Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Свящмуч. Ефремъ (Кузнецовъ), еп. Селенгинскій († 1918 г.)
Рѣчь, произнесенная въ г. Читѣ, въ домовой архіерейской церкви 19 ноября 1916 года, при нареченіи во епископа Селенгинскаго.

Богомудрые архипастыри святители Божіи!

Настало время, когда я долженъ дать отчетъ предъ вашимъ священнымъ сонмомъ въ своемъ душевномъ состояніи и исповѣдать тѣ мысли и чувства, какія наполняютъ мое сердце теперь — въ предверіи знаменательнаго и страшнаго часа моей жизни, въ который чрезъ вашу святыню низойдетъ на мое убожество сугубѣйшая благодать священства и я буду поставленъ на высшую ступень пастырскаго служенія къ Церкви Божіей.

Когда я, обдумывая, чтó мнѣ теперь сказать, разбирался въ своемъ душевномъ настроеніи и внималъ голосу своего сердца, предъ моимъ духовнымъ слухомъ прозвучали слова царя Давида: Господи, не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входилъ въ великое и для меня недосягаемое (Псал. 130, 1).

Полагалъ ли кроткій Давидъ, пася стада отца своего, что нѣкогда онъ, какъ избранный, будетъ вознесенъ отъ людей своихъ и поставленъ во главѣ народа Божія?

Могъ-ли нѣкогда, пася стада родныхъ и близкихъ своихъ, помогая имъ въ воздѣлываніи земли-корнилицы думать и я, что Господь призоветъ меня въ почесть высокаго святительскаго званія и поставитъ во главѣ того достоянія Своего, которое Онъ стяжалъ честною Кровію Своею?

Но такова воля Божія: ихже бо предувѣдѣ, тѣхъ и предустави..., а ихъ же предустави, тѣхъ и призва (Рим. 8, 29-30).

Оглядываясь въ прошлое, я ясно вижу: бысть рука Господня во всѣхъ путѣхъ моей жизни. Десница Божія, взявъ меня отъ орала, какъ сосудъ немощной, несовершенный и исполненный нечистоты, тяжелыми испытаніями и многими скорбями уготовляла къ воспріятію благодати священства, направляя стопы мои, часто вопреки расчетамъ и предположеніямъ моимъ, туда, куда не возносились очи мои и я не входилъ въ великое и для меня недосязаемое (Псал. 130, 1).

Въ раннемъ дѣтствѣ Господь послалъ мнѣ сиротство съ его обычными въ простонародной средѣ тяжелыми спутниками — бѣднотой безпросвѣтной, лишеніями и болѣзнями. Но этотъ крестъ училъ меня смиренію, терпѣнію, пониманію страданій ближняго и состраданію. Подъ тяжестью сего креста умягчалось мое сердце, крѣпла вѣра въ Бога и надежда только на Его неизреченное милосердіе въ путяхъ моей жизни. Тяжелымъ крестомъ сиротства, какъ золото огнемъ въ горнилѣ, очищался и возвышался мой слабый духъ.

Отецъ мой, мирно уходя въ вѣчность, на смертномъ одрѣ завѣщалъ мнѣ учиться. Но высшей школой для меня могло быть только сельское училище, въ которомъ, по достиженіи возраста, я и началъ свою грамотность. Въ это время на помощь Господь посылаетъ добрую душу въ лицѣ приходскаго пастыря, который, пользуясь проѣздомъ черезъ станицу, нынѣ блаженной памяти архипастыря Иркутскаго, высокопреосвященнаго архіепископа Веніамина, по своему личному произволенію, поставивъ меня предъ лицомъ его на колѣна, усердно проситъ о принятіи меня хотя на полуказенное содержаніе въ духовное училище, съ обѣщаніемъ за меня быть мнѣ потомъ служителемъ Церкви Божіей. Просьба святителемъ Божіимъ уважается, и я, сирота-бѣднякъ казаченокъ, какими наполнены станицы, оказываюсь въ духовной школѣ, что тогда было весьма рѣдкимъ, чуть не исключительнымъ явленіемъ: велика ко мнѣ милость Божія!

Училище, въ которомъ Господь судилъ мнѣ начать духовное образованіе тогда находидось подъ руководительствомъ опытнаго въ педагогическомъ трудѣ, благочестиваго, строгаго и положительнаго старца-протоіерея, умѣлою рукою сѣявшаго сѣмена вѣры и благочестія въ сердцахъ учащихся, а среди учителей находились свѣтлыя личности, умѣвшія близко стать къ питомцамъ и дать потребное на запросы ихъ жизни. Духовная атмосфера въ училищѣ была такова, что среди учащихся не существовало и тѣни многихъ тѣхъ пороковъ, которые стали обычными въ школахъ настоящаго времени, зато господствовалъ духъ церковности. Здѣсь впервые я позналъ и полюбилъ церковную уставность, благолѣпіе и величіе церковныхъ богослуженій, красоту пѣнія церковнаго, здѣсь привыкъ сознательно переживать высокую радость праздничныхъ настроеній.

Кончая курсъ, сладцѣ представлялъ я свое предстоящее служеніе въ селѣ псаломщикомъ, идеализируя въ юношескомъ воображеніи храмъ, клиросъ, алтарь, приходъ. Но Господь судилъ иное, къ чему тогда «не возносились очи мои» и что было для меня «недосязаемое». Господь вложилъ въ сердце одного моего учителя мысль послать, въ видѣ попытки, телеграмму Иркутскому святителю, тому же высокопреосвященному Веніамину, съ просьбой о принятіи на казенное содержаніе въ духовную семинарію, устраняя то, что казалось мнѣ непреодолимымъ препятствіемъ продолжать образованіе, а чрезъ сердце своего святителя возглаголалъ благая о новомъ пути моей жизни и я оказался, вмѣсто псаломщическаго служенія, ученикомъ духовной средней школы.

Наша семинарія въ то время переживала золотое время подъ руководительствомъ просвѣщенныхъ начальствующихъ лицъ. Въ то время, какъ гуманное обращеніе и близость общенія со стороны начальствующаго и педагогическаго персонала облагораживали воспитанниковъ, побуждая учиться не за страхъ, а за совѣсть, любимый всѣми ея ректоръ, нынѣ въ высокомъ санѣ маститаго архипастыря, возглавляющій настоящій сонмъ святителей, предъ которымъ я теперь смиренно предстою, личнымъ примѣромъ и словомъ наученія представилъ намъ идеалъ пастырскаго служенія въ такомъ увлекательномъ образѣ, что изъ девятнадцати лицъ, кончившихъ курсъ ученія, только двое остались въ свѣтскомъ званіи, прочіе-же пошли на пастырское служеніе народу. Въ санѣ священника пошелъ и я въ родную станицу послужить духовно-благодатному ея просвѣщенію.

Но недолго судилъ Господь мнѣ здѣсь потрудиться. Видимо, рука Господня направляла меня къ иному служенію Церкви Божіей. На второмъ году пастырскаго служенія посѣтилъ Господь тяжелымъ крестомъ вдовства, особенно грознымъ и опаснымъ по своимъ послѣдствіямъ въ священническомъ положеніи. Когда я зѣло воскорбѣлъ печалію моею, чувствуя себя разбитымъ въ жизни, ты, святитель Владивостокской Церкви, не забылъ меня, твоего питомца и сына духовнаго, и явился воистину моимъ ангеломъ-утѣшителемъ, посылая одно за другимъ посланія, исполненныя отеческой любви, глубокаго состраданія моему горю и убѣдительныхъ совѣтовъ ѣхать въ высшую духовную школу для завершенія образованія. Тогда для меня ясной стала воля Божія, снова указующая мнѣ путь туда, куда, опять скажу словами псалмопѣвца царя Давида, не возносились очи мои и я не входилъ въ великое и для меня недосязаемое (Псал. 130, 1).

Въ высшей школѣ, руководимой выдающимся по уму и чистотѣ жизни святителемъ нашего времени, я встрѣтилъ тяготѣніе учащихся къ духовной жизни, къ иночеству, нашелъ, какъ и въ низшей школѣ, любовь къ уставности богослуженія, любовь къ красотѣ церковнаго пѣнія, здѣсь я нашелъ общее стремленіе учащихся къ проповѣданію Слова Божія, къ наученію народа истинѣ, здѣсь же я увлеченъ былъ высокимъ любомудріемъ въ освѣщеніи вопросовъ вѣры, нравственности и церковнаго строительства. Высшая школа дала мнѣ то, что я могъ вмѣстить. Но главное — она вложила въ сердце мое любовь къ благовѣстническому служенію и дала потребныя для сего знанія, съ которыми я явился сюда — въ родной Забайкальскій край и сталъ подъ опытную руку архипастыря-миссіонера, преосвященнѣйшаго владыки Меѳодія.

Дальнѣйшее время было для меня школой жизни, практической академіей пастырскаго служенія. Это время поставило на пути моемъ рядъ терній и тяжелыхъ испытаній, въ которыхъ горѣлъ и закалялся духъ мой, въ которыхъ я учился смиренію и покаянію, терпѣнію и благоразумію, положительности мысли, слова и дѣла. Многими скорбными обстоятельствами сего времени я учился тому, чтó заповѣдалъ Христосъ прежде всего ближайшимъ Своимъ ученикамъ и преемникамъ — св. апостоламъ, посылая ихъ, какъ овецъ среди волковъ: будьте мудры, какъ зміи, и просты, какъ голуби (Матѳ. 10, 16).

Таковы о мнѣ пути Промысла Божія, взявшаго меня отъ орала, съ трудовыхъ полей Забайкалья и поставившаго предъ вами, святители Божіи! Слава, Господи, Твоему о мнѣ смотрѣнію!

Въ настоящій часъ, стоя предъ сонмомъ святителей Божіихъ, я сознаю великую высоту предстоящаго мнѣ званія и служенія въ Церкви Божіей и знаю, что для сего необходима чистота вѣры, высота благочестія, сила знанія, несокрушимая ревность; знаю то, что служеніе сіе утверждается не на внѣшнемъ господствѣ надъ наслѣдіемъ Божіимъ, на не превозношеніи и преобладаніи, а на внутренней силѣ духа, созидаемаго вѣрою и любовію, укрѣпляемаго смиренномудреннымъ воспріятіемъ ига Христова; сознаю и связанную съ высотою служенія великую отвѣтственность, особенно въ наше время, когда требуются особыя силы и для устроенія ввутренней церковной жизни среди вѣрныхъ, и для распространенія Царства Божія среди невѣрующихъ. Вникая во все это, я чувствую свою немощь и безсиліе и все упованіе мое возлагаю на не оставлявшую меня доселѣ десницу Божію, а посему, припадая къ стопамъ вашимъ, богомудрые архипастыри, смиренно и усердно прошу сугубыми молитвами вашими обильно низвести на меня Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудѣвающая восполняющую, дабы подъ ея водительствомъ во вся дни живота моего достойно ходить мнѣ высокаго званія святительскаго. Ты же, святитель Забайкальской Церкви, не отринь меня отъ любве своея, но, восполняя молитвою и умудреннымъ опытомъ твоимъ скудость мою, управь силы мои въ помощь себѣ и во благо Богомъ врученнаго тебѣ словеснаго стада Христова!

Источникъ: Рѣчь начальника Забайкальской духовной миссіи архимандрита Ефрема, произнесенная въ г. Читѣ, въ домовой архіерейской церкви 19 ноября, при нареченіи его во епископа Селенгинскаго. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 51. — 17 Декабря 1916 года. — Пг.: Сѵнодальная Типографія, 1916. — С. 1200-1203.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0