Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евсевій Орлинскій († 1883 г.)
Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола.

Бесѣда 61. Въ недѣлю тридесять-вторую (1 Тим. 4, 9-15).

1 Тим. 4, 9-10. Чадо Тимоѳее, вѣрно слово и всякаго пріятія достойно. На сіе бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахомъ на Бога жива, Иже есть Спаситель всѣмъ человѣкомъ, паче же вѣрнымъ.

Такъ пишетъ апостолъ Павелъ въ подтвержденіе истины, непосредственно передъ этимъ раскрытой. Онъ сказалъ: благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго, и грядущаго (ст. 8). Или «благочестіе на все полезно; имѣя обѣтованіе жизни настоящей и будущей». То-есть благочестію принадлежитъ истинное счастіе жизни настоящей и будущей. Какъ это? можетъ быть, подумаетъ кто. Многіе думаютъ, будто для того, чтобы человѣку сдѣлаться благочестивымъ, онъ долженъ отказаться отъ счастія настоящей жизни. Кто думаетъ, что благочестіе лишаетъ счастія настоящей жизни; тотъ превратно понимаетъ счастіе, не понимая своихъ истинныхъ потребностей и своего назначенія въ этой жизни. Благочестію принадлежитъ истинное счастіе и здѣсь на землѣ; потому что благочестивый, будучи преданъ дѣламъ благочестія и со дня на день постепенно болѣе возрастая въ духовной жизни, наслаждается истиннымъ миромъ совѣсти; радостно устремляетъ свои взоры къ Отцу небесному, къ невидимому Богу; среди всѣхъ трудныхъ и скорбныхъ обстоятельствъ жизни всегда полагаетъ свои надежды въ Богѣ и въ Немъ успокоивается, по Его обѣтованію, ожидая вѣчной жизни и благъ небесныхъ. Какое счастіе на землѣ можетъ бытъ выше этого? Что, въ сравненіи съ этимъ состояніемь благочестиваго человѣка — всѣ виды внѣшнаго счастія, которое появляется и изчезаетъ подобно тѣни или пріятнымъ призракамъ? Притомъ, благочестивымъ, по благословенію Божію, подается необходимое и для внѣшней жизни, какъ учитъ Господь Спаситель: ищите прежде царствія Божія и правды его: и сія вся приложатся вамъ, т.-е. пища, одежда и прочее необходимое (Матѳ. 6, 25-33).

Утверждая, это ученіе, Апостолъ говоритъ далѣе: «слово сіе вѣрно и всякаго пріятія достойно; ибо мы для того и трудимся, и поношенія терпимъ, что уповаемъ на Бога живаго, который есть Спаситель всѣхъ человѣковъ, а наипаче вѣрныхъ».

«Вѣрно и всякаго пріятія достойно» то слово, или то ученіе, что благочестію принадлежитъ обѣтованіе или истинное счастіе жизни настоящей и будущей. Эту истину должны мы всегда хранить въ памяти съ несомнѣнною увѣренностію: она — источникъ христіанскихъ добродѣтелей; а забвеніе о ней, напротивъ, служитъ источникомъ пороковъ. Кто не помышляя о Богѣ, и нынѣ и завтра ищетъ только внѣшнихъ благъ, жаждетъ только чувственныхъ удовольствій: тотъ обыкновенно дѣлается рабомъ грѣха и разныхъ пороковъ. А кто всегда благоговѣетъ предъ Богомъ и въ Немъ ищетъ своего высшаго блага: тотъ не станетъ безпечно предаваться разсѣянности и порокамъ. Онъ стремится своимъ сердцемъ туда, гдѣ его сокровище, т.-е. къ Богу. Апостолъ Павелъ доказываетъ это св. Тимоѳею примѣромъ самого себя и другихъ Апостоловъ, или всѣхъ истинныхъ послѣдователей Христовыхъ.

На сіе бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахомъ на Бога жива. Какбы такъ говоритъ Апостолъ: хочешь ли видѣть на дѣлѣ истину того, что благочестію принадлежитъ обѣтованіе или счастіе жизни настоящей и будущей? Посмотри на насъ или на всѣхъ вѣрно служащихъ Богу: что побуждаетъ ихъ къ трудамъ и подвигамъ? для чего они терпятъ поношенія и всякія скорби? что помогаетъ намъ мужественно преодолѣвать всѣ трудности и всѣ скорби апостольскаго служенія? — Мы трудимся и благодушно терпимъ поношенія, скорби и болѣзни потому, что уповаемъ на Бога живаго: благочестіе дѣлаетъ насъ мужественными и великодушными; оно доставляетъ намъ радость, миръ и счастіе среди трудовъ и оскорбленій; благочестіе утѣшаетъ и подкрѣпляетъ насъ сладкою надеждою будущей блаженной жизни.

Яко уповахомъ на Бога жива. Это упованіе на Бога живаго есть основаніе истиннаго счастія въ настоящей жизни и также основаніе непоколебимой надежды на полученіе блаженной жизни въ будущемъ нескончаемомъ вѣкѣ. Мы тверды и постоянны въ трудахъ, спокойны среди всѣхъ оскорбленій и обидъ, счастливы среди всѣхъ видимыхъ несчастій; потому что надѣемся не на людей, и не на скоропреходящія блага земныя, а на виновника и подателя всѣхъ благъ, Бога, который не измѣняется и вѣченъ; живетъ и все оживляетъ нынѣ, и будетъ жить и подавать жизнь въ безпредѣльную вѣчность. Надежда на Него вѣрна, утѣшительна, животворна.

Иже есть Спаситель всѣмъ человѣкомъ, паче же вѣрнымъ. Богъ всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися, и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4). Богъ, устами пророка, горитъ: не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися ему отъ пути своего и жити души его (Іез. 18, 32). И Іисусъ Христосъ совершилъ на землѣ спасеніе для всего рода человѣческаго. Въ Немъ Отецъ небесный, какъ говоритъ праведный Сѵмеонъ, уготовалъ спасеніе предъ лицемъ всѣхъ людей, свѣтъ во откровеніе языкомъ, — къ просвѣщенію язычниковъ (Лук. 2, 31-32). Самъ Іисусъ Христосъ говоритъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Но, что по безпредѣльной благости Божіей, предназначено для всѣхъ и предложено всѣмъ, — къ чему всѣ призываются; то дѣйствительно получаютъ только вѣрные, т.-е. вѣрующіе въ Іисуса Христа, и постоянно, до конца жизни, пребывающіе въ правой вѣрѣ, какъ сказалъ Господь въ Откровеніи: буди вѣренъ даже до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота (Апок. 2, 10). Вѣрные послѣдователи Христовы, уповая на Бога живаго, въ Немъ находятъ источникъ мира, радости, великодушія среди тяжкихъ испытаній, твердости въ подвигахъ благочестія и добродѣтели, и непоколебимой надежды на полученіе вѣчнаго блаженства. А кто не имѣетъ живой вѣры или не пребываетъ постоянно въ сей вѣрѣ, тотъ не можетъ быть участникомъ въ сихъ благахъ; безъ такой вѣры, по слову Апостола, невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Поэтому Апостолъ и говоритъ: Иже есть Спаситель всѣмъ человѣкомъ, паче же вѣрнымъ.

Братія! повторимъ слова Апостола: благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго, и будемъ твердо хранить въ памяти это апостольское ученіе, какъ свѣрное и всякаго пріятія достойное». Кто ищетъ счастія внѣ благочестія, тотъ хочетъ построить домъ на пескѣ, который скоро поколеблется отъ напора волнъ житейскаго непостоянства и скоро будетъ разрушенъ потокомъ времени.

11. Завѣщавай сія и учи.

Объ этой великой важности благочестія, говоритъ Апостолъ Тимоѳею, «проповѣдуй и учи», чтобы всѣмъ слушающимъ извѣстно было, что только благочестіе приводитъ насъ къ истинному счастію въ этой жизни и къ вѣчному блаженству въ жизни будущей. Поэтому и нынѣ пастыри и учители должны нелѣностно проповѣдывать и учить о благочестіи, какъ необходимомъ для каждаго человѣка, а пасомые должны внимательно слушать и поучаться для своего спасенія.

Далѣе говоритъ Апостолъ въ наставленіе самому Тимоѳею, какъ старшій младшему, или какъ вселенскій Апостолъ, преизобилующій дарами благодати — своему сотруднику, владѣющему меньшею мѣрою благодатныхъ даровъ.

12. Никто же о юности твоей да нерадитъ: но образъ буди вѣрнымъ словомъ, житіемъ, любовію, духомъ, вѣрою, чистотою.

Святый Тимоѳей въ это время, какъ писалъ къ нему апостолъ Павелъ, былъ свыше тридцати лѣтъ; но онъ казался юнымъ потому, что былъ поставленъ епископомъ, и слѣдовательно долженъ былъ имѣть смотрѣніе за старшими себя, какъ епископъ, — за пресвитерами. Святый Тимоѳей поставленъ былъ въ епископа не по обыкновенному порядку, который требовалъ бы въ немъ, какъ епископѣ, старческаго возраста, но по пророчеству или по особому указанію Святаго Духа, о чемъ далѣе говоритъ самъ Павелъ. Потому апостолъ Павелъ и внушаетъ Тимоѳею, чтобы недостатокъ возраста восполнялъ онъ силою духа и достоинствомъ своего поведенія.

Никтоже о юности твоей да нерадитъ. «Никто да не пренебрегаетъ юностію твоею». Т.-е. веди себя такъ, чтобы твоя юность никому не послужила поводомъ къ пренебреженію тебя или твоего служенія.

Но образъ буди вѣрнымъ. «Но будь образцемъ для вѣрныхъ». Будь примѣромъ, правиломъ, — будь тѣмъ, чѣмъ долженъ быть каждый христіанинъ, и особенно поставленный пастыремъ и учителемъ другихъ.

«Въ словѣ». Будь образцомъ — въ словѣ или въ собесѣдованіи объ истинахъ спасительной вѣры и въ собесѣдованіяхъ о необходимыхъ дѣлахъ житейскихъ; или, будь образцомъ въ правильномъ употребленіи дара слова, которое всегда должно служить выраженіемъ истины, выраженіемъ нашего внутренняго благочестія и добродѣтели, во славу Божію.

«Въ житіи», въ обыкновенной жизни, или въ обращеніи съ другими. Твое обращеніе, но своей добротѣ и честности, должно быть образцомъ или поучительнымъ примѣромъ для другихъ.

«Въ любви», въ искренности, благожелательствѣ, во всѣхъ обнаруженіяхъ любви, или въ томъ, въ чемъ обыкновенно обнаруживается истинная христіанская любовь въ отношеніи къ ближнимъ.

«Въ духѣ», или въ явленіи Духа Христова. Всѣ твои дѣйствія должны одушевляться непритворнымъ благочестіемъ, котораго источникъ есть Духъ Святый; ибо Имъ всяка душа живится и чистотою возвышается. Всѣ твои дѣйствія должны быть духовны, должны показывать, что тобою управляетъ Духъ Святый.

«Въ вѣрѣ», т.-е. въ чистотѣ, твердости и постоянствѣ вѣры. Вѣра должна быть печатію всѣхъ дѣлъ твоихъ; или все долженъ ты дѣлать по вѣрѣ; вѣрою ходимъ, а не видѣніемъ.

«Въ чистотѣ». Долженъ быть чистъ отъ всего порочнаго, предосудительнаго; неукоризненъ во всѣхъ твоихъ поступкахъ. На тебя всѣ смотрятъ; ты долженъ быть какбы зеркаломъ или живымъ правиломъ для всѣхъ, чтобы, смотря на тебя, всѣ могли видѣть свои недостатки и, подражая твоимъ совершенствамъ, могли усовершать себя, каждый въ приличныхъ ему добродѣтеляхъ. Старость бо честна не многолѣтна. Сѣдина же есть мудрость человѣкомъ (Прем. 4, 8).

13. Дондеже пріиду, внемли чтенію, утѣшенію, ученію.

«Доколѣ не пріиду, занимайся чтеніемъ, наставленіемъ, ученіемъ». Въ іудейскихъ синагогахъ было въ обычаѣ чтеніе книгъ ветхаго завѣта, по отдѣленіямъ. Этотъ обычай удержанъ и въ новозавѣтной Церкви, что видимъ въ Евангельской (Лук. 4, 16-20) и апостольской исторіи (Дѣян. 13, 15-27; 2 Кор. 3, 15). Когда явились въ христіанской Церкви писанія св. Евангелистовъ и Апостоловъ: тогда стали читать въ церковныхъ собраніяхъ и новозавѣтныя священныя Писанія. Но Апостолъ говоритъ здѣсь о чтеніи ветхозавѣтныхъ книгъ. Св. Тимоѳей долженъ былъ читать ихъ для себя и для другихъ, чтобы учиться и учить другихъ; долженъ былъ, по наставленію Апостола, читать, наставлять и учить; т.-е. утѣшать, вразумлять и руководить, дѣйствуя на сердца преданныхъ руководству учителя; и также предлагать поученія тѣмъ, которыхъ надобно было постепенно расположить къ послѣдованію истинѣ чрезъ убѣжденіе ихъ разума.

Дондеже пріиду, или «доколѣ не пріиду»: этимъ Апостолъ даетъ знать св. Тимоѳею, что онъ надѣется бесѣдовать съ нимъ лично, когда придетъ, — и что тогда преподастъ ему и другія наставленія, нужныя для его руководства.

14. Не неради о своемъ дарованіи живущемъ въ тебѣ, еже дано тебѣ бысть пророчествомъ съ возложеніемъ рукъ священничества.

Къ точному исполненію предлагаемыхъ наставленій Апостолъ побуждаетъ Тимоѳея напоминаніемъ о благодатномъ дарѣ, который сообщенъ ему чрезъ таинство рукоположенія во епископа, или чрезъ таинство священства. «Не неради о пребывающемъ въ тебѣ дарованіи, которое дано тебѣ по пророчеству, съ возложеніемъ рукъ священства».

Не неради о своемъ дарованіи. Дарованіе (χάρισμα) — это благодать епископства, или тотъ благодатный даръ, который подается чрезъ таинство епископскаго рукоположенія (хиротоніи). Эта благодать сообщаетъ рукополагаемому епископу силу, озареніе и право епископской власти; или право дѣйствовать въ званіи епископа, силу и просвѣщеніе, необходимыя къ исполненію обязанностей епископскаго званія. Сказано: о дарованіи живущемъ въ тебѣ: это показываетъ, что благодать епископства, со времени рукоположенія въ епископа неотлучно пребываетъ въ рукоположенномъ, всегда готовая обнаруживаться во внѣшнихъ дѣйствіяхъ соотвѣтственно его усердію, ревности и дѣятельности.

Еже дано тебѣ бысть пророчествомъ, — «которое дано тебѣ по пророчеству». Это показываетъ, что святый Тимоѳей поставленъ въ епископа не случайно, или не по разсужденію о внѣшнихъ его правахъ на эту высшую степень священства, къ которой онъ по видимому не былъ близокъ, будучи еще юнымъ столько, что Апостолъ находилъ нужнымъ предостерегать его, чтобы юность его не послужила претыканіемъ для другихъ. Тимоѳею преподана благодать епископства по пророчеству, или по откровенію Святаго Духа. Какъ совершилось это откровеніе, Апостолъ не объяснилъ; но оно могло проявится различнымъ образомъ: оно могло быть дано или самому Павлу, или многимъ пресвитерамъ, или кто нибудь одинъ изъ пресвитеровъ, получилъ это откровеніе.

Съ возложеніемъ рукъ священничества. Св. Тимоѳей получилъ благодать епископства, по пророчеству, съ возложеніемъ рукъ священства. Во второмъ посланіи къ Тимоѳею Павелъ пишетъ: воспоминаю тебѣ возгрѣвати даръ Божій, живушій въ тебѣ возложеніемъ руку моею (2 Тим. 1, 6). Изъ этого видно, что рукоположеніе св. Тимоѳея во епископа совершено по преимуществу апостоломъ Павломъ, при участіи въ своей мѣрѣ другихъ епископовъ возложеніемъ рукъ на главу поставляемаго епископа. Духовное торжество рукоположенія въ епископа издревле было чтимо каждогоднымъ празднованіемъ: этотъ праздникъ напоминалъ виновнику его тѣ священныя обязанности, которыя св. Павелъ внушалъ Тимоѳею.

15. Въ сихъ поучайся, въ сихъ пребывай (въ сихъ разумѣвай), да преспѣяніе твое явлено будетъ во всѣхъ.

Апостолъ повторяетъ внушенія, чтобы Тимоѳей неусыпно занимался чтеніемъ и назиданіемъ другихъ. «О семъ заботься, въ семъ пребывай, чтобы успѣхъ твой для всѣхъ былъ очевиденъ». «О семъ заботься», то-есть помни, внимай себѣ, совершенствуй себя упражненіемъ въ чтеніи св. Писанія, и въ этомъ постоянно упражняйся къ назиданію другихъ, чтобы тебѣ не себя только усовершать, но и другихъ, и чтобы этотъ подвигъ твоего служенія ко благу вѣрующихъ въ Іисуса Христа былъ извѣстенъ для всѣхъ, къ оправданію тебя въ твоемъ званіи и ко спасенію другихъ.

Въ заключеніе этого наставленія, св. Павелъ и еще повторяетъ тоже внушеніе, говоря: «Вникай въ себя и въ ученіе; занимайся симъ постоянно». Что говоритъ апостолъ Павелъ св. Тимоѳею, то относится ко всѣмъ намъ, призваннымъ на служеніе проповѣди и спасенію ближнихъ. И слушайте, строители таинъ Христовыхъ, внимайте себѣ и ученію, и пребывайте въ нихъ. Апостолъ заповѣдуетъ это всѣмъ намъ. И какое сильное побужденіе присовокупляетъ! Сія бо творя и самъ спасешися и послушающіи тебе (ст. 16). Такъ поступая, братія сослужители, и себя спасете и слушающихъ васъ. Аминь.

Источникъ: Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола. Евсевія, Архіепископа Могилевскаго. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — С. 228-237.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0