Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово на день Преполовенія Св. Пятидесятницы.

Въ послѣдній день великій праздника стояше Іисусъ и зваше, глаголя: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 37-38).

Въ послѣдній великій день праздника постановленія кущей первосвященникъ въ сопровожденіи левитовъ и народа исходилъ изъ храма къ истокамъ (Лев. 23, 36) Силоама и тамъ, у подножія Сіона, у самой скалы, гдѣ бралъ свое начало этотъ небольшой потокъ, черпалъ воду въ золотой сосудъ, приносилъ ее въ храмъ, гдѣ, смѣшавъ съ виномъ, возливалъ на алтарь всесожженія. При этомъ Левиты пѣли пророческія слова Исаіи: почерпите воду съ веселіемъ отъ источникъ спасенія (Ис. 12, 3). На это послѣднее обстоятельство указываетъ Господь, какъ мы слышали изъ Евангелія, словами: якоже рече писаніе, т. е. тѣ пророчества, одному изъ которыхъ внимали теперь іудеи въ пѣсняхъ левитовъ; а всѣ слова Спасителя примѣнены къ самому ходу высказаннаго священнаго обряда.

Но что же это за источники спасенія, изъ которыхъ Израиль почерпалъ воду съ веселіемъ, и что означалъ прообразовательный обрядъ, при совершеніи котораго присутствовалъ теперь народъ Израильскій? Исходя въ праздникъ постановленія кущей къ скалѣ, въ которой бралъ свое начало потокъ Силоамскій, народъ Израильскій воспоминалъ то дивное событіе, когда Богъ даровалъ его праотцамъ въ безлодной пустынѣ воду изъ камене (Исх. 17, 6). Апостолъ Павелъ говоритъ, что, утоляя жажду этой чудодѣйственной водою, древніе Израильтяне піяху отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4). Въ то время, какъ первосвященникъ почерпалъ воду изъ Силоама, стоялъ Іисусъ Христосъ и звалъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки изъ чрева его истекутъ воды живы. Евангелистъ Іоаннъ эти слова Господа объясняетъ такъ: сіе же рече о Дусѣ, Его же хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 39). Слѣдовательно не камень, лежавшій у подножія Сіона давалъ источники спасенія; онъ только указывалъ прообразовательно на другой духовный камень, камень же бѣ Христосъ. Вотъ куда долженъ былъ бы стремиться Израиль — не къ Сіону для утоленія жажды, но къ Іисусу Христу, Который нѣкогда звалъ и нынѣ зоветъ приходящихъ къ Нему: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева Его истекутъ воды живы.

Но, братіе христіане, что это за необыкновенное питіе, которымъ должны утолять жажду приходящіе къ Іисусу Христу? По изъясненію Евангелиста Іоанна, эта живая вода есть Духъ Святый, Его же хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 39), т. е. Іисуса Христа. Этой водѣ несвойственны застой, порча, гніеніе; она своими всегда свѣжими волнами течетъ непрерывно, оплодотворяя, оживляя силою Животворящаго и Всеисподняющаго Духа Божія и укрѣпляя вѣрующихъ въ Іисуса Христа. Человѣкъ, напоенный благодатію Святаго Духа, не знаетъ въ своей духовной жизни ни застоя, ни состарѣнія; онъ идетъ впередъ, руководимый благодатію, принося плоды все новые и болѣе зрѣлые; его духовная жизнь дѣлается все крѣпче и могущественнѣе, потому что вода, которую даетъ Іисусъ Христосъ, будетъ въ немъ источникомъ воды, текущей въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14). Духъ Божій, Духъ Животворящій своимъ благодатнымъ присутствіемъ въ человѣкѣ питаетъ, оживляетъ и укрѣпляетъ его и подъ благодатнымъ осѣненіемъ Духа Божія онъ чувствуетъ въ себѣ довольство, спокойствіе и блаженство; въ душѣ его водворяется превосходящій всякъ умъ миръ (Кол. 3, 15; Флп. 4, 7) и радость (Рим. 14, 17). Не то бываетъ съ человѣкомъ, поработившимся грѣху, преданнымъ чувственности. Въ немъ тотчасъ прекращается единеніе съ Животворящимъ Духомъ Божіимъ, потому что Духъ Господень не имать пребывати тамъ, гдѣ владычествуетъ плоть (Быт. 6, 3). Оставленный собственному производу, человѣкъ неудержимо стремится къ удовлетворенію развращенной чувственности; страсти и пороки помрачаютъ въ немъ образъ Божій, потемняютъ его разумъ въ познаніи истины, овладѣваютъ сердцемъ, дѣлая изъ него, вмѣсто прежняго храма Божественной любви, мутный источникъ преступныхъ чувствованій и злыхъ помышленій (Матѳ. 15, 19); въ волѣ погашаютъ любовь къ добру и возбуждаютъ въ ней нечистыя пожеланія грѣха. Онъ, какъ дикая и безплодная пустыня, безъ Духа Божія начинаетъ гибнуть отъ голода и жажды духовной. Ядъ отчаянія начинаетъ проникать душу его и угрожаетъ ужаснѣйшею духовною смертію, ибо у людей, удалившихся отъ источника воды живой, отъ благодати Святаго Духа, нѣтъ ни истинныхъ религіозныхъ понятій, ни постоянныхъ и твердыхъ убѣжденій; вмѣсто этого господствуютъ въ нихъ лжевѣріе и предразсудки подъ именемъ новыхъ религіозныхъ вѣрованій. Только тотъ христіанинъ, который напоенъ чудодѣйственною водою благодати Духа Святаго, постоянно направляетъ умъ свой къ познанію и созерцанію вѣчной истины въ Богѣ; сердце его находитъ высшее наслажденіе въ удовлетвореніи тѣхъ святыхъ потребностей, которыя вытекаютъ изъ вѣры и любви къ Богу, а не въ удовлетвореніи чувственнымъ влеченіямъ и страстямъ; воля свободно подчиняется всѣмъ требованіямъ Закона Божія и такимъ образомъ стремится къ утвержденію себя въ чистомъ христіанскомъ добрѣ. Такой человѣкъ непрерывно трудится надъ самимъ собою, укрѣпляетъ свои духовныя силы постоянною борьбою со грѣхомъ, имѣя цѣлію достиженіе высшаго нравственнаго совершенства. Плѣнивъ свой разумъ въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5), онъ всѣ свои желанія воскрыляетъ горѣ, гдѣ животъ его сокровенъ есть со Христомъ въ Бозѣ (Кол. 3, 3). Восходя при помощи благодати Божіей отъ вѣры въ вѣру, отъ силы въ силу, онъ исполняетъ обязанности своего званія, не привязываясь къ соединеннымъ съ ними выгодамъ, пользуется внѣшними благами міра сего, но не прилѣпляется къ нимъ, пріобрѣтаетъ ихъ такъ, какъ бы отдавалъ излишнее. И человѣкъ, твердо рѣшившійся, по возможности, держаться въ этомъ состояніи самоотреченія, дѣйствительно, становится новымъ человѣкомъ, созданнымъ по Богу, въ правдѣ и преподобіи истины (Ефес. 4, 24). А Духъ Святый дышетъ во всѣхъ его способностяхъ и дѣйствіяхъ и животворящимъ осѣненіемъ Своимъ предуготовляетъ его къ жизни вѣчной. И если такіе люди рѣдки, отсюда еще не слѣдуетъ думать, что такое благочестіе есть даръ, доступный только немногимъ избраннымъ. Такой высоты благочестія можетъ достигать всякій христіанинъ; къ этому блаженному состоянію всѣхъ призываетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, говоря: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ воду живую, находящуюся въ источникахъ спасенія — въ Святой Церкви, въ ея Божественномъ ученіи и въ Таинствахъ. Христіанину слѣдуетъ только съ охотою отозваться на кроткій зовъ Іисуса Христа, съ вожделѣніемъ устремить свое сердце къ источникамъ воды живой, а Онъ — Воскресшій изъ мертвыхъ — пошлетъ Духа Своего всякому, каково бы ни было внѣшнее и даже внутреннее его положеніе; даже въ темницѣ находящимся подаетъ миръ и утѣшеніе при многихъ лишеніяхъ, радость на краю могилы, внутреннее довольство при всевозможной бѣдности, ибо въ Немъ полнота благодати, изъ которой всѣ вѣрующіе въ Него могутъ получить обиліе ея. Онъ Самъ сказалъ: грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37). Съ нашей стороны требуется только вознести свою молитву къ Престолу благодати, чтобы намъ дано было сердце ново, даны были вѣра, желаніе и силы отнынѣ и всегда быть рабами и учениками Воскресшаго Господа. И не сомнѣвайтесь въ Его готовности спасти насъ. Онъ сказалъ: Я пришелъ призвать не праведниковъ, но грѣшниковъ къ покаянію (Лук. 5, 32).

Идите же всѣ ко Христу, каковы есть. Чѣмъ хуже наше внутреннее, нравственное и религіозное состояніе, тѣмъ необходимѣе для насъ обратиться къ Нему. Оставаясь вдали отъ Него, мы никогда не сдѣлаемся лучшими. Употребимъ же всѣ усилія идти прямымъ путемъ къ вожделѣнному обновленію нашему и ко Христу, новой жизни Подателю. Простремъ къ воскресшему Господу и призывающему всѣхъ насъ къ источникамъ воды живой то крѣпкіе вопли покаянія, то тихія воздыханія молитвы, то пламенныя желанія любви. Онъ не умедлитъ влить въ насъ токъ живоносной Своей силы чрезъ Божественное Свое слово, которое для вѣрующихъ духъ есть и животъ есть (Іоан. 6, 63), и чрезъ святыя Таинства, порученныя Святой Церкви.

Всѣ мы болѣе или менѣе чувствуемъ духовную жажду, но для ея утоленія не устремляется ли иной къ отжившей языческой мудрости, а другой, надѣясь на самаго себя, на свои силы, не хочетъ ли найти въ самомъ себѣ этотъ вождѣленный источникъ воды? А между тѣмъ только одинъ Господь даетъ ту живую воду благодати, которая проторглась въ пустыняхъ человѣчества. Благо тому, кто идетъ на Его призывъ. Тогда душа наша хотя бы была доселѣ безплодною, процвѣтетъ яко кринъ и принесетъ богоугодные плоды христіанскихъ добродѣтелей, потому что Господь, окрыляя душу нашу благодатію Святаго Духа, очиститъ ее отъ всякія скверны плоти и духа, и она съ обыкновенными силами, но при новыхъ средствахъ Божественной благодати уже не устрашится тяготы заповѣдей Господнихъ, которыя дѣйствительно не тяжки суть (1 Іоан. 5, 3); но будетъ съ легкостію восходить по лѣствицѣ христіанскихъ добродѣтелей все выше и выше къ желаемому христіанскому совершенству, уготовляя себя для жизни будущей.

Слушатели благочестивые! Собравшись въ настоящій день въ семъ храмѣ по случаю и другаго празднества, торжества гражданскаго — дня рожденія Благочестивѣйшаго Государя, Наслѣдника Царскаго Престола, Николая Александровича и исполненные благихъ чувствованій, сотворимъ всѣ единодушно молитвы, моленія, прошенія и благодаренія (1 Тим. 2, 1) за перворожденнаго Сына Царева, да благополучно живетъ юная царственная отрасль и питается отъ источниковъ спасенія, возрастая премудростію и благодатію для будущаго надъ нами царствованія, для управленія нашими волями и дѣйствіями, чтобы и мы, явившись истинными ревнителями истинной гражданской жизни, подъ руководствомъ Богомъ поставленныхъ Начальниковъ, тихое и безмолвное житіе пожили во всякомъ благочестіи и чистотѣ, сохраняя залогъ вѣры послушаніемъ оной, покорностію высшей власти, благими дѣлами и истиннымъ служеніемъ Богу, отвергнувъ отъ себя безвѣріе, вольнодумство и всякое киченіе разума. Аминь.

Преподаватель семинаріи Іеромонахъ Гавріилъ.       

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 45-52.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0