Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евсевій (Орлинскій) († 1883 г.)
Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола.

Бесѣда 53. Въ недѣлю предъ Богоявленіемъ (2 Тим. 4, 5-8).

2 Тим. 4, 5. Чадо Тимоѳее, трезвися о всемъ, злопостражди, дѣло сотвори благовѣстника, служеніе твое извѣстно сотвори.

Что слышали мы нынѣ въ апостольскомъ чтеніи, это написалъ апостолъ Павелъ изъ Рима, находясь въ узахъ и ожидая близкой мученической кончины. Предсказывая, что придетъ время, когда не будутъ принимать здраваго ученія, но по собственнымъ прихотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые бы льстили слуху, а отъ истины отвратятъ слухъ, внимая баснямъ, Апостолъ съ клятвою завѣщалъ возлюбленному своему ученику и сотруднику, Тимоѳею, проповѣдывать Евангельское ученіе со всѣмъ усердіемъ и постоянною ревностію, говоря: проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли, со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (ст. 2). И затѣмъ святый Павелъ говоритъ Тимоѳею то, что предложено было нынѣ въ апостольскомъ чтеніи. Слышанное объяснимъ по порядку.

Трезвися о всемъ, злопостражди. «Будь бдителенъ во всемъ, переноси скорби». Бодрость, или бдительность, постоянное вниманіе къ своему званію и точному исполненію своихъ обязанностей, необходимы каждому послѣдователю Христову, и особенно необходимы сотрудникамъ апостольскаго служенія, — пастырямъ Христовой Церкви, чтобы всегда проповѣдывать слово Евангельской истины, не опуская случаевъ къ назиданію другихъ. Только тотъ и можетъ съ любовію и ревностію всегда возвѣщать слово Божіе ко спасенію ближнихъ, чей духъ неусыпно бодрствуетъ, горя любовію къ Богу, жаждущею спасенія ближнихъ. Іисусъ Христосъ заповѣдалъ избраннымъ своимъ ученикамъ: блюдите, бдите и молитеся (Марк. 13, 33).

Злопостражди. «Переноси скорби». Іисусъ Христосъ, приготовляя учениковъ своихъ къ апостольскому служенію, говорилъ имъ: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33). Въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваши (Лук. 21, 19). И святый Павелъ, напоминая эту заповѣдь Тимоѳею, говоритъ: Ради Господа переноси благодушно всѣ непріятности, огорченія и обиды, встрѣчаемыя въ служеніи спасенію ближнихъ.

Дѣло сотвори благовѣстника, служеніе твое извѣстно сотвори. «Совершай дѣло благовѣстника, исполняй служеніе твое». Какбы такъ говоритъ Павелъ: усердно дѣлай то, что должно тебѣ дѣлать; какъ сотруднику Апостоловъ, какъ призванному благовѣствовать о Христѣ Спасителѣ и призывать людей ко спасенію чрезъ вѣру въ Него, «исполняй служеніе твое». Будь всегда постояненъ, твердъ и неизмѣненъ въ ревностномъ исполненіи твоихъ обязанностей, чтобы совершить подвигъ апостольскаго служенія до конца.

Почему такъ пишетъ Апостолъ, — непосредственно за этимъ показываетъ онъ причину, — именно ту, что онъ скоро отойдетъ изъ этой жизни. Какбы такъ сказалъ онъ Тимоѳею: теперь ты, мой сынъ, долженъ удвоить попеченіе о ввѣренной тебѣ Церкви Христовой; ибо я свое поприще оканчиваю. Поэтому многія заботы и труды, лежавшіе прежде на мнѣ, теперь переходятъ на тебя.

6. Азъ бо уже жренъ бываю и время моего отшествія наста.

«Ибо меня уже приносятъ въ жертву, и время моего отшествія настало». Св. Павелъ предсказываетъ свою мученическую кончину, которую называетъ жертвоприношеніемъ. Какъ ветхозавѣтныя жертвы приносились въ благоугожденіе Богу; такъ и мученики Христовы, предаваемые на страданія и смерть, охотно проливали свою кровь за имя Христа Спасителя, чтобы тѣмъ утоднѣе было Богу земное ихъ служеніе. — «Меня уже приносятъ въ жертву». Предвидитъ доблестный подвижникъ Христовъ приближеніе своей смерти, и на свое заключеніе въ узахъ смотритъ какъ на начало своего послѣдняго подвига на землѣ во славу Божію, то-есть своей мученической кончины. «И время моего отшествія уже настало», — приблизилось. На свою мученическую кончину праведникъ взираетъ какъ на радостное переселеніе изъ этой страны, исполненной скорбей и бѣдствій, въ вожделѣнное отечество небесное. Тамъ, въ обителяхъ Отца небеснаго, надѣется онъ получить успокоеніе отъ всѣхъ трудовъ, скорбей и болѣзней настоящей жизни. Тамъ уповаетъ онъ украситься вѣнцемъ небесной славы, по благости праведнаго мздовоздаятеля Господа. Такъ, взирая на свою кончину, святый Павелъ радостно простираетъ свои взоры къ отечеству небесному, и говоритъ въ назиданіе и утѣшеніе возлюбленному своему ученику и сподвижнику:

7. Подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ.

Труды земной жизни сравниваетъ Апостолъ съ подвигами борцовъ. «Подвигомъ добрымъ я подвизался, говоритъ Павелъ, теченіе совершилъ». Всѣ труды и скорби, которые понесъ онъ отъ начала своего апостольскаго служенія и до предстоящаго конца жизни, называетъ добрымъ подвигомъ, и все время своего многотруднаго апостольскаго служенія именуетъ поприщемъ или теченіемъ, которое доблестно совершилъ. Подвигъ свой на этомъ поприщѣ называетъ онъ добрымъ, по сравненію съ обыкновенными подвигами, совершаемыми не для славы Божіей и не для спасенія своего и другихъ.

Теченіе совершилъ. Взирая на свои труды и подвиги терпѣнія, которыми преисполнена вся жизнь его со времени призванія къ апостольскому служенію до послѣдняго, заключенія въ узы, и предусматривая близкую свою кончину, Апостолъ въ радостномъ упованіи говоритъ: теченіе совершилъ. Какбы такъ сказалъ: я трудился, непрестанно подвизался, стремясь всегда къ одной цѣли, — чтобы мнѣ до конца жизни пребыть вѣрнымъ моему призванію, пребыть вѣрнымъ въ служеніи Господу Спасителю, — и теперь этого я достигъ.

Вѣру соблюдохъ. «Вѣру сохранилъ». Подвизался я предъ Богомъ и во славу имени Его; всегда заботился о томъ, чтобы возвѣщать и исполнять волю Божію; никогда не уклонялся отъ пути повелѣній Божескихъ. Богъ былъ началомъ и концемъ всѣхъ моихъ желаній и дѣйствій.

8. Прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія: не токмо же мне, но и всѣмъ возлюблшимъ явленіе Его.

«А теперь готовится мнѣ вѣнецъ правды, которой дастъ мнѣ Господь, праведный Судія, въ оный день; и нетолько мнѣ, но и всѣмъ возлюбившимъ явленіе Его». Сохранивъ вѣру, пребывъ до конца жизни вѣрнымъ Господу, Апостолъ несомнѣнно надѣется за свои подвиги получить награду, обѣщанную Господомъ, которую называетъ вѣнцемъ правды, опять заимствуя образъ выраженія отъ древняго обычая награждать борцовъ-побѣдителей вѣнками. Этотъ вѣнецъ правды, или обѣщанная награда, которой надѣялся Павелъ, есть вѣчная слава праведныхъ, которою они будутъ увѣнчаны по всеобщемъ воскресеніи изъ мертвыхъ, въ послѣдній день, т. е. послѣ всеобщаго суда. Потому Апостолъ и говоритъ: «который воздастъ мнѣ Господь, праведный Судія, въ оный день». Нѣтъ сомнѣнія, что св. Павелъ и тотчасъ по окончаніи земнаго поприща вошелъ въ радость Господа, какъ вѣрный рабъ Его; но здѣсь говоритъ онъ о той полной славѣ подвижниковъ Христовыхъ, которую получатъ они, когда, по соединеніи душъ съ воскресшими тѣлами, праведницы, по обѣтованію Господа, просвѣтятся яко солнце въ Царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43).

Не токмо же мнѣ, но и всѣмъ возлюблшимъ явленіе Его — уготованъ вѣнецъ правды. Кто эти возлюбившіе явленіе Господа, или то явленіе Его, когда Онъ придетъ на землю во славѣ, чтобы совершить послѣдній всеобщій судъ? Это — тѣ христіане, которые, живя на землѣ, всегда помышляютъ о небѣ и приготовляются къ будущей жизни, — тѣ истиные послѣдователи Христовы, которые, всегда питая въ своихъ душахъ живую вѣру во Христа Спасителя, всѣми силами стараются исполнять Его заповѣди. Это — тѣ подвижники, которые, ради Господа Спасителя, благодушно переносятъ всѣ скорби, труды и несчастія настоящей жизни; которые, среди тяжкихъ испытаній, непоколебимо уповаютъ на Господа; въ Немъ ищутъ утѣшенія и подкрѣпленія, и ничего на землѣ дороже и необходимѣе для себя не считаютъ, какъ то, чтобы всегда питать крѣпкую любовь къ Господу, и исполнять заповѣди Его. Такъ любящіе Господа Спасителя любятъ и будущее явленіе Его на землѣ, т.-е. съ радостною надеждою помышляютъ о второмъ славномъ пришествіи Господа на землю, для совершенія послѣдняго суда, уповая, что и они не будутъ лишены вѣнца правды въ тотъ страшный и славный день, когда Господь, праведный и всеблагій Судія, воздастъ всѣмъ по дѣламъ ихъ.

Не токмо же мнѣ, но и всѣмъ возлюблшимъ явленіе Его. Это присовокупилъ святый Павелъ въ побужденіе Тимоѳею быть вѣрнымъ своему призванію. Какбы такъ говоритъ онъ: Смотри, сынъ мой, какъ я надѣюсь получить отъ Господа вѣнецъ правды въ оный день; такъ надѣйся и ты получить сію награду, если будешь, подобно мнѣ, добрымъ подвигомъ подвизаться въ служеніи Господу, и пребудешь вѣренъ Ему до конца жизни. Господь благъ, и приготовилъ великую награду на небѣ всѣмъ любящимъ Его и соблюдающимъ заповѣди Его, въ ожиданіи втораго, славнаго пришествія Его на землю, для совершенія послѣдняго суда.

Братія! апостольское ученіе и насъ побуждаетъ къ добрымъ подвигамъ на пути спасенія. Что святый Павелъ написалъ въ назиданіе и утѣшеніе Тимоѳею, то говоритъ онъ и всѣмъ намъ, какбы такъ: Внимайте ученію Христову; будьте вѣрны и ревноствы въ исполненіи вашихъ обязанностей, ради Господа. Заботясь о своемъ спасеніи и о спасеніи вашихъ ближнихъ, переносите терпѣливо и благодушно всѣ трудности и всѣ скорби. Каждый будь вѣренъ своему званію, въ какомь бы кто ни находился: до конца жизни подвизайся добрымъ подвигомъ, вѣрно и усердно исполняя свои обязанности; неизмѣнно храни правую вѣру въ Господа Бога и люби Его всѣмъ сердцемъ, чтобы Онъ былъ началомъ и концемъ всѣхъ твоихъ дѣлъ и желаній; и твердо уповай, что Господь Іисусъ Христосъ, праведный судія, какъ всѣмъ возлюбившимъ Его истинною любовію, такъ и тебѣ воздастъ вѣнецъ правды въ послѣдній день. Аминь.

Источникъ: Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола. Евсевія, Архіепископа Могилевскаго. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — С. 151-157.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0