Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евсевій Орлинскій († 1883 г.)
Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола.

Бесѣда 60. Въ недѣлю тридесять-первую (1 Тим. 1, 15-17).

1 Тим. 1, 15. Чадо Тимоѳее, вѣрно слово, и всякаго пріятія достойно, яко Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти, отъ нихже первый есмь азъ.

Апостолъ Павелъ писалъ это къ Тимоѳею, епископу ефесскому, полный чувства признательности и благодарности къ Господу Спасителю изъ тьмы невѣдѣнія призвавшему его на путь истины и къ служенію апостольскому. Передъ этими словами сказалъ онъ: «Благодарю давшаго мнѣ силу, Іисуса Христа Господа нашего, что Онъ призналъ меня вѣрнымъ, опредѣливъ на служеніе, — меня, который прежде былъ хулитель и гонитель и обидчикъ; но помилованъ потому, что такъ поступалъ по невѣдѣнію, въ невѣріи: благодать же Господа нашего Іисуса Христа открылась во мнѣ обильно съ вѣрою и любовію во Христѣ Іисусѣ» (ст. 12-14). Непосредственно за этимъ Апостолъ говоритъ:

Вѣрно слово и всякаго пріятія дотойно, яко Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти, отъ нихже первый есмь азъ.

«Вѣрно и всякаго пріятія достойно слово, что Христосъ Іисусъ пришелъ въ міръ спасти грѣшниковъ, изъ которыхъ я первый».

Вѣрно слово, вѣрно то ученіе, что Христосъ Іисусъ пришелъ въ міръ спасти грѣшниковъ. Вѣрно это ученіе, какъ доказанное неизчислимыми свидѣтельствами, пророчествами, чудесами Самого Господа Іисуса и учениковъ Его. Эту истину самъ Спаситель многократно возвѣщалъ. Господь говоритъ: не пріидохъ бо призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13). Также: пріиде бо Сынъ человѣчь взыскати и спасти погибшаго (Лук. 19, 10).

Всякаго пріятія достойно — слово или ученіе. Апостолъ хочетъ показать и собственнымъ примѣромъ доказать, что это ученіе о пришествіи въ міръ Господа Іисуса для спасенія грѣшниковъ достойно пріятія съ несомнѣннымъ убѣжденіемъ въ томъ, что оно есть ученіе благотворное, утѣшительное, доставляющее вѣрующему человѣку обильную спасительную благодать.

Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ. Единородный Сынъ Божій воспринялъ наше человѣческое естество въ единеніе съ Своимъ Божескимъ Лицемъ, — воспринялъ душу и тѣло, сталъ истиннымъ человѣкомъ, явился и жилъ между человѣками, въ этомъ видимомъ мірѣ, на этой землѣ.

Грѣшники спасти. Это цѣль, для которой Сынъ Божій Іисусъ Христосъ, пришелъ въ міръ, или вочеловѣчился, — и вмѣстѣ это показываетъ, что всѣ люди, чрезъ паденіе прародителей, сдѣлались грѣшниками, чрезъ грѣхъ подверглись проклятію и осужденію, и сами собою не могли освободиться отъ этого великаго несчастія: необходима была чрезвычайная Божеская помощь. Христосъ, какъ учитъ Апостолъ, искупилъ ны есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13).

Отъ нихже первый есмь азъ. «Изъ которыхъ, т.-е. грѣшниковъ, я первый», — говоритъ Апостолъ. Въ какомъ смыслѣ святый Павелъ называетъ себя первымъ грѣшникомъ? — Хотя Павелъ до обращенія, какъ самъ свидѣтельствуетъ былъ ревнующимъ по Богѣ (Дѣян. 22, 3), и «всею доброю совѣстію жилъ предъ Богомъ» (Дѣян. 23, 1): но онъ никакъ не исключалъ себя изъ числа грѣшниковъ; потому что, до того времени, пока Іисусъ Христосъ не искупилъ рода человѣческаго отъ грѣха и осужденія Своими заслугами, всѣ были во грѣхѣ и подъ клятвою грѣха (Рим. 3, 9. 23; 5, 6. 10). Когда свѣтъ благодати Христовой просвѣтилъ Павла; тогда онъ узналъ, что грѣхъ былъ причиною того, что долго боролся онъ съ истиною, не вѣровалъ въ Іисуса Христа, испытывая многократное призываніе къ обращенію; ревновалъ не по разуму, но по предубѣжденію, которое ослѣпляло его разумъ и долго не давало ему познать истину вѣры въ Іисуса Христа. Все это было облако грѣха, покрывавшее душу Павла.

Первымъ грѣшникомъ называетъ себя Апостолъ по собственному сознанію и чувству, а не по сравненію съ другими. Это есть свойство истинно смиреннаго и кающагося грѣшника. Онъ сознаетъ свои грѣхи, чувствуетъ всю силу ихъ, находитъ ихъ тяжкими и несравненными съ грѣхами другихъ людей; потому что на грѣхи другихъ онъ не смотритъ и не судитъ о нихъ: это противно чувству истиннаго смиренія. Смиренное сердце любитъ смотрѣть только на свои немощи, судить только о своихъ грѣхахъ, и потому чувствуетъ тяготу ихъ, невыносимое бремя, подобно больному, который, страдая тяжкимъ недугомъ, думаетъ, что никто такъ не страдаетъ, какъ онъ.

Апостолъ говоритъ: отъ нихже первый есмь азъ, а не сказалъ, отъ нихже или изъ которыхъ «первый былъ я». Это показываетъ, что такое глубокое чувство смиренія онъ питалъ въ себѣ уже и въ то время, какъ благодать Божія сдѣлала его своимъ избраннымъ судомъ, ко спасенію многихъ. Апостолъ, взирая на свое настоящее состояніе, видѣлъ не себя, а дары Божіи, которые своимъ обиліемъ также побуждали его къ смиренію и къ изліянію благодарныхъ чувствъ къ верховному Благодѣтелю; а вспоминая свою прежнюю жизнь до обращенія, видѣлъ онъ грѣхи своего невѣдѣнія. Воспоминаніе о прежнихъ грѣхахъ питало въ немъ глубокое чувство смиренія, по которому онъ почиталъ себя первымъ грѣшникомъ.

16. Но сего ради помилованъ быхъ, да во мнѣ покажетъ Іисусъ Христосъ все долготерпѣніе, за образъ хотящихъ вѣровати Ему въ жизнь вѣчную.

Чѣмъ болѣе святый Павелъ чувствовалъ грѣховность своего прежняго состоянія, тѣмъ болѣе сознавалъ величіе милости Божіей надъ собою, въ которой видѣлъ онъ явленіе Божеской благодати Іисуса Христа не къ себѣ одному, но и къ другимъ, имѣющимъ вѣроватъ въ Него, Спасителя міра. Апостолъ говоритъ: «но для того я и помилованъ, чтобъ Іисусъ Христосъ во мнѣ первомъ показалъ все долготерпѣніе, въ примѣръ тѣмъ, которые будутъ вѣровать въ Него къ жизни вѣчной». Какбы такъ сказалъ св. Павелъ: я, первый грѣшникъ, для того и призванъ былъ ко спасенію и удостоенъ великой благодати Божіей, чтобы во мнѣ, первомъ грѣшникѣ, тѣмъ явственнѣе раскрылось долготерпѣніе Іисуса Христа, въ примѣръ, или наученіе и къ убѣжденію тѣхъ, которые будутъ вѣровать въ Него, для полученія жизни вѣчной. Если Господь Спаситель помиловалъ меня, величайшаго грѣшника, то никакой другой грѣшникъ не долженъ сомнѣваться въ томъ, что и его помилуетъ Господь Спаситель, если обратится къ Нему съ истиннымъ раскаяніемъ, — что и онъ можетъ получить вѣчную жизнь, если, раскаявшись, до конца жизни пребудетъ вѣренъ Господу Іисусу Христу, соблюдая заповѣди Его.

Созерцаніе великой благости Божіей къ нему самому и ко всѣмъ человѣкамъ возбуждаетъ Апостола къ прославленію небеснаго Благодѣтеля Бога.

17. Царю же вѣковъ нетлѣнному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Царю же вѣковъ. Богъ называется царемъ вѣковъ потому, что Онъ есть творецъ и владыка времени и вѣчности; въ Его власти времена и лѣта, какъ сказалъ Господь: нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи во своей власти (Дѣян. 1, 17). Именуя Бога царемъ вѣковъ, царемъ времени и вѣчности, мы прославляемъ Его какъ творца и владыку всѣхъ тварей, существующихъ во времени и въ вѣчности, или въ нескончаемой жизни, которой царь и творецъ есть Богъ.

Нетлѣнному. Нетлѣннымъ прославляется Богъ, какъ неизмѣняемый, безсмертный и вѣчный, въ противоположность всему сотворенному, измѣняемому, тлѣнному, временному. Богъ нетлѣненъ, безсмертенъ и вѣченъ по преимуществу, — какъ источникъ или первая причина нетлѣнія, безсмертія и вѣчности всѣхъ разумныхъ тварей, предопредѣленныхъ къ безсмертію и вѣчной жизни.

Единому премудрому Богу. Богъ единъ по существу, Богъ единъ и по премудрости, или есть единый премудрый, какъ начало всякой сотворенной мудрости, которая, въ сравненіи съ Божіею безпредѣльною премудростію, есть менѣе, чѣмъ слабая искра свѣта въ сравненіи съ полуденнымъ свѣтомъ видимаго солнца.

Честь и слава во вѣки вѣковъ, аминь. Царю Богу — вѣчное почтеніе и прославленіе да будетъ.

Братія! изъ краткаго апостольскаго чтенія удержите въ памяти кратчайшее изреченіе для собственнаго назиданія.

Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти. Въ эту истину всѣ мы вѣруемъ. Но содержимъ ли ее въ памяти? Питаемъ ли ею наши мысли, наши чувства? Довольно ли сознаемъ, размышляемъ и чувствуемъ, что Христосъ Іисусъ и для насъ приходилъ въ міръ, и для каждаго изъ насъ содѣлалъ спасеніе на землѣ? Повторяй каждый въ своей душѣ повседневно благоговѣйно размышленіе такое или подобное: Благій и премилосердый Боже! и для меня Ты сошелъ на землю, воспринявъ на Себя мое немощное естество, чтобы я, погибавшій грѣшникъ, получилъ чрезъ Тебя спасеніе! И для меня Ты, всеблаженный Боже и источникъ блаженства, столько смирилъ Себя, что дотерпѣлъ лишенія, голодъ и жажду, гоненія и скорби, тяжкія страданія и поносную смерть на крестѣ, чтобы я, великій грѣшникъ, содѣлался причастникомъ Твоей вѣчной жизни и Твоего блаженства! О Боже, Спасителю мой! даруй мнѣ, силою Твоей благодати, всегда помнить и помышлять о Тебѣ и о Твоихъ великихъ благодѣяніяхъ ко мнѣ; чтобы я всегда любилъ Тебя всею душею, благодарилъ Тебя и служилъ Тебѣ всѣми моими силами и всѣми моими дѣлами прославлялъ Тебя, со Отцемъ Твоимъ и Святымъ Духомъ, во всѣ дни настоящей жизни, и въ нескончаемой жизни будущаго вѣка. Аминь.

Источникъ: Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола. Евсевія, Архіепископа Могилевскаго. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — С. 222-227.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0