Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Митр. Евгеній Болховитиновъ († 1837 г.)
Слово 21. Въ недѣлю 5 по Пятдесятницѣ.
Изъ темы: Благоволеніе моего сердца, и молитва, яже къ Богу, по Израили есть во спасеніе (Рим. 10, 1).

О томъ, что почитать и прославлять память Божіихъ посланниковъ за ихъ попеченіе о спасеніи нашемъ, есть наша обязанность.

Благоволеніе моего сердца, и молитва, яже къ Богу, по Израили есть во спасеніе (Рим. гл. 10, ст. 1).

Такъ-то посланники Божіи не о своемъ токмо спасеніи пекутся, но паче о спасеніи тѣхъ, коимъ проповѣдуютъ оное. И въ семъ-то наипаче они различествуютъ отъ мірскихъ самолюбцовъ, готовыхъ жертвовать чужимъ благополучіемъ своему. За то какова же доджна быть и наша къ нимъ благодарность? Каково должно быть наше къ нимъ благоговѣніе? Довольно бы для чести ихъ предъ нами было и то, что самъ Богъ называетъ ихъ другами Своими, и уваженіе, оказываемое имъ, относитъ къ самому Себѣ. Слушаяй васъ, говоритъ Онъ имъ, Мене слушаетъ (Лук. 10, 16) и пріемляй васъ Мене пріемлетъ (Матѳ. 10, 40). На когда они сами тщатся попеченіемъ своимъ о насъ доказать себя искренними друзьями и доброжелателями нашими, то мы ли отречемся со своей стороны сколько возможно тщиться прославлять на земли святую память ихъ?

Такъ подлинно; мы обязаны почитать и прославлять память ихъ за ихъ попеченіе о насъ. Но дабы живѣе возчувствовать всѣ къ тому побужденія, то разсмотримъ подробнѣе причины, обязующія насъ къ сему.

Чтобы почитать благоговѣйно память Святыхъ мужей, къ сему первымъ побужденіемъ служитъ то, что Духъ Святый по преимуществу именуетъ ихъ чадами Божіими (1 Іоан. 3, 1), наслѣдниками Божіими, снаслѣдниками же и братіями Христу (Рим. 8, 17. 29; Ефес. 11, 21), жителями небесъ (Флп. 3, 20), во Христѣ новою тварію (2 Кор. 5, 17), помазанниками Божіими (1 Іоан. 2, 20), Царскимъ священіемъ, людьми обновленія (1 Петр. 2, 9), избранными другами Божіими (Іак. 2, 23), и многими иными знаменитыми титлами. Сіе достоинство ихъ есть предъ Богомъ, а въ отношеніи къ намъ важнѣйшее титло ихъ составляетъ то, что они суть благодѣтели человѣческаго рода; и въ семъ-то смыслѣ Св. Апостолъ Павелъ нарицаетъ ихъ сосудами милости Божіей (Рим. 9, 23).

Въ самомъ дѣлѣ, что была жизнь ихъ, какъ не дѣятельнѣйшее служеніе ближнимъ, пріятіе странныхъ, насыщеніе алчущихъ, одѣваніе нагихъ, защита гонимыхъ, утѣшеніе нещастныхъ? Что было самое существованіе ихъ, какъ не залогъ охраненія и спасенія человѣческаго рода? Ибо часто Богъ не хотѣлъ карать даже и преступниковъ и восторгать отъ земли сіи нечестивые плевелы для того токмо, дабы съ ними вмѣстѣ не восторгнуть и святой пшеницы. Часто довлѣло единаго праведника, дабы спасти цѣлый домъ и даже цѣлый градъ отъ гнѣва Божія. Обыдите, глаголалъ нѣкогда Богъ во гнѣвѣ Своемъ на нечестивыхъ Іерусалимлянъ, обыдите и воззрите и познайте и поищите на стогнахъ Іерусалима, аще обрящете мужа, творящаго судъ и ищуща вѣры, и милосердъ буду Іерусалиму (Іер. 5, 1). Естьли бы и въ развращеннѣйшемъ Содомѣ было хотя десять праведниковъ, то бы они избавили весь градъ отъ погибели. Аще обрящутся тамо десять, не погублю Содома десятихъ ради (Быт. 18, 32), глаголалъ Богъ ко Аврааму. Самое конечное раззореніе Іерусалима, предреченное Спасителемъ отвратили оставшіеся еще въ немъ нѣсколько праведниковъ. Иначе, глаголетъ Спаситель нашъ, не бы убо спаслася всяка плоть; избранныхъ же ради прекратятся дніе оны (Матѳ 24, 22). Для Павла единаго спасены также отъ смерти всѣ плывшіе съ нимъ въ корабли спутники. Ибо именно объявилъ ему Ангелъ Господень: се тебѣ дарова Богъ вся плавающія съ тобою (Дѣян. 27, 24). И дѣйствительно, Господь окрестъ людей Своихъ отнынѣ и до вѣка, по слову Давидову, и не оставитъ Господь жезла грѣшныхъ на жребіи праведныхъ (Псал. 124, 2-3).

Сего еще недовольно. Едино присутствіе праведника въ дому грѣшника призываетъ на домъ сей даже благословеніе Божіе. Лаванъ не вѣровалъ Богу Іаковлю: однакожъ почувствовалъ, что ради Іакова благословилъ его Богъ. Усмотрихъ, говорилъ онъ самъ, яко благослови мя Богъ пришествіемъ твоимъ; мало бо бѣ елико моего у тебе, и возрасте во множество (Быт. 30, 27). Едва также Іосифъ вступилъ въ домъ Пентефрія Египтянина, то самъ Господинъ его усмотрѣлъ, яко Господь бѣ съ нимъ, и елика творитъ, Господь благоустрояетъ въ руку его, и бысть благословеніе Господне Іосифа ради на всемъ имѣніи его, въ дому и въ селѣхъ его (Быт. 39, 3. 5). Толико-то дивенъ Богъ во Святыхъ своихъ!

И сіе не безъ причины. Праведники не столько о себѣ ходатайствуютъ у Бога, какъ о ближнихъ и о всѣхъ имѣющихъ нужду, о всѣхъ даже отчужденныхъ милости Божіей, когда только имъ возможно умолить Творца. Св. Апостолъ Павелъ въ нынѣ чтенномъ Посланіи говоритъ, что онъ молился и о тѣхъ Израильтянахъ, которые ревность Божію имутъ, но не по разуму (Рим. 10, 2). Содомитяне заслужили строжайшую казнь правосудія Божія: однакожъ Авраамъ и о нихъ ходатайствовалъ. Господи! говорилъ онъ, не пощадиши ли всего мѣста пятидесяти ради праведныхъ, аще будутъ въ немъ (Быт. 18, 24). А еще удивительнѣе, горячесть той молитвы, съ какою Моѵсей вступался предъ Богомъ за народъ свой, впадшій въ злочестіе. Господи! взывалъ онъ, я самъ не хощу спасенъ быти, естьли Ты не помилуеши прегрѣшившаго предъ Тобою народа: и нынѣ, аще убо оставиши имъ грѣхъ ихъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги Твоея, въ нюже вписалъ еси (Исх. 32, 31-32). Подобно сему Св. Апостолъ Павелъ говоритъ: молилъбыхся самъ азъ отлученъ быти отъ Христа по братіи моей, сродницѣхъ по плоти (Рим. 9, 3). А Первомученикъ Стефанъ со искренностію молился за самыхъ враговъ своихъ: Господи! вопіялъ онъ, испуская духъ свой подъ руками убійцъ своихъ, не постави имъ грѣха сего (Дѣян. 7, 60)! Такова-то любовь Святыхъ мужей ко всѣмъ ближнимъ!

Правда, нерѣдко по недостоинству нашему молитва ихъ о насъ въ нѣдро ихъ самихъ обращается (Псал. 34, 13), какъ говоритъ Богодухновенный Давидъ: но не чащели случалось, по слову тогоже Давида, что едва воззваша праведніи, и Господь услыша ихъ (Псал. 33, 18). Не побѣдилъ ли Моѵсей своею молитвою Амалика (Исх. гл. 17)? Не отвратилъ ли ею отъ народа своего гнѣвъ Божій (Исх. гл. 32)? Не свелъ ли оною Илія дождь съ небесе на жаждущую землю (3 Цар. гл. 18)? Не воскресилъ ли Елиссей отъ смерти сына вдовицы (4 Цар. гл. 4)? О! не оспорима истина слова Божія, что много можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема (Іак. 5, 16).

Естьли же Святые мужи вспомоществовали намъ ходатайствомъ и молитвами своими въ жизни своей, то престанутъ ли они тѣмъ же благодѣтельствовать намъ на небеси, выну зря лице всеблагаго Бога? Страннолюбивая и сострадательная душа Авраамова оставитъ ли нынѣ желать, что бы странники въ Мірѣ находили себѣ пристанище и грѣшники помилованіе Божіе? Горѣвшій въ жизни ревностію предстательства о спасеніи ближнихъ Моѵсей, неужели не имѣетъ нынѣ предъ лицемъ всеблагаго Бога такойже чувствительности и братолюбія? Незлобивый духъ Стефана неужели прекратитъ молитву свою за враговъ своихъ? И естьли, по свидѣтельству Слова Божія, Ангели возносятъ предъ престолъ Вышняго молитвы вѣрныхъ (Апок. 8, 4); естьли и они радуются и о единомъ грѣшникѣ кающемся на земли (Лук. 15, 10), какъ говоритъ Спаситель; то соестественные намъ люди, други наши, благодѣтели, съ любовію, состраданіемъ и живѣйшимъ участвованіемъ оставившіе насъ здѣ долу, охладятъ ли къ намъ свои чувствованія въ святѣйшихъ селеніяхъ? и не совокупятъ ли съ молитвами нашими свои молитвы о спасеніи нашемъ? а Богъ, внимавшій отъ земли о насъ молитвы ихъ, отвратитъ ли ухо Свое отъ нихъ на небеси? О нѣтъ! Всегда очи Господни на праведныя и уши Его въ молитву ихъ (Псал. 33, 16), по слову Давидову. И на семъ-то основаніи Св. Апостолъ Петръ увѣряетъ учениковъ своихъ, что онъ потщится и всегда на исходѣ своемъ изъ тѣла имѣти ихъ въ своей памяти (2 Петр. 1, 15).

И такъ вотъ причины, по которымъ должны мы вопервыхъ изъ благодарности, а притомъ и изъ надежды съ благоговѣйнымъ почтеніемъ и молитвеннымъ славословіемъ почитать память Святыхъ мужей, отшедшихъ отъ насъ предъ лице Божіе. И естьли мы сохранимъ таковыя чувствованія къ нимъ; то конечно не престанутъ и они молитвами благодѣтельствовать намъ на небеси, такъ же какъ благодѣтельствовали здѣсь на земли. Почтить же ихъ въ жизни сей ничѣмъ лучше не можемъ, какъ подражаніемъ ихъ вѣрѣ и добродѣтелямъ. Тако бо завѣщаваетъ намъ и Св. Апостолъ Павелъ: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе; ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7). Аминь.

Источникъ: Собраніе поучительныхъ словъ, въ разныя времена и въ разныхъ епархіяхъ проповѣданныхъ, Святѣйшаго Правительствующаго Синода и Коммисіи духовныхъ училищъ Членомъ, Евгеніемъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, Кіево-Печерскія Лавры Священно-Архимандритомъ, разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіевопечерскія Лавры, 1834. — С. 185-193.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0