Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово на день Рождества Христова.

Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ, творяй чудеса (Псал. 76, 14).

Такъ нѣкогда восклицалъ ветхозавѣтный Израиль, воспоминая чудесное освобожденіе свое отъ рабства египетскаго, и въ священномъ восторгѣ вѣщалъ какъ бы въ слухъ всѣхъ, говоря: разумѣйте языцы и покоряйтеся, яко съ нами Богъ, Богъ творяй чудеса.

Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ, творяй чудеса, восклицаетъ въ духѣ радованія весь міръ христіанскій, воспоминая такое чудо любви Божіей, предъ которымъ меркнетъ слава всѣхъ чудесъ, совершенныхъ Богомъ во дни Моѵсея; — нынѣ весь христіанскій міръ воспоминаетъ событіе всемірное, радостнѣйшее, благотворнѣйшее, воспоминаетъ рожденіе по плоти Господа Бога нашего, Избавителя, пришедшаго спасти людей отъ рабства не Египетскаго Фараона, но мысленнаго поработителя — діавола.

Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ, творяй чудеса, восклицаетъ нынѣ въ духѣ радованія особенно Православная Россія, потому что въ радостный день Рождества Христова Господь даровалъ ей нѣкогда радость на радость. Мы благодаримъ нынѣ Господа — Благодѣтеля, творящаго чудеса, за избавленіе Церкви и державы Россійской отъ нашествія Галловъ и съ ними двадесяти языкъ.

Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ творяй чудеса, — нынѣ удобно намъ воскликнуть въ духѣ радованія и благодаренія Богу, творящему чудеса и за дарованную намъ побѣду надъ невѣрными мусульманами, грозно и безчеловѣчно владычествовавшими надъ братьями нашими по крови и вѣрѣ — славянами.

Страшны были бѣдствія, которыя постигли весь родъ человѣческій; никакими слезами нельзя было оплакать ихъ. Обольщенные діаволомъ прародители наши согрѣшили предъ Богомъ и со всѣмъ своимъ потомствомъ подпали владычеству діавола. Растлѣніе и извращеніе всѣхъ силъ души надшаго человѣка, заблужденія, грѣхи, бѣдствія и самая смерть были слѣдствіями грѣхопаденія перваго человѣка. Съ умноженіемъ людей умножилось и число рабовъ грѣха, увеличивалась и тяжесть рабства. Родъ человѣческій болѣе и болѣе погружался въ бездну золъ и страданій; ядъ грѣха сильнѣе и сильнѣе обнаруживалъ свое гибельное дѣйствіе въ человѣчествѣ, такъ что на страницахъ исторіи человѣчества повсюду представлялась жалость и горе, недовольство и ропотъ на свое состояніе, вездѣ плачъ и рыданіе, стенанія и вопль многъ. По истинѣ, было безотрадно прошедшее. По-видимому, Богъ оставилъ Свое падшее созданіе, отвратился отъ него Своимъ благопромыслительнымъ попеченіемъ. И не было врача, не было врачества для уврачеванія смертельной болѣзни. Но вотъ рождается Іисусъ Христосъ, и все измѣняется, и человѣкъ уже не рабъ грѣху, но сынъ и наслѣдникъ Богу, призванный Имъ въ причастіе наслѣдія во свѣтъ и представленъ въ царство Сына любве Его. Съ рожденіемъ Христа Спасителя средостѣніе, отдѣлявшее людей отъ Бога, разрушается; Единородный Сынъ Божій — истинный Богъ, присно-текущій источникъ жизни, блаженства и радости соединяется съ нашимъ естествомъ, вноситъ въ него Свою безконечную жизнь и блаженство; Онъ пріискренне пріобщился плоти и крови (Евр. 2, 14); пріискренне соединился съ нами. Не величайшее ли это чудо? Прежде обезсиленный владычествомъ грѣха и немогшій самъ собою избавиться отъ своего постыднаго рабства, родъ человѣческій теперь по безприкладному и неизреченному милосердію Господа освященный самимъ Божествомъ не только имѣетъ миръ къ Богу Господомъ нашимъ Іисусъ Христомъ, но и приведеніе обрѣлъ вѣрою въ благодать сію, въ ней же стоитъ и хвалится упованіемъ славы Божіей (Рим. 5, 1-2). По истинѣ рождество Іисуса Христа есть величайшее чудо премудрости Божіей потому, что Богъ является во плоти, Безначальный начинается, Сынъ Божій — Сынъ Дѣвы бываетъ, невидимый и непостижимый дѣлается видимымъ и постигаемымъ; вѣчный Царь неба и земли возлежитъ младенцемъ въ вертепѣ и въ ясляхъ.

Кто же послѣ этого изъ насъ, братіе, не воскликнетъ нынѣ отъ полноты души: Съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покоряйтеся, яко съ нами Богъ, отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ. Его же начальство на рамѣ Его и нарицается имя Ему — чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка (Ис. 9, 6). Но если подобное чувство отзывается сладостнымъ восторгомъ въ душахъ истинно-вѣрующихъ во Христа, истинно-любящихъ Бога, въ душахъ, которыя носятъ Его всегда; то чтó сказатъ о душахъ грѣшныхъ, особенно упорныхъ, не раскаянныхъ? Не горько-ли отзываются въ нихъ эти сладостныя слова — съ нами Богъ? Нынѣ Церковь восклицаетъ: съ нами Богъ, — а быть можетъ совѣсть ихъ вторитъ имъ: нѣтъ, нѣтъ съ нами Бога, мы далеки отъ Святѣйшаго Святыхъ Бога по своимъ тяжкимъ грѣхамъ, по крайнему нечестію; наша жизнь исполнена всякой неправды, блуженія. лукавства, лихоиманія, злобы, зависти, мести, злонравія: съ нами не Богъ, а скорѣе противникъ Божій, — и потому нѣсть намъ радоватися нынѣ, а развѣ ужасатися и трепетать за себя, ожидая воздаянія себѣ отъ правосуднаго и огорченнаго Бога: Богъ бо поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7). И чтó послѣ этого сказать въ вразумленіе такимъ душамъ? О, скорѣе имъ нужно поспѣшить со слезами и раскаяніемъ къ яслямъ Виѳлеемскимъ и припасть къ лежащему здѣсь Богомладенцу. Онъ бы успокоилъ ихъ, сказавъ: развѣ не васъ ради грѣшныхъ Я уничижилъ Себя до такой степени? Развѣ не васъ ради повился пеленами, пріютившись въ убогомъ вертепѣ? Пріидите и обратитесь ко Мнѣ вси грѣшники, ибо Я пришелъ призвать не праведниковъ, но грѣшниковъ на покаяніе (Матѳ. 9, 13); пріидите, обратитесь ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ, и Я вселюсь въ сердца ваши и буду вамъ Богъ и вы будете Мнѣ въ люди (2 Кор. 6, 18; Лев. 26, 12).

Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ, Ты еси Богъ, творяй чудеса, прилично намъ нынѣ воскликнуть въ духѣ радованія и воспоминая чудо милосердія Божія, совершившееся нѣсколько лѣтъ тому назадъ надъ нашимъ возлюбленнымъ отечествомъ. Страшная гроза разразилась тогда надъ нимъ. Мужъ брани съ бранелюбивымъ и искушеннымъ въ брани воинствомъ, гордый Наполеонъ 1-й, подобно страшному урагану, съ несокрушимою силою потрясъ царства и троны Европы, опустошилъ грады и веси, проникъ до сердца Россіи и мечталъ покорить ее: и не было спасающаго отъ руки его.

Богъ на время оставилъ насъ за грѣхи наши, дабы въ эту горькую годину сыны Россіи покаялись и единодушно обратились къ Богу со слезами умиленія, съ пламенною молитвою. И Всемогущій внялъ искренней мольбѣ вѣрныхъ рабовъ Своихъ, и исполинъ палъ съ шумомъ; безчисленныя полчища его погибли въ Россіи; сокрушился яремъ, подъ которымъ томились и стенали народы. Всѣ языки уразумѣли тогда, что съ нами Богъ. Россія, искушенная въ горнилѣ страданій, явилась послѣ годины испытанія могущественнѣе, славнѣе, чѣмъ когда-нибудь прежде. Послѣ этого не должны-ли мы признать, что Господь явилъ чудо милосердія Своего надъ нами, чудо всемогущества, когда силою слабѣйшихъ сокрушилъ силу вождя сильнѣйшаго, не встрѣчавшаго на землѣ равнаго ратоборца, низложилъ сильнаго съ престола и вознесъ смиренныхъ?

Отъ далекаго прошедшаго обратимся къ тому, чтó недавно совершилось въ очахъ нашихъ — къ событіямъ прошлой войны. Кто вложилъ въ душу всего рускаго народа, начиная отъ благочестивѣйшаго Государя нашего до послѣдняго жителя селъ и деревенъ, эту жалость о нашихъ братьяхъ по вѣрѣ и крови, эту рѣшимость — идти имъ на помощь и жертвовать для нихъ кровію и достояніемъ? — Господь, творяй чудеса. Кто далъ нашему воинству отъ главныхъ вождей до послѣдняго воина эту неодолимую силу къ преодолѣнію врага и это безпримѣрное терпѣніе при перенесеніи невиданныхъ въ исторіи трудностей? — Господь-Побѣдитель. Побѣдоносное воинство наше сломило сопротивленіе врага, возбужденнаго фанатизмомъ, поддерживаемаго нашими тайными врагами. Оно своими чудными подвигами измѣнило взаимныя отношенія между господствующей ордой и угнетенными народностями и положило начало новой жизни для своихъ Балканскихъ братьевъ. Но для достиженія этой цѣли наши воины — эти герои вѣры и любви — въ продолженіи нѣсколькихъ дней и ночей (на Шипк. переходѣ) безропотно, безстрашно, даже радостно переносили муку изнурительныхъ трудовъ и переходовъ, суровость холодныхъ дней и холодныхъ ночей, и голодъ и жажду, смертоносный огонь непріятеля, съ высотъ командующаго надъ нашими позиціями. И среди такихъ лишеній, трудовъ, опасностей и смерти чего можно было ожидать этимъ безстрашнымъ, но малочисленнымъ героямъ, кромѣ всеобщаго ихъ истребленія? Но они побѣдили. По истинѣ, среди этихъ тружениковъ за святое дѣло ходилъ Богъ, и они ощущали среди себя Его шествіе и вѣровали, что Онъ спасъ ихъ среди долгаго и святаго ратоборства за братьевъ-Славянъ. Поэтому когда, какъ не теперь, по окончаніи тяжелыхъ годинъ, страшныхъ народныхъ жертвъ, военныхъ бурь, намъ необходимо въ чувствѣ восторга и радованія воскликнуть: «Съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покоряйтеся, яко съ нами Богъ».

Но съ другой стороны, подъ вліяніемъ великихъ историческихъ воспоминаній, на насъ лежитъ долгъ постоянно стремиться къ возвышенію своей мысли, къ облагороженію чувствъ и непрестанно обращать свое сердце къ Предвѣчному Источнику истины и справедливоети, чтобы приблизить къ себѣ Господа, творящаго съ нами великія дѣла. Живая вѣра въ Христа Спасителя, нынѣ родившагося, живая, нелицемѣрная любовь къ Нему, къ Его заповѣдямъ, къ Его Святой Церкви приблизитъ къ намъ Господа и насъ къ Нему, такъ что послѣ этого ничто внѣшнее не можетъ устрашить насъ; аще и пойдемъ, посредѣ сѣни смертныя, не убоимся зла, яко Ты, Господи, съ нами; — и аще Богъ по насъ — Богъ всемогущій и Праведный — то кто на насъ (Псал. 22, 4)? Аминь.

Наставникъ семинаріи Іеромонахъ Гавріилъ.       

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 38-44.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0