Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евсевій Орлинскій († 1883 г.)
Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола.

Бесѣда 46. Въ недѣлю двадесять-пятую (Ефес. 4, 1-6).

Ефес. 4, 1. Братіе, молю васъ юзникъ азъ о Господѣ, достойно ходити званія, въ неже звани бысте.

Показавъ прежде высоту того званія, къ которому призваны Ефесяне чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, о чемъ сказано было въ предъидущей бесѣдѣ, апостолъ Павелъ въ предложенномъ нынѣ чтеніи убѣждаетъ Ефесянъ проводить жизнь достойную сего званія въ Іисусѣ Христѣ.

«Я, узникъ въ Господѣ, умоляю васъ поступать достойно званія, въ которое вы призваны». Писалъ это посланіе св. Павелъ, находясь въ узахъ въ Римѣ; потому и говоритъ, «я узникъ». Такъ какъ онъ заключенъ былъ въ узы за проповѣдь Евангельскую; то и говоритъ: «я узникъ въ Господѣ», или узникъ ради Господа.

«Умоляю васъ, поступать достойно званія, въ которое вы призваны», т.-е. поступать какъ должно тѣмъ, которые чрезъ вѣру въ Іисуса Христа примирились съ Богомъ, сдѣлались согражданами святыхъ и своими Богу (Ефес. 2, 18-19), сынами Божіими.

Говоря «я узникъ въ Господѣ, умоляю васъ», — Апостолъ въ самомъ себѣ указываетъ примѣръ вѣрности своему званію. Какбы такъ пишетъ святый Павелъ: Вотъ я за имя Господа Іисуса обремененъ узами; вотъ я и въ этихъ узахъ не перестаю служить апостольскому моему званію, и въ узахъ возвѣщаю Евангельское ученіе. Умоляю васъ, — исполняйте и вы также постоянно и усердно обязанности своего званія, чтобы вамъ не по имени только быть учениками Христа Спасителя, но все дѣлать по ученію Христову; ибо вы сограждане святыхъ, свои Богу, наслѣдники вѣчнаго блаженства. Поступайте же достойно сего званія.

2. Со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ, терпяще другъ другу лобовію.

Убѣждая поступать достойно своего званія, Апостолъ внушаетъ смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе и снисхожденіе другъ къ другу изъ любви, говоря: «Умоляю васъ поступать достойно званія со всякимъ смиренномудріемъ, кротостію и долготерпѣніемъ, снисходя другъ къ другу любовію».

Смиренномудріе — смиренное сознаніе себя или смиренное мнѣніе о самомъ себѣ. Оно бываетъ въ душѣ, когда человѣкъ искренно сознаетъ свои немощи, свою зависимость во всемъ, чѣмъ ни пользуется онъ, отъ Бога, подателя всѣхъ даровъ благихъ. Чѣмъ болѣе кто сознаетъ свою бѣдность, свое ничтожество и безусловную зависимость отъ Бога, тѣмъ совершеннѣе бываетъ въ немъ это свойство смиренномудрія. Апостолъ говоритъ: со всякимъ смиренномудріемъ. Это значитъ: смиреніе должно проникать насъ всецѣло и выражаться во всѣхъ нашихъ дѣйствіяхъ. Представляя свое ничтожество предъ Богомъ, мы должны смиренно чувствовать, смиренно мыслить, смиренно дѣйствовать. Смиренномудріе есть основаніе всѣхъ добродѣтелей. Въ комъ нѣтъ смиренномудрія, въ томъ скоро появляются грѣховное самолюбіе, самомнѣніе, самонадѣяніе и гордость. Христіанское смиренномудріе выражается нетолько по отношенію къ начальникамъ или старшимъ, но и по отношенію къ равнымъ, къ подчиненнымъ и младшимъ, — какъ въ дѣлахъ удобоисполнимыхъ, такъ и въ трудныхъ подвигахъ, — не только тамъ, гдѣ мы сами добровольно смиряемся, но и тамъ, гдѣ противъ нашего желанія смиряютъ насъ.

Кротость есть плодъ смиренномудрія. Кто питаетъ въ своей душѣ смиренномудріе или всегда думаетъ о себѣ смиренно, тотъ обыкновенно бываетъ и кротокъ. Смиреніе противополагается самомнѣнію, самонадѣянію, гордости, а кротость — гнѣвливости и раздражительности. Кротость есть такое свойство, съ которымъ человѣкъ спокойно встрѣчаетъ и переноситъ погрѣшности и оскорбленія ближнихъ.

Долготерпѣніе, есть такое свойство, по которому человѣкъ безъ смущенія и спокойно терпитъ всякія оскорбленія и обиды отъ другихъ; также терпѣливо и безропотно переноситъ всякіе несчастные случаи, потери, оскорбленія, униженіе, преслѣдованіе, болѣзни и под. Долготерпѣніе показываетъ въ человѣкѣ величіе души, по которому онъ, утверждаясь въ вѣрѣ, любви и преданности Богу, становится выше оскорбленій, обидъ и сильныхъ непріятныхъ впечатлѣній. Это — даръ благодати Божіей. Долготерпѣливый или великодушный человѣкъ чуждъ вражды, злопамятства, мстительности; онъ уступчивъ, снисходителенъ, миролюбивъ. И тѣмъ великодушнѣе бываетъ онъ, чѣмъ менѣе думаетъ о себѣ, чѣмъ глубже сознаетъ свои долги предъ Богомъ, чѣмъ сильнѣе любитъ Бога и чѣмъ крѣпче надѣется на Бога.

Терпяще другъ другу любовію. Снисхожденіе къ другимъ изъ любви — это другое основаніе христіанской кротости и долготерпѣнія по отношенію къ ближнимъ. «Любовь, говоритъ тотъ же Апостолъ въ другомъ посланіи, долготерпитъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не раздражается, не мыслитъ зла, все покрываетъ, все переноситъ» (1 Кор. 13, 4-6).

Любовію. Христіанскую любовь Апостолъ полагаетъ въ основаніе всѣхъ добродѣтелей, какъ союзъ совершенства (Кол. 3, 14). Потому онъ молилъ Бога, чтобы Ефесяне укоренились и утвердились въ любви (Ефес. 3, 14. 18).

3. Тщащеся блюсти единеніе духа въ союзѣ мира.

«Стараясь сохранять единство духа въ союзѣ мира». При всемъ различіи вѣрующихъ по внѣшнему общественному званію, по состоянію, возрасту, полу и другимъ обстоятельствамъ, члены Церкви или вѣрующіе въ Іисуса Христа должны стараться сохранять единство духа — духовное единство въ понятіяхъ о предметахъ вѣры, въ чувствахъ благочестія, въ стремленіи къ послѣдней цѣли — къ достиженію спасенія.

Въ союзѣ мира: сохраняя взаимное согласіе или миръ между собою. Кто любитъ хранить миръ и согласіе съ другими, тотъ не любитъ раздѣленія въ понятіяхъ объ истинахъ вѣры, охотно принимаетъ совѣты и убѣжденія братской любви. А гдѣ нѣтъ союза мира, тамъ легко возникаетъ раздѣленіе въ мнѣніяхъ и убѣжденіяхъ объ истинахъ вѣры, — тамъ обыкновенно бываетъ упорство въ своихъ мнѣніяхъ, отвергающее совѣтъ и убѣжденіе.

4. Едино тѣло, единъ духъ, якоже и звани бысте во единомъ упованіи званія вашего.

Св. Павелъ предлагаетъ побужденія къ тому, чтобы хранить единство духа въ союзѣ мира. И какія высокія и сильныя побужденія!

«Одно тѣло». Всѣ вы, говоритъ, составляете одно тѣло, т.-е. одну Церковь, которой глава Христосъ.

«И одинъ Духъ». И во всѣхъ членахъ тѣла, или во всѣхъ вѣрующихъ въ Іисуса Христа дѣйствуетъ одинъ Святый Духъ, сообщая каждому свои дары, по мѣрѣ нужды и по достоинству каждаго (1 Кор. 12, 4).

«Какъ вы и призваны къ одной надеждѣ вашего званія». Всѣ вы, какъ христіане, призваны во Христѣ къ одной вожделѣнной надеждѣ, по заслугамъ Господа Спасителя, достигнуть наслѣдія вѣчной блаженной жизни. Всѣ вѣрующіе въ Іисуса Христа, и сохраняющіе заповѣди Его, ктобы какого званія, достоинства, пола и возраста ни былъ, всѣ призываются къ этому наслѣдію вѣчной блаженной жизни: начальники и подчиненные, богатые и бѣдные, образованные и простые, всѣ равно должны питать въ себѣ эту надежду и равно могутъ утѣшаться ожиданіемъ вѣчной жизни. Въ обителяхъ небесныхъ всѣ различія земной жизни потеряютъ значеніе. Тамъ всѣ будутъ счастливы, всѣ богаты, всѣ славны во свѣтѣ славы Божіей, всѣ блаженны предъ лицемъ Тріѵпостаснаго Бога. Какъ много для насъ въ этомъ побужденій къ взаимной любви и согласію! — Далѣе говоритъ Апостолъ:

5. Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе: 6. Единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, иже надъ всѣми и чрезъ всѣхъ и во всѣхъ насъ.

«Одинъ Господь». Іисусъ Христосъ всѣхъ искупилъ цѣною Своей крови, за всѣхъ пострадалъ и умеръ; потому всѣ мы Ему принадлежимъ и Ему должны служить всѣми своими силами.

«Одна вѣра», которую исповѣдуемъ, которая всѣмъ вѣрующимъ открываетъ однѣ и тѣже спасительныя истины и благодатныя таинства.

«Одно крещеніе», въ которомъ сообщается благодать возрожденія — которое всѣхъ содѣлываетъ членами тѣла Христова, братьями во Христѣ, дѣтьми Божіими.

«Одинъ Богъ и Отецъ всѣхъ». У всѣхъ — одинъ Богъ, у всѣхъ — одинъ Отецъ на небесахъ. Никто не можетъ подумать: мой Богъ выше, мой Отецъ небесный попечительнѣе. Нѣтъ, одинъ Богъ и Отецъ всѣхъ, «который надъ всѣми», выше всего, начало и конецъ всего, верховный владыка всѣхъ; «и чрезъ всѣхъ», — Его Божеское промышленіе и отеческое попеченіе простирается на всѣхъ; «и во всѣхъ насъ», — Его спасительная благодать дѣйствуетъ во всѣхъ насъ. Какъ видимое солнце на всѣхъ свѣтитъ и на всѣхъ проливаетъ свою теплоту: такъ и дары Отца небеснаго изливаются на всѣхъ.

Сколько побужденіи имѣютъ христіане къ храненію духовнаго единства, согласія и мира между собою въ созерцаніи сихъ великихъ истинъ, предлагаемыхъ Апостоломъ!

При столь многихъ и столь сильныхъ побужденіяхъ къ единомыслію и миру, можетъ однакожъ встрѣтиться такой искусительный помыслъ: пусть много побужденій къ единомыслію и взаимному согласію; но есть поводъ и къ раздѣленію. Благодатные дары, которыми владѣютъ вѣрующіе, различны: отселѣ естественно можетъ происходить раздѣленіе, несогласіе, превозношеніе однихъ предъ другими. — Противъ такихъ и подобныхъ помысловъ Апостолъ говоритъ:

7. Единому же комуждо насъ дадеся благодать по мѣрѣ дарованія Христова.

«Каждому же изъ насъ дана благодать по мѣрѣ дара Христова». Такъ св. Павелъ показываетъ, что эта различная мѣра даровъ благодатныхъ не отъ насъ только зависитъ, но преимущественно отъ Самаго Іисуса Христа. Потому никто не долженъ думать, что преимущественная мѣра благодатныхъ даровъ, которыми онъ пользуется, зависитъ отъ него самого. Слѣдовательно различіе даровъ не должно служить поводомъ къ тому, чтобы одинъ превозносился предъ другимъ, владѣя большею мѣрою сихъ даровъ, или одинъ завидовалъ другому, владѣя меньшею мѣрою ихъ. Всѣ должны помнить, что каждому дана благодать такая, какую кому благоволилъ даровать Самъ Господь Спаситель, глава Церкви. Господь раздѣляетъ Свои дары не равною мѣрою, одному давая болѣе, другому менѣе, по своей благой и премудрой волѣ, для блага Церкви, а не для пользы только получающихъ (ст. 12), чтобы самое это различіе служило къ совершеннѣйшему единству и благоустройству цѣлаго (ст. 13), т.-е. Его Церкви.

Братія! Внимая апостольскому ученію, будемъ и мы поступать достойно званія, въ которое всѣ мы призваны благодатію Господа Спасителя нашего. Нѣтъ на землѣ выше служенія, какъ служеніе Господу Іисусу, — исполненіе заповѣдей Его. Нѣтъ на землѣ высшей чести и высшей похвалы, какъ внутреннее свидѣтельство, пріемлемое совѣстію отъ Святаго Духа, свидѣтельствующаго, какъ говоритъ Апостолъ, духови нашему, яко есмы чада Божія. Аще же чада, и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу (Рим. 8, 16-17).

«Богъ смиреннымъ даетъ благодать» (1 Петр. 5, 5). Будемъ же, по наставленію апостольскому, смиренны предъ Богомъ и предъ людьми, помня, что всѣ мы дѣло рукъ Божіихъ, ничего не имѣемъ собственнаго и за все, что имѣемъ и чѣмъ пользуемся, должны благодарить Бога, подателя всѣхъ благъ.

Питая въ себѣ духъ смиренномудрія, будемъ кротки въ обращеніи съ ближними; будемъ кротки не только по отношенію къ старшимъ или равнымъ, но и по отношенію къ младшимъ и низшимъ, по наставленію Господа Спасителя: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29).

Будемъ терпѣливы и великодушны: встрѣчая непріятности, огорченія и обиды отъ другихъ, будемъ снисходить другъ другу любовію, заповѣданною Господомъ, подражая примѣру Его, Спасителя нашего. «Христосъ пострадалъ за насъ, говоритъ апостолъ Петръ, оставивъ намъ примѣръ, дабы мы шли по слѣдамъ Его. Онъ не сдѣлалъ никакого грѣха, и не было лести въ устахъ Его (Ис. 53, 9): будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно; страдая, не угрожалъ, но предавалъ то Судіи праведному» (1 Петр. 2, 21-23).

Будемъ стараться всегда хранить единомысліе и согласіе одни съ другими. Для этого должны мы всегда помнить, что всѣ мы члены одного тѣла — Церкви; одинъ и тотъ же Духъ Святый осѣняетъ и соединяетъ всѣхъ насъ таинственнымъ союзомъ во Христѣ Іисусѣ, главѣ Церкви, просвѣщаетъ насъ, совершенствуетъ и всегда призываетъ къ высшему совершенству на пути спасенія. Всѣмъ вѣрующимъ во Христа Спасителя обѣщаны блага небесныя, и всѣ мы благодатію Духа Христова призываемся къ наслѣдію вѣчнаго блаженства. Да будетъ же всегда въ нашей памяти, что у всѣхъ насъ одинъ Спаситель Господь Іисусъ Христосъ, искупившій насъ Своею кровію и отворившій намъ входъ въ обители вѣчнаго блаженства; у всѣхъ — одна православная вѣра, научающая насъ истинамъ спасенія, питающая нашу надежду на обѣщанныя блага небесныя, утверждающія и возвышающія нашу любовь къ Господу нашему Іисусу Христу единородному Сыну Божію, и Его Отцу и Святому Духу; одинъ Богъ и Отецъ всѣхъ, который владычествуетъ надъ всѣми, промышляетъ о всѣхъ, и Духомъ Своимъ дѣйствуетъ во всѣхъ. Все это побуждаетъ и обязываетъ насъ, съ смиренною кротостію и долготерпѣніемъ заботиться о сохраненіи единомыслія и мира другъ съ другомъ.

Никто не думай, будто ему нельзя быть въ единомысліи и согласіи съ другими; будто онъ не можетъ уступить другому, не можетъ перенести непріятности, огорченія, обиды отъ другаго, помышляя въ себѣ: какъ уступлю ему? Какъ перенесу это отъ него? я не ниже его; я не то, что онъ. Что подумаютъ о мнѣ, если буду такъ держать себя? къ чему же мои преимущества, если буду уступать тому и другому? — Нѣтъ, братія, Іисусъ Христосъ не такимъ самолюбивымъ и горделивымъ разсужденіямъ научаетъ насъ. Онъ говоритъ: «кто изъ васъ больше, будь какъ меньшій, и начальствующій какъ служащій» (Лук. 22, 26). Кто былъ на землѣ выше и совершеннѣе всѣхъ человѣковъ? Богочеловѣкъ Іисусъ Христосъ. Но Онъ былъ посреди человѣковъ какъ «служащій» (Лук. 22, 27); былъ «кротокъ и смиренъ сердцемъ; будучи злословимъ, не злословилъ взаимно, страдая не угрожалъ». Да и что мы имѣемъ собственнаго? Какимъ даромъ, какимъ преимуществомъ можемъ похвалиться одни передъ другими, какъ своею собственностію? Спрошу словами Апостола; «что ты имѣешь, чего бы не получилъ? А если получилъ; что же хвалишься, какъ будто не получилъ» (1 Кор. 4, 7)?

«Каждому изъ насъ дана благодать по мѣрѣ дара Христова». Кто получаетъ больше даровъ, кто меньше, но всѣ должны помнить, что мы ничего не имѣемъ собственнаго, а пользуемся дарами Божіими, и «ему же дано будетъ много, много взыщется отъ него» (Лук. 12, 48), по слову Господа Спасителя. Поэтому каждый долженъ заботиться о томъ, чтобы ему употреблять дары Божіи согласно съ волею Дародателя. А кто получилъ больше другихъ, тотъ болѣе другихъ долженъ имѣть заботы и старанія о томъ, чтобы употребить всѣ дары по волѣ Божіей и не подвергнуться строгому осужденію за неправильное употребленіе даровъ; долженъ не помышлять о своихъ преимуществахъ предъ другими, а смиряться предъ Богомъ, и благоговѣйно молить Его и просить, да благодатію Своею, наставитъ и поможетъ ему «творить волю Божію» (1 Іоан. 2, 17), въ надеждѣ вѣчной жизни. Аминь.

Источникъ: Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола. Евсевія, Архіепископа Могилевскаго. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — С. 65-74.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0