Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евлампій Пятницкій († 1862 г.)
Бесѣда о Введеніи во храмъ Богородицы.

Во святыхъ святая, святая и непорочная Святымъ Духомъ вводится, и святымъ Ангеломъ питается, сущій святѣйшій Храмъ Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго входомъ Ея (Стих. на Вел. вечер. служ. Введенія).

Святая Церковь совершаетъ нынѣ празднество Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы, — когда Она съ введеніемъ въ храмъ земный въ чистомъ, — приснодѣвственномъ духѣ Ея отъ Духа Святаго введена была въ храмъ духовный, таинственный — уготовитися въ храмъ Божественной чистоты и непорочности для воплощенія Бога-Слова. Прилично намъ воззрѣть окомъ благоговѣйнаго вниманія на предшествовавшія и послѣдовавшія обстоятельства введенія Богоотроковицы, и на то, какъ она провождала время дѣвственнаго воспитанія въ храмѣ Господнемъ, послѣдуя въ сказаніи о введеніи благочестивому преданію святыя Церкви.

Часть 1-я.
О введеніи Пречистыя Дѣвы во храмъ.

Святые родители преблагословенвыя дщери, — Іоакимъ и Анна, когда просили Господа о разрѣшеніи неплодства ихъ, то дали обѣтъ посвятить Господу имѣющій произойти отъ нихъ плодъ.

Посему когда Господь благословилъ разрѣшить неплодство ихъ благословеннымъ плодомъ, они, по трехлѣтнемъ возрастѣ богоизбранныя дщери, вознамѣрились исполнить обѣтъ свой — навсегда посвятить дщерь свою въ даръ Богу. Для сего, какъ повѣдаетъ намъ благочестивое преданіе, украсивъ трехлѣтнюю дщерь свою царскимъ благолѣпіемъ, созываютъ въ Назаретъ, гдѣ имѣли жительство, ликъ цѣломудренныхъ дѣвъ, ликъ священниковъ и приближенныхъ отъ рода своего, не богатаго по внѣшнему состоянію, но происходившаго, по ясному свидѣтельству Писанія, или отъ царскаго дома Давидова, или отъ Архіерейскаго племени Ааронова. Уготовивъ все нужное сопутствіе для препровожденія дщери своей во Іерусалимъ, мирно совершаютъ трехдневный путь отъ Назарета до Іерусалима.

Воспріявъ въ предмѣстіи града потребное успокоеніе отъ пути, въ слѣдующій день въ святолѣпномъ чинѣ устрояютъ шествіе по стогнамъ Іерусалима на Сіонскую гору ко храму Господню. Непорочныя дѣвы съ возженными свѣтильниками предшествовали преблагословенной Отроковицѣ; святые родители, Іоакимъ и Анна, водя за руки дщерь свою, шествовали посреди; за ними слѣдовали во множествѣ сопровождавшіе ихъ ближніе и знаемые. Какъ восходящая заря, является на чистомъ небосклонѣ: такъ Богоотроковица, блистая ввутреннею Боголѣпною красотою, просіявшею и во внѣшнемъ Ея образѣ, являлась въ шествіи своемъ среди благолѣпнаго сопровожденія.

Толико знаменательное шествіе было предметомъ удивленія для жителей не только дольнаго, но и горняго Іерусалима; святые Ангели удивлялись сему шествію, какъ воспѣваетъ св. Церковь: Ангели вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася, како Дѣва входитъ во святая святыхъ. По истиннѣ удивлялись; ибо зрѣли въ Богоотроковицѣ Самимъ Богомъ избранный сосудъ чистоты, уготовляемый для пріятія тайны древнихъ, великихъ совѣтовъ Божіихъ.

Таково и долженствовало быть введеніе Богоотроковицы въ храмъ Господень и по самому прообразованію во свидѣтельство истины исполненія. Ветхозавѣтный кивотъ, вмѣщавшій въ себѣ манну и жезлъ Аароновъ прозябшій и служившій прообразованіемъ Богоневѣстныя Дѣвы, былъ торжественно принесенъ на гору Сіонъ во градъ Давидовъ предъ лицемъ всего Израиля. Подобало и одушевленному Кивоту Божію, предъизбранному носить въ себѣ небесную манну душъ нашихъ и произрастить спасительный жезлъ крѣпости нашей — Христа, подобало и Богоизбранной Отроковицѣ въ боголѣпной чести внити во храмъ Господень. Ветхозавѣтному Кивоту въ веселіи и ликованіи предшествовалъ благочестивый царь Израильскій, Богоотецъ Давидъ. А одушевленному Кивоту, — Пресвятой Дѣвѣ благодатно предшествовалъ Царь царствующихъ, и Господь господствующихъ Духомъ Своимъ Святымъ, какъ святолѣпно воспѣваетъ нынѣ св. Церковь: во святыхъ святая и непорочная Святымъ Духомъ вводится [1]. Шествіе Кивота ветхозавѣтнаго совершаемо было при торжественномъ пѣніи во органѣхъ, пѣснехъ мусикійскихъ, псалтырѣхъ, въ гуслехъ и кѵмвалѣхъ (1 Пар. 15, 16). Достойно было воистину, дабы и шествіе въ храмъ Пресвятыя Дѣвы было прославляемо радостнымъ пѣніемъ цѣломудренныхъ дѣвъ и ублажаемо всероднымъ благословеніемъ и Ея святыхъ, и всѣхъ благочестивыхъ родителей, какъ и воспѣваетъ нынѣ св. Церковь: радуются Іоакимъ и Анна духомъ: и дѣвственніи лицы Господеви поютъ, псаломски воспѣвающе и чтуще Матерь Его [2]. И какъ Богоотроковица, входя въ храмъ Господень, вводила съ собою въ міръ невидимую благодать Божію, то, при шествіи Ея во храмъ, по истинѣ въ горнихъ, премірныхъ кругахъ св. Ангели воспѣвали небесные гимны въ честь Ея, какъ и воспѣваетъ нынѣ св. Церковь: Дѣва, священное сокровище, вводится въ домъ Господень, благодать совводящи, Юже воспѣваютъ Ангели Божіи.

Когда Богоотроковица съ сопровождавшими Ее приблизилась къ храму Господню: тогда въ срѣтеніе Ея, какъ повѣствуетъ Ѳеофилактъ, вышли изъ храма служившіе въ немъ священники, и привѣтствовали Ее богодухновенными вѣщаніями. При чемъ оба родители въ полной духовной радости вручали Богу, Богомъ дарованную имъ дщерь. Особенно святая Анна, какъ говоритъ св. Тарасій, приведши Богоотроковицу къ преддверію храма, въ восторгѣ святаго веселія вѣщала къ Ней: гряди, дщи, къ Даровавшему мнѣ Тебе! гряди Кивоте освященія, къ благоутробному Владыкѣ! гряди, Ковчеже Слова къ храму Господню! Возглашала и къ Захаріи, какъ возвѣщаетъ святый Германъ: пріими, о пророче! Богомъ дарованную мнѣ Дщерь, и введъ насади Ю въ горѣ святыни!

Когда введена была Богоотроковица въ самый храмъ, гдѣ, по числу псалмовъ степенныхъ, устроены были пятьнадесять степеней для восхожденія къ святилищу, и праведные родители поставили трехлѣтнюю Дщерь свою на первую изъ степеней; тогда Она, бывъ движима Божественною силою, Сама о себѣ, яко на крылѣхъ востекла по степенямъ и стала на самой высшей. Всѣ бывшіе видя, съ какою скоростію трехлѣтняя Отроковица востекла на горнюю высоту святилища, единомысленно возносились къ благоговѣйному помышленію, что сія дивная Отроковица, силою обитающей въ ней благодати, преестественнымъ путемъ безпреткновенно востечетъ на высоту богоподобнаго, для обыкновенныхъ людей недостижимаго совершенства. При семъ особенно Боговиднымъ окомъ взиралъ на Богоотроковицу великій Захарія. По прозрѣнію Духа Святаго, видя Божественное предназначеніе Ея, посему запечатлѣвая приведеніе Ея ко Господу, онъ вземши за пречистыя руцѣ, по свидѣтельству св. Германа, такъ вѣщалъ Ей: гряди исполненіе моего пророчества, — гряди совершеніе обѣтованій Господнихъ, — гряди печате и явленіе Его завѣта, — и вниди въ радость Господа Твоего! Тако приведенная и тако воспріятая, по тайному Божію строенію, преблагословенная Отроковица введена была Захаріею въ самую внутреннюю Скинію, глаголемую Святая святыхъ, находившуюся за второю завѣсою, гдѣ былъ Кивотъ завѣта со всѣхъ сторонъ окованный златомъ, пріосѣняемый разпростертыми крылами Херувимовъ славы; введена необычно, по Божественному предзнаменованію, яко нерукотворенная Святая святыхъ, въ нюже вниде воплощеніемъ великій Архіерей, прошедый небеса, да въ человѣческомъ естествѣ принесетъ самого Себя въ жертву для очищенія грѣховъ всего міра. Тамъ Богоотроковица, пришедши въ возрастъ, ежедневно приносила молитвы свои Богу.

Часть 2-я.
О пребываніи Пресвятыя Дѣвы во храмѣ.

Праведные родители, посвятивъ Дщерь свою въ храмѣ Господнемъ въ духовный храмъ и въ благопріятный даръ Господу, принесли въ веселіи благодарственныя жертвы и всесожженія, и принявъ благословеніе отъ Первосвятителя и всего священнаго собора, возвратились въ домъ свой со всѣми своими ближними, славя и благодаря Бога.

Преблагословенная Дѣва — со времени посвященія Ея Господу во храмѣ — неисходно пребывала въ особенномъ притворѣ храма, гдѣ, какъ во обители, пребывали дѣвы, посвящавшія себя на служеніе Богу чистотою и непорочностію жизни. Во всѣ знаменитыя празднества посѣщали Ее родители, а всего чаще посѣщала святая матерь Ея. Она сама желала научить дщерь свою слову Божію и богодухновеннымъ Писаніямъ, и обучить потребнымъ и приличнымъ рукодѣліямъ; каковое святое желаніе свое и самымъ дѣломъ исполнила. Юная дщерь ея, какъ свидѣтельствуетъ св. Амвросій, съ преспѣяніемъ возраста преуспѣвала въ разумѣніи священнаго писанія, и искусный пріобрѣла навыкъ во всѣхъ честныхъ, приличныхъ рукодѣліяхъ, какъ то: въ пряденіи волны, льна, въ швеніи ризъ, особенно священныхъ, относившихся къ Богослуженію. Посему и Божественному Сыну своему своими руками премудро устроила хитонъ, какъ о немъ говоритъ св. Епифаній словами Писанія, не швенъ, но свыше истканъ, — весь сверху до низу тканный (Іоан. 19, 23).

Впрочемъ важнѣйшую часть времени Пресвятая провождала во Святая святыхъ. По преданію церковныхъ учителей, Она воспитывалась при храмѣ до дванадесятаго возраста жизни. И по свидѣтельству блаж. Іеронима, такой былъ обыкновенный порядокъ жизни Ея: Она пребывала во внутренности святилища съ утра даже до третіяго часа дни, отъ третіяго часа возвращаясь въ притворъ дѣвъ, занималась приличными рукодѣліями до часа девятаго; отъ девятаго опять возвращалась на молитву, и пребывала въ молитвѣ, въ поученіи слову Божію и богомысліи до того времени, пока являлся Ангелъ, приносившій Ей небесную пищу, которую Она вкушала для поддержанія своихъ тѣлесныхъ силъ; приносимую же Ей отъ общей трапезы въ чувствѣ любви препровождала для раздаянія нищимъ и страннымъ. Такъ пречистая, провождая жизнь дѣвственную, трудолюбивую, богомысленную, ангелоподобную, уготовлялась къ пріятію Бога-Слова.

Достигши совершеннаго возраста, Она достигла и совершеннаго преспѣянія въ духовныхъ подвигахъ, въ постѣ и молитвѣ, въ бдѣніи и самоотверженіи, въ безмолвіи и смиренномудріи, въ преданности и любви къ Богу, — и чѣмъ далѣе восходила путемъ жизни своея, — тѣмъ обильнѣе разкрывались и въ большей силѣ являлись въ Ней дары Духа Святаго, какъ свидѣтельствуетъ Георгій Никомидійскій: день отъ дне растущей Ей лѣты, растяху въ Ней и дары Духа Святаго, и пребываше со Ангелы. О святой жизни, каковую Богоотроковица провождала въ храмѣ Господнемъ, блаж. Іеронимъ такъ вѣщаетъ: «если бы кто спросилъ меня, говоритъ онъ, какова была жизнь Пречистыя Дѣвы во храмѣ Господнемъ, отвѣтствовалъ бы я: Самому — то Богу извѣстно, и неотступному Ея хранителю, Гавріилу Архангелу, часто приходившему къ Ней съ другими Ангелами, и духовно съ Нею бесѣдовавшему». Такимъ образомъ преблагословенная Дѣва молитвенно бесѣдуя съ Ангелами во Святая святыхъ, непрестанно была воскриляема къ чистотѣ Ангельской; и, по свидѣтельству богодуховенныхъ учителей, первая предпочла дѣвство паче супружества, и уневѣстившись Богу, денно-нощно служила Ему въ нетлѣніи дѣвственной чистоты духа и тѣла. Тако Пресвятый Духъ благоволеніемъ Бога Отца уготовлялъ Приснодѣву въ селеніе Богу-Слову!

И это краткое очертаніе образа жизни Приснодѣвы, воспитывавшейся въ храмѣ Божіемъ въ Матерь Бога-Слова, сколько преднаписуетъ правилъ, уроковъ, наставленій для родителей, для дѣтей, для брачныхъ и безбрачныхъ! Преднаписуетъ спасительное наставленіе для родителей, дабы они тщились испрашивать себѣ чадъ паче молитвою у Бога, а родивши еще паче старались второе родить ихъ благочестивымъ воспитаніемъ въ ученіи и страхѣ Господнемъ; преднаписуетъ поучительный урокъ для дѣтей, дабы они были вполнѣ послушны благой волѣ родителей своихъ и съ лѣтами тщились возрастать въ разумѣ, вѣрѣ и благочестіи; преднаписуетъ христіанское правило для живущихъ въ брачной жизни, дабы провождали жизнь въ воздержаніи, трезвенности, непорочности во образъ таинственнаго, — святѣйшаго союза — Христа съ Церковію, преднаписуетъ законоположеніе и для безбрачныхъ и для дѣвъ, и для всѣхъ, подвизающихся въ слѣдъ Приснодѣвы тещи въ Царство небесное путемъ обѣтной, иноческой чистоты и непорочности, дабы на семъ богомудромъ пути, по примѣру благословенныя Дѣвы, прилѣплялись они паче всего къ дому Божію, вселялись умомъ и сердцемъ во внутренней сѣни храма Господня, пребывали въ постѣ, молитвѣ, душеспасительномъ трудѣ; поучались молчанію, собранности, кротости и смиренномудрію, и тако въ тишинѣ и безмолвіи тщились проходить по среди житейскихъ обуреваній. Всѣ же вообще всякаго возраста и состоянія, благоговѣйно обнося въ мысляхъ и чувствованіяхъ нашихъ посвященіе трилѣтствующія Богоотроковицы Богу, Ея воспитаніе въ храмѣ Божіемъ, Ея пребываніе въ святилищѣ со Ангелами и таинственное уготовленіе въ Матерь Бога-Слова, — будемъ всѣми мѣрами подражать чистому и святому житію Ея, — будемъ въ основаніи сердца нашего юные насаждать сѣмена, возрастные возращать, а совершенные лѣтами приносить плоды благочестія, чистоты, смиренія и преданности въ волю Божію. Тогда Господь, по молитвамъ Пренепорочныя Матере Своея, и насъ введетъ въ храмъ благодатнаго пребыванія съ Нимъ, и въ насъ сотворитъ Себѣ обитель со Отцемъ и Духомъ своимъ Святымъ (Іоан. 14, 23). Аминь.

1852 г. Въ домовой церкви (на бдѣніи).

Примѣчанія:
[1] На вел. вечер. ин. стихиры.
[2] На вел. вечер. стих.

Источникъ: Слова къ тобольской паствѣ, говоренныя въ продолженіи 1852-1856 годовъ Евлампіемъ, Архіепископомъ Тобольскимъ и Сибирскимъ. Томъ I. — Казань: Изданіе книгопродавца Ивана Дубровина, 1860. — С. 190-197.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0