ и родовъ сокровенной, веліей благочестія тайнѣ, явленной въ послѣдняя времена насъ ради, Св. Церковь возвѣщаетъ намъ въ продолженіи нѣсколькихъ дней, — совершившейся въ небольшомъ городѣ Виѳлеемѣ, въ убогомъ мѣстѣ въ вертепѣ. Только съ этого времени приподнимается для человѣка завѣса съ тайны воплощенія, которая являетъ намъ и то, какъ Самъ Богъ даетъ намъ животъ и дыханіе (Дѣян. 17, 25), и то, какъ Онъ промыслительными дѣйствіями Своего вездѣприсутствія всегда пребываетъ при человѣкѣ, начиная съ утробы матери его, облекая его кожею и плотію, костями и жилами сшивая его (Псал. 138, 13; Іов. 10, 11), и то, какъ Онъ охраняетъ его колыбель, заповѣдуя Ангеламъ Своимъ хранить его во всѣхъ путѣхъ (Псал. 90, 11), укрѣпляетъ и развиваетъ тѣлесныя силы его и духовныя, помогаетъ ему въ немощи, утѣшаетъ въ скорби, врачуетъ въ болѣзни, смотритъ за каждымъ шагомъ его, чтобы человѣкъ, освященный и обновленный,не преткнулся, хранитъ каждый волосъ на головѣ (Матѳ. 10, 30; Лук. 12, 7). Кратко сказать: у Вѣчнаго нѣтъ мгновенія, когда бы Онъ отвратилъ отъ человѣка промыслительный взоръ Свой. Господи! Чтó же такое человѣкъ, что Ты его такъ помнишь? Хотя по естеству своему онъ — земля и пепелъ, но важнѣй земли, — подъ этимъ пепломъ сокрытъ безсмертный духъ, созданный по образу и подобію Божію (Быт. 1, 26-27). Эту персть земную Господь благоволилъ пріобщить Своего Божественнаго естества, — отсюда человѣкъ — родной Господу (2 Петр. 1, 4): сего бо и родъ есмы (Дѣян. 17, 28), сказано въ Писаніи; онъ членъ тѣла Христостова, благодатный Сынъ Божій, братъ Христу (Іоан. 1, 12), и наслѣдникъ ему (Ефес. 5, 30; Рим. 8, 15; Гал. 3, 26; Евр. 2, 11). Вотъ почему такъ дорогъ Сыну Божію человѣкъ, для котораго благоволилъ родиться въ бѣдномъ вертепѣ, въ смиренныхъ ясляхъ и въ убогихъ пеленахъ, умѣряя симъ неизмѣримое величіе Своего Божества, недоступное для ограниченнаго существа человѣка. Только въ Виѳлеемѣ Сынъ Божій благоволилъ соединить въ Своемъ лицѣ недомыслимое Божественное съ человѣческимъ, безстрастное съ страстнымъ, безконечное съ конечнымъ, безсмертное съ смертнымъ, величіе съ ничтожествомъ, сущее отъ вѣка съ временнымъ и ограниченнымъ. Только съ Виѳлеема начинается это крайнее истощаніе Божества, поражающее всякій умъ необъятностію любви Божіей. Судя по внѣшней обстановкѣ, все здѣсь крайне уничиженно, крайне недостойно Бога, все соблазняетъ: «зачѣмъ эти бѣдныя пелены и грубыя ясли!» возражали нѣкогда противники христіанства. На это отвѣчаетъ одинъ христіанскій мыслитель: «или ты не видишь въ семъ уничиженіи Богомладенца высочайшаго торжества премудрости Божіей? Ибо кто другой, кромѣ Бога, могъ достигнуть столь великихъ цѣлей способами, столь противоположными? Кто другой могъ показать намъ славу свою въ крайнемъ истощаніи, крѣпость и могущество свое въ уничиженіи? Кто другой могъ возвысить свою любовь къ намъ до того, чтобы отдать Сына Своего въ жерству за насъ?» [1]. Евангелистъ Іоаннъ говоритъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть (Іоан. 3, 16). Въ то время, когда во всемъ мірѣ были нечестіе и порокъ и Господь приниче съ небесе на сыны человѣческія, видѣти аще есть разумѣваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася... нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго (Рим. 3, 11-12; Ис. 13, 2-3). Сынъ Божій подклоняется подъ простертую уже для наказанія десницу Божію. Въ то время, когда человѣчество готовилось за свои преступленія противъ Бога снова услышать грозное опредѣленіе правды Божіей «потреблю человѣка отъ лица земли» (Быт. 6, 7), Сынъ Божій на Себѣ одномъ рѣшается сосредоточить удары правосудія Божія, только бы человѣчество и мы съ вами, слушатели, не погибли, только бы оно возродилось къ лучшему. О, глубина богатства, премудрости и разума Божія! яко неизслѣдовани путіе Его, воскликнемъ вмѣстѣ съ Апостоломъ, видя въ рождествѣ Сына Божія всю широту любви и благости Его къ намъ. Только съ этого времени Онъ — Всемогущій — просвѣтилъ очи ума и сердца нашего свѣтомъ истиннаго Боговѣдѣнія и не престаетъ подавать человѣку благодать и вся, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), и руководить его подобно матери на пути жизни. Онъ чрезъ пророка Исаію предрекъ: еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего; аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь. Се предо Мною еси присно (Ис. 49, 15-16). Поэтому-то отъ виѳлеемскихъ яслей уготовляются намъ обители многи въ дому Отца небеснаго (Іоан. 14, 2-3); вмѣсто земной храмины тѣла, которая имѣетъ раззориться (2 Кор. 5, 1), созидается храмина нерукотворенная, вѣчная на небесахъ, уготовляется рай, блаженство, неизреченныя радости, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9; Лук. 22, 29; Рим. 8, 17). Короче сказать: нѣтъ ничего на небѣ, что-бы не было обѣщано человѣку. Здѣсь, по словамъ Евангелиста, люди соединяются съ Ангелами и естество наше возводится на престолъ царскій. По истинѣ, кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Который творитъ чудеса, благословенъ Ты Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ (Лук. 1, 68) и въ Своемъ вочеловѣченіи, въ тихомъ и незамѣтномъ снишествіи Своемъ на землю явилъ людямъ милость и истину, которыя срѣтостѣся, правду и миръ, которыя облобызастася (Псал. 84, 11). Послѣ этого намъ остается только воспринимать плоды снисшествія къ намъ Господа, Который непрестаннымъ Своимъ присутствіемъ въ насъ, яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю (Псал. 71, 6), обновляетъ и освящаетъ грѣховное естество наше.

Чтобы истинно Господь и по воплощеніи не оставлялъ насъ, но пребывалъ съ нами и мы съ Нимъ: для этого требуется нѣчто и отъ насъ, требуется, по словамъ Апостола, вообразить въ себѣ Христа (Гал. 4, 19), а не воздвигатъ снова средостѣнія между Богомъ и собой, не прилагать грѣховъ къ грѣхамъ; ибо это значило бы пренебрегать кровію завѣта, которымъ мы примирены съ Богомъ (Рим. 5, 10), которымъ въ лицѣ Господа обожено естество наше, не растлѣвать себя самихъ грѣховными сквернами и не порабощать служенію неправдѣ и беззаконію, ибо это значило бы укорять Духа благодати, Которымъ мы и омылись и освятились для новой жизни во Христѣ. Постоянно мы будемъ съ Господомъ, если, по мѣрѣ силъ своихъ, очищая совѣсть свою отъ мертвыхъ дѣлъ, будемъ достойно пріобщаться пищи не отъ райскаго древа жизни, но гораздо высшей и совершеннѣшей — Тѣла и Крови Господа нашего. Будемъ съ Господомъ, когда облечемъ во Христа свой умъ посредствомъ поученія въ словѣ Его и благоговѣйныхъ размышленій о Немъ, свое сердце посредствомъ вѣры въ Него, молитвы и любви къ Нему, свою волю посредствомъ подражанія примѣру житія Его. Лишь бы только мы не отреклись Господа, а Господь Іисусъ Христосъ, благоволившій однажды быть съ нами чрезъ пріискреннее пріобщеніе нашего естества, будетъ и пребудетъ съ нами навсегда, — и здѣсь, по неложному обѣтованію своему, пріидетъ и обитель въ насъ сотворитъ (Іоан. 14, 23).

Слыша въ сіи святые дни о столькихъ благодѣяніяхъ и милостяхъ къ намъ Христа Спасителя нашего, явленныхъ чрезъ воплощеніе Его, будемъ-ли мы, слушатели, равнодушны къ нимъ? Не служатъ-ли они самымъ сильнымъ побужденіемъ для насъ достойно ходити званія (Ефес. 4, 1), въ которое призваны, — званія христіанъ православныхъ; ужели все еще будемъ прогнѣвлять Господа непослушаніемъ волѣ Отца небеснаго?

Каждый изъ насъ, слушатели, въ какихъ бы отношеніяхъ ни былъ поставленъ въ гражданскомъ обществѣ, найдетъ въ духѣ своей вѣры вѣрное наставленіе и силу, какъ быть близь Господа, вполнѣ выполняя званіе своего призванія. Для этого надобно только чаще и больше размышлять о своемъ званіи, какое даровано намъ во Христѣ Іисусѣ, призвавшемъ насъ изъ тьмы въ чудный свѣтъ (1 Петр. 2, 9), о тѣхъ духовныхъ благахъ, какія дарованы намъ вѣрою Христовою. Ни на минуту не забудемъ того, чтó сдѣлалъ для насъ родивыйся въ вертепѣ и въ ясляхъ возлегій, чѣмъ ущедритъ насъ Онъ, Всемогущій, возвысивши насъ до божественной славы и блаженства? Не посрамимъ же радости духовной, возникающей въ продолженіи торжественнаго праздника Рождества Христова, чтобы не лишиться на всю жизнь и на всю вѣчность всякой радости: ибо нѣсть радоватися нечестивымъ.

Послѣ сихъ разсужденій скажемъ вмѣстѣ съ Давидомъ: вотъ что есть человѣкъ, о которомъ Богъ помнитъ и посѣщаетъ его.

Желтиковскій Архимандритъ Гавріилъ.       

Примѣчаніе:
[1] Блаж. Тертулліанъ въ преніи съ еретикомъ Маркіономъ.

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 151-159.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0