Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Архіеп. Гавріилъ Городковъ († 1862 г.)
Бесѣда на Рождество Христово.

Съ нами Богъ: разумѣйте языцы и покаряйтеся, яко съ нами Богъ (Ис. 8, 9).

Во время нашествія Мадіанитянъ на землю Израильскую Ангелъ Господень, явившись Гедеону на гумнѣ и побуждая его къ ополченію противъ враговъ, сказалъ ему: Господь съ тобою, сильный крѣпостію (Суд. 6, 12). Гедеонъ, присутствіемъ съ нимъ Бога воодушевленный, созвалъ воиновъ, и, избравши изъ нихъ триста мужей безоружныхъ, напалъ на Мадіанитянъ, уподоблявшихся пругамъ по множеству, и поразилъ ихъ какъ-бы одного человѣка. Какою же силою побѣдилъ онъ враговъ отечества? — Силою Бога Израилева, который былъ съ Гедеономъ.

Пророкъ Исаія, предвидя рожденіе отъ Дѣвы Бога Еммануила и предвѣщая въ Немъ подобную побѣду надъ языками, воскликнулъ: съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покаряйтеся. Подобную, сказалъ я, предвѣщалъ Пророкъ побѣду, потому-что и сія побѣда надъ языками должна была совершиться тою-же силою, то есть, присутствіемъ Бога съ нами, человѣками. Что же касается до свойства сей побѣды, она несравненно славнѣе, нежели побѣда Гедеонова, такъ-какъ и самое присутствіе Божіе въ предсказываемой Пророкомъ побѣдѣ, должно было открыться другимъ, непостижимымъ для разума образомъ — явленіемъ Бога во плоти: се Дѣва зачнетъ и родитъ Сына, и наречеши имя Ему Еммануилъ (Ис. 7, 14).

Мы празднуемъ нынѣ исполненіе сего пророчества Исаіина, рожденіе отъ Преблагословенной Дѣвы Маріи Сына Еммануила, Іисуса Христа, и вмѣстѣ торжествуемъ пріобрѣтенную въ Немъ побѣду надъ врагами, восклицая съ Пророкомъ: съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покаряйтеся. Раскроемъ подробнѣе разумъ сей пророческой пѣсни.

Съ нами Богъ. Присутствіе Божіе различно. Присутствуетъ Богъ существомъ своимъ съ вѣрными и невѣрными, и не только съ людьми, но и со всѣми прочими тварями, не только на небѣ и землѣ, но и въ самомъ адѣ, какъ говоритъ о семъ Давидъ: аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во адъ, тамо еси (Псал. 138, 8). Присутствіе Божіе открывается еще въ обыкновенныхъ дѣйствіяхъ Его промысла: о Немъ бо, говоритъ Ап. Павелъ, живемъ, движемся и есмы (Дѣян. 17, 28). Но не такое всеобщее присутствіе Божіе разумѣетъ пророкъ Исаія, когда говоритъ: съ нами Богъ. Ибо онъ представляетъ Бога присутствующимъ только съ нами, не относя сего къ языкамъ, враждующимъ съ нами, которымъ повелѣваетъ, чтобы покарялись намъ, потому-что съ нами Богъ, а съ ними нѣтъ Бога.

Присутствуетъ еще Богъ благодатію своею, когда являетъ кому-либо милость свою и сохраняетъ его особеннымъ промысломъ своимъ. Такъ во время потопа всемірнаго присутствовалъ Богъ съ праведнымъ Ноемъ въ ковчегѣ; посему всѣ бывшіе въ немъ спаслись, а цѣлый міръ погибъ въ водахъ, потому-что въ цѣломъ мірѣ не было Бога милующаго и спасающаго. Такъ Богъ присутствовалъ въ полкахъ Израильскихъ, шедшихъ изъ Египта: посему они безопасно перешли Чермное море, а Египтяне, гнавшіе за ними, погибли въ томъ-же морѣ, потому-что не было съ ними Бога Спасителя.

Благодатное присутствіе Божіе многообразно открывалось въ Ветхомъ Завѣтѣ, иногда невидимо, какъ въ ковчегѣ Ноевомъ и побѣдѣ Гедеоновой, иногда видимымъ образомъ, какъ въ полкахъ Израильскихъ, днемъ въ столпѣ облачномъ, а ночью въ столпѣ огненномъ. Послѣ же всего въ Новомъ Завѣтѣ явился, — о странное и преславное таинство! — Богъ явился въ нашей плоти, во образѣ человѣка. И сіе-то собственно присутствіе Божіе разумѣлъ Исаія, когда говорилъ: съ нами Богъ, и когда предсказывалъ о чудесномъ рожденіи отъ Дѣвы Сына Еммануила.

Сіе присутствіе Божіе — явленіе Бога во плоти нашей несравненно дивнѣе и благотворнѣе всѣхъ явленій Божіихъ, бывшихъ въ Ветхомъ Завѣтѣ. Тамъ столпъ огненный и облачный былъ только знаменіемть присутствія Божія, а здѣсь самъ Богъ воплотился и сдѣлался человѣкомъ. Тамъ видѣніе столпа иногда являлось, иногда исчезало; а здѣсь во Іисусѣ Христѣ столь тѣсно соединилось Божество съ человѣчествомъ, что предвѣчный Богъ нарицается младенцемъ, а младенецъ предвѣчнымъ Богомъ; вездѣсущій лежитъ въ ясляхъ, и вмѣстѣ почиваетъ на Херувимахъ и Серафимахъ. Тогда являлся Богъ въ огнѣ и сумракѣ, въ громахъ и молніяхъ; нынѣ въ пеленахъ младенческихъ плачетъ и орошается слезами. Тогда Израильтяне хотѣли приступить къ горѣ Божіей, чтобы бесѣдовать съ Богомъ лицемъ къ лицу; но, видя страшныя явленія, угрожавшія смертію, принуждены были отступать отъ ней; нынѣ каждый можетъ безбоязненно приступить къ горѣ лучшей — къ Преблагословенной Дѣвѣ, Матери Божіей, и осязать вѣрою и любовію младенца-Бога въ ея объятіяхъ, который не смертію угрожаетъ, но даруетъ всѣмъ жизнь и блаженство. Тогда и самъ Моисей, превосходившій всѣхъ святостію своею, приступая къ Богу, былъ трепетенъ и пристрашенъ; нынѣ самый грѣшникъ безъ страха можетъ приближаться къ пришедшему призвать къ себѣ всѣхъ труждающахся и обремененныхъ. Что же было тому причиною? — То, что тогда Богъ не былъ еще причастенъ естества нашего, и потому являлся не столько милостивымъ къ человѣку; нынѣ же приступаемъ мы къ Тому, который есть плоть отъ плоти нашей, и который не стыдится нарицати насъ братіею своею (Евр. 2, 11).

Можно ли и между самыми братіями найти такую любовь и милость, какую являетъ намъ нынѣ Господь нашъ, облекшійся естествомъ нашимъ? Безсмертенъ Онъ, а мы повинны смерти; безсмертіе намъ даруетъ, а на себя пріемлетъ плоть нашу смертную, да смертію упразднитъ имущаго державу смерти (Евр. 2, 14). Праведенъ Онъ, а мы грѣшны; правдою своею облекаетъ насъ, а на себя возлагаетъ бремя грѣховъ нашихъ. Благословенъ Онъ во вѣки, а мы подлежимъ клятвѣ за преступленіе закона; благословеніемъ насъ вѣнчаетъ, а себя предаетъ клятвѣ. Богатъ Онъ, а мы ниши; насъ богатитъ, а самъ нищету терпитъ: васъ ради обнища богатъ сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2 Кор. 8, 9).

О милосердіе и любовь безприкладная! О дивное и непостижимое снисхожденіе къ намъ Божіе! Богъ ради насъ пріемлетъ на себя грѣхъ, клятву, нищету и подвергается самой смерти, а человѣкъ облекается правдою Божіею, благословеніемъ небеснымъ, богатствомъ даровъ благодатныхъ и животомъ вѣчнымъ. Вотъ воистину, скажемъ съ Апостоломъ, велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16)!

Разсмотримъ далѣе, къ кому относится сказанное Пророкомъ: разумѣйте языцы и покаряйтеся. Во времена Исаіи возстали на царство Іудейское два врага, царь Израильскій и царь Сирскій, чтобы совсѣмъ разрушить оное царство и истребить царей отъ колѣна Іудина. Хотя Ахазъ, царь Іудейскій, не достоинъ былъ помилованія Божія, потому-что въ бѣдствіи своемъ искалъ помощи не у Бога, но у царя Ассирійскаго: однако Богъ, соблюдая завѣтъ свой, коимъ клялся сохранить царство Іудино до пришествія обѣтованнаго Мессіи, послалъ къ нему Пророка сказать ему, чтобы онъ не боялся тѣхъ двухъ царей, какъ такихъ главень, которыя только дымятся, а опалить не могутъ, и предсказать ему погибель враговъ его, а царству Іудину избавленіе. Пророкъ, убѣжденный въ истинѣ сего обѣщанія Божія, обративши рѣчь свою къ врагамъ царства Іудейскаго, которое прообразовало благодатное царство обѣтованнаго Мессіи, и, какъ-бы уже торжествуя надъ ними побѣду, восклицаетъ: съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покаряйтеся, яко съ нами Богъ.

Нынѣ не возстаютъ противъ насъ цари Сирскій и Израильскій, какъ было во дни Исаіины; но мы имѣемъ непримиримаго врага, опаснаго для насъ болѣе всѣхъ владыкъ земныхъ — князя міра сего (Іоан. 10, 30), который непрестанно нападаетъ на сыновъ благодатнаго царства Христова. Враждуютъ противъ насъ, по словамъ Апостола, не плоть и кровь, но міродержители тьмы вѣка сего, духи злобы поднебесные (Ефес. 6, 12), и угрожаютъ намъ погибелью. Лукавы и всезлобны враги спасенія нашего: но мы страха ихъ не убоимся, ниже возмятемся, яко съ нами Богъ (Ис. 7, 12); мы имѣемъ вождемъ и поборникомъ нашимъ Бога Еммануила. Правда, младенецъ Онъ немощный, но вмѣстѣ Богъ крѣпкій и всесильный; записуется Онъ въ число рабовъ Кесаревыхъ, но власть и начальство на рамѣ Его. Еще Онъ въ брань не вступалъ, еще не принялъ оружія въ руки свои, а уже видѣвшіе Его идолы Египетскіе пали и сокрушились. Еще не отверзъ устъ своихъ, чтобы духомъ своимъ поразить сопротивныхъ, а уже кумиры онѣмѣли во всемъ мірѣ. О, какъ прилично Тебѣ, младенецъ Божественный, другое имя, нареченное тѣмъ-же Пророкомъ: скоро плѣни, впезапно расхити (Ис. 8, 3). Еще не научился Ты, по словамъ того-же Пророка, какъ нарицать отца или матерь, а уже цѣлый адъ отъ одного явленія твоего содрогается и трепещетъ. Еще не воздвигъ Ты побѣдоносной хоругви креста твоего, а уже въ однихъ младенческихъ пеленахъ твоихъ угасаютъ и сокрушаются разженныя стрѣлы лукаваго. Мы нынѣ безбоязненно можемъ повторять душегубителямъ нашимъ ту-же пѣснь Исаіину: съ нами Богъ, разумѣйте, духи злобы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ.

Облекшійся нынѣ плотію нашею Господь Силъ не противъ однихъ духовъ злобы поднебесныхъ препоясуетъ насъ силою и оружіемъ, но и надъ видимыми врагами даруетъ намъ побѣду и одолѣніе, если мы воинствуемъ съ вѣрою и упованіемъ на всесильную десницу Его побѣдительную. Пророкъ Елисей, нѣкогда полками Сирскими окруженный, убоявшемуся отроку своему сказалъ: не бойся, яко множае иже съ нами, нежели съ ними (4 Цар. 6, 16). Страшны и многочисленны были враги наши во дни Благословеннаго, предводимые вождемъ дотолѣ непобѣдимымъ, который мечталъ плѣнить и поработить игу своему благословенное наше Отечество. Пали предъ нимъ грады и твердыни, опустошены цѣлыя области, расхищенъ и сожженъ градъ первопрестольный. Многіе изъ сыновъ Отечества поколебались въ чаяніи избавленія. Но и нашъ вождь, уповая на Бога отцевъ нашихъ и воспоминая древнія Его къ намъ милости, сказалъ подобно пророку Елисею: не бойтеся, яко множае иже съ нами, нежели съ ними; аще Богъ по насъ, кто на ны (Рим. 8, 31)? — Сказалъ, и оправдалось его пророчество. Звѣрь коварный и лютый, терзавшій жертву ненасытнаго своего честолюбія, уязвленъ смертельно рукою Агнца безлѣтнаго. Нынѣ торжествуемъ мы славное и, можно сказать, чудесное избавленіе Церкви и Отечества нашего отъ сихъ враговъ страшныхъ и многоплеменныхъ и поемъ радостно побѣдную и благодарственную пѣснь Исаіину: съ нами Богъ, разумѣйте врази наши, явнымъ или тайнымъ образомъ, насиліемъ или лестію воюющіе противъ насъ, разумѣйте, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ. Аще паки возможете, паки побѣждени будете, яко съ нами Богъ.

Заключимъ бесѣду нашу тѣмъ, что требуется отъ насъ, чтобы Богъ всегда былъ съ нами неотступно. Мы обыкновенно любимъ единонравныхъ съ нами, а уклоняемся отъ сообщества съ противонравными. Ежели сосѣди единонравны, то живутъ мирно и согласно; если же и братія единокровные имѣютъ различные нравы, то нерѣдко, враждуя другъ противъ друга, не могутъ жить вкупѣ. Такъ и Богъ пребываетъ съ тѣми, которые стараются уподобляться Ему добродѣтелями своими. Посему, ежели Господь нашъ смирилъ себя, зракъ раба пріимъ, вмѣсто царскаго чертога и престола, возлюбилъ вертепъ и ясли, вмѣсто богатства и земнаго величія — смиреніе и нищету: то и мы, ученики Его, должны подражать Ему въ смиреніи и самоотверженіи: тогда Богъ, дающій смиреннымъ благодать, будетъ съ нами. Чистъ и святъ Господь нашъ, въ чистую и святую Дѣву вселиться благоволилъ; чистоту и святость и мы соблюдать должны, а отъ нечистоты грѣховной очищать души наши, какъ Моисей иззулъ сапоги отъ ногъ своихъ, приступая къ Богу, явившемуся въ купинѣ: тогда и одушевленная купина — Богоматерь Пресвятая будетъ для насъ удобоприступною и самъ воплотившійся отъ ней Сынъ Божій, святыхъ святѣйшій, пріидетъ къ намъ и обитель въ насъ сотворитъ. Боголѣпными дѣйствіями сопровождаемо было въ Виѳлеемѣ пришествіе на землю Спасителя міра. Ангелы воспѣвали: слава въ вышнихъ Богу, волхвы съ дарами покланялись Ему, пастыри славословили Его; такъ и мы должны провождать священное празднество Рождества Сына Божія не въ суетныхъ забавахъ и увеселеніяхъ, какъ праздновалъ Иродъ рождество свое, но въ святомъ радованіи о Господѣ Спасителѣ нашемъ, въ принесеніи Ему сердечныхъ даровъ любви, благодарности и молитвы, въ прославленіи Его дѣлами милосердія и въ поклоненіи Ему духомъ и всѣмъ существомъ нашимъ: тогда домы наши сдѣлаются Виѳлеемомъ благодатнымъ, и слава Господня, осіявшая пастырей, просвѣтитъ души наши. Миръ даровать намъ пришелъ Господь нашъ, миръ на землѣ и благоволеніе Божіе къ человѣкамъ повелѣлъ воспѣвать Ангеламъ своимъ; миръ и согласіе должны и мы соблюдать между собою, миръ Божій да водворяется посредѣ насъ и въ сердцахъ нашихъ: тогда Богъ любве и мира будетъ съ нами (2 Кор. 13, 11) и сдѣлаетъ насъ причастниками духовныхъ и небесныхъ благъ, которыя пріобрѣлъ намъ Господь нашъ Іисусъ Христость воплощеніемъ и пришествіемъ Его на землю.

Боже Еммануиле, Царю Царемъ и Господи Господемъ! Покрывай десницею твоею всемогущею Помазанника твоего Христолюбиваго МОНАРХА нашего, укрѣпляй ЕГО силою и благодатію твоею, утверди миръ, благоволеніе и славу твою въ державѣ ЕГО; пріиди, вселися въ насъ и пребуди съ нами благодатнымъ вседѣтельнымъ присутствіемъ твоимъ, да о Тебѣ врагомъ нашимъ побѣдительная воспоемъ: съ нами Богъ, разумѣйте врази наша, и покаряйтеся намъ, яко съ нами Богъ. Аминь.

Источникъ: Бесѣда на Рождество Христово, говоренная Преосвященнымъ Гавріиломъ, Архіепископомъ Рязанскимъ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи К. Жернакова. — 1844 г. — Часть IV. — С. 390-402.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0