Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Митр. Евсевій Никольскій († 1922 г.)
«Русскіе люди, храните вѣру православную!»
[1]

Сія глаголетъ Господь Іудеямъ: людіе Мои, что сотворихъ вамъ, или чимъ вамъ стужихъ (досадилъ)?.. и что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тіи Мя прославятъ со Отцемъ и Духомъ; и Азъ имъ дарую животъ вѣчный (12 антифонъ изъ службы во святый и Великій пятокъ на утрени).

Съ такими словами святая Церковь отъ лица Господа Іисуса Христа обращается къ іудеямъ, предавшимъ Его на страшныя страсти и крестную смерть. Много добра Господь сдѣлалъ іудеямъ во время Своей земной жизни и за это добро вмѣсто того, чтобы быть Ему благодарными, полюбить Его и стать Его вѣрными учениками и послѣдователями, іудеи, за исключеніемъ немногихъ, возненавдѣли Его и неправедно осудили на поруганіе, невыносимыя мученія и крестную смерть. Даже язычникъ-судія, Пилатъ сознавалъ, что Іисусъ Христосъ не виновенъ, что онъ осуждаетъ Его, только дѣлая уступку настоянію народа, и потому, омывая руки свои и показывая тѣмъ, что онъ осуждаетъ Іисуса Христа противъ воли, произнесъ: неповиненъ есмь отъ крове праведнаго Сего: вы узрите (Матѳ. 27, 24). Но въ отвѣтъ на это іудеи, подстрекаемые своими вождями, книжниками и фарисеями, произнесли страшныя слова: кровь Его на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. 27, 25). Понятно, что послѣ этого долготерпѣніе Божіе къ неблагодарнымъ и беззаконнымъ іудеямъ должно было истощиться, и Церковь вполнѣ согласно съ Евангеліемъ и послѣдующею исторіею взываетъ отъ Лица Господа: ктому не терплю прочее (т.-е., уже не терплю болѣе сего), призову Моя языки, и тіи Мя прославятъ со Отцемъ и Духомъ; и Азъ имъ дарую животъ вѣчный.

Съ какою изумительною точностію исполнились и исполняются на іудеяхъ какъ ихъ собственныя страшныя слова, такъ и слова церковнаго пѣснопѣнія, это хорошо извѣстно всякому, кто хотя сколько-либо знакомъ съ исторіею и кто внимательно и безпристрастно слѣдитъ за современною жизнью. Не прошло и сорока лѣтъ послѣ смерти и воскресенія Господа Іисуса Христа, какъ іудеи лишены были и той ничтожной степени самостоятельности, какою они пользовались во время земной жизни Его: храмъ и священный городъ ихъ Іерусалимъ были разрушены, сами они во многомъ множествѣ были перебиты или распяты на крестахъ и замучены другими способами, а оставшіеся въ живыхъ были разсѣяны по разнымъ странамъ и съ той поры, по настоящее время, они не имѣютъ своего отечества, проживая въ чужихъ странахъ среди чуждыхъ имъ народовъ, всюду возбуждая противъ себя вражду и недовольство. Надъ ними сбылось пророчество Іереміи: и дамъ ихъ въ расточеніе и озлобленіе всѣмъ царствамъ земнымъ, и будутъ въ поношеніе и притчу, и въ ненависть, и въ проклятіе во всѣхъ мѣстахъ, въ няже извергохъ ихъ (Іер. 24, 9). Апостолы и первые проповѣдники христіанства, начавши свою проповѣдь среди іудеевъ, вскорѣ затѣмъ обратились съ нею къ язычникамъ, и послѣдніе во множествѣ стали принимать христіанство. Менѣе чѣмъ черезъ 300 лѣтъ послѣ начала проповѣди христіанства, христіанскую вѣру принялъ греко-римскій императоръ Константинъ, признанный Церковію святымъ и равноапостольнымъ, и объявилъ, что эту вѣру можетъ совершенно свободно исповѣдывать каждый изъ его подданныхъ. Послѣ сего христіанство еще успѣшнѣе стало распространяться среди язычниковъ, къ которымъ проникала проповѣдь его, тогда какъ разсѣянные по всей землѣ іудеи съ теченіемъ времени все больше и больше ожесточались и все дальше и дальше отходили отъ ограды Церкви Христовой. Такимъ образомъ, отринулъ Господь людей Своихъ — Израиля за ихъ нечестіе и невѣріе, отринулъ, по крайней мѣрѣ, до времени, и вмѣсто нихъ призвалъ въ Свое Царство язычниковъ.

По Своей великой милости Господь еще почти тысячу лѣтъ тому назадъ призвалъ и насъ русскихъ въ Свое Царство, и не только призвалъ, но и особенно полюбилъ и возвеличилъ. Мы удостоились принять христіанство въ его чистомъ, неповрежденномъ видѣ отъ православныхъ грековъ. И съ тѣхъ поръ, какъ наши предки приняли православіе, наше государство, дотолѣ бывшее незначительнымъ и неустроеннымъ, стало все болѣе и болѣе пріобрѣтать значеніе, разширяться и благоустрояться и выросло, наконецъ, въ великую европейскую державу, обнимающую собою почти десятую часть суши. Что возвеличенію и благоустроенію Русскаго государства много способствовала принятая и строго содержимая русскимъ народомъ вѣра православная, объ этомъ нѣтъ нужды говорить подробно, такъ какъ значеніе вѣры и именно православной въ дѣлѣ благоустроенія русскаго царства ясно проглядываетъ чрезъ всю русскую исторію. Достаточно указать на время святѣйшаго патріарха Ермогена, торжественное прославленіе котораго недавно совершала вся православная Русь. То время — время со смерти послѣдняго царя изъ рода Рюриковичей — Ѳеодора, сына Іоанна Грознаго, и до воцаренія Михаила Ѳеодоровича Романова было временемъ тяжкихъ бѣдствій для Россіи, «великой разрухи» ея, когда можно было опасаться за цѣлость и даже за самое существованіе Русскаго православнаго царства. Сначала голодъ и повальныя болѣзни, а затѣмъ внутренніе раздоры и неурядицы, появленіе одного за другимъ двухъ самозванцевъ, занятіе Москвы поляками, домогательство московскаго престола со стороны сначала польскаго королевича Владислава и потомъ отца его Сигизмунда — все это дѣйствительно угрожало Русскому царству полною разрухою. Уже бояре дали свое согласіе на воцареніе въ Россіи польскаго короля Сигизмунда, а если бы это случилось, то, надо полагать, не было бы теперь Русскаго православнаго царства, не праздновали бы мы торжественно столѣтіе славной Отечественной войны и трехстолѣтія не менѣе славнаго царствованія Дома Романовыхъ, и, во всякомъ случаѣ, исторія Россіи приняла бы совсѣмъ другое направленіе. Что же спасло наше отечество отъ этой разрухи? Только вѣра православная и твердый стоятель за эту вѣру — святѣйшій патріархъ Ермогенъ. Патріархъ ободрялъ всѣхъ, оставшихся вѣрными православію и своему отечеству, разсылалъ по всѣмъ городамъ грамоты, открыто призывая православный народъ вооружиться противъ враговъ вѣры и отечества, и убѣждалъ собраться всѣмъ и двинуться къ Москвѣ. Народъ внялъ голосу своего первосвятителя и массами шелъ къ Москвѣ «умереть за святыя Божіи церкви и за вѣру христіанскую». Народныя ополченія, собранныя и руководимыя княземъ Пожарскимъ и гражданиномъ Мининымъ, изгнали поляковъ изъ Москвы, а вскорѣ затѣмъ, 21 февраля 1613 года былъ положенъ конецъ и долгой смутѣ на Руси избраніемъ на царство своего русскаго православнаго боярина Михаила Ѳеодоровича Романова. Такъ наши православно-вѣрующіе предки, подобно древнимъ патріархамъ, вѣрою побѣдиша царствія, содѣяша правду, получиша обѣтованія, заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, избѣгоша острія меча, возмогоша отъ немощи, быша крѣпцы во бранехъ, обратиша въ бѣгство полки чуждихъ (Евр. 11, 33-34).

Такъ велико было значеніе вѣры православной для Россіи во дни смуты и междуцарствія. Не мало также Господь излилъ Своихъ милостей на нашихъ предковъ и раньше, и послѣ смутнаго времени за ихъ твердую вѣру, за ихъ любовь къ храмамъ Божіимъ, за ихъ всегдашнюю и твердую рѣшимость сохранить, поддержать и укрѣпить православіе на своей родинѣ. Такъ ли твердо мы, какъ наши предки, хранимъ православіе, такъ же ли заботимся, чтобы наша святая православная Русь оставалась такою же и впредь, и въ правѣ ли мы поэтому ожидать новыхъ и новыхъ милостей Божіихъ, достойны ли мы этихъ милостей? Къ сожалѣнію, на эти вопросы едва ли можно дать утвердительные отвѣты. Русь, прежде святая и православная, повидимому, постепенно перестаетъ быть таковою. Прежде православная вѣра на Руси не только считалась, но и на самомъ дѣлѣ была господствующею; теперь она постепенно теряетъ это значеніе. Въ нашихъ высшихъ государственныхъ учрежденіяхъ — Государственной Думѣ и Государственномъ Совѣтѣ поднимаются такіе вопросы, о которыхъ наши предки и подумать не могли, напримѣръ: о свободномъ переходѣ изъ православія въ инославіе и даже въ иновѣріе, не исключая и язычества, о сокращеніи праздничныхъ дней и объ обращеніи ихъ въ присутственные и рабочіе, не исключая даже и нѣкоторыхъ двунадесятыхъ праздниковъ, о полномъ почти устраненіи православнаго духовенства отъ участія въ дѣлѣ обученія народа грамотѣ, причемъ въ рѣшеніи этихъ и другихъ, нерѣдко чисто церковныхъ вопросовъ, принимаютъ участіе не только инославные христіане, но и иновѣрцы и даже совсѣмъ невѣрующіе.

Вѣра и благочестіе замѣтно падаютъ; развиваются, наоборотъ, всякаго рода сектанство, невѣріе и религіозное безразличіе. Ослабѣваетъ и любовь къ храму Божію, усердіе къ посѣщенію богослуженій. Появляется даже какое-то непонятное усердіе къ иновѣрнымъ домамъ молитвы. Нѣкоторые именитые и считающіеся православными русскіе граждане Бога не боятся и людей не стыдятся, входить въ составъ строительнаго комитета по стройкѣ языческаго капища и гдѣ же? въ самой столицѣ русской, въ Петроградѣ. Вообще же въ русскихъ гражданахъ, особенно въ городахъ, вмѣсто усердія къ посѣщенію храмовъ Божіихъ, развивается какая-то страсть къ разнаго рода увеселеніямъ, устраиваемымъ во всякое время, не сключая и большинства предпраздничныхъ и великопостныхъ дней. А когда закономъ запрещено устраивать обычныя увеселенія, придумываютъ разнаго рода благотворительныя «утѣшенія» и собранія, лишь бы только въ церковь не итти. Въ частности, нашъ Владивостокъ обратился въ какой-то почти сплошной иллюзіонъ, или вообще сплошное заведеніе для разнаго рода увеселеній и утѣшеній. Послѣ всего этого въ правѣ ли мы надѣяться на новыя милости Божіи къ намъ и нашему отечеству и не должны ли мы, наоборотъ, страшиться, что Господь и намъ скажетъ то же, что отъ Его лица Церковь говоритъ іудеямъ? людіе Мои, что сотворихъ вамъ, или чимъ вамъ стужихъ? И что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тіи Мя прославятъ со Отцемъ и Духомъ; и Азъ имъ дарую животъ вѣчный. Для насъ, живущихъ въ сосѣдствѣ съ японцами, корейцами и китайцами, слова этого церковнаго пѣснопѣнія должны быть особенно вразумительны. Мы не только отъ другихъ знаемъ, но во-очію можемъ убѣдиться, какъ эти народы склонны стали къ принятію христіанства и какъ они по преимуществу цѣнятъ именно православіе. Японская Православная Церковь, не смотря на то, что основана и поддерживалась до послѣдняго времени почти исключительно однимъ только человѣкомъ, правда, выдающимся, недавно въ Бозѣ почившимъ приснопамятнымъ Архіепископомъ Николаемъ, насчитываетъ уже до 34 тысячъ человѣкъ. Корейцы какъ заграничные, такъ въ особенности проживающіе въ нашей области, проявляютъ склонность къ массовому обращенію въ православіе, и только недостатокъ миссіонеровъ и матеріальныхъ средствъ для развитія дѣла проповѣди среди нихъ тормозитъ это обращеніе. Даже китайцы, бывшіе ранѣе очень упорными въ своемъ языческомъ заблужденіи, теперь внимательнѣй стали прислушиваться къ проповѣди христіанства и особенно православія. Пекинскою духовною миссіею за одинъ только 1911 годъ обращено въ православіе изъ язычества и окрещено 1167 человѣкъ, тогда какъ до этого года всѣхъ крещеныхъ китайцевъ было только 1800 человѣкъ, такъ что за одинъ годъ число крещеныхъ китайцевъ почти удвоилось. Единичные случаи обращенія китайцевъ въ православіе были и въ нашей области, хотя никакой правильно организованной проповѣди среди проживающихъ у насъ китайцевъ и не имѣется. Не связано ли это обращеніе въ православіе окружающихъ насъ язычниковъ съ началомъ нашего отверженія Богомъ, и не хочетъ ли Господь вмѣсто насъ призвать ихъ въ Свое царство? Но да не будетъ сего! Будемъ молить Господа, чтобы Онъ, призывая язычниковъ въ Свое царство, не лишилъ и насъ этого царства, а чтобы наша молитва была услышана Богомъ, будемъ, подобно нашимъ предкамъ, твердо хранить вѣру православную и блюсти заповѣди Господни, въ своихъ же вольныхъ и невольныхъ согрѣшеніяхъ искренно каяться предъ Богомъ. Памятуя изреченіе Спасителя, что въ дому Отца Его обители многи суть (Іоан. 15, 2), и имѣя въ виду Его заповѣдь: шедше, научите вся языки, крестяще ихъ во Имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19), мы должны всячески содѣйствовать распространенію вѣры Христовой и среди окружающихъ насъ язычниковъ, но, слѣдуя примѣру Апостола языковъ, должны вмѣстѣ съ тѣмъ употреблять всѣ мѣры къ тому, чтобы самимъ не остаться неключимыми или недостойными этихъ обителей (1 Кор. 19, 27). Въ настоящія же минуты, приступая къ живоносному гробу Господню и со страхомъ, вѣрою и любовію лобызая пречистыя язвы Спасителя, будемъ взываеть словами церковной пѣсни: Господи, иже разбойника спутника пріемый, въ крови руцѣ осквернившаго, и насъ съ нимъ причти, яко благъ и человѣколюбецъ (Антифонъ 14). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено Высокопреосвященнѣйшимъ Евсевіемъ, Архіепископомъ Владивостокскимъ за вечерней Великаго пятка 1912 года, предъ плащаницей.

Источникъ: Архіепископъ Евсевій. «Русскіе люди, храните вѣру православную!» // Миссіонерскій листокъ № 12. — Изданіе Уссурійской Свято-Троицкой Николаевской обители. — Авдѣевка, Приморской области: Монастырская печатня, 1915. — 4 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0