Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово въ недѣлю 27-ю по Пятидесятницѣ.

Братіе, возмогайте о Господѣ и въ державѣ крѣпости Его: облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 10-11).

Апостольское чтеніе нынѣшняго дня раскрываетъ намъ, что жизнь христіанъ есть непрестанная борьба среди враждебныхъ силъ, препятствующихъ нашему спасенію; что сами христіане въ этомъ мірѣ суть какъ овцы среди волковъ, которымъ со всѣхъ сторонъ угрожаютъ опасности, гоненія, преслѣдованія; что враги христіанъ зорко слѣдятъ за ихъ жизнію, что они рады ихъ опасности и паденіямъ. И не будь благодати и помощи Божіей, мы христіане давно бы погибли въ плѣну у врага. Но Богъ всегда готовъ помочь намъ среди борьбы съ врагами, Онъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбехъ, обрѣтшихъ ны зѣло (Псал. 45, 2), только бы мы старались укрѣпляться могуществомъ силы Его, а не надѣялись бы на собственныя силы, на свой умъ, твердость воли и наблюдательность. Кто изъ насъ не испыталъ того, какъ трудно безъ благодати Божіей противостоять какой либо страсти? Мы знаемъ, что безмысленно подчиняться той или другой страсти, и увѣрены, что позорно для нашего положенія быть рабомъ ея; мы готовы подавить ее, и даже даемъ себѣ честное и благородное слово впредь не слушаться грѣховныхъ преобладающихъ влеченій своего сердца. И что же? Вѣруя въ силу своей воли, мы на первыхъ порахъ какъ будто измѣняемся, но при встрѣтившемся соблазнѣ, при воспоминаніи о прежнемъ своемъ положеніи, представленномъ тѣмъ или другимъ случаемъ въ жизни, мы, какъ несмысленныя малыя дѣти, легко забываемъ свое обѣщаніе, свое честное слово, и, какъ песъ (2 Петр. 2, 22), возвращающійся на свою блевотину, стремглавъ устремляемся въ глубину сквернъ и пороковъ. Послѣ этого врагъ нашъ и всего рода человѣческаго того только и дожидалъ. Онъ слѣдилъ тогда за каждымъ нашимъ словомъ, за каждымъ дѣломъ, присутствовалъ при нашихъ замыслахъ, и не оставляетъ насъ даже при самой нашей молитвѣ. Чтобы избавитъся отъ затрудненій въ жизни и опасностей, въ которыя мы непрестанно впадаемъ и которыя вызываютъ насъ на ожесточенную борьбу, мы примемъ къ сердцу своему наставленіе Апостола Павла, убѣждающаго насъ: братіе, облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 11), противъ враговъ всякаго добра, завистниковъ царства Божія, противниковъ христіанской душѣ, міродержителей тьмы вѣка сего (Ефес. 6, 12). Этотъ врагъ, съ которымъ приходится бороться христіанамъ въ жизни, тонко придумываетъ и глубоко сокрываетъ свои разставленныя сѣти для нашаго уловленія. Онъ разставляетъ ихъ для того, чтобы отторгнуть насъ отъ Бога, поколебать въ насъ повиновеніе Его заповѣдямъ и такимъ образомъ низвергнуть насъ въ погибель. Если бы даже нападенія діавола и не сопровождались какимъ либо существеннымъ вредомъ для нашихъ душъ, и тогда уже одна мысль — что это козни князя тьмы — должна возбуждать въ насъ крайнее отвращеніе и презрѣніе къ такимъ кознямъ, чтобы онѣ не произведи на насъ ни малѣйшаго вліянія. Но въ томъ-то особенно и обнаруживается коварство искусителя, что онъ обладаетъ множествомъ средствъ нападать на насъ открыто, непоказывая однакожъ, что эти нападенія исходятъ отъ него. Онъ нападаетъ на насъ то посредствомъ безумныхъ и льстивыхъ рѣчей, то посредствомъ тайнаго и явнаго глумленія надъ Божественными истинами, то предвзятыхъ понятій міролюбцевъ. Иногда онъ старается влагать въ мысли послѣдователей Христовыхъ неразрѣшимыя по виду сомнѣнія и недоумѣнія относительно загробной жизни и чрезъ это коварное нападеніе усиливается увлечь ихъ къ нехристіанской жизни. Отсюда у иного христіанина возникаетъ сомнѣніе, пренебреженіе и даже презрѣніе къ слову Божію, и если удается злому врагу чрезъ это достигнуть предъизбранной цѣли, тогда побѣда имъ одержана, тогда онъ влечетъ предавшіяся ему сердца изъ одной бездны въ другую все глубже и глубже. Весьма часто также коварство искусителя уловляетъ души посредствомъ грубыхъ похотей и тонкихъ чувственныхъ вожделѣній. Страсть къ плотскимъ удовольствіямъ, надменная самоувѣренность въ своихъ совершенствахъ, а иногда обманчивая жажда мудрости — вотъ и еще сплетаемыя козни злаго начала. А чаще всего онъ дѣйствуетъ на христіанъ чрезъ лѣность. Вознамѣрится-ли, напримѣръ, храстіанинъ, по словамъ Апостола, идти въ храмъ Божій, тотчасъ является нерасположеніе, признаки нездоровья, хозяйственныя хлопоты и заботы, погода не хороша и отдаленность отъ церкви, или увѣреніе себя самихъ, что недавно были въ церкви, или можно и дома помолиться. Вслѣдствіе такого неблаговиднаго извиненія, человѣкъ остается дома, гдѣ вслѣдствіе своей слабости снова впалъ въ искушеніе. Оставшись дома, немного спустя времени забылъ о предполагаемомъ намѣреніи помолиться Богу дома, проводя время въ пустыхъ разговорахъ, въ пѣсняхъ, въ картахъ, въ пьянствѣ и другихъ порокахъ. Вотъ съ чѣмъ и съ кѣмъ приходится боротъся христіанину! Очевидно, такая брань — духовная и за духовные интересы. Поэтому-то Апостолъ и увѣщеваетъ христіанъ такъ: смотрите, братіе, будьте осторожны, блюдите, какъ вы опасно ходите (Ефес. 5, 15). Трезвитесь, бодрствуйте; діаволъ, какъ рыкающій левъ, ходитъ, ища кого-бы изъ насъ поглотить и увлечь въ адъ (1 Петр. 5, 8). Слѣдите за своими помыслами и подавляйте злыя внушенія, которыя вы иногда сами выдумываете, а иногда подшептываетъ вамъ ихъ и злой духъ. Для этого совѣтуетъ Апостолъ быть постоянно на стражѣ и всегда въ полномъ христіанскомъ вооруженіи, подобно тому, какъ воинъ предъ сраженіемъ выступаеть вполнѣ вооруженный, по мѣрѣ своихъ силъ, чтобы возможно было противиться въ день лютъ, ибо внезапно и неожиданно можетъ настать тотъ часъ, когда злой врагъ, какъ воръ ночью, сдѣлаетъ свое коварное и сильное нападеніе. И если кто хочетъ теперь выдержать натискъ и вся содѣявше стати до конца жизни въ состояніи борьбы; то пусть тотъ пріиметъ вся оружія Божія, тотъ пусть станетъ препоясаннымъ, одѣяннымъ и обутымъ въ приличныя воину одежды, и прежде всего долженъ препоясать поясомъ свои чресла, чтобы сберечь равносиліе и, стянувъ одежду, удобнѣе для легкости въ движеніяхъ дѣйствовать противъ врага. Воину Христову должно препоясать духовныя чресла свои во 1-хъ истиною [1]; она, какъ принесенная съ неба Іисусомъ Христомъ, должна опоясывать душу христіанина и сообщать ей стойкость и твердость, чтобы свободнѣе и искуснѣе отражать всякую кознь отца лжи, всякое нападеніе призрачной мудрости. Послѣ этого врагу истины неудобно будетъ имѣть дѣло съ поборникомъ истины, какъ свѣтъ отражающейся въ жизни честнаго христіанина, сдѣлавшейся бронею или латами правды — праведности. Она обличитъ, отразитъ даже самыя ядовитыя и смертоносныя стрѣлы и злую молву. Вооружившись истиною и праведностію жизни, христіанинъ долженъ вступать на поприще общественное, во 2-хъ обувъ нозѣ во уготованіе благовѣствованія мира. Какъ преслѣдовать врага съ босыми ногами по камнямъ и колючимъ кустарникамъ опасно, нездорово и ненадежно для успѣха; или какъ странники, отправляясь въ дальній путь, подвязываютъ себѣ свои сандаліи; такъ и воинъ Христовъ долженъ приготовиться къ борьбѣ за дѣло Божіе, долженъ преслѣдовать врага не съ гордымъ чувствомъ въ несомнѣнной побѣдѣ, но со смиреніемъ и спокойствіемъ духа, запасшись истинами слова Божія, а главное — духомъ Евангельскимъ, духомъ постояннаго сокрушенія, смиренія и молитвы. Эти средства въ состояніи доставить христіанину торжество надъ невидимымъ врагомъ. Іисусъ Христосъ на вопросъ учениковъ, почему они не могли изгнать изъ человѣка злаго духа — сказалъ: сей родъ ничимъ же можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21). Особенно же христіанинъ, выйдя на брань съ врагомъ, долженъ взять въ 3-хъ щитъ вѣры, которымъ можно угасить и отстранить отъ себя всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго, т. е. жгучія навожденія коварнаго духа и страсти, которыя, вдругъ воспламеняя человѣка, лишаютъ его разсудка, ослѣпляютъ его и дѣлаютъ его рабомъ чуждыхъ вліяній. Щитъ вѣры есть главное защитительное оружіе христіанина среди нравственной жизни его. Одна вѣра во Христа, въ загробную жизнь, въ страшныя вѣчныя муки въ адѣ, въ сообществѣ съ діаволами тревожать совѣсть христіанина, какъ искупленнаго Христомъ, напоминаетъ ему о святыхъ данныхъ имъ обѣтахъ и заставляетъ его очнуться въ минуты тяжкихъ увлеченій. Она поощряетъ и укрѣпляетъ его среди преслѣдованій и бѣдствій въ христіанской дѣятельности. Она руководила Іосифомъ въ темничномъ заключеніи не предпринимать никакихъ непозволительныхъ средствъ для своего избавленія, но честностію и вѣрностію пролагать себѣ путь къ счастію. Она воодушевила Давида, преслѣдуемаго Сауломъ — злѣйшимъ его врагомъ, не падать духомъ, но поступать съ предусмотрительностію, добросовѣстностію и благоразуміемъ. Подобно симъ борцамъ за вѣру, христіанинъ съ вѣрою во Христа силенъ противъ всѣхъ искушеній жизни, и тѣмъ болѣе, что на головѣ его есть, въ 4-хъ, шлемъ спасенія, съ которымъ онъ безбоязненно ходитъ среди соблазновъ и чужихъ беззаконій и не приражается къ нимъ. Его голова занята другими началами жизни. Онъ, живя на землѣ, думаетъ о небесномъ, чтобы Христа пріобрѣсти (1 Сол. 5, 8), Котораго съ живымъ упованіемъ ожидаетъ на небѣ. Къ Нему христіанинъ устремляетъ свои взоры, гдѣ онъ, какъ вѣрный слуга Его, надѣется видѣть Его во свѣтлостяхъ святыхъ, въ домѣ Отца, у Котораго обителей много, въ небесномъ Іерусалимѣ. Сюда направляются всѣ воздыханія благочестивыхъ страдальцевъ, помышляющихъ, что здѣсь Богъ отретъ всякую слезу отъ очей ихъ. Надъ міромъ же многошумнымъ онъ носится душами и полагаетъ въ уметы всѣ временныя страданія, если ему приходится терпѣть отъ лукаваго, зная, что онѣ ничего не значатъ въ сравненіи съ славою, его ожидающею. Земныя блага міра сего онъ мало цѣнитъ, когда предчувствуетъ радости той жизни. И такимъ образомъ, думая о вѣнцѣ славы и правды, онъ постоянно украшаетъ свою главу этимъ шлемомъ спасенія (1 Сол. 5, 8) и не страшится козней, или стрѣлъ діавольскихъ, особенно же онъ уповаетъ среди брани своей, въ 5-хъ на мечъ духовный, иже есть глаголъ Божій. Какъ нападеніе непріятеля отражается мечемъ и самъ онъ мечемъ преслѣдуется до окончательнаго истребленія; такъ и христіанинъ во всякой борьбѣ съ діаволомъ твердо долженъ держаться за мечъ духовный — за слово Божіе, которое острѣе всякаго меча обоюдуостраго (Евр. 4, 12) и которымъ можно даже отсѣчь главу невидимаго врага. Посредствомъ этого меча слова Божія чрезъ размышленіе и примѣненіе слова Божія къ жизни читающихъ и слушающихъ преодолѣвается и посѣкается всякое ложное ученіе, всякое суетное человѣческое мудрованіе, кичливость разума, безпорядочныя влеченія сердца и всякое обольщеніе грѣхомъ, — словомъ побѣждается все, что враждебно Богу и нашему спасенію. Силою духовнаго меча и полнаго всеоружія Божія можетъ слабый человѣкъ противитися кознемъ діавольскимъ въ день лютъ и вся содѣявши устоять въ побѣдѣ.

Но всегда ли нынѣ христіанскіе ратоборцы возмогаютъ о Господѣ противъ чувственныхъ наклонностей, пожеланій и страстей, влекущихъ ихъ къ пріятнымъ ощущеніямъ? Всегда ли борются они съ трудными искушеніями ко злу? Всегда-ли надъ собой бдительны? Препоясуются-ли, по словамъ Апостола, истиною, облекаются-ли бронею правды и обуваютъ-ли ноги во уготованіе благовѣствованія мира, прикрываются-ли щитомъ вѣры и мечемъ духовнымъ? Не видимъ-ли мы, какъ многіе изъ христіанъ нерадиво относятся къ своей жизни и не готовятся къ борьбѣ противу козней вражіихъ? Лишь только овладѣло нерадѣніе, они тотчасъ отвращаются всякаго труда и всякаго духовнаго дѣланія; а многіе даже лѣнятся и подумать о достоинствѣ и цѣли предлежащаго имъ подвига. А о побѣдѣ надъ сильными и многочисленными врагами и думать не хотятъ. Такимъ христіанамъ слѣдуетъ знать, что врагъ въ искушеніяхъ изобрѣтателенъ. Онъ наводитъ на человѣка опасеніе трудности дѣла и обременительности, а отсюда успокаиваетъ его на предлежащемъ какомъ либо должномъ дѣлѣ и мало по малу растлѣваетъ самые первые начатки духовной жизни. Посредствомъ нерадѣнія и лѣни діаволъ хитросплетаетъ сѣти и тенета искушеній для всякаго человѣка, но особенно онъ устрояетъ это съ лукавою хитростію для ревнителей духовной жизни, зная, что лѣнивый и нерадивый удобно поддается похотямъ и страстямъ и скоро падаетъ.

Слушатели! Врагъ у насъ постоянный, зоркій и сильный; брань бываетъ напряженна; поэтому облечемся во всеоружіе Божіе, будемъ всегда бдительны надъ собой, доброе держаще тщаніе о добромъ и небесномъ, какъ прилично мужественному борцу: рука бо мужественнымъ въ прилежаніи (Прит. 13, 4). Будемъ проводить все время жизни своей такъ, чтобы оно было благоугодно Богу; будемъ считать потеряннымъ тотъ день, въ который хотя и дѣлаемъ добрыя дѣла, но не преодолѣваемъ своихъ худыхъ наклонностей и пожеланій. Богъ же всякія благодати Самъ, по кратковременномъ страданіи нашемъ среди брани съ невидимыми врагами, да укрѣпитъ насъ и да содѣлаетъ насъ непоколебимыми (1 Петр. 5, 10). Аминь.

Желтиковскій архимандритъ Гавріилъ.       

Примѣчаніе:
[1] Злат. въ 1 кн. бес. 23.

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 121-129.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0