Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово на день Богоявленія Господня.

Явися благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ (Тит. 2, 11-12).

Вотъ о чемъ Святая Церковь заботится нынѣ въ сіи великіе празднственные дни, когда внушаетъ своимъ чадамъ правила благочестивой жизни. Она сообщаетъ намъ въ своемъ Богослуженіи образы великой благодати Божіей, явившейся на рѣкѣ Іорданѣ и, воспоминая о преславномъ нѣкогда бывшемъ христіанскомъ событіи, убѣждаетъ насъ, чтобы и мы со своей стороны способны были къ принятію спасительной благодати Божіей. И дѣйствительно, братіе, никогда міръ человѣческій не зрѣлъ столь величественнаго явленія, какое открылось нынѣ на берегахъ Іордана. Тотъ, который положилъ тьму закровъ свой (Псал. 17, 12), Тотъ очевиднѣйшимъ образомъ открылъ людямъ Свое тріединое существо. Въ сей день Богъ Отецъ явилъ Себя во гласѣ, — сказано въ Евангеліи: и гласъ бысть съ небесе, Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ; Богъ Сынъ пришелъ отъ Назарета Галилейскаго на Іорданъ креститься, и на берегахъ его преклоняетъ главу подъ руку раба Своего; Богъ Духъ Святый въ видѣ голубя (Марк. 1, 10) сходитъ на Него, когда Онъ молился по крещеніи въ струяхъ Іордана. По истинѣ, видѣніе чудное и дивное. Объ этомъ вожделѣнномъ для насъ событіи и спасительномъ Священное писаніе болѣе подробно передаетъ намъ такимъ образомъ: когда Іисусъ Христосъ достигъ тридцатилѣтняго возраста, того возраста, который давалъ по закону Іудейскому право быть учителемъ другихъ, тогда Онъ — нашъ Избавитель — приходитъ на Іорданъ къ Іоанну — Своему Предтечѣ, какъ свѣтильнику міра, шедшему впереди Господа и возвѣщавшему людямъ о Его пришествіи, и вмѣстѣ съ прочимъ народомъ проситъ крещенія отъ него. Объ этомъ событіи въ церковной пѣсни нынѣ такъ сообщается: «пришелъ еси, Господи, зракъ рабій пріимъ». Безгрѣшный и Божественный проситъ Іоанна о крещеніи, Всемогущій и Бóльшій его требуетъ благословенія отъ меньшаго и подвластнаго. Послѣ этого неудивительно, что Предтеча Іоаннъ съ трепетомъ говоритъ Спасителю: «Христе Боже, почто къ рабу пришелъ еси, скверны не имый». Господь, всегда и вездѣ являвшій въ Своихъ дѣйствіяхъ высокій примѣръ послушанія и смиренія предъ закономъ, и теперь говоритъ Іоанну: остави нынѣ, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15), т. е. всякій законъ, всякое Божественное опредѣленіе. Тогда Предтеча Господень болѣе не прекословитъ — оставивъ Его, сходитъ съ Спасителемъ въ воду, и струи Іорданскія воспринимаютъ крещаемаго Господа. Въ это время, по выходѣ Іисуса изъ воды, отверзошася Ему небеса, закрытыя для рода человѣческаго преступленіемъ нашихъ прародителей, и Духъ Божій въ видѣ голубя сходитъ на Спасителя и почиваетъ на Немъ; съ высоты же небесъ раздается голосъ Бога Отца: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Такимъ образомъ при крещеніи Спасителя явился Богъ, Троичный въ лицахъ. Объ этомъ-то, слушатели, Святая Церковь и передаетъ намъ, торжественно воспоминая дивное и чудесное событіе настоящаго продолжающагося праздника, и воспѣваетъ: «Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, Троическое явися поклоненіе» (Троп. празд.). Торжественно празднуя въ сіи дни крещеніе Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, мы, слушатели, принесемъ, во 1-хъ, хвалу и благодареніе Богу, сподобившему и насъ, еще младенцами, благодати крещенія, и во 2-хъ, при настоящемъ воспоминаніи приведемъ себѣ на память тѣ свои священные обѣты, которые мы обязались неуклонно выполнять, какъ вступившіе въ воинство Царя своего небеснаго, и торжественное отреченіе отъ сатанинскаго служенія и всѣхъ дѣлъ его, сочетаніе Христу и обязательство воинствовать во всю жизнь свою подъ знаменіемъ креста Его, т. е. при помощи благодати Святаго Духа отвергаться нечестія и мірскихъ похотей и жить цѣломудренно, праведно и благочестиво въ нынѣшнемъ вѣцѣ. Объ этихъ истинахъ нѣсколько и раскроемъ въ настоящемъ назиданіи.

1) Мы, слушатели, должны нынѣ принесть и всегда приносить хвалу и благодареніе Богу, сподобившему насъ благодати крещенія; безъ крещенія мы были бы въ ужасномъ состояніи. Неомовенные водою святаго крещенія, мы находились бы во мракѣ невѣдѣнія и заблужденія, были бы сынами проклятія и гнѣва Божія и жертвой ада. Какъ въ беззаконіи зачатые и во грѣхахъ рожденные, мы и по достиженіи зрѣлаго возраста не имѣли бы силъ и средствъ въ себѣ самихъ дойти до истиннаго Боговѣдѣнія, не могли бы творить истинно-добрыхъ дѣлъ, тогда мы уподоблялись бы въ своей жизни безсловеснымъ животнымъ, а тамъ — за гробомъ — при свѣтѣ истины узрѣвши свое окаянство, мы естественно поверглись бы въ ожесточеніе или совершенное отчужденіе отъ Бога, которое есть истинная смерть души, источникъ вѣчныхъ мученій. Но слава и благодареніе Премилосердому Господу, избавившему насъ чрезъ святое крещеніе отъ таковыхъ ужасныхъ золъ; слава и благодареніе Богу Отцу, даровавшему намъ въ Іисусѣ Христѣ наслѣдіе живота вѣчнаго; слава и благодареніе Святому Духу, обручившему насъ крещаемыхъ, какъ невѣсту, Іисусу Христу (2 Кор. 11, 2). Духъ Святый смылъ съ насъ банею водною прирожденную скверну грѣха, убѣлилъ, умастилъ и украсилъ насъ всѣми дарами своея благодати, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), или же честная намъ и великая обѣтованія даровашася, да сихъ ради будемъ божественнаго причастницы естества, отбѣгше яже въ мірѣ похотныя тли (2 Петр. 1, 4).

Въ крещеніи мы таинственно омылись, просвѣтились, оправдались и сподобились быть чадами Божіими, царскимъ священствомъ (1 Петр. 2, 9), народомъ святымъ, людьми обновленія. Отсюда, чтó можетъ быть драгоцѣннѣе сего небеснаго благодѣянія? Какой языкъ можетъ произнести хвалу и благодареніе по достоянію? Блаженны, стократъ блаженны мы, удостоенные духомъ и тѣломъ святой, освящающей и спасительной воды крещенія, бани пакибытія (Тит. 3, 5) и обновленія Духа Святаго, излившагося на насъ обильно Іисусъ Христомъ, Спасителемъ нашимъ. Отцы Церкви передаютъ намъ, что святое крещеніе налагаетъ на человѣка чудную и неизгладимую печать, которой трепещутъ злые демоны и которая привлекаетъ къ намъ добрыхъ ангеловъ. Крещеніе есть дверь, отверзагощая входъ въ общество вѣрующихъ, сопричисляющая насъ къ лику избранныхъ и сподобляющая славословить съ ангелами Трисвятое имя Божіе. Крещеніе отпечатлѣваетъ въ душѣ нашей образъ и подобіе Божіе, даруеггъ для нашей новой жизни сіяніе премудрости въ разумѣ, блескъ святости въ волѣ и свободу воли, ею же свободи насъ Христосъ (Гал. 5, 1), разрушивши въ насъ всякое грѣховное рабство. Вотъ сколько благодѣяній получаетъ каждый изъ насъ отъ Отца щедротъ въ святой и освящающей купели крещенія!

2) Но, слушатели, просвѣщенные крещеніемъ, вѣруя и опытно чувствуя многоразличныя спасительныя дѣйствія сего таинства на душу и тѣло, не забудемъ, среди хвалы и благодаренія Богу, и тѣхъ великихъ обязанностей, которыя мы со своей стороны обѣщались во время крещенія торжественно и съ клятвою исполнять. Каждый изъ насъ при крещеніи изъ любви къ Богу сочетался Христу, отвергся самаго себя и твердо рѣшился оставить все въ мірѣ, препятствующее возрастанію въ новой духовной жизни. Съ минуты своего духовнаго и благодатнаго перерожденія, каждый изъ насъ обязался какъ можно чаще размышлять о благодѣяніяхъ Божіихъ, оказанныхъ и оказываемыхъ человѣческому роду и поучаться день и ночь въ Законѣ Божіемъ, горѣть истинною любовію къ Богу и раскрывать свои сокровища для благотворенія своимъ ближнимъ, очи свои возводить на небо для созерцанія чудесъ всемогущества Божія и низводить на землю, чтобы видѣть обиліе благъ, подаваемыхъ на пользу и удовольствіе наше, уши отверзать для слышанія благовѣстія Христовой вѣры, языкъ разверзать для хвалы и славословія, руки воздѣвать горѣ съ благодареніемъ или простирать для подаянія милостыни и отренія слезъ несчастнаго, ногами пользоваться для нелѣностнаго хожденія въ храмъ Божій, также и въ домы плача, гдѣ полуобнаженная нищета и сиротствующее младенчество проситъ отъ насъ именемъ Христовымъ утѣшенія, призрѣнія и покрова; все тѣло, очистивъ отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 2), упражнять въ подвигахъ благочестія — бдѣніи, молитвѣ, постѣ, воздержаніи, обузданіемъ страстей содѣлывать его чистымъ и непорочнымъ, представлять его храмомъ живущаго въ немъ Святаго Духа (1 Кор. 6, 19), короче сказать въ крещеніи мы обручились Христу (2 Кор. 11, 2) силою Божію. Устами воспріемниковъ, какъ бы собственнымъ нашимъ языкомъ и сердцемъ, предъ лицемъ Самого Бога мы увѣряли Церковь, повторяя торжественно обѣты «сочетаваюся Христу, Царю и Богу моему», рѣшаясь жертвовать для славы Его славою, богатствомъ и удовольствіями міра сего и не страшиться ради любви къ пострадавшему за насъ Христу ни бѣдствій, ни гоненій, только бы Христа пріобрѣсти. И кто исполняетъ данные обѣты при крещеніи съ полнымъ усердіемъ и постояннымъ расположеніемъ, на томъ пребываетъ благодать крещенія неотступно отъ младенчества до старости, отъ духовнаго рожденія до тѣлесной смерти. Но кто не сохраняетъ вѣрности своимъ обѣтамъ, кто пренебрегаетъ и совершенно забываетъ свои обязанности новаго по Богу служенія, вопреки данной имъ клятвѣ, того и благодать крещенія оставляетъ, какъ не способнаго болѣе къ общенію съ нею, и гнѣвъ Божій снова пребываетъ на немъ, какъ осквернителѣ и хулителѣ тайны Христовой. Невѣроятнымъ и даже невозможнымъ казалось бы такое ужасное клятвонарушеніе въ Церкви Христовой, если бы мы, къ сожалѣнію, во очію не видѣли множества примѣровъ нарушеній обѣщаннаго при крещеніи. Такъ, напр., мы, призванные въ благодатное Царство Христово, по словамъ Аностола, должны подавать въ вѣрѣ нашей добродѣтель, въ добродѣтели разумъ, въ разумѣ воздержаніе, въ воздержаніи терпѣніе, въ терпѣніи благочестіе, въ благочестіи братолюбіе, въ братолюбіи же любовь (2 Петр. 1, 5-7). Но всегда-ли мы такъ поступаемъ? Стараемся-ли свое званіе, въ немъ же призвани и свое избраніе добровольное извѣстно предъ всѣми проявлять (2 Петр. 1, 10), не страшась никакихъ препятствій и не сообразуясь вѣку сему? (Рим. 12, 2) Мы, окропленные водою крещенія, помазанные елеемъ радованія, запечатлѣнные святымъ мѵромъ на служеніе Богу, всегда-ли бываемъ неуклонно тверды въ прохожденіи высокихъ своихъ обязанностей и вѣрны тѣмъ дарамъ благодати, какіе получили при крещеніи? Не случается-ли съ нѣкоторыми изъ насъ того, что умъ ихъ изощряется на поруганіе святѣйшей истины, на защиту неправды, на уловленіе своего ближняго въ потаенныя сѣти грѣха и преступленій? Не идолопоклонствуетъ-ли сердце наше безчисленнымъ страстямъ и въ жертву имъ не приноситъ-ли долгъ, стыдъ и совѣсть? Глаза наши не устремляются-ли по преимуществу на соблазнительныя зрѣлища, слухъ не услаждается-ли словами не къ назиданію, а къ соблазнамъ и къ осужденію ближняго, руки наши не полны-ли хищенія и неправды, по слову Пророка; ноги наши не скоры-ли идти въ дома веселья и беззаконій?

Да не будетъ сего, братіе! Будемъ стараться болѣе преуспѣвать въ обновленіи духа и являть, по словамъ Предтечи, плоды достойныя покаянія (Лук. 3, 8), будемъ въ своей жизни постоянно наблюдать за своими словами и мыслями, чтобы омывшую насъ въ крещеніи воду сохранить чистою и непорочною, почтить елей, помазавшій насъ на подвигъ, неустаннымъ бдѣніемъ и всегдашнею борьбою съ врагами внѣшними и внутренними, почтить святое мѵро, запечатлѣвшее насъ на служеніе Богу, безпрекословною преданностію Его заповѣдямъ и всегда готовымъ самопожертвованіемъ, и тогда исполнятся на насъ, въ извѣстной мѣрѣ, провозглашаемыя Святою Церковію слова Священнаго Писанія: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Ты же, Человѣколюбче Христе, Боже нашъ, изволивый ради нашего спасенія креститься отъ Іоанна, сподобивши и насъ быть общниками святаго крещенія Твоего, призри съ небесе на предстоящіе Тебѣ люди и Своею благодатію содѣлай, да совлекшись ветхаго человѣка съ дѣяньми его, облекутся они въ ризы правды и добродѣтели, чтобы быть имъ (2 Кор. 6, 16-17; Іер. 3, 18; Ос. 1, 11) во истину въ сыны и дщери Тебѣ, какъ Ты желаешь намъ всѣмъ быть въ сей жизни. Аминь.

Желтиковскій Архимандритъ Гавріилъ.       

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 130-138.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0