Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Е

Архіеп. Елпидифоръ Бенедиктовъ († 1860 г.)
Поученіе въ недѣлю святыхъ женъ Мѵроносицъ.

За торжественнымъ празднованіемъ во славу воскресшаго Господа Іисуса Христа святая Церковь непосредственно совершаетъ нынѣ празднество въ честь святыхъ женъ Мѵроносицъ. Почему? Потому, конечно, что онѣ первыя пріяли отъ Ангела радостную вѣсть о воскресеніи Господа, первыя сподобились узрѣть Воскресшаго, и первыя явились провозвѣстницами воскресенія Христова самимъ Апостоламъ. Но что было причиною, что Господь святыхъ женъ Мѵроносицъ сподобилъ первыхъ быть причастницами радости своего воскресенія? Нѣтъ сомнѣнія, что причина сему заключается въ душахъ и сердцахъ святыхъ женъ, въ ихъ жизни и дѣлахъ и особенномъ отношеніи къ Господу Іисусу. Не будемъ раскрывать всей ихъ жизни и всѣхъ дѣяній, о коихъ говорятъ священное Писаніе и церковное преданіе: обратимъ только вниманіе на тотъ ихъ поступокъ, который чтенное нынѣ Евангеліе представляетъ взорамъ нашимъ и по которому онѣ получили имя Мѵроносицъ. И этотъ одинъ поступокъ составляетъ величайшую ихъ славу, и для насъ представляетъ много поучительнаго и назидательнаго.

Іисусъ Христосъ, котораго святыя жены сопровождали въ странствованіяхъ Его по землѣ іудейской, отъ Котораго, какъ ученицы, поучались истинамъ спасенія, и которому служили отъ имѣній своихъ, вземлется отъ среды живыхъ, по приговору ослѣпленныхъ завистію и злобою первосвященниковъ и старѣйшинъ народа іудейскаго осуждается на смерть, пригвождается ко кресту, и наконецъ полагается во гробъ. При этомъ всѣ, даже приближеннѣйшіе Его ученики, разсѣеваются, какъ овцы, неимущія пастыря, забывая божественнаго своего Учителя и заботясь о своей только безопасности. Что же среди такого страха и смятенія — что дѣлаютъ святыя жены Мѵроносицы? Онѣ приготовляютъ драгоцѣнныя ароматы и мѵро и идутъ ко гробу — воздать послѣдній долгъ свой умершему Учителю, помазать Его тѣло. Масти — драгоцѣнныя; но святыя жены не жалѣютъ издержекъ на пріобрѣтеніе ихъ. Не страшитъ святыхъ Мѵроносицъ еще не разсѣявшійся мракъ нощный, среди котораго онѣ предпринимаютъ путь свой ко гробу; не ужасаетъ ихъ стража воинская, которою окруженъ былъ гробъ; не удерживаетъ ихъ злоба и угроза враговъ Господа Іисуса, еще при жизни Его заповѣдавшихъ, чтобы отлучаемъ былъ отъ сонмища всякой, кто только осмѣлится явно обнаружить свою къ Нему приверженность (Іоан. 9, 22). Что же слабыхъ женъ дѣлаетъ столько мужественными и безстрашными? Что такъ неудержимо влечетъ ихъ ко гробу Умершаго? Не есть ли это любовь пламеннѣйшая и чистѣйшая, крѣпкая яко смерть (Пѣсн. 8, 6), которой, по слову Апостола, ничто не можетъ погасить, ни скорбь и тѣснота, ни смерть, ни животъ, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая (Рим. 8, 35. 38. 39)? Умеръ возлюбленный Учитель; но Онъ живъ въ любящихъ сердцахъ ихъ. И чего бы онѣ не принесли Ему, чѣмъ бы не пожертвовали? Но Умершему ничего болѣе уже не нужно, какъ только мѵро и ароматы: и святыя жены приносятъ Ему эту послѣднюю и единственную въ настоящемъ случаѣ жертву любви и усердія. За таковую-то неизмѣнную и живѣйшую любовь и преданность женъ Мѵроносицъ Господь и удостоилъ ихъ первыхъ явленіемъ Своимъ по воскресеніи, первыхъ воспріялъ въ радость Своего воскресенія, и Церковь прославляетъ ихъ, какъ избраннѣйшихъ изъ женъ, и представляетъ въ примѣръ для подражанія не женамъ только, но и мужамъ всѣмъ.

И какъ намъ, братіе, подобно святымъ Мѵроносицамъ, не любить Господа нашего Іисуса Христа всѣмъ существомъ нашимъ, всею крѣпостію души и сердца нашего? Какъ не искать Его всѣми помышленіями на всѣхъ путяхъ нашихъ? Какъ не устремляться къ Нему всѣми желаніями и чувствованіями нашими? Онъ на небѣ; но всегда и съ нами, благотворя намъ, подая дожди съ небссе и времена плодоносна (Дѣян. 14, 17). Онъ столько возлюбилъ насъ, что предалъ себя на смерть за грѣхи наши, чтобы даровать намъ жизнь вѣчную. Онъ выну ходатайствуетъ о насъ предъ Богомъ Отцемъ своимъ, подаетъ Духа Святаго всеосвящающаго и вся Божественныя силы, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), чтобы всѣхъ насъ привести въ наслѣдіе уготованнаго Имъ для насъ Царствія небеснаго. И что еще? Онъ, всеблагій и всещедрый, въ святѣйшемъ таинствѣ Евхаристіи подаетъ намъ въ пищу и питіе самое честное тѣло и самую честную кровь Свою, да, пріобщаясь безсмертной сей трапезы, причастимся блаженнаго купно съ Нимъ безсмертія. Послѣ всего этого, что содѣлалъ и дѣлаетъ для насъ, ради нашего спасенія, дражайшій и сладчайшій намъ Спаситель, — что есть у насъ, чѣмъ бы мы не должны послужить, чего не могли бы мы принести Ему? Не принесемъ ли Ему въ жертву и души и тѣла наши? Не предадимъ ли Ему всецѣло самихъ себя и весь животъ нашъ? Теперь Онъ — Господь нашъ уже не во гробѣ, а на престолѣ славы: не мѵро и ароматы, какъ погребенному, а живая любовь и дѣла, служащія къ прославленію имени Его, яко живущаго во вѣки вѣковъ, суть жертва Ему отъ насъ благопріятная. Благодать, милосердіе, кротость, воздержаніе, терпѣніе, смиренномудріе и всѣ другія христіанскія добродѣтели, а въ случающихся грѣхопаденіяхъ немедленное и искреннее раскаяніе и исправленіе: — вотъ что мы должны, вмѣсто мѵра и ароматовъ, приносить воскресшему Господу и Спасителю нашему, и мы наслѣдуемъ блаженный жребій ублажаемыхъ нами Мѵроносицъ.

Святыя жены Мѵроносицы съ мѵромъ и ароматами поспѣшили ко гробу Господа Іисуса, какъ повѣствуютъ Евангелисты, съ самаго ранняго утра, когда мракъ нощный еще не разсѣялся, когда едва начинало только разсвѣтать. Чему это научаетъ насъ? Тому, что мы жизнь свою и каждый день въ жизни должны начинать дѣлами вѣры и любви ко Господу. Пробуждаемся мы отъ сна нощнаго? Первая мысль, первое чувствованіе, первое слово, первый вздохъ нашъ должны обращаться и устремляться ко Господу Богу; въ молитвѣ должны мы возблагодарить Его всеблагаго, что Онъ сохранилъ насъ здравыми и невредимыми въ нощь прешедшую, и призвать Его благословеніе на день предстоящій: Его благословеніе благопоспѣшитъ намъ во всѣхъ дѣлахъ нашихъ дневныхъ. Съ другой стороны, самая жизнь наша должна начинаться и освящаться служеніемъ Богу. Едва только начинаетъ разкрываться душа и смыслъ въ дѣтяхъ: первыя понятія, какія хотятъ внушить имъ, должны быть понятія о Богѣ-Творцѣ, Промыслителѣ и Спасителѣ нашемъ. Съ самыхъ юныхъ лѣтъ въ душахъ и сердцахъ нашихъ должна быть внѣдряема любовь ко Господу; съ самыхъ раннихъ дней должны мы напитываться духомъ вѣры и благочестія, упражняться въ христіанскихъ добродѣтеляхъ. Кто отъ юности своей сердцемъ познаетъ и возлюбитъ Господа Бога и добродѣтель, тотъ и во всю жизнь свою надежнѣе соблюдетъ въ себѣ этотъ вѣрный залогъ всякаго блага временнаго и вѣчнаго, земнаго и небеснаго. Напротивъ, когда сердце изсохнетъ уже отъ зноя палящихъ страстей, заростетъ терніемъ различныхъ порочныхъ наклонностей и навыковъ: тогда, если и пожелаете, напрасно будете сѣять въ такомъ сердцѣ сѣмена вѣры и благочестія; они не произрастутъ и не принесутъ плода. А какая участь человѣка безъ вѣры и добродѣтели? Самая жалкая и горестная и во времени и въ вѣчности! Отъ юности убо да возлюбимъ Господа Бога и Спасителя нашего всѣмъ сердцемь своимъ; да служимъ Ему и словомъ и дѣломъ во вся дни живота нашего; да взыщемъ Его всего крѣпостію души и сердца на всѣхъ путяхъ жизни нашей: и обрящемъ Его, яко не далече отъ единаго когождо насъ суща.

Труденъ для насъ этотъ подвигъ; много препятствій для добродѣтели и внутрь и внѣ насъ. Плоть наша со страстьми и похотьми весьма рано возстаетъ на насъ и густымъ мракомъ облегаетъ духъ нашъ, чтобы онъ не видѣлъ Солнца правды; міръ съ своими соблазнами и искушеніями, съ первыхъ дней нашихъ, повсюду разстилаетъ сѣти, полагаетъ камни претыканія, чтобы запинать насъ на пути добродѣтели. Чтоже? При такихъ трудностяхъ должны ли мы оставаться на распутіяхъ міра и не стремиться ко Господу Богу, не идти къ Нему путемъ вѣры и благочестія, уступая своимъ страстямъ, увлекаясь соблазнами, устрашаясь и избѣгая трудностей? Посмотрите еще на святыхъ женъ Мѵроносицъ. И для нихъ доступъ ко Господу, лежавшему во гробѣ, много былъ затрудненъ и какбы загражденъ вовсе камнемъ веліимъ зѣло, и ихъ это препятствіе не мало смущало: однакожъ онѣ идутъ исполнить святое желаніе сердца своего. И чтоже? Приходятъ ко гробу, и — камень уже отваленъ отъ гроба: — Ангелъ отвратилъ то затрудненіе, котораго онѣ особенно страшились. Да не страшимся, братіе, и мы никакихъ трудностей на пути добродѣтели. Имѣя въ сердцѣ твердую вѣру и живую любовь ко Господу, одушевимся только искреннѣйшимъ желаніемъ и непреклонною рѣшимостію благоугождать Господу и ходить по путямъ заповѣдей Его. Тогда и для насъ всѣ преграды на путяхъ сихъ, всѣ камни соблазна и претыканія будетъ отстранять Ангелъ нашъ Хранитель; и самъ великаго совѣта Ангелъ — Господь нашъ будетъ вспомоществовать намъ всесильною Своею благодатію, для которой нѣтъ ничего невозможнаго.

Святыя Мѵроносицы паче мѣры и чаянія своего были награждены отъ Господа за свою горячую любовь и усердіе къ Нему. Онѣ шли къ умершему, а срѣтили Его уже воскресшимъ; шли со скорбію и слезами, а услышали отъ Него: радуйтеся. Да срѣтитъ и насъ Господь такимъ же словомъ радости, когда и мы придемъ ко гробу своему и отсюда предстанемъ престолу славы Его. И Онъ непремѣнно такъ встрѣтитъ насъ, если только мы, подобно Мѵроносицамъ, послужимъ Ему отъ дней своихъ первыхъ до послѣднихъ, пребудемъ тверды въ любви къ Нему и вѣрны въ исполненіи Его заповѣдей. Аминь.

Источникъ: Поученіе въ недѣлю святыхъ женъ Мѵроносицъ, Преосвященнѣйшаго Елпидифора, епископа Вятскаго и Слободскаго. // Христiанское чтенiе, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академiи. — СПб.: Въ Типографiи Королева и Комп., 1855. — Часть I. — С. 252-258.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0