Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Архіеп. Гавріилъ (Городковъ) († 1862 г.)
Слово въ день Богоявленія Господня.

Есть же во Iерусалимѣхъ овчая купѣль, яже глаголется еврейски, Виѳезда, пять притворъ имущи. Въ тѣхъ слежаше множество болящихъ, слѣпыхъ, хромыхъ, сухихъ, чающихъ движенія воды. Ангелъ бо Господень на всяко лѣто схождаше въ купѣль, и возмущаше воду; и иже первѣе влазяше по возмущеніи воды, здравъ бываше, яцѣмъ же недугомъ одержимъ бываше (Іоан. 5, 2-4).

Что то за счастливыя были прежде времена, христіане! Что то за благополучные и Богомъ благословенные народы! Ибо слышите: во Іерусалимѣ, у воротъ, такъ называвшихся, овчихъ имѣлась купѣль, въ которую по временамъ сходилъ Господень Ангелъ, и возмущалъ воду. И когда сіе случалось, всякъ, кто первый въ оную повергался, очищеніе и исцѣленіе получалъ, какимъ бы недугомъ тѣла ни одержимъ былъ. Не чудо ли это? Не благополучіе ли народа, и не особливое ли къ людямъ тогдашняго времени Божіе благоволеніе?

Учитель небесный, Коему мы послѣдуемъ, и именемъ Коего украшаемся, рекъ намъ, христіане, что вѣрующіе въ Него еще и важнѣйшія узрятъ знаменія: вѣруеши; больша сихъ узриши (Іоан. 1, 50). Но гдѣ исполненіе словесъ Господнихъ? Гдѣ нынѣ знаменія и чудеса?

О, да не смущаемся! Обѣтованія Спасителя нашего Іисуса Христа нисколько не напрасны. Дѣйствительно, и нынѣ бываютъ знаменія, да и важнѣйшія еще, чѣмъ бывшія до славной эпохи искупленія міра; дѣйствительно, и у насъ находятся такія же чудесныя вещи, каковыми хвалился древній градъ Іерусалимъ, и при томъ толико въ большемъ совершенствѣ и превосходствѣ, колико совершеннѣе означаемое знака, лице своего образа, свѣтъ тѣни. Но что бы то такое было? — Купѣль святаго нашего въ Господа Іисуса Христа крещенія. О важности, силѣ и дѣйствіяхъ оныя послушайте.

Чудесно, по истинѣ, и важно, христіане, что въ овчую Іерусалимскую купѣль сходилъ съ неба, для возмущенія воды, Ангелъ. Нельзя не почесть важнымъ и достопамятнымъ дня, въ который служитель славы Царя царствующихъ сходилъ во Іерусалимъ для устроенія врачевства недужнымъ; а мѣста, гдѣ тайнодѣйствовалъ чистый и свѣтлый Духъ, нельзя не назвать чудеснымъ, святымъ и вѣчно незабвеннымъ.

Но въ купѣль нашего во Христа крещенія сходятъ, христіане, уже не Ангелы Божіи, не Архангелы, ни Серафимы: но Самъ Творецъ чиновъ Ангельскихъ, предъ Коимъ они, крылами лица закрывая, трепещутъ, Сынъ единородный Отца безлѣтна, Богъ истинный — Іисусъ Христосъ.

Итакъ сколь выше рабовъ Владыка, подданныхъ Царь, твари Творецъ: не столь ли и купѣль нашего крещенія, Божествомъ непосредственно осѣняемая, превосходнѣе источника исцѣленій Іерусалимскаго, который хотя Божества же силою цѣлебенъ дѣлался, но силою, чрезъ орудія и органы, на естество водъ изливавшеюся? Тамъ Ангелъ, яко провозвѣстникъ только благодати, точію возмущалъ струю счастливаго водоема; здѣсь, Господь Іисусъ Христосъ, яко содержай во власти всяческая, исполняетъ, благодати и самое естество водъ: тамъ одинъ, кто первѣе влазяше въ купѣль, здравъ бываше, — здѣсь всякой спасенія ищущій, во всякое время да притекаетъ, и получитъ требуемую помощь. О, чудесе новаго!

Поелику чудо есть крещенія купѣль: то не оставили ея безъ своего свидѣтельства и Святіи Божіи Пророки, но глаголали о ней многократно. Напримѣръ: и въ день онъ, вопіетъ Захарія, изыдетъ вода жива изъ Іерусалима, полъ ея въ море первое, и полъ ея въ море послѣднее; и въ жатву и въ весну будетъ тако (Зах. 14, 8). Но важнѣе, образъ оной, по толкованію Отцевъ, показанъ былъ еще въ той самой безднѣ, изъ которой, по глаголу Господню, возникли небо и земля. Вода была той бездны исполненіе: и въ купѣли крещенія вода же. Надъ бездною Духъ Божій носился: и купѣль крещенія не была бы истинная купѣль, ежели бы не пріосѣнялась свыше тою же невидимою животворною силою. Отъ бездны, егда повелѣлъ Духъ Божій, возсіялъ во-первыхъ дневный свѣтъ, и образовались потомъ различныя, великія и малыя, свѣтила, во область дня и нощи: такъ отъ купѣли проистекаетъ на насъ свѣтъ Христовъ; а крещаемые, посреди тверди церковной, сіяютъ яко свѣтила духовныя. Отъ воды, бездну наполнявшей, воспріяли тогда начало птицы вещественныя: такъ отъ купѣли воспаряютъ особливые духовные птенцы, горняя мудрствующіе, каковы суть — ликъ Апостоловъ, Мучениковъ, Исповѣдниковъ, цѣломудрыхъ Постниковъ и всѣхъ Святыхъ, коимъ нѣтъ числа. Ключь къ познанію сей тайны вручаетъ намъ Святый Кириллъ, Архіепископъ Іерусалимскій [1]. Но Святый Златоустъ прообразованіе Святаго крещенія находитъ и въ перехожденіи Израильтянъ чрезъ Чермное море. «Здѣсь купѣль, говоритъ онъ; тамъ море. Здѣсь и рабъ, и свободный, и младенецъ, и старый, и убогій, и богатый, и царь и подданный, — всѣ входятъ въ воду: тамъ также не одинъ Моѵсей отваживался низпуститься въ глубину, но и весь народъ Израилевъ. По симъ основаніямъ зрѣлища въ лицахъ сходны. Но желаете ли, продолжаетъ Святитель, знать и красокъ то же сходство? Тамъ отъ Египта моремъ избавляются: здѣсь купѣлью отъ идолослуженія. Тамъ погибаютъ Египтяне, здѣсь исчезаетъ человѣкъ ветхій, грѣхами отягощенный» [2].

Итакъ купѣль святаго нашего во Христа крещенія неописанно важна, во-первыхъ потому, что неизреченно важенъ оныя Строитель, Который есть самъ Господь Іисусъ Христосъ; во-вторыхъ потому, что преднареченіе, предзнаменованіе ея современно самому началу міра. Присовокупимъ: и дѣйствія оной сколь чудесны, столь же многообразны и многочисленны.

Чего боитесь вы, возлюбленніи? Змія ли, который ядомъ отравилъ въ Эдемѣ перваго человѣка, и отъ котораго, по Писанію, всякому подобаетъ блюсти пяту? — Іорданъ его опаляетъ. Сіе съ веселіемъ славитъ нынѣ и Церковь. Врага ли темнаго и древняго, который, по свидѣтельству порфироноснаго Пророка, искони присѣдитъ въ ловитвѣ въ тайныхъ; и ловитъ неповинныхъ, яко левъ во оградѣ, еже бы убити, внегда привлещи ихъ въ сѣти своя (Псал. 9, 29-30)? Іорданъ зубы его и съ челюстьми сокрушаетъ. Геенны ли, куда посылаются проклятые Богомъ? Вода Іорданова угашаетъ ея пламень. Сего образъ показала намъ Вавилонская пещь, седмерицею, ради отроковъ благочестивыхъ, разжженная, коея огнь, отъ росы, канувшей изъ источника спасенія, въ росу претворенъ былъ. Такова сила купѣли Святаго крещенія; таково могущество воды новаго Іордана! Она всякую гибель отъ окропляющихся ею отвращаетъ, всякое зло, всякую душевную язву и недугъ исцѣляетъ.

И не мудрено: когда во Іерусалимѣ вода, Ангеломъ только возмущаемая, была цѣлительна отъ всякихъ язвъ и недуговъ; то чего не сдѣлаетъ вода, лучами Отца свѣтовъ озаренная и согрѣтая, не отъ земли, или не отъ камене неплоднаго проистекшая, но отъ источника нетлѣнна, отъ воды живыя, превыше небесъ, почерпнутая и райскими сладостями растворенная? Чего не произведетъ купѣль, погруженіемъ въ нее Самого Владыки міра предосвященная, мѵромъ благодати Святаго Духа исполненная и благоуханная? Вы представите себѣ, слушатели, что ею смывается пятно первобытнаго грѣха, съ которымъ исходитъ въ міръ всякъ человѣкъ, отъ плоти раждающійся. Такъ, но этого мало. Вы подумаете, что ею заглаждается рукописаніе наше, которымъ мы, при древѣ познанія добра и зла, поработились князю тьмы; что чрезъ купѣль крещенія возобновляется благодатный завѣтъ съ Богомъ, Отцемъ нашимъ небеснымъ, у Котораго честь подобающую мы хотѣли было восхитить. Этого также мало. Вы прибавите, что и всѣ грѣхи, всѣ нечистоты душевныя, какими ни оскверняемся въ здѣшней жизни, водами невещественнаго Іордана очищаются. И сего мало. Вонмите: чрезъ купѣль крещенія мы становимся, христіане, новая тварь, иное, лучшее, созданіе, другіе, превосходнѣйшіе, по разуму и сердцу, человѣки. Не чудо ли чудесъ?

«Если бы, — разсуждаетъ Святитель, коего уста, яко свѣтлость огня, сіяли, — если бы, имѣвъ кто сосудъ златый, отдалъ его художнику очистить; а художникъ перетопилъ бы сосудъ во огнѣ, и перелилъ его въ другую форму: тогда не новымъ ли совершенно сдѣлался бы сосудъ? Такимъ образомъ Богъ все естество наше, грѣхомъ обезображенное, первобытнаго совершенства лишенное, паки преобразуетъ въ струяхъ Іорданскихъ, и, вмѣсто огня, употребляя теплоту Духа Святаго, извлекаетъ насъ изъ купѣли, яко изъ горнила, блистательнѣйшими и краснѣйшими лучей солнца» [3].

До купѣли крещенія Господь съ высоты глаголалъ къ людямъ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). По омовеніи ею, мы уже храмъ того же Бога живаго, и Духъ Божій живетъ въ насъ. До купѣли крещенія, мы, порожденіе эхидны, отца имѣли діавола: по омовеніи — братія Іисуса Христа и снаслѣдники Ему царствія нсбеснаго. До купѣли житіе наше на земли — искушеніе, плѣнъ, работа мысленному Фараону, а конецъ онаго — тлѣніе, разрушеніе: по омовеніи купѣлію житіе — есть благодатная свобода чадъ Божіихъ, предвкушеніе грядущей блаженной жизни, конецъ же — дѣйствительное безсмертіе и радость безконечная.

Іаковъ видѣлъ лѣствицу, отъ земли до небесъ досягающую; не могъ однако взойти по ней на небо. Столь тяжело было древле естество человѣка! Нынѣ, когда обновляется оно въ струяхъ Іордана, когда очищается, свѣтлѣется свѣтомъ благодати, чрезъ воду крещенія насъ проницающимъ, нынѣ, говорю, оно паритъ къ Солнцу невещественному, и тамъ обитель себѣ устрояеть. Для того-то крещеніе и называетъ Святый Апостолъ банею пакибытія.

Итакъ, радуясь, да течемъ, христіане, ко струямъ Іордана. Богъ Отецъ съ небесъ гласитъ, Богъ Духъ надъ водами, яко голубь, носится. Богъ Сынъ въ водахъ купѣли. Итакъ вся святыхъ святѣйшая Троица насъ тамъ ожидаетъ. Небеса преклонились, и престолъ Господа Саваоѳа зрится утвержденъ на земли. Грядемъ скоро, и подъ видомъ вещественной воды, прозрѣвая на Іорданѣ росу Духа, предадимъ себя и весь животь Тому, Имже не точію купѣль Святаго крещенія, но и вѣки сотворены. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ Четіи Минеи зри слово на Богоявленіе Господне.
[2] Златоустъ, томъ III, стр. 234.
[3] Златоустъ. Томъ 2-й, стр. 229.

Источникъ: Сочиненія Гавріила, Архіепископа Тверскаго и Кашинскаго въ двухъ частяхъ. Часть I. Отдѣленіе I. —М.: Въ типографіи В. Готье, 1854. — С. 33-41.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0