Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.)
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Возвеселихся о рекшихъ мнѣ: въ домъ Господень пойдемъ (Псал. 121, 1).

Для царя Израильскаго много было предметовъ и источниковъ радости, самыхъ разнообразныхъ; но первѣйшее и вождедѣннѣйше ему удовольствіе доставляло пребываніе въ домѣ Господнемъ. Онъ болѣе всего любилъ посѣщать храмъ святый и тамъ въ теплыхъ молитвахъ изливалъ душу свою предъ Богомъ и поучаться въ законѣ Господнемъ, и потому всякій разъ, когда говорили ему, что приспѣло время идти въ храмъ, онъ исполнялся живѣйшаго веселія и радованія. Возвеселихся, говорилъ онъ, о рекшихъ мнѣ: въ домъ Господень пойдемъ.

Что говоритъ о себѣ царь Давидъ, тоже показала въ Себѣ и Богоизбранная Дщерь отъ рода его Пресвятая Дѣва Марія, и что мы нынѣ празднественно воспоминаемъ. И Она, когда родители объявили Ей, что Она будетъ обитать въ дому Господнемъ, будучи только 3-хъ лѣтъ, не только не смутилась, но съ великою радостію приняла такую вѣсть и съ веселіемъ потекла въ храмъ Господень. Ей предлежало не временно только посѣтить святый храмъ, но и постоянно жить при немъ, оставивъ родительскій домъ и, какъ предрекъ еще Пророкъ Давидъ (Псал. 44, 11), Она охотно забыла домъ отца своего, дабы водвориться въ дому Господни и воспитываться здѣсь въ подвигахъ молитвы, въ трудахъ и благочестивыхъ понятіяхъ съ соблюденіемъ чистоты, цѣломудрія, дѣвства.

По истинѣ, рѣшимость Преблагословенной Дѣвы Маріи достойна удивленія, потому что въ своей рѣшимости пребывать въ домѣ Господнемъ Преблагословенная Дѣва Марія возвысилась надъ чувствами сердца человѣческаго. Ни естественная привязанность единороднаго чада къ родителямъ, испросившимъ многими слезами, долговременнымъ терпѣніемъ и молитвою единородную Дщерь у Бога, ни представленіе слабости возраста и пола, требующей нѣжныхъ попеченій со стороны родителей, ни тяжесть одиночества, ничто не поколебало рѣшимости въ Преблагословенной Дѣвѣ Маріи, чтобы въ веселіи и радованіи взойти въ храмъ Царевъ (Псал. 44, 16), и предстать предъ лице Невидимаго, Всещедраго и Всевидящаго Бога и поучаться здѣсь въ законѣ Господнемъ день и нощь (Псал. 1, 2).

На насъ, благочестивые слушатели, не возлагается обязанности постоянно находиться въ храмѣ, но мы по временамъ только на нѣсколько часовъ сюда призываемся. Какъ же мы принимаемъ и выполняемъ такой призывъ? Съ такою ли радостію идемъ въ храмъ Божій, какъ царь Давидъ, и съ такимъ ли веселіемъ сами идемъ и ведемъ сюда своихъ дѣтей, какъ праведные Іоакимъ и Анна? Охотно-ли оставляемъ всѣ прочія свои дѣла и занятія и спѣшимъ съ радостію въ домъ Божій, когда слышимъ церковный зовъ къ Богослуженію въ храмъ? На все это отвѣтитъ собственная совѣстъ каждаго изъ насъ.

Другой урокъ изъ настоящаго торжества относится къ вамъ, родители и воспитатели. Думаете ли вы что-либо о пользѣ дѣтей вашихъ, о созиданіи питомцевъ вашихъ на первыхъ порахъ ихъ воспитанія, потому что самое важное время въ жизни человѣка есть время воспитанія, такъ какъ симъ временемъ часто рѣшается судьба человѣка не только на всю настоящую жизнь, но и на всю вѣчность. Если вы не желаете быть отвѣтственными за воспитаніе ввѣренныхъ вамъ дѣтей, если не хотите сдѣлать ихъ несчастными на всю жизнь, а себя виновными предъ ними и предъ Богомъ, вамъ надлежитъ твердо помнить, что начало премудрости и всякаго знанія есть страхъ Господень (Прит. 9, 10), что страхъ этотъ и родители должны вселять и дѣти были бы способными воспринимать еще въ лѣта юности.

Радостно и воспитательно было видѣть праведнымъ Іоакиму и Аннѣ, какъ невинное дитя ихъ, святое еще отъ рожденія своего, удаляется отъ соблазновъ порока въ жилище святыни храма Божія для пріобрѣтенія высшей чистоты и святости, для приготовленія себя къ высшему служенію Богу. По истинѣ, пріятно и радостно и намъ видѣть, если дѣти исполнены страха Божія и благоговѣютъ предъ Богомъ, если онѣ утвердились въ вѣрѣ и покорности Богу, если у нихъ правильно, свято и чисто религіозное обученіе. Хорошо и тѣмъ дѣтямъ, которыя съ раннихъ лѣтъ пріучаются благоговѣйно посѣщать храмъ Божій, тамъ освящать свое воспитаніе, тамъ вдыхать и воспитывать въ себѣ духъ благочестія и страха Божія для богоугодной жизни, духъ силы и кротости для приготовленія себя ко всякому благому и благотворному служенію въ Церкви и государствѣ, какое указано будетъ промысломъ Божіимъ. Въ такомъ случаѣ путь изъ храма рукотворнаго, земнаго поведетъ ихъ прямо въ храмъ нерукотворенный, небесный. И чѣмъ выше предназначается ихъ служеніе, тѣмъ ближе имъ нужно приникать умомъ и сердцемъ къ святилищу алтарей Господнихъ и духомъ молитвы углубляться и пріобщаться къ святынѣ таинствъ ихъ.

Но какъ же достигнуть того, чтобы дѣти радостно стремились къ богоугодиой жизни, со страхомъ и трепетомъ спасеніе содѣловая? Какъ воспитать въ нихъ духъ Христовъ и приготовить ихъ въ достойный храмъ Духа Святаго, отстраняя дурное вліяніе вредныхъ впечатлѣній, овладѣвающихъ юною душею на цѣлую жизнь, и такимъ образомъ какъ дать имъ благочестивое направленіе?

Изъ жизни Преблагословенной Дѣвы Маріи мы можемъ и для этого заимствовать назиданіе. Преблагословенная Дѣва Марія, будучи еще 3-хъ лѣтъ, уже способна была исполнить родительскій обѣтъ посвятить Себя на служеніе Богу въ храмѣ Іеговы и остаться здѣсь навсегда, дабы исполненной и напитанной страхомъ Божіимъ здѣсь приготовить Себя въ храмъ Святаго Духа. Конечно, Она къ этому пріуготовлена была родителями, ихъ воспитаніемъ не одними словами, но и всѣмъ ихъ внѣшнимъ поведеніемъ. Такъ въ дѣлѣ воспитанія должны поступать и всѣ родители и воспитатели, сообщая дѣтямъ религіозное обученіе съ ранняго возраста. Къ такому воспитанію своихъ дѣтей побуждаетъ насъ и исторія первенствующихъ христіанъ [1]. Тогда христіане прежде всего и главнымъ образомъ заботились о религіозномъ обученіи своихъ дѣтей съ первыхъ годовъ ихъ дѣтства для того, чтобы, предупредивъ время полнаго развитія разума и свободы, не всегда легко покоряющихся въ послушаніе вѣры и добродѣтели, глубже напечатлѣтъ въ дѣтской душѣ истины вѣры и расположеніе къ добродѣтели. «Душѣ, говорили отцы Церкви родителямъ, съ первыхъ лѣтъ получающей впечатлѣнія слова Божія, трудно забыть страхъ Божій. Нѣжный возрастъ легко принимаетъ и, какъ печать на воску, напечатлѣваетъ въ душѣ то, что сдышитъ; преимущественно же съ этого возраста жизнь дѣтей наклоняется къ добру или ко злу. Если, начиная съ самыхъ дверей жизни, отводятъ ихъ отъ зла и наводятъ на путь правый, то добро обращается у нихъ въ господствующее свойство и природу, потому имъ не такъ легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будетъ влечь ихъ къ добру» [2]. Поэтому, изъ исторіи христіанства видимъ, что дѣти отъ самой колыбели были посвящаемы Богу, съ самыхъ раннихъ лѣтъ и по обычаю Церкви и по примѣру Преблагословенной Дѣвы Маріи наставляемы были въ священномъ Писаніи. Такое раннее обученіе приносило и благотворные плоды еще въ самомъ юношескомъ возрастѣ. Оттого-то самыя малолѣтнія дѣти имѣли духъ и мужество являться предъ мучителями, исповѣдывать предъ ними вѣру въ Іисуса Христа и принять мученическую смерть во имя Его. Такъ, напр. одного христіанскаго мальчика мучители спрашивали: «откуда ты узналъ христіанское ученіе о Единомъ Богѣ»? Онъ отвѣчалъ: «мать моя научила меня, а она узнала отъ Бога. Духъ Святый наставилъ ее на сію истину для того, что-бы она внушила ее мнѣ въ моей колыбели; когда я питался грудью своей матери, тогда я и научился вѣрить въ Христа» [3].

Отсюда и мы скажемъ, на основаніи древняго христіанскаго воспитанія и примѣра Пресвятой Дѣвы Маріи, что 1) нужно начинать религіозное воспитаніе съ самаго ранняго возраста, съ появленіемъ въ человѣкѣ сознанія, 2) къ такому раннему воспитанію побуждаетъ и самое благотворное вліяніе его на душу каждаго изъ насъ. Извѣстно, что христіанская религія содержитъ въ себѣ отвѣты на тѣ вопросы, которые составляютъ неотъемлемую собственность человѣческаго сознанія и которыхъ не можетъ обойти истинно-развивающійся человѣкъ. Здѣсь твердое основаніе и прочный путь къ цѣли нашего существованія и къ многоразличнымъ знаніямъ вѣка сего.

Мы увѣрены, что истинное воспитаніе человѣка есть высокое и важное дѣло. Оно составляетъ нашу силу, нашу славу и наше украшеніе; оно собственно и дѣлаетъ насъ людьми и возвышаетъ нашу личность, изъ рабовъ природы содѣлываетъ насъ властелинами ея. Очевидно, чѣмъ важнѣе и совершеннѣе дѣло, тѣмъ злоупотребленіе имъ опаснѣе, тѣмъ болѣе нужно заботиться о немъ, тѣмъ болѣе нужно осторожности, чтобы при совершеніи его не сбиться съ должнаго пути; а потому, какое обученіе можетъ указать вѣрный и истинный путь, ведущій къ цѣли нашего бытія, какъ не религіозное обученіе?

Сила вѣры въ самыя важныя минуты нашей жизни, въ минуты самоуглубленія, въ минуты поразительныхъ явленій, на насъ воздѣйствующихъ, разъяснитъ намъ смыслъ и значеніе настоящаго нашего бытія и окружающаго міра, и тогда мы съ спокойнымъ и радостнымъ чувствомъ будемъ смотрѣть на себя и на міръ Божій. Безъ знанія религіозныхъ истинъ и безъ вѣры въ нихъ мы заглушимъ въ себѣ разумный голосъ, составлягощій неотъемлемую принадлежность нашего существа. Мертвенъ будетъ нашъ духъ въ высшихъ силахъ своихъ, которыми мы возносимся надъ земнымъ и устремляемся къ небу. Вмѣсто того, чтобы намъ устремляться горѣ, мы опустимся долу, и здѣсь въ потокѣ заботливыхъ суетъ и вещественныхъ нуждъ погребемъ свои духовные помыслы. И вотъ, на помощь нашему порабощенному духу является религіозное обученіе, которое одно только и можетъ просвѣтить нашъ путь, можетъ благотворно вліять на него. Бываютъ-ли, напр. въ жизни несчастія, устрашающія человѣка, христіанское обученіе утѣшитъ страждущаго, научитъ его видѣть въ самыхъ превратностяхъ жизни благодѣющую руку Божію, укажетъ средство, какъ терпѣливо переносить самыя несчастія. Настаютъ-ли послѣднія минуты жизни, человѣкъ разстается со всѣмъ, что его привязывало къ землѣ, предъ нимъ темная и неизвѣстная завѣса смерти, и среди этой неизвѣстности одно религіозное обученіе даетъ ему бодрость и силу, сохранитъ спокойствіе его духа въ эти страшныя минуты, разсѣетъ для него смертные страхи и возвыситъ его надъ прочими, не имущими упованія (1 Сол. 4, 13). Встрѣчаются-ли для иныхъ людей веселыя дни и веселыя общества, въ избыткѣ наслажденія дарами счастія человѣкъ готовъ дойти до самозабвенія и обиліемъ пиршествъ и забавъ заглушить въ себѣ духовныя потребности, одно только религіозное обученіе удержитъ его на высокой стезѣ правды, напомнитъ ему о великомъ имени грознаго Судіи и тѣмъ самымъ отведетъ его отъ пути погибели.

Въ нравственномъ отношеніи религіозное обученіе много придаетъ твердости колеблющейся честности, много вносить честности и благородства въ наши желанія и стремленія, много предлагаетъ намъ святыхь побужденій, убѣждая дѣйствовать согласно закону Евангельскому. Наша честность стоитъ самонадѣянно до первыхъ столкновеній съ тяжелыми препятствіями, при нихъ нужны болѣе вѣрныя средства для поддержанія ея, чѣмъ какія представляетъ естественное знаніе. Наши нравственныя правила безъ христіанскаго ученія всегда условны и односторонни или отвлеченны и мало приложимы къ жизни. Высота нашихъ нравовъ тотчасъ падаетъ, если мы забываемъ о своемъ высшемъ назначеніи и обителяхъ неба. Общественный союзъ тотчасъ слабѣетъ, если между членами общества неуяснена и мало развита христіанская любовь — эта зиждительная сила семейнаго и общественнаго благосостоянія.

Вотъ сколь благотворно дѣйствуетъ на нашу жизнь религіозное обученіе во всѣхъ обстоятельствахъ и случаяхъ, когда христіанская религія была главнымъ предметомъ изученія и проникала собою другія отрасли знанія, давая имъ духъ, характеръ и направленіе. Вотъ поэтому-то въ первые вѣка христіанства вѣрующіе съ радостію стремились слушать учительное слово своихъ пастырей, и оно было для нихъ слаще меда и сота (Псал. 118, 72. 103). Какъ дождь благодатный для земли жаждущей, такъ живое и дѣйственное слово Библіи для всѣхъ — для ученыхъ и простыхъ было равно высоко но своему содержанію, равно убѣдительно по своей силѣ, для всѣхъ равно свято и назидательно. Потому тогда всѣ отъ малаго до великаго, по возможности, старались изучить составъ вѣроученія и нравоученія христіанскаго.

О, Пречистая Отроковица! Умоли Господа, да утвердитъ въ насъ ревностное желаніе притекать чаще и чаще въ храмъ Божій и здѣсь самихъ себя и своихъ дѣтей воспитывать по образу Твоего святаго воспитанія. Аминь.

Преподаватель семинаріи Іеромонахъ Гавріилъ.       

Примѣчанія:
[1] См. Церк. ист. Евс. кн. 5, гл. 5.
[2] Слов. Іер. 4.
[3] См. Пруд. гим. 10-й о вѣрѣ; Чет.-мин. 3 февр. муч. Агаѳ.

Источникъ: Собраніе словъ, рѣчей и другихъ статей Преосвященнаго Гавріила, Епископа Велико-Устюжскаго. —Устюгъ: Типографія-скоропечатня П. Н. Лагирева, 1900. — С. 21-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0