Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Митр. Евгеній Болховитиновъ († 1837 г.)
Слово 10. Въ недѣлю о разслабленномъ.
Изъ темы: Бѣ человѣкъ нѣкій тридесять и осмь лѣтъ имый въ недузѣ своемъ. Сего видѣвъ Іисусъ лежаща и разумѣвъ, яко многа лѣта уже имяше въ недузѣ, глагола ему: хощеши ли цѣлъ быти? Отвѣща ему недужный: ей Господи! человѣка не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ мя въ купѣль (Іоан. 5, 6-7).

О томъ, что нещастные рѣдко находятъ сострадательныхъ и помоществующихъ себѣ людей.

Видѣвъ Іисусъ разслабленнаго лежаща и разумѣвъ, яко многа лѣта уже имяше въ недузѣ, глагола ему: хощеши ли цѣлъ быти? Отвѣща Ему недужный: ей Господи, человѣка не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ мя въ купѣль; егда же прихожду азъ, инъ прежде мене слазитъ. (Слова въ нынѣшнемъ Евангеліи чтенныя, Іоан. гл. 5, ст. 6 и 7.)

Каждое слово Спасителя нашего, каждое Его дѣйствіе, каждый случай Его жизни, Евангелистами описанный, заключаетъ въ себѣ трогательное для насъ поученіе. Такова точно и повѣсть о разслабленномъ, въ нынѣшнемъ Евангеліи упоминаемая. Въ Іерусалимѣ при храмѣ Господни была купѣль цѣлебная. Въ каждое лѣто единожды Ангелъ Господень снизходилъ въ купѣль сію и возмущалъ воду, и тотъ, кто прежде всѣхъ по возмущеніи воды входилъ въ купѣль, получалъ изцѣленіе, какою бы болѣзнію одержимъ ни былъ. На сію-то купѣль во время праздника Пасхи пришелъ Іисусъ Христосъ. Онъ нашелъ тамъ множество болящихъ, слѣпыхъ, хромыхъ, сухихъ, ожидающихъ движенія воды. Спаситель приступаетъ къ одному немощному, бывшему въ болѣзни уже тридесятъ осмь лѣтъ. Хощеши ли цѣлъ быти, говоритъ Онъ ему? Ей, хощу, Господи, отвѣщаетъ разслабленный: но человѣка не имамъ, который бы ввергнулъ меня въ купѣль, какъ скоро возмутится вода. А когда я самъ дойду только до купѣли, то успѣетъ уже другой прежде мене сойти во оную. Глагола ему Іисусъ: востани, возми одръ твой и ходи (Іоан. 5, 8).

Сколько въ сей простой повѣсти важныхъ, поучительныхъ, трогательныхъ для насъ наставленій? Но мы паче всего возмемъ въ разсужденіе теперь слова самаго разслабленнаго Спасителю реченныя. Они ближе къ самому нашему сердцу.

Человѣка не имамъ, взывалъ Спасителю недужный. — Вопль сей, слушатели, и намъ весьма знакомъ. Ничего чаще словъ сихъ мы не слышимъ въ жизни нашей. Онъ поражаетъ слухъ нашъ и во Храмахъ святыхъ и на судилищахъ и на торжищахъ, и на распутіяхъ и часто даже въ домахъ нашихъ. Не тридесятъ осмь лѣтъ, сколько страдалъ вышеупомянутый Евангельскій недужный, но нѣсколько вѣковъ, и можетъ быть отъ самаго сотворенія свѣта твердится на земли вопль сей, и донынѣ не умолкаетъ. Было искони множество человѣковъ и цѣлыхъ народовъ; исполнены и нынѣ людей грады, села, домы: но при всемъ томъ были всегда и нычѣ есть нѣкоторые изъ подобныхъ намъ человѣковъ и даже изъ нашихъ ближнихъ, для коихъ нѣтъ человѣка. Они срѣтаются съ нами ежедневно и почти ежечасно. Они намъ самимъ твердятъ во уши: человѣка не имамъ. и кто же они? всѣ нещастные, всѣ немощные, всѣ томящіеся гладомъ и жаждою, всѣ обиженные, всѣ утѣсняемые, всѣ гонимые, всѣ невинно страждущіе. Развѣ тотъ только не видитъ и не знаетъ ихъ, кто нечувствителенъ, или кто самъ не бывалъ въ такихъ нещастныхъ обстоятельствахъ. И чтожъ сіи бѣдные находятъ въ ближнихъ своихъ? Нещастный проситъ утѣшенія, но на него едва обращаютъ и вниманіе. Потому что люди ласковы и привѣтливы только къ щастливымъ. Не имущій проситъ пособія и снабдѣнія; но каждый отзывается недостатками. Потому что люди охотнѣе принимаютъ, нежели подаютъ помощь. Алчущій и жаждущій простираетъ руку къ милостынѣ, но ему отвѣчаютъ: Богъ дастъ. Потому что всѣ склоннѣе пользоваться чужимъ, нежели жертвовать своимъ для другихъ. Обиженный воззываетъ о защитѣ: но ему указываютъ только судилища. Потому что всякой вступаться за обиды чужія почитаетъ не своимъ дѣломъ. Утѣсняемый и гонимый ищетъ убѣжища, но всѣ его чуждаются изъ опасенія гонителей его. Невинно погибающій умоляетъ о избавленіи, но ему оказываютъ только безплодное сожалѣніе, извиняясь невозможностію. Чтожъ каждый изъ таковыхъ сказать долженъ, какъ не слова разслабленнаго: человѣка не имамъ?

Но пусть бы такъ, что нещастные не имѣлибы только человѣка, помоществующаго себѣ. Нѣтъ, сего недовольно. Они встрѣчаютъ часто такихъ, кои даже предвосхищаютъ то, что во облегченіе имъ бы достаться долженствовало. Вспомнимъ слова разслабленнаго, въ нынѣ чтенномъ Евангеліи упоминаемаго: Егда прихожду къ купѣли азъ, говоритъ онъ Спасителю, то инъ прежде мене слазитъ. Точно тоже случается со всѣми бѣдными. Имъ-то болѣе всѣхъ не даютъ воспользоваться благопріятнымъ случаемъ; ихъ-то чаще всего оттѣсняютъ отъ полученія желаемаго; ихъ-то не допускаютъ даже до средствъ къ тому; имъ-то заграждаютъ пути всякаго пріобрѣтенія; у нихъ-то чаще отнимаютъ самые плоды трудовъ ихъ; имъ-то не даютъ даже обличать предъ правосудіемъ утѣснителей и гонителей своихъ. Въ такомъ случаѣ могутъ они сказать не только человѣка не имамъ; но имамы даже весьма многихъ, однакожъ безчеловѣчныхъ къ намъ. Легче было бы имъ по крайнѣй мѣрѣ находить въ ближнихъ нечувствительность къ ихъ нещастіямъ, нежели жестокосердіе въ умноженіи оныхъ; отраднѣе было бы не получать помощи, нежели терять и то, что они уже имѣли; легче было бы имъ совсѣмъ не видать никого вокругъ себя. Комужъ остается помочь имъ? Одному Богу, такъ какъ и разслабленному помогъ одинъ только Спаситель. Въ самомъ дѣлѣ мы нерѣдко въ Мірѣ и видимъ сію помощь Божію. Часто тотъ, о коего здравіи и жизни люди отчаявались и оставили его, къ удивленію всѣхъ возвращаетъ крѣпость и силы. Часто нещастный переходитъ вскорѣ въ благоденственное состояніе. Часто обижаемый и гонимый вдругъ зритъ утѣсненнымъ отъ другихъ своего обидчика и гонителя. Часто презрѣнный нищій богатѣетъ невидимымъ благословеніемъ Божіимъ. Часто пренебрегаемый и недопускаемый до заслугъ и отличій, пробивается сквозь препятствія и къ изумленію недоброжелателей является великимъ человѣкомъ. Все сіе есть дѣло Божіе, а не человѣческое.

Правда, надлежитъ признаться, что въ Мірѣ были и есть возставляемые Богомъ благодѣтели человѣчества; есть Авраамы, пріемлющіе странныхъ; есть Іосифы, питающіе гладныхъ; есть Іовы, око слѣпымъ, ноги хромымъ, отцы немощнымъ (Іов. 29, 15); есть Товіи хлѣбы дающіе алчущимъ, одѣяніе нагимъ и погребающіе непогребенныхъ (Тов. 1, 17); есть подобные Самарянину, обязующіе язвы и струпы изувѣченныхъ (Лук. 10, 34). Но, судя по весьма многимъ еще вездѣ встрѣчающимся нещастнымъ, заключить можно, сколь мало таковыхъ избранниковъ Божіихъ. Ихъ не достаетъ для удовлетворенія всѣхъ нуждъ страждущаго человѣчества, и мы со всѣхъ сторонъ слышимъ вопль, нещастныхъ: человѣка не имамъ.

Но да не мыслимъ, что сей вопль нещастныхъ останется безъ всякихъ опасныхъ для насъ послѣдствій. Нѣтъ. За нихъ вступается самъ Спаситель нашъ, и какъ благодѣяніе имъ оказанное, такъ и отказъ въ помощи Себѣ приписуетъ. Онъ не преминетъ рещи намъ на страшномъ Своемъ судѣ въ Евангеліи упоминаемыя слова: взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоиста Мене; страненъ бѣхъ и не введосте Мене; нагъ и не одѣясте Мене; боленъ и въ темницѣ и не посѣтисте Мене (Матѳ. 25, 42-43). Мы вопросимъ Его по Евангельскому же словеси: Господи! когда Тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или въ темницѣ и не посѣтихомъ Тебе (Матѳ. 25, 44)? Тогда отвѣщаетъ Онъ намъ глаголя: Аминь глаголю вамъ; понеже не сотвористе единому сихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе. Идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный уготованный діаволу и ангеломъ его (Матѳ. 25, 45. 41)!

Вѣдая сіе, возлюбленніи! да убоимся страшнаго суда Божія. Простремъ руку помощи немощнымъ, отверземъ уста на утѣшеніе прискорбныхъ, удѣлимъ насущный хлѣбъ алчущимъ, пріимемъ подъ кровъ странныхъ. Тогда не услышимъ нигдѣ обличительнаго намъ гласа нещастныхъ: человѣка не имамъ. Тогда избавимся и отъ грознаго онаго гласа Спасителева: отыдите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный. Аминь.

Источникъ: Собраніе поучительныхъ словъ, въ разныя времена и въ разныхъ епархіяхъ проповѣданныхъ, Святѣйшаго Правительствующаго Синода и Коммисіи духовныхъ училищъ Членомъ, Евгеніемъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, Кіево-Печерскія Лавры Священно-Архимандритомъ, разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіевопечерскія Лавры, 1834. — С. 76-83.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0