Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Евгеній (Казанцевъ) († 1871 г.)
Слово 16. Въ день Святыя Пасхи.

Христосъ воскресе!

И такъ прошла печаль, настала радость; миновала тьма, возсіялъ свѣтъ; побѣждено зло, восторжествовало добро: Христосъ воскресе!

Вооружалъ на Спасителя врагъ нашъ фарисеевъ и книжниковъ, чтобъ опровергли и уничижили Его ученіе; но Іисусъ, яко Божественная премудрость и вѣчная истина, разрывалъ, какъ паутину, ихъ мудрованія и обличалъ съ посрамленіемъ. Не успѣвши съ сей стороны, вооружился на самую жизнь Его, и вооружилъ всю силу свою, и фарисеевъ и книжниковъ, и архіереевъ, и весь народъ, и Пилата, и Ирода. Могъ Всесильный Страдалецъ и сіе сонмище разсыпать однимъ мановеніемъ. Но на сіе сошелъ на землю, чтобы умереть за любезное Ему и въ паденіи человѣчество. И такъ врагъ человѣчества имѣлъ успѣхъ въ семъ своемъ предпріятіи. Сынъ Божій пригвожденъ ко кресту и умеръ. Казалось уже маловѣрнымъ, что торжество ада совершилось, и, какъ нѣгдѣ выражено, адъ разсмѣялся. Но вскорѣ радость его превратилась въ трепетъ: низшедшій во адъ истинный Сампсонъ сокрушилъ врата адовы: и возведши въ страну свѣта сидѣвшнхъ во тьмѣ и сѣни смертной, наконецъ воскресилъ со славою Свое бездыханное тѣло, и расторгнувъ заклепы гроба, восталъ облеченный въ безсмертіе. Христосъ воскресе!

Тогда отецъ лжи обратился къ послѣднему, его достойному, средству — пропустить молву, что Іисуса изъ гроба ученики украли. Но кто повѣрилъ сей ложной выдумкѣ? Одни тѣ, кои и при жизни Іисуса Христа, видя Его не видѣли, и слыша не слышали; — коихъ сердце одебелѣло или гордостію, или завистію, или корыстію; — повѣрили и вѣрятъ одни плотскіе, ожесточенные Іудеи. Но добродѣтельные, но добросовѣстные и во Іудеѣ и во всѣхъ народахъ, слыша и видя Апостоловъ, безъ ученія исполненныхъ мудрости, послѣ смерти своего Учителя за Него умирающихъ, и умирая свидѣтельствующихъ, что Христосъ воскресъ, что они Его воскресшаго и видѣли, и слышали, и осязали, что потомъ, обѣщавъ имъ Утѣшителя, вознесся на небо, и низпослалъ имъ Святаго Духа по обѣщанію, и исполнилъ ихъ тою благодатію, съ каковою они проповѣдуютъ, и тою силою и безстрашіемъ, съ каковыми срѣтаютъ они и сильныхъ и мученія и смерть; — видя все сіе въ Апостолахъ, добродѣтельные и добросовѣстные — никто не вѣритъ явной лжѣ, якобы украденъ Господь, но и тогда и во всѣхъ вѣкахъ и нынѣ вѣруютъ и восклицаютъ: Христосъ воскресе!

О! какая была радость для женъ, пришедшихъ помазать умершаго и обрѣтшихъ воскресшаго! Какая была радость для Апостоловъ, при смерти испугавшихся и разбѣжавшихся и наконецъ во едино собравшихся между страхомъ и надеждою, и вдрутъ услышавшихъ, что воскресь ихъ Наставникъ! Возвеселилась и земля при Его смерти потрясшаяся; возвеселилось и солнце при Его кончинѣ затмившееся. А небо? А жители небесъ — Ангели и сонмы Святыхъ? — Кто можетъ изобразить ихъ небесное торжество и радость, воспѣвшихъ цѣлымъ небомъ: Христосъ воскресе!

Такъ, слушатели, воскресеніе Вседержителя не иначе проникнуло всю вселенную, всѣ существа созданныя, какъ душа, возвращенная Лазарю, проникла и оживила все существо Лазарево. Ибо вся вселенная, повѣрьте Апостолу Павлу, суетѣ повинуся (Рим. 8, 20), со дня паденія челокѣка. — И вѣмы, говоритъ Апостолъ: яко вся тварь совоздыхаетъ и сболѣзнуетъ (Рим. 8, 22), т. е. владыкѣ своему человѣку. И наша свобода есть ожиданіе и утѣха всей твари: чаяніе бо твари, говоритъ онъ же, откровенія сыновъ Божіихъ чаетъ (Рим. 8, 19). А почему наша свобода ей столь желанна? продолжаетъ онъ же: яко и сама тварь свободится отъ работы истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ (Рим. 8, 21). Какъ же не возрадоваться всѣмь тварямъ, когда воскресъ Свободитель человѣка, убо и всей твари? Справедливо поетъ Церковь: нынѣ вся исполнишася свѣта, небо же и земля, и преисподняя; да празднуетъ убо вся тварь востаніе Христово.

Братія и чада возлюбленная! Забудемъ нынѣ всякую нашу земную горесть и исполнимся небесной радости; отложимъ всякую вражду и исполнимся любви и мира, оставимъ всякій гнѣвъ и взыскательность и облобызаемъ всѣхъ съ кротостію Христовою. Да покажутъ всѣ поступки наши, всѣ слова наши, всѣ чувства наши, что и въ насъ и въ душахъ нашихъ Христосъ воскресе! Аминь.

Говорено въ Псковскомъ Каѳедральномъ Соборѣ 1823 года, Апрѣля 22 дня.

Источникъ: Слова Сѵнодальнаго Члена Преосвященнаго Архіепископа Еѵгенія, бывшаго Ярославскаго, печатанныя прежде порознь въ разныхъ годахъ и изданіяхъ, а нынѣ собранныя и вновь напечатанныя вмѣстѣ. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1854. — С 105-108.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0