Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово на день Св. Пасхи.

Христосъ Воскресе!

Освѣщайся свѣтомъ, новый Іерусалимъ! Торжествуйте днесь, вси любящіи Сіона, потому что возсталъ изъ гроба Христосъ и вслѣдствіе этого насталъ для насъ день избавленія, день радости и веселія, день свободы и спасенія, день торжества надъ смертію, побѣды надъ адомъ. Если когда, то въ настоящій день прилично и намъ въ восхищеніи духа гласомъ Царя Израилева воскликнуть: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь (Стих. пасх.). Вчера мы сраспинались Христу, днесь прославляемся. Вчера спогребались Ему, днесь возстаемъ, потому что воскресеніемъ Христовымъ врата адовы сокрушились, вереи вѣчныя сломились и смерть умертвилась. Гдѣ теперь смерти жало, гдѣ теперь ада побѣда? (1 Кор. 15, 55). Вчера солнце, не могши зрѣть Творца своего на крестѣ висима, померкло, и земля трепещущи тряслася: нынѣ съ минуты воскресенія Христова все наполнилось свѣтомъ: и небо, и земля, и преисподняя; нынѣ празднуемъ адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало (Конд. пасх.).

Но какъ же, благочестивые слушатели, можемъ мы достойно праздновать настоящій свѣтлый и всерадостный сей праздниковъ праздникъ? Кто намъ откроетъ это?

1) О желаніяхъ и наклонностяхъ сильныхъ земли узнаютъ отъ ихъ приближенныхъ. Къ нашему Господу ближе всѣхъ тѣ, кои всегда творили волю Отца Его. Однимъ изъ таковыхъ былъ Апостолъ Павелъ. Къ нему-то мы и обратимся съ вопросомъ: какъ лучше праздновать Пасху такъ, чтобы наше празднованіе угодно было воскресшему Господу, такъ много пострадавшему за насъ? И на этотъ вопросъ какъ бы такъ отвѣчаетъ Апостолъ Павелъ: «когда, дѣйствительно хотите праздновать достойнымъ образомъ Пасху, то празднуйте ее не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины. Ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 8. 7), т. е. по Апостолу, чтобы свѣтло праздновать всерадостный и вожделѣнный день знаменитаго праздника Христова, прежде всего мы должны очистить чувствія свои: очистить очи, чтобы не видать и не увлекаться мірскою суетою, уши, чтобы не слышать ничего неподобнаго и вреднаго христіанской нравственности, языкъ, чтобы не говорить лжи, руки да не творятъ хищенія и обиды, ноги да не ходягь на совѣтъ нечестнвыхъ, на путь соблазновъ и преткновеній. Сдѣлавши это, по истинѣ, узримъ неприступнымъ свѣтомъ воскресеніе Христа блистающееся, возвеселимся священно и прославимъ Пасху вѣчную, прославимъ съ истинно-достойнымъ священнолѣпіемъ. Ибо можетъ-ли тотъ насладиться невечерняго свѣта, кто, плавая въ волнахъ житейскихъ попеченій, съ кораблемъ потопляется грѣхами и погружается въ бездну беззаконія?

2) Чтобы достойно праздновать Пасху Божію и спасительную, нужно праздновать ее въ чистотѣ и истинѣ. Всякій праздникъ любитъ чистоту, вслѣдствіе чего мы очищаемъ домы наши и одежды, измываемъ самихъ себя. Но для Воскресшаго нужна не такая чистота. Онъ готовъ принять насъ въ рубищахъ, готовъ неодѣянныхъ посадить за трапезу съ Собою, если только душа чиста и облечена въ одежду невинности. А напротивъ, измовенныя уста для Него отвратительны, когда на нихъ привитаетъ ложь и нечистота сердечная. И свѣтлая одежда для Него хуже вретища, когда подъ нею сокрываются страсти, когда она куплена притѣсненіемъ ближнихъ. Поэтому, празднуя Пасху, надобно заботиться не объ одной чистотѣ домовъ и одежды, а болѣе всего о чистотѣ души и сердца. Безъ этой чистоты съ какимъ лицемъ осмѣлимся мы приходить въ церковь? Въ эти по-преимуществу дни въ Церкви множество Ангеловъ: какъ стать среди сонма чистѣйшихъ духовъ съ нечистой душею? Кромѣ того въ дни Св. Пасхи Святая Церковь заставляетъ насъ весьма часто лобызать святой крестъ и икону воскресенія: какъ же намъ приступить къ сей святынѣ съ очерненною совѣстію, съ зловоніемъ грѣха?

3) Для лучшаго уясненія себѣ, какъ проводить намъ Пасху Христову и спасительную, обратимся къ примѣрамъ прошедшихъ временъ. Исторія первыхъ вѣковъ христіанства представляетъ намъ, что христіане праздновали Пасху Господню съ особымъ благоговѣніемъ и во всевозможной чистотѣ и святости. У нихъ первымъ долгомъ поставлялось въ эти пасхальные дни, какъ дни наиболѣе всерадостные, благодѣтельствовать утомленнымъ въ трудныхъ обстоятельствахъ, прикрывать неимущихъ гдѣ главу подклонить. А если ближній находился въ бѣдѣ, страданіяхъ и несчастіи, они преимущественно въ эти дни помогали ближнимъ своимъ, чѣмъ могли, милосердствовали имъ, подавая милостыню, посѣщали темницы и утѣшали тамъ несчастныхъ своихъ братьевъ. Подражая примѣру христіанъ первыхъ вѣковъ и мы, братіе христіане, должны праздновать эти дни, отложивъ дѣла темная, и облекшись во всеоружіе свѣта, яко во дни благообразно да ходимъ, не козлогласованіи и піянствы, не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистію (Рим. 13, 12-13). А между тѣмъ кому неизвѣстны обычаи міра сего въ эти дни или тѣ занятія, въ коихъ они у многихъ проходятъ? Не въ эти ли, по преимуществу, дни менѣе сохраняется чистоты душевной и святости между ними? Когда наиболѣе предаются невоздержанію въ пищѣ и питіи, празднымъ забавамъ и суетнымъ удовольствіямъ, когда особенно заводятъ распри, брани и прочее неподобное? Съ окончаніемъ поста какъ будто оканчивается у многихъ все доброе. Христосъ воскресаетъ, а они умираютъ духомъ. Христосъ просвѣщаетъ насъ свѣтомъ Своего воскресенія, блистаетъ истиною и правдою, а они, увлекаемые дурными обычаями времени, ложными современными направленіями и чувственными страстями, все удаляются въ глубину лжи и беззаконія, невѣрія и безвѣрія и неудержимо стремятся туда, колебля своимъ своеволіемъ основы жизни семейной, общественной и церковной. Нѣтъ, Святая Церковь требуетъ отъ насъ наипаче въ эти дни облечься во утробы щедротъ, благость, смиренномудріе, кротость и долготерпѣніе: надъ всѣми же сими стяжать любовь, яже есть союзъ совершенства (Кол. 3, 12-14), разрѣшить всякій союзъ неправды, раздробить алчущимъ хлѣбъ и нищія безкровныя ввести въ домы (Стих. 1-й нед. Вел. поста на веч.), нагихъ одѣть, посѣтить больныхъ и въ темницахъ сѣдящихъ, словомъ: все еже аще творимъ словомъ или дѣломъ, вся творить должны во имя Господа Іисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тѣмъ (Кол. 3, 17). Аще убо воскреснусте со Христомъ, вышнихъ ищите, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1). Если тяжело людямъ смотрѣть съ чувствомъ христіанскимъ въ эти дни на безумныя игрища, на забвеніе многими всякаго воздержанія, на явное торжество нечистыхъ страстей: каково же должно быть при семъ воскресшему Господу, для того и умершему за насъ, чтобы сдѣлать всѣхъ насъ людьми чистыми и святыми? Вотъ урокъ отъ Новозавѣтной Церкви по вопросу, какъ проводить праздникъ Воскресенія Христова! Согласно этому учитъ даже и Церковь Ветхозавѣтная. Такъ, когда древній Израиль освободился отъ тяжкой работы царя Египетскаго, онъ съ восторгомъ и радостію, прешедъ море, воспѣлъ пѣснь Господу: «славно бо прославися». А мы развѣ не освободились отъ рабства? И мы освободились отъ рабства, но болѣе тяжкаго, освободились отъ повелителя, не временную нашу жизнь только отягчившаго, но и лишившаго жизни вѣчной; мы воскресеніемъ Христа освободились отъ власти духа злобы. Въ настоящее время, если вѣрующій въ Бога и въ Его высочайшее правосудіе, не совсѣмъ потерявшій совѣсть, не дошедшій до крайняго огрубѣнія и ожесточенія во злѣ, чувствуетъ въ душѣ своей ужасныя муки и страданія, производимыя грѣхомъ, угрызенія совѣсти, постоянное безпокойство сердца, недовольство самимъ собою, трепетъ и ужасъ предъ правосудіемъ Божіимъ, страхъ вѣчнаго наказанія; если, по словамъ Царя Давида, исполнися золъ душа и животъ аду приближися (Псал. 87, 4); то знай, вѣрующая душа, что ты въ такомъ бѣдственномъ и мучительномъ состояніи найдешь себѣ истинное облегченіе и успокоеніе отъ невыносимаго бремени въ томъ же Воскресшемъ Господѣ, Который преданъ бысть за прегрѣшенія наша, и воста за оправданіе наше (Рим. 4, 25). Онъ воскресъ, и этимъ показалъ вѣрующимъ въ Него, что жертва, принесенная Имъ за грѣхи міра, принята Богомъ Отцемъ съ благоволеніемъ, что грѣхи наши чрезъ Него прощены, и мы, нѣкогда бывшіе враги Богу, оправданы и примирены съ оскорбленною высочайшею Святостію (Рим. 5, 6-10). Съ минуты воскресенія Христова наша вѣра въ Искупителя, наше упованіе на спасеніе готовы явиться во время благопотребное (1 Петр. 1, 5), наше оправданіе благодатію и избавленіе во Христѣ Іисусѣ (Рим. 3, 24).

Послѣ этого и намъ прилично, по примѣру древняго Израиля, воспѣть пѣснь во гласѣ радованія, но пѣснь другаго содержанія: «воскресенія день, просвѣтимся торжествомъ, другъ друга объимемъ, рцемъ: братія, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскреніемъ и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, и намъ дарова животъ вѣчный (Пасх. пѣснь).

Итакъ, да празднуемъ этотъ праздникъ «въ союзѣ мира, въ любви нелицемѣрной, въ словесе истины». Только такое празднованіе будемъ достойно величія настоящихъ дней. «Пріидите, оглашаетъ слухъ нашъ Святая Церковь, Богосвѣтлая свѣтила отъ запада, сѣвера, моря и востока, чада моя, благословящія Христа во вѣки» (2 троп. 8-й пѣсни пасх. кан.), торжествуя, «пейте питіе новое, чудесно изводимое не отъ камене безплоднаго, но изъ гроба Христа» (Кан. Пасх. ирм. 3-й). «Ликуйте, праведныя, вси веселитесь и радуйтесь, ибо возсталъ Христосъ — веселіе вѣчное». «Приступите же, свѣщеносніи, исходящу Христу изъ гроба, яко жениху, и спразднствуемъ любопразднственными чинми Пасху Божію спасительную», благодаряще Агнца Божія за безчисленныя къ намъ благодѣянія, за любовь Его къ намъ, за причастіе той вѣчной жизни, которая струится изъ Святѣйшихъ язвъ Его. Будемъ молить Его, Премилосердаго, Всеблагаго и Любвеобильнаго о томъ, чтобы Онъ даровалъ намъ «истѣе причащатися въ невечернемъ дни царствія Его» Пасхи вѣчной спасительной.

Чередный Архимандритъ Гавріилъ.       

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 75-81.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0