Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Митр. Евгеній Болховитиновъ († 1837 г.)
Слово 13. Въ недѣлю о слѣпомъ.
Изъ темы: И вопросиша ученицы Его глаголюще: Равви! кто согрѣши? сей ли, или родителя его, да слѣпъ родися? (Іоан. 9, 2).

О нравственныхъ причинахъ нашихъ нещастій.

И вопросиша ученицы Его глаголюще: Равви! кто согрѣши? сей ли, или родителя его, да слѣпъ родися? (Слова нынѣ чтеннаго Евангелія. Іоан. гл. 9, ст. 2).

Непостижимъ есть Богъ во всѣхъ своихъ твореніяхъ выдимыхъ, кольми паче въ невидимыхъ своихъ совѣтахъ и намѣреніяхъ! Но Онъ по непостижимому же совѣту вселилъ человѣку неограниченное любопытство изслѣдывать и непостижимыя дѣла Его; а потому простительно для смертныхъ и недоумѣніе о Его судьбахъ. Правда, вѣра покорныхъ сердецъ достаточна для успокоенія ихъ въ вещахъ невидимыхъ. Но человѣка больше трогаютъ вещи видимыя, къ нему ближайшія. Въ нихъ-то встрѣчающіяся ему таинства чаще смущаютъ его невѣденіемъ многаго. Ибо сколь ни обширны уже познанія человѣческія, но сколько еще причинъ явленій въ природѣ остается подъ завѣсою неизвѣстности? Многа сокровенна суть вящшая сихъ, малая бо видимъ дѣлъ Божіихъ (Сир. 43, 36), сказалъ мудрый Сирахъ.

А изъ всѣхъ таинствъ видимаго творенія Божія человѣкъ самъ для себя есть непостижимѣйшимъ таинствомъ. Оставленъ будучи собственному только разуму, онъ не вѣдаетъ ни причины существованія своего, ни конца, ни даже насщоящей судьбы своей. Особливо такимъ недоумѣніемъ омрачается разумъ человѣческій при разсужденіи о причинахъ своихъ нещастій, когда самъ онъ не признаетъ себя виною ихъ. Ибо есть подлинно таковыя нещастія въ человѣчествѣ, и они-то соблазняютъ наипаче непросвѣщенныхъ откровеніемъ Божіимъ. Примѣръ сему представляетъ намъ нынѣ чтенное Евангеліе о слѣпцѣ, родившемся безъ зрѣнія, которое даровалъ ему Спаситель. Мудрецы вѣка сего не могли бы найти причины сему нещастію, развѣ только въ какихъ-нибудь недостаткахъ силъ природы, или въ слѣпомъ какомъ-нибудь случаѣ, нимало не утѣшительномъ для человѣческаго сердца. Но ученики Христовы, озаренные вѣрою, искали причинъ нравственныхъ въ правосудіи Божіи. Кто согрѣши? сей ли или родителя его, да слѣпъ родися? вопрошали они своего Учителя. Вотъ двѣ существенныя причины большей части нещастій человѣческихъ! а Спаситель въ отвѣтѣ своемъ ученикамъ присовокупляетъ еще третію, гораздо важнѣйшую, яко да явятся дѣла Божія (Іоан. 9, 3) въ избавленіи людей отъ сихъ нещастій. Разсмотримъ убо всѣ сіи причины хотя кратко.

Что человѣкъ вообще никогда не страждетъ безъ какой-нибудь вины, сіе признавали всѣ истинные Мудрецы, допускавшіе въ Богѣ правосудіе и милосердіе. Огнь и градъ и гладъ и смерть, вся сія создана быша на месть (Сир. 39, 35), говоритъ Сирахъ. Недолжнаго же мучитися, осудити Богъ чуждо мнитъ своея силы (Прем. 12, 15), говоритъ Соломонъ. Опытъ жизни также подтверждаетъ, что за ошибками послѣдуетъ безуспѣшіе, за зломъ зло, за пороками казнь, и рѣдко сіе правило подвержено бываетъ изключенію. Но бываютъ и невольныя бѣды и незаслуженныя по видимому наказанія, такъ какъ и награды. Гдѣже причина и вина оныхъ? Здѣсь-то говорю, недоумѣваетъ разумъ человѣческій! Напримѣръ, онъ видитъ нечестивыхъ благоденствующихъ и благочестивыхъ страждущихъ. Еда лучшая творятъ, иже обитаютъ въ Вавилонѣ, и того ради владѣютъ Сіономъ? вопрошалъ нѣкогда Ездра. Видѣхъ нечестія въ Вавилонѣ, и имже нѣсть числа и многихъ согрѣшающихъ. Видѣ душа моя и ужасеся сердце мое. Понеже видѣхъ, како терпиши согрѣшающимъ Господи, и пощадѣлъ еси нечествующихъ и погубилъ еси люди твоя, сохранилъ же еси враги твоя и не возвѣстилъ еси никомуже? Воистинну не вѣмъ, како сіе уразумѣти имамъ, еда суть дѣла лучшая Вавилонская, нежели Сіонская (3 Ездр. 3, 28 и слѣд.)? Благочестивый Давидъ также жалуется на свои нещастія. Егда всуе оправдахъ сердце мое и умыхъ въ неповинныхъ руцѣ мои (Псал. 72, 13)? говоритъ онъ. Чѣмъ согрѣшилъ и нынѣ упоминаемый слѣпецъ, родившійся таковымъ прежде, нежели могъ еще согрѣшить? Вотъ вопросъ неразрѣшимый естественнымъ разумомъ человѣческимъ! Но вѣра объясняетъ намъ такіе случаи другими причинами. Не упоминая о премудромъ попущеніи Божіи страдать добродѣтельнымъ и благоденствовать нечестивымъ, замѣтимъ наипаче при настоящемъ случаѣ, что есть грѣхи, или пороки, преливающіеся съ кровію отъ родителей въ чадъ, и есть правда и святость наслѣдуемыя послѣдними отъ первыхъ. Есть наказаніе, прастирающееся до позднѣйшихъ потомковъ; и есть такожде благословеніе, продолжающееся до послѣднихъ родовъ. Есть вина родителей осуждающая чадъ и есть грѣхи чадъ наказующія родителей. Такимъ образомъ, какъ говоритъ намъ слово Божіе, единымъ человѣкомъ грѣхъ въ Міръ вниде и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде, въ немъ же вси согрѣшиша, и царствова смерть отъ Адама даже до Моѵсея и надъ несогрѣшившими по подобію преступленія Адамля (Рим. 5, 12. 14). Напротивъ того благословеніе Аврааму данное простиралось и на все его сѣмя. Потомство Хамово понесло съ собою навсегда проклятіе и рабство въ пустыню; а потомство Симово почтено родоначаліемъ Мессіи. Давида согрѣшившаго грѣхъ отмщенъ былъ смертію сына, рожденнаго отъ жены Уріины; а отъ поблажки развращеніе дѣтей его на немъ самомъ въ терпѣніи отъ нихъ гоненія. Таковы судьбы Божіи! Но не такое жъ ли правосудіе срѣтаемъ мы и въ законахъ природы и въ законахъ общежитія? Отецъ, разстроившій свое здравіе житіемъ распутнымъ, не сообщаетъ ли слабостей и болѣзней своихъ чадамъ? Отецъ, безращетною роскошію потерявшій свое имѣніе, не дѣлаетъ ли нищими и дѣтей своихъ? Отецъ получившій чести отъ предковъ, но потерявшій оныя злодѣяніями, не оставляетъ ли и потомство въ поруганіи? А дѣти виновные не сокрушаютъ ли сердца и родителей, неумѣвшихъ предохранить ихъ? Какъ бы ни старались извиняться и оправдываться въ сихъ взаимныхъ нещастіяхъ тѣ и другіе: но самая польза, проистекающая отъ сихъ послѣдствій въ общежитіи, опровергаетъ ихъ нравоученіемъ отцамъ и чадамъ. Чада грѣшниковъ бываютъ мерзка, говоритъ Сирахъ; ихъ погибнетъ наслѣдіе и съ сѣменемъ ихъ выну поношеніе. Отца нечестива укорятъ чада, яко его ради поношеніе пріимутъ (Сир. 41, 8-10). Что сильнѣе сего можетъ родителей заставить пещися не о своихъ только выгодахъ и удовольствіяхъ, но и о пользѣ чадъ своихъ? Что убѣдительнѣе можетъ и чадамъ внушить, чтобы они не подобилися худымъ житіемъ родителямъ, или не сокрушали бы добрыхъ своими поступками? Дѣйствительно, сколько родителей исправилось разсмотрѣніемъ таковыхъ слѣдствій? и сколько чадъ возвратили и возстановили честь предковъ своихъ?

Примѣнимъ сіе и къ первородному грѣху, обвинившему предъ Богомъ все человѣчество. Естьли бы сей грѣхъ неизгладимъ былъ ничѣмъ во вѣки, то правосудіе таковое конечно трудно было бы оправдать: но сколь легкое средство къ избѣжанію сей повинности предложено намъ милосердіемъ Божіимъ въ удовлетвореніи Сына Его? Мы оправдившеся вѣрою, миръ уже имамы къ Богу Господемъ нашимъ Іисусъ-Христомъ; и аще прегрѣшеніемъ единаго мнози умроша, множае паче Благодать Божія и даръ Благодатію единаго человѣка Іисуса Христа во многихъ преизлишествова (Рим. 5, 1. 15). И такъ одни только тѣ останутся осужденными во грѣхѣ семъ, которые не восхотятъ пріяти Его оправданія.

Что касается до временныхъ нещастій, неминуемо проистекающихъ изъ растлѣнія нашего естества даже и въ состояніи оправданія нашего, то замѣтимъ вопервыхъ, что великодушное претерпѣніе оныхъ составляетъ для насъ достоинство и честь въ царствѣ Благодати. И потому-то Святые мужи всегда радовались въ скорбѣхъ вѣка сего и желали даже носить оныя. Они почитали ихъ признакомъ отеческаго попеченія о себѣ Божія, очищающаго ихъ отъ временныхъ грѣховъ, коимъ и они бываютъ иногда подвержены. Его же бо любитъ Господь, наказуетъ, говоритъ Св. Апостолъ Павелъ. Аще наказаніе терпите, яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ. Аще же безъ наказанія есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 6-8).

Но есть еще нещастія, которыхъ причина сокрывается не въ первородномъ растлѣніи естества, и не въ дѣйствительныхъ преступленіяхъ, а въ особенномъ нѣкоемъ предопредѣленіи Божіи, какъ открываетъ намъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи Спаситель о слѣпцѣ, родившемся таковымъ не за грѣхи родительскіе и не за свои собственные, но яко да явятся дѣла Божія на немъ. И сіе-то таинство Божіихъ судебъ открывается намъ уже въ послѣдствіяхъ. Ибо въ путяхъ провидѣнія Божія всегда много находится такого, что для нѣкоторыхъ случаевъ только и сотворено и какъ говоритъ Сирахъ, не можно напередъ постигнуть, что сіе? на что сіе? вся, бо сія во время свое взыскана будутъ (Сир. 39, 26). Такъ Богъ попустилъ ожесточиться Фараону и рекъ ему: на сіе истое воздвигохъ тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвѣстится имя Мое по всей земли (Рим. 9, 17). Такъ праведнаго Іова предалъ Онъ въ руки діавола, да прославится святость Праведника сего. Такъ и въ нынѣшнемъ Евангеліи упоминаемому слѣпцу не далъ Онъ при рожденіи зрѣнія, дабы даровать ему оное чудеснѣ къ большему прославленію могущества Божія и къ вящшему обрадованію его самаго. Но такія лишенія отнюдъ не должно почитать нещастіями, а паче путемъ къ полученію благодѣяній Божіихъ, которыхъ мы не лишились, но вновь сподобились. А хотя бы никогда мы оныхъ и не сподобились, то да признаваемъ и въ семъ всеблагій промыслъ, предостерегающій насъ лишеніями сими или отъ злоупотребленія сихъ благъ, или отъ поводовъ къ какимъ-нибудь горшимъ нещастіямъ. Благъ бо и милосердъ есть Господь какъ въ томъ, что подаетъ намъ, такъ и въ томъ, въ чемъ отказываетъ.

Покоримся убо провидѣнію, всегда ведущему насъ ко благому концу; а съ своей стороны да остерегаемся сами быть виновными въ лишеніи его щедротъ. Горе намъ, естьли по небреженію нашему о пріобрѣтеніи себѣ оправданія Христова, будемъ нещастны за то, что родители наши, или мы согрѣшили. Но блаженны будемъ, когда и въ насъ оправдится слово Христово, что ни мы согрѣшили, ни родители наши, но да явятся дѣла Божія на насъ. Аминь.

Источникъ: Собраніе поучительныхъ словъ, въ разныя времена и въ разныхъ епархіяхъ проповѣданныхъ, Святѣйшаго Правительствующаго Синода и Коммисіи духовныхъ училищъ Членомъ, Евгеніемъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, Кіево-Печерскія Лавры Священно-Архимандритомъ, разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіевопечерскія Лавры, 1834. — С. 108-117.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0