Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Митр. Гавріилъ Петровъ († 1801 г.)
Слово въ день Возшествія на всероссійскій императорскій Престолъ Благочестивѣйшія Самодержавнѣйшія Великія Государыни Екатерины II Алексѣевны.

Нѣсть власть аще не отъ Бога (Рим. 13, 1).

Великій вселенныя учитель апостолъ Павелъ, изобразивши силу вѣры, поучаетъ насъ, чтобъ мы себя посвятили Богу, и представили Ему жертвою угодною, совершенною, святою, чтобы мы любовію Богу и ближнему служили, и тѣмъ бы совершили и освятили приношеніе наше: и сіе свое ученіе продолжая, находитъ особливой нашъ долгъ къ Государямъ, въ которомъ любовь Божія и ближняго и наше благосостояніе соединяясь, велятъ намъ ихъ, какъ устроенныхъ отъ самаго Бога, какъ исполнителей святыхъ Его намѣреній, какъ пекущихся о нашемъ благополучіи, почитать, любить и покоряться. Онъ, какъ мы видимъ, основаніе своего ученія полагаетъ въ особливомъ о нихъ Божіи благоволеніи и избраніи. А мы, просвѣщенные истинною вѣрою, мы, которые себя посвящаемъ и приносимъ Богу и сей нашъ долгъ укорененной въ сердцахъ имѣемъ, можемъ ли оставить безъ разсужденія сей въ возведеніи и утвержденіи Государей промыслъ?

Всерадостный сей день, въ который Богъ явилъ свое о насъ благоволеніе, въ который предуготовлялъ россійскій императорскій престолъ, и возводя избранную и предуставленную на сіе великую Екатерину возвелъ на верхъ благополучіе наше, въ которой ея возшествіемъ радости наши сердца исполнилъ, и утверждая ее, утверждалъ благосостояніе наше. Сей виновный нашея радости день и долгъ нашъ къ нашей Монархинѣ напоминаетъ, и удивляя божественнымъ въ возшествіи ея дѣломъ, оставляетъ въ насъ радостное благоговѣйное размышленіе о Божіей силѣ и премудрости въ избраніи, возведеніи и утвержденіи Государей; но какъ сіе велитъ мнѣ изъяснить общая наша радость, которыя начало мы въ сей торжественный день воспоминаемъ: то я въ сходство съ ученіемъ святаго апостола Павла о Божіи промыслѣ, который, простираясь ко всему свѣту, особливо благодѣтельствуетъ намъ возведеніемъ Государей на престолы, въ слѣдующемъ словѣ изъяснить имѣю —

Нѣсть власть, аще не отъ Бога.

Никто не можетъ того сказать, чтобъ свѣтъ сей самъ собою состоять могъ: безпрерывное его движеніе и перемѣны доказываютъ силу божественную, соблюдающую ихъ.

Возмите въ разсужденіе весь міра сего составъ, или сколько разумъ нашъ постигнуть или чувства объять могутъ, во всякой твари сыщете достойное Творца совершенство. Самая послѣдняя тварь, которую мы презираемъ, когда подробнѣе о ней разсудимъ, удивитъ и докажетъ пекущагося о свѣтѣ Бога.

Нечувственныя твари, которыя ничего о себѣ расположить не могутъ, храня свое теченіе и союзъ въ непремѣнномъ порядкѣ, являютъ собою правящаго ихъ Творца.

Мы взаимствуемъ жизнь нашу отъ такихъ, которые, дая намъ оную, своей столько, сколько желаютъ, не могутъ продолжить, и тѣмъ при самомъ нашемъ рожденіи учатъ насъ: промыслъ и попеченіе Божіе о свѣтѣ непрерывно.

Обстоятельства, которыя человѣка входящаго въ свѣтъ сей встрѣчаютъ, истину сію доказываютъ. Онъ раждается слабъ, лишенъ тѣхъ силъ, которыми бы моглъ пособствовать благополучію своему: но Богъ преклоняя къ нему сердца родителей, чрезъ нихъ и въ слабости его укрѣпляетъ и въ неимуществѣ богатитъ и питаетъ, и дѣлаетъ благополучнымъ въ свѣтѣ.

А когда разсудимъ, какъ человѣкъ въ слабомъ своемъ составѣ усиливается, приходитъ въ познаніе свѣта, находитъ различіе между худомъ и добромъ, вникаетъ въ порядокъ твари, познаетъ, въ чемъ состоитъ его польза: больше мысль наша остается въ недоумѣніи, нежели сіе постигаетъ.

Когда мы входимъ въ разобраніе Божіихъ дѣлъ и судебъ, то какъ бы опускаемся въ морскую глубину: человѣкъ, предавши себя оной, не можетъ никогда ея испытать: чувства его, множествомъ водъ покрытыя, не проникая ихъ, только ту мысль въ немъ оставляютъ, что онъ въ пучинѣ морской.

Такъ когда мы вступаемъ въ разобраніе дѣлъ Божіихъ въ свѣтѣ, то стремящійся къ тому разумъ нашъ, отвсюду будучи объятъ неизслѣдимыми судьбами пресвятаго Бога, останавливается, и больше остается въ недоумѣніи, нежели ихъ постигаетъ.

Мысли изслѣдователей натуры, извѣстно вамъ, сколько въ сему случаѣ тупѣютъ: вся ихъ жизнь, стремящаяся къ тому и желаемаго не достигшая, являетъ намъ усиліе ихъ въ изслѣдованіи Божіихъ дѣлъ: а удивленіе, въ которомъ остались, то что оныя Божественны, непостижимы.

Мы о Богѣ не можемъ такъ разсуждать, какъ о человѣкѣ, или о другой какой разумной твари: мы приписываемъ Ему премудрость, благость, всемогущество и протчія свойства: но приписывая, въ достиженіи ихъ точности всегда оскудѣваемъ, и называя ихъ безконечными, самой безконечности не понимаемъ. И такъ, не постигая Его свойствъ, и въ познаніи Его дѣлъ оскудѣваемъ.

Одакожъ при всемъ томъ Творецъ пекущійся о насъ, оставилъ нѣкоторыя въ насъ начала къ познанію того, что наше благополучіе составить и умножить можетъ.

И такъ мы видимъ благость Божію, обильно изливающуюся на насъ, и для насъ на всемъ свѣтѣ: видимъ силу, которая однимъ мановеніемъ твари отъ небытія въ бытіе приводитъ, поставляетъ въ преудивительномъ союзѣ, хранитъ ихъ, и одною другой помогаетъ, наклоняя состоянію ея пособствовать. Видимъ мы, что Богъ ни которой безъ Своего призрѣнія не оставляетъ: но наполняя вся божественнымъ Своимъ присутствіемъ, вездѣ отверзаетъ руку Свою и вся исполнаетъ благоволенія. Видитъ все подробно, и ничто не скрывается отъ Него: самыя сокровеннѣйшія вещи — мысли человѣческія, предбудущіе случаи, минувшія времена, вездѣ всѣхъ народовъ, всѣхъ до послѣднѣйшей твари перемѣны и движенія, и видитъ присно, и правитъ премудро, и дѣйствуетъ всемощно, и благостію Своею исполняетъ обильно.

Мы сіе Его единому безконечному существу приличествующее дѣло особливо когда разсматриваемъ о человѣкѣ во всемъ его состояніи: то чѣмъ меньше сыщемъ уваженія въ мысляхъ нашихъ о твари производимой отъ небытія, тѣмъ больше удивимся щедротамъ Творца и промыслителя его; Онъ человѣка сдѣлалъ обладателемъ свѣта сего, прекраснѣйшія твари во утѣху, услугу и успокоеніе ему далъ; Онъ крыющіяся въ нѣдрахъ земныхъ сокровища для него отверзаетъ, отворяетъ морскую глубину и предаетъ животныя, обитающія въ ней, освѣщаетъ весь ѳеатръ свѣта сего, и невозбранно пользоваться имъ позволяетъ, повелѣваетъ небу и землѣ ему служить, и въ самой темнотѣ нощной не оставляетъ его безъ успокоенія, одарилъ его чувствами, чтобъ онъ моглъ познавать доброту тварей и находить въ нихъ свою пользу. Онъ далъ ему разумъ такой, которымъ бы человѣкъ, не останавливаяся на однихъ чувствахъ, моглъ подробнѣе узнать пользу тварей, и тѣмъ бы безопаснѣе и спокойнѣе наслаждаться ими: и обладателя снабдилъ свободою, открылъ ему путь, которымъ бы шествуя, моглъ познавать своего Творца, и въ Его непостижимости безконечно умножить свое благополучіе.

Я теперь молчаніемъ прехожду тѣ горестныя обстоятельства, которые было постигли въ такомъ состояніи человѣка, а только со удивленіемъ долженъ сказать, сколь благъ есть Богъ! Онъ и въ семъ случаѣ человѣка не отставляетъ безъ призрѣнія, Онъ въ немъ оставляетъ познаніе закона, которой ему данъ для сохраненія себя въ такомъ порядкѣ, въ которомъ бы онъ пребывая, моглъ отвратить свои несчастія, и сверхъ того подкрѣпляя его Своею благодатію, изобрѣтаетъ и употребляетъ всѣ тѣ способы, которыми бы человѣкъ моглъ своего счастія достигнуть.

Человѣку должно составлять общество, которое по грѣховной природѣ, по различію склонностей, по непристойнымъ обращеніямъ, принуждаетъ его, къ великому своему несчастію, терять тѣ преимущества, которыми снабдилъ его Богъ. Здѣсь мы усматриваемъ Божію премудрость. Богъ, видя сіе несчастіе, изобрѣтаетъ способъ къ отвращенію его: человѣкъ отступаетъ отъ закона, но Богъ устраиваетъ такихъ, которые бы привели къ исполненію его. Человѣкъ пренебрегаетъ свое преимущество надъ тварьми, но Богъ возвращаетъ ему сіе чрезъ другихъ. Человѣкъ удаляется отъ Бога, отступаетъ отъ блаженной вѣчности, предаетъ себя вѣчному несчастію: но Богъ и приводитъ его къ Себѣ, и предохраняетъ отъ бѣдствія, и направляетъ къ вѣчному святыхъ жилищу чрезъ другихъ: сіи суть обладатели и Государи, мы въ нихъ находимъ нѣчто божественное, и что Божіе исполняютъ благоволеніе. Богъ въ томъ обладаніи надъ тварьми, которымъ, почитая перваго человѣка, почтилъ насъ, даетъ имъ преимущество, Онъ слабость человѣческую правленію ихъ разума ввѣряетъ: въ нихъ сіяютъ лучи божественнаго промысла, они хранятъ вѣчную истину, и наполняются божественною силою такъ, что сердце ихъ остается уже въ Божіихъ рукахъ.

Мы, находя Божій промыслъ, простирающійся и до послѣднѣйшей въ свѣтѣ твари, до послѣднѣйшей въ нашемъ состояніи вещи, и власы главы нашея изочтени, не можемъ думать, чтобъ Богъ оставилъ большее безъ призрѣнія: призирая на малѣйшія твари, исчитая власы главы нашея, позабываетъ ли о нашемъ благосостояніи, о той блаженной вѣчности, для которой насъ создалъ?

Преизвѣстное оное пророческое слово, якоже свѣтило сіяющее въ мірѣ: Вышній владѣетъ царствомъ человѣческимъ, и емуже хощетъ, даетъ é (Дан. 4, 14), — увѣряетъ насъ о Божіей силѣ, возводящей ихъ на престолы. Божіе хотѣніе всесильно: Онъ восхотѣлъ міру сему быть, и отъ небытія въ бытіе приходитъ; Онъ, когда хощетъ дать избраннымъ Своимъ царство, и желаніе Его событіе получаетъ, имъ тогда готовятся престолы, а общество съ радостію ихъ пріемлетъ, тогда, кажется, всѣ стихіи соглашаются къ возведенію ихъ.

Сему вся подробно испытающему Существу открыты обстоятельства всякаго государства: Онъ своимъ попеченіемъ, не преходя и послѣднѣйшаго во всякомъ обществѣ человѣка, требованіи его безъ уваженія не оставляетъ. И такъ избирая для всѣхъ благосостоянія исполнителей Своего промысла, одаряетъ ихъ качествами, сходными съ требованіемъ всякаго общества. Они Его премудростію одни правятъ множество людей, приводятъ ихъ въ благосостояніе, и своимъ правленіемъ удивляютъ свѣтъ, Его сила дѣлаетъ ихъ ужасными врагамъ; Его истина преклоняетъ ихъ сердца къ награжденію добродѣтели и къ изобрѣтенію способовъ, довольныхъ къ удержанію порока, Его благодать, преизливаяся въ нихъ, приводитъ и содержитъ общество въ истинномъ богопочитаніи.

Пути, которыми въ семъ случаѣ шествуетъ Божія премудрость, иногда бываютъ весьма отъ насъ удалены, мы событіе увидя предвѣчныхъ сихъ Божіихъ совѣтовъ, съ удивленіемъ о томъ разсуждаемъ: а иногда Богъ, руководя избранныхъ Своихъ на царство, отъ самой ихъ юности наполняетъ качествами достойными Государя, прекланяетъ къ нимъ сердца народа, и приближая ихъ умноженіемъ добродѣтели къ престоламъ, и народъ располагаетъ къ принятію ихъ.

Такъ Египетъ почиталъ истолкователя таинъ Божіихъ и отца своего Іосифа, такъ увидѣлъ свѣтъ кротостію правящаго Израиля Давида, такъ Іудея утѣшена была утверждающимъ благочестіе Іосіею, такъ Соломонъ премудростію ко удивленію свѣта возвысилъ Израиля.

Всѣ тѣ государства, которыя благочестіемъ и добродѣтелію преклоняли Промыслителя, чтобъ призиралъ на нихъ, сего удостоены Греція, красуяся насажденною великимъ Павломъ вѣрою, Римъ въ цвѣтѣ своего благочестія, имѣли великихъ Константиновъ, благочестивыхъ Ѳеодосіевъ, правосудныхъ Іустиніановъ: такъ Богъ благословлялъ Россію, дая ей возставляющихъ благочестіе и благосостояніе ея Монарховъ: свидѣтель сему та слава, которою и нынѣ она превозносится.

Но не больше ль толь радостнымъ увѣреніемъ наполняетъ нашъ духъ сей торжественный день, въ которой мы явно увидѣли такъ дѣйствующаго Бога, въ который Онъ возвелъ на всероссійскій императорскій престолъ великую Екатерину; тѣ ея добродѣтели, на которыя мы со удивленіемъ взирали; та благодать, которую доказывало ея благочестіе и разумъ; то наше ожиданіе, чтобъ увидѣть ее нашею Монархинею, не ясно ли доказываютъ, что ея возшествіе есть дѣло Божія силы?

Всеавгустѣйшая Монархиня!

Твое благочестіе и любовь къ Богу возбуждало Церковь возсылать молитвы, чтобъ ей имѣть тебя покровительницею своею; твои достойныя Монархини качества, удивляя Россію, производили въ ней желаніе, чтобъ ей тебя видѣть и почитать своею Монархинею; науки въ твоей премудрости и любви къ нимъ желали себѣ сыскать прибѣжище. Богъ, предвидя несогласіе, претящее насильственною смертію, тебя Россіи далъ, могущую возвратить ей миръ и спокойство: твое возшествіе мы не можемъ не почесть дѣломъ Божія премудрости и силы. Богъ, доколѣ мы чрезъ завѣсу чувствъ нашихъ на Него взирать не можемъ, тебя великая Монархиня! намъ далъ, чтобъ мы слѣды Его о насъ промысла въ твоемъ правленіи почитать могли; Онъ, умножая твои дарованія, къ удивленію свѣта умножаетъ благополучіе наше; Онъ тебя возвелъ въ залогъ Своего о насъ благоволенія; твое возшествіе есть дѣло Божія премудрости и силы. Россія, сіе воображая, и неусыпнымъ твоимъ попеченіемъ о Церкви и о всемъ обществѣ пользуясь, неусыпную къ тебѣ имѣетъ любовь, вѣрность и благоговѣніе; Церковь Христова, утвержденная твоимъ благочестіемъ, предстоя въ своей красотѣ предъ Богомъ, возноситъ гласъ свой, да утвердитъ тебе, утверждающую ее. Соблюденные твоимъ миромъ, одолжаясь тебѣ своею жизнію, просятъ, да продолжитъ Господь жизнь виновницы продолженія жизни ихъ. Ученіемъ просвѣщаемые, прославляя Его святое имя, преклоняютъ Его къ умноженію и возвышенію твоея славы. Мы всѣ, радуяся о своемъ благополучіи, удивляяся и прославляя твою премудрость, воспѣваемъ Бога, даровавшаго тебе намъ. Наше благополучіе твоимъ возшествіемъ возвышено. Буди Господь Богъ нашъ благословенъ, Иже восхотѣ тебе дати на престолъ Россіи. Аминь.

Источникъ: Историческая христоматія, для изученія исторіи русской церковной проповѣди, съ общей характеристикой періодовъ ея, съ біографическими свѣденіями о замѣчательнѣйшихъ проповѣдникахъ русскихъ (съ XI-XVIII в. включительно) и съ указаніемъ отличительныхъ чертъ проповѣдничества каждаго изъ нихъ. / Сост. Свящ. М. А. Поторжинскій, преподаватель Кіевской Духовной Семинаріи. — Кіевъ: Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. — С. 541-546.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0