Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Протоіерей Евграфъ Мегорскій († 1904 г.)
Слово на день новаго года
[1].

Ищите прежде царствія Божія и правды его (Матѳ. 6, 33).

Въ день новаго года мы имѣемъ обычай, при взаимныхъ привѣтствіяхъ, желать другъ другу новаго счастія. Такъ каждый новый годъ мы лелѣемъ мечты о новомъ, лучшемъ и совершеннѣйшемъ счастіи. И во всю нашу жизнь мы напрягаемъ всѣ усилія для достиженія счастія, но если и успѣемъ иногда на мгновеніе испытать его, то оно скоро бѣжитъ отъ насъ и исчезаетъ какъ дымъ. О, счастье, счастье! Гдѣ же ты? Гдѣ ищутъ тебя люди, обладающіе здравымъ разумомъ, и много ли находятъ? Подумаемъ нынѣ объ этомъ, чтобы разумно благожелать на новое грядущее лѣто жизни.

Чаще всего ищутъ счастія во внѣшнихъ благахъ жизни: въ богатствѣ и почестяхъ, высокомъ положеніи въ обществѣ, въ чинахъ и отличіяхъ. Не слышите развѣ, какъ часто нынѣ говорятъ: вотъ зажилъ бы, если бы двѣсти тысячъ выигралъ! Не раздается развѣ нынѣ повсюдный общій плачъ о томъ, что все дорого и нѣтъ средствъ жить такъ, какъ хочется? Не слышится ли, иначе сказать, сильнѣйшая повсемѣстная жажда: денегъ, денегъ и денегъ? Богатство — вотъ кумиръ, которому нынѣ служатъ съ великимъ усердіемъ. Мы, какъ древніе израильтяне, забыли истиннаго Бога и соорудили себѣ тельца златаго, которому кланяемся ниже, чѣмъ истинному Богу. Въ погонѣ за этимъ источникомъ блаженства и счастія часто забаваютъ долгъ и совѣсть, родство и дружбу, даже свое человѣческое достоинство. Господствуетъ убѣжденіе, что богатства и должно домогаться всѣми силами. Богатство создаетъ человѣку независимое положеніе въ обществѣ; оно даетъ средства испытывать разнообразныя утонченныя удовольствія, недоступныя для бѣдняка; оно даетъ человѣческому сердцу отраду отереть слезу бѣдствующаго въ нуждѣ и спасти честнаго труженика отъ угрожающей нищеты; оно даетъ удобную обстановку жизни и дѣлаетъ человѣка вполнѣ доводьнымъ и счастливымъ. Казалось бы, что все это должно быть въ дѣйствительности, но такъ ли бываетъ на дѣлѣ? Одинъ дрожитъ надъ каждою копѣйкою, боится истратить безъ нужды лишнее и впадаетъ въ скупость; другой тратитъ деньги на разныя пустыя затѣи, дозволяетъ себѣ роскошь не по средствамъ, впадаетъ въ расточительность и снова въ болѣе горькую нищету; третій пресыщается изысканными яствами, упивается винами и за это невоздержаніе расплачивается разными болѣзнями, отравляющими жизнь. Лучшимъ людямъ богатство приноситъ много заботъ и хлопотъ о томъ, какими средствами сохранить его, какими предпріятіями увеличить, на какія дѣла употребить съ большею пользою и честію, какимъ наслѣдникамъ оставить свое состояніе. Не напрасно мудрецъ ветхозавѣтный говорилъ: попеченіе богатства отгонитъ сонъ (Сир. 31, 1). Прибавьте къ этому, что зависть и коварство, лесть и лицемѣріе, хитрость и воровство вьются около богатыхъ и высокопоставленныхъ людей, отнимая у нихъ покой и довольство. Гдѣ же тутъ счастіе? Итакъ, дастъ ли кому Господь богатство, пусть богатый имъ пользуется, съ благодарностію къ Подателю, во благо себѣ и ближнимъ. Но не станемъ просить себѣ у Бога и желать другъ другу богатства, какъ необходимаго условія для земнаго блаженства и счастія. И богатый не всегда счастливъ и бѣдный не всегда несчастенъ. Поставленъ ли кто на высокое мѣсто служебное, пусть поставленный помнитъ слово евангельское: кому дано много, много отъ того и потребуется; и кому много ввѣрено, съ того больше взыщутъ (Лук. 12, 48), то есть, кто высоко поставленъ, того дѣло важнѣе, у того отвѣтственности больше, отъ того требуется знанія, дѣятельности и заботъ больше. Поставленный въ низкое состояніе пусть не ропщетъ на Бога и не завидуетъ высшимъ, полагая все счастье въ томъ, чтобы занимать высокое мѣсто. Кто не знаетъ, что люди высокаго чина и званія бываютъ несчастны и состоящіе въ низкомъ чинѣ и званіи считаютъ себя счастливыми? Каждому дается въ этой жизни то, что нужно по премудрому усмотрѣнію Божію. Одному Богъ далъ пять талантовъ, другому два, иному одинъ, каждому по его силѣ (Матѳ. 25, 15). Будемъ довольствоваться всѣ своимъ настоящимъ положеніемъ, не простирая излишнихъ заботъ въ далекое будущее и не обращая завистливыхъ очей на счастливое съ виду положеніе ближнихъ.

Въ погонѣ за счастьемъ нынѣ не оставлены безъ вниманія и блага духовныя. Нынѣ многіе все наше счастіе полагаютъ въ умственномъ развитіи и образованіи. Наука улучшаетъ всѣ стороны жизни человѣческой и ведетъ человѣчество впередъ по пути развитія и усовершенствованія. Она измѣняетъ къ лучшему строй жизни гражданской и общественной, научая болѣе цѣлесообразнымъ формамъ управленія и суда; она измѣняетъ дѣло военное, изобрѣтая новыя смертоносныя орудія; она улучшаетъ жизнь семейную, облагороживая взаимныя отношенія членовъ семьи; она изобрѣтаетъ лучшіе способы воспитанія и обученія дѣтей; она разгоняетъ мракъ суевѣрія и невѣжества; она упрощаетъ взаимныя сношенія людей между собою; она проникаетъ и въ отдаленные небесные міры, и въ нѣдра земли, и въ глубины морскія, всюду внося свой свѣтъ и обращая все на пользу человѣка. Она дѣлаетъ человѣка существомъ разумнымъ и вѣнчаетъ его, какъ царя всей твари. Къ ней должны быть устремлены всѣ усилія человѣческія, такъ какъ въ ней — избавленіе отъ всѣхъ бѣдъ и нестроеній нашей жизни, въ ней — все счастье человѣческое. Блаженъ, иже обрѣте мудрость (Сир. 25, 12). Предсудихъ ю паче скиптровъ и престоловъ, и богатство ничтоже вмѣнихъ къ сравненію тоя (Прем. 7, 8), говоритъ премудрый. Но опять жизненный опытъ даетъ намъ далеко не то, чему должно бы быть по соображеніямъ человѣческаго разума. Путь въ святилище науки длиненъ и весьма труденъ; всякому путнику онъ приноситъ много скорбей и стоитъ многихъ слезъ, даетъ ему много зачатковъ разныхъ болѣзней, которыя нерѣдко сводятъ преждевременно въ могилу. Присмотритесь и къ тѣмъ, которыми пройденъ весь этотъ путь: много ли между ними довольныхъ и счастливыхъ? Увы, очень и очень немного. У одного душа отравлена ядомъ сомнѣній, разъѣдающимъ самую надежную опору отрады и утѣшенія во всѣхъ бѣдахъ и скорбяхъ — святую вѣру; другому нѣтъ покоя отъ тѣхъ недостатковъ и нестроеній въ гражданской и общественной жизни, отъ которыхъ страдаютъ люди, и болѣетъ, и мучится человѣкъ этими страданіями ближнихъ, и рѣшается иногда на отчаянныя дѣянія; третьему грызетъ сердце червь самолюбія и самомнѣнія, не позволяющій съ высокимъ образованіемъ заниматься малыми дѣлами. Словомъ, недовольства много, а счастья мало. Пусть же наше молодое поколѣніе стремится къ образованію и развитію умственному, но пусть оно твердо помнитъ, что не въ немъ одномъ наше счастье, — что желающіе обладать истинною мудростію должны развить въ себѣ твердый религіозно-нравственный характеръ, при которомъ только ученье сдѣлается дѣйствительно свѣтомъ, освѣщающимъ мракъ нашей жизни. Пусть и люди, взявшіеся за трудное дѣло воспитанія и обученія нашего юношества, не забываютъ, что задача школы не въ томъ только, чтобы наполнить головы учащихся разными знаніями, а и въ томъ еще, чтобы благотворно повліять на весь нравственный складъ характера ихъ. Если же этотъ складъ будетъ изуродованъ и искалѣченъ школою, то воспитатели будутъ тѣми слѣпцами, которые увлекаютъ за собою въ яму и другихъ.

Ищутъ еще счастья въ союзѣ дружбы и любви. И дѣйствительно, союзъ этотъ много облегчаетъ наше жизненное бремя. Не напрасно слово Божіе говоритъ намъ: другъ вѣренъ — врачеваніе житію; другъ вѣренъ кровъ крѣпокъ: обрѣтый его обрѣте сокровище (Сир. 6, 14). Въ самомъ дѣлѣ, развѣ не отрадно сознавать, что есть честное и безкорыстное, вполнѣ преданное вамъ сердце, которое всегда порадуется вашими радостями и будетъ болѣть вашими скорбями? Развѣ это сознаніе не придаетъ намъ силы и мужества въ борьбѣ съ разными жизненными невзгодами и не озаряетъ, какъ животворный солнечный лучъ, нашу вообще неприглядную жизнь? Особенно свѣтло и мирно течетъ жизнь человѣка, если на союзѣ любви основана его семейная жизнь. Какими чистыми и мирными наслажденіями даритъ она тогда человѣка! Сколько радостей даетъ она на этомъ скорбномъ жизненномъ поприщѣ! Но на горе бѣднаго человѣчества искренніе союзы дружбы и любви становятся болѣе и болѣе рѣдкими. Сердца ли наши стали черствыми, самолюбія ли въ насъ стало много, но только нельзя не замѣтить того грустнаго явленія, что нынѣ честная, искренняя дружба стала рѣдкостію. А семейныя узы болѣе и болѣе становятся пугаломъ, отъ котораго многіе бѣгутъ, чтобы избавиться отъ бѣдъ и злоключеній. И большая часть тѣхъ, которые рѣшаются вступать въ брачный союзъ, справляются о взаимной любви, какъ послѣднемъ, ничтожномъ условіи счастія, а больше всего заботятся о приданомъ и вообще о выгодахъ брачнаго союза. Не удивительно, что безъ искренней, взаимной любви семья счастья не даетъ. Пожелаемъ въ будущемъ лучшей доли этимъ чистѣйшимъ источникамъ счастія человѣческаго — искреннимъ союзамъ дружбы и любви.

Ищутъ, наконецъ, счастья въ честномъ трудѣ и, соединенномъ съ нимъ, спокойствіи совѣсти. Въ тихомъ довольствѣ пользуется человѣкъ благами земными, добытыми его собственнымъ неустаннымъ трудомъ. Спокойно отходитъ онъ каждый вечеръ ко сну, по окончаніи трудовъ, не испытывая угрызеній совѣсти, и на утро мирно исходитъ на дѣло свое. Такъ въ покоѣ и довольствѣ проходитъ честный труженикъ свое жизненный путь, съ спокойною душею взирая на неизбѣжный конецъ его, а въ набѣгающихъ смущеніяхъ находя твердую опору въ крѣпкой вѣрѣ въ Бога-Промыслителя и Спасителя нашего. Не даромъ трудъ заповѣданъ человѣку еще во время блаженнаго его состоянія въ раю (Быт. 2, 15). Не значитъ ли это, что безъ труда не можетъ быть блаженства и счастья человѣку на землѣ? На наше горе, послѣ грѣхопаденія тяжелый трудъ наложенъ человѣку уже въ наказаніе (Быт. 3, 19). И дѣйствительно, отъ бѣдъ и скорбей не избавлены и самые честные труженики. Ихъ жизнь нерѣдко бываетъ отравлена болѣзнями и слабостію силъ, не позволяющими трудиться, — людскою алчностію, отнимающею иногда у ближняго послѣдній кусокъ хлѣба, и близорукостію, не оцѣнивающею труженика по заслугамъ, и многими другими невзгодами. При всемъ этомъ нельзя не пожелать, чтобы искатели счастія чаще обращались къ этому чистому источнику счастія — честному труду, ведущему насъ въ рай, даруемый спокойною совѣстію и доброю, правильною жизнію.

Итакъ, гдѣ же счастіе, къ которому мы такъ усиленно стремимся? Полнаго и всесторонняго, неизмѣннаго счастія здѣсь на землѣ для насъ нѣтъ и не будетъ. Мы найдемъ его тамъ — на небѣ, когда сподобимся обрѣсти вѣчный миръ и покой. А здѣсь на землѣ мы всегда будемъ волноваться и искать чего-то новаго, по временамъ забавляться и тѣшиться разными бездѣлушками, какъ дѣлаютъ дѣти. И благо намъ, если мы будемъ дары здѣшней жизни, ниспосылаемые намъ Богомъ, принимать и употреблять съ дѣтскою довѣрчивостію, чистотою и незлобіемъ. Много счастья мы можемъ испытать тогда и въ здѣшней жизни. А если сердце наше будетъ отравлено злобою и ненавистью, если помыслы наши будутъ омрачены гордостію и сомнѣніями, то не видать намъ здѣсь довольства и счастія, въ чемъ бы ни пробовали искать его. Ищите прежде царствія Божія и правды его и всѣ прочія блага приложатся вамъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ новгородскомъ каѳедральномъ Софійскомъ соборѣ.

Источникъ: Ректоръ новгородской семинаріи, Протоіерей Евграфъ Мегорскій. Слово на день новаго года. // Христiанское чтенiе, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академiи. — СПб.: Типографiя Ѳ. Елеонскаго. — 1885. — Часть I. — С. 3-8.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0