Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

72. Слово въ день памяти преподобнаго Іова Почаевскаго.

Честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 6).

Честна потому, что какъ въ жизни, такъ и въ смерти святыхъ Божіихъ человѣковъ является слава Божія, прославляется Его высочайшая премудрость и благость, всемогущая сила Его божественной благодати, ибо живутъ святые и умираютъ для славы Божіей: да прославится во мнѣ Христосъ, аще животомъ, аще ли смертію, говорилъ о себѣ св. Апостолъ Павелъ. Честна смерть преподобныхъ и потому, что она тѣснѣе и пріискреннѣе соединяетъ ихъ съ Господомъ, въ котораго они вѣровали, котораго любили, для котораго трудились и подвизались, для котораго и жили на землѣ. Аще живемъ, говоритъ св. Ап. Павелъ: Господеви живемъ, аще ли умираемъ, Господеви умираемъ: аще убо живемъ, аще ли умираемъ, Господни есмы (Рим. 14, 8).

Такъ, брат. мои, надобно смотрѣть и намъ на свою жизнь и свою смерть. Почему мы живемъ? Бога повелѣніемъ, — Бога всеблагаго и любвеобильнаго, который создалъ насъ отъ персти земной, украсилъ насъ Своимъ божественнымъ образомъ и поставилъ насъ надъ дѣлы руку Своею. Почему умираемъ? Бога повелѣніемъ, — Бога правосуднаго и праведнаго, который караетъ преступленіе заповѣди Своей смертію. Почему живемъ и послѣ грѣхопаденія? Потому, что искуплены отъ осужденія смерти кровію Единороднаго Сына Божія, который положилъ душу Свою за животъ міра. Почему умираемъ и послѣ искупленія отъ смерти? Потому, что въ падшемъ естествѣ нашемъ есть сѣмя тли, которое должно быть упразднено и уничтожено смертію, чтобы и смертное сіе облеклось въ безсмертіе и тлѣнное сіе облеклось въ нетлѣніе. Для чего живемъ мы? Для того, чтобы, вокреснувъ со Христомъ духомъ, привыкли еще здѣсь ходить во обновленіи жизни, — совлекшись ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ, облеклись въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины: Того бо есмы твореніе, создани во Христѣ на дѣла благая, яже прежде уготова Богъ, да въ нихъ ходимъ (Ефес. 2, 10). Для чего умираемъ? Для того, чтобы, освободившись отъ узъ грѣховной и мертвенной плоти, соединиться съ Господомъ и сдѣлаться причастниками Его блаженства и славы. Итакъ, и жизнь наша тогда только имѣетъ истинное значеніе, когда она посвящена Господу, когда посредствомъ богоугодныхъ дѣлъ преспѣваемъ въ богоподобіи: аще живемъ, Господеви живемъ; равно и смерть наша честна, когда умираемъ въ упованіи вѣчной жизни съ Господомъ: аще умираемъ, Господеви умираемъ.

Не то, брат. мои, истинная жизнь человѣка, когда онъ ходитъ и движется, вкушаетъ пищу и питіе, бодрствуетъ или спитъ, беретъ что-либо и отдаетъ, пріобрѣтаетъ или теряетъ: все это дѣлаютъ и безсловесныя животныя. Но то истинная жизнь человѣка, когда онъ живетъ духомъ, а не одною плотію; когда онъ знаетъ единаго истиннаго Бога, Творца своего и Промыслителя, и посланнаго Имъ Іисуса Христа для спасенія насъ падшихъ; когда водится во всемъ и животворится Духомъ Божіимъ, жизни подателемъ; когда онъ дѣйствуетъ по заповѣдямъ и ученію Христову, которыя духъ суть и животъ суть; когда душа его соединена съ Господомъ Іисусомъ Христомъ вѣрою живою, любовію крѣпкою и упованіемъ неотпадающимъ; когда вся жизнь его посвящена Господу, весь умъ и сердце его, всѣ желанія и помыслы его устремлены къ вѣчной жизни со Христомъ Господомъ. Кто живетъ такимъ образомъ, тотъ истинный сынъ Отца небеснаго во Христѣ Іисусѣ, братъ и сонаслѣдникъ всѣмъ благоугодившимъ Богу и прославленнымъ Богомъ праведникамъ, не странникъ и пришлецъ въ царствіи Христовомъ, но сожитель святымъ и присный Богу. Тотъ истинно счастливъ и въ этой жизни, ибо увѣренъ совершенно, что и власъ главы его не погибнетъ безъ воли Отца небеснаго; что Господь видитъ всякую нужду его, слышитъ всякое прошеніе его и считаетъ всякую слезу скорби и воздыханія его; что всѣ святые, какъ старшіе братія его, готовы на помощь ему. При такой увѣренности, что бы ни встрѣтило его въ жизни, онъ все пріемлетъ отъ руки Отца небеснаго съ покорностію и благодареніемъ, во всемъ предаетъ себя волѣ Отца небеснаго съ любовію и самоотверженіемъ; ибо живетъ не для себя, а для Господа, а потому, — избыточествуетъ ли, избыточествуетъ для Господа; лишается ли, лишается въ Господѣ; страждетъ ли, и страждетъ съ Господомъ. Благопріятствуетъ ли ему такъ называемое счастіе, угобжаются-ль его нивы, поспѣшаются-ль его промыслы, текутъ ли въ сокровища его богатства? Во всемъ этомъ онъ видитъ всеблагую руку Отца, который посылаетъ ему всякое даяніе благо, и посылаетъ не для него одного, а для всѣхъ братій его во Христѣ; изъ всего этого ничего не почитаетъ онъ своимъ, ему одному принадлежащимъ. Сердце его не приковывается, какъ наемный стражъ, къ земнымъ сокровищамъ и остается свободнымъ для всѣхъ небесныхъ впечатлѣній Духа Божія — духа милосердія и благости, духа любви и состраданія къ ближнему, духа смиренія и кротости предъ всѣми, бываетъ открыто для всѣхъ, истинно человѣческихъ чувствованій состраданія, благости, милосердія ко всѣмъ немощамъ и злостраданіямъ своихъ братій. Постигаютъ ли его такъ называемыя несчастія, послѣдуютъ потери, срѣтаютъ неудачи, сокрушаютъ болѣзни? Во всемъ этомъ онъ видитъ премудрость Отца небеснаго, которая отъемлетъ временное, чтобы воздать болѣе въ вѣчности, наказуетъ вмалѣ, чтобы помиловать милостію вѣчною; все пріемлетъ съ благодареніемъ отъ руки Отца своего, ибо вѣдаетъ, что всеблагая и всещедрая десница не подастъ камене вмѣсто хлѣба. Грозитъ ли ему злоба и коварство враговъ? Онъ знаетъ что всѣ самыя злоухищренныя козни враговъ предъ охраняющею его высочайшею премудростію и силою суть паутина предъ лицемъ вѣтра. А если бы и попустилъ Господь восторжествовать лжи надъ его правдою, злобѣ надъ его кротостію, мстительности надъ его смиреніемъ; то не отрадно ли, не утѣшительно ли сердцу его помыслить, что и ему принадлежитъ часть въ этомъ обѣтованіи Христовомъ: блажени будете, егда возненавидятъ васъ человѣцы, и поносятъ, и пронесутъ имя ваше яко зло, Сына человѣческаго ради. Возрадуйтеся въ той день и взыграйте, яко мзда ваша многа на небесѣхъ. Воистину блаженъ и преблаженъ, кто, возродившись Духомъ Божіимъ, живетъ не себѣ, а Господеви, работаетъ Ему со страхомъ и радуется Ему съ трепетомъ.

Равнымъ образомъ, и смерть человѣка не въ томъ, что онъ бездыханенъ лежитъ во гробѣ, или въ могилѣ, и какъ бы не существуетъ для нашего міра. И святые, избранные други Божіи, также низошли въ землю, почиваютъ во гробахъ и кажутся яко мертвы; но кто живѣе ихъ? Изъ гробовъ своихъ они совершаютъ такія дѣла, которыхъ не можетъ совершить вся наша мудрость и сила, — исцѣляютъ неисцѣльно болящихъ, благодѣтельствуютъ страждущимъ, прогоняютъ духовъ злобы. Изъ гробовъ своихъ они слышатъ наши молитвы, видятъ всѣ дѣла наши, подаютъ намъ помощь во всѣхъ нашихъ нуждахъ. Но то истинная смерть человѣка, когда онъ имя имать яко живъ, а мертвъ для Бога и добродѣтели, мертвъ для истины и правды, для любви и милосердія къ ближнимъ, когда не трогаютъ его ни слезы и убѣжденія ближнихъ, ни радостныя обѣтованія жизни вѣчной, ни страшныя угрозы евангельскія; когда разумъ его пребываетъ, какъ бы въ могильной тьмѣ, во мракѣ лжи и заблужденія, въ нощи невѣдѣнія и нечестія; когда воля его движется не къ дѣламъ свѣта и жизни, святости и правды, вѣры и любви, а къ мертвымъ дѣламъ тьмы и нечестія, лжи и неправды; когда сердце его предано грѣху и тлѣетъ въ похотехъ прелестныхъ; когда душа его лишена благодати Духа Божія, жизни подателя, и смердитъ вонею мертвыхъ дѣлъ.

Сей-то, брат. мои, смерти духовной, которая убиваетъ душу нашу на всю вѣчность, намъ должно страшиться и бояться, а не смерти тѣлесной. Смерть тѣлесную дѣлаютъ для насъ страшною и лютою наши грѣхи и беззаконія. Безъ того она не страхъ, а радость, не казнь, а освобожденіе. Ибо, что дѣлаетъ смерть? Совлекаетъ съ насъ тѣло бренное, тяжелое, многоболѣзненное; но Господь Іисусъ Христосъ облечетъ насъ въ день воскресенія въ тѣло духовное, безболѣзненное, безсмертное. Разлучаетъ насъ съ этимъ міромъ, который, по слову Апостола, весь во злѣ лежитъ, гдѣ ложь и неправда торжествуютъ надъ истиною и правдою, сильный притѣсняетъ слабаго, братъ ставитъ козни брату; но исторгшійся изъ міра сего духъ нашъ возвращается въ домъ Отеческій, на лоно любви Отца небеснаго, изъ котораго мы ниспали въ это море житейскихъ попеченій, преселяется въ блаженный міръ духовъ чистыхъ и святыхъ, гдѣ царствуютъ любовь, миръ и радость о Дусѣ Святѣ. Присмотритесь ближе къ умирающему праведнику и грѣшнику, и вы увидите на опытѣ, какъ честна предъ Господомъ смерть преподобныхъ и какъ люта и ужасна смерть грѣшниковъ.

Приближается къ смерти человѣкъ, жившій въ забвеніи о Богѣ, грѣшникъ, удалившійся отъ общенія съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, прикованный къ міру всѣми мыслями и желаніями, не помышлявшій о небѣ и вѣчности: какія скорби и болѣзни срѣтаютъ его душу! Какіе ужасы поражаютъ его сердце! Обратитъ ли онъ взоръ свой къ прошедшему? Тамъ предстаютъ смущенной его совѣсти содѣланныя неправды и беззаконія, достойныя мученій ада; являются многія жертвы его любочестія и зависти, алчности и коварства, — невинныя души, соблазненныя и растлѣнныя его словами и дѣлами; возстаютъ сообщники и обличители его грѣховныхъ наслажденій: дѣла бо его въ слѣдъ его ходятъ. Обратитъ ли взоръ свой къ настоящему? Здѣсь видитъ, какъ сокровища, собираемыя во всю жизнь съ такою заботливостію, становятся прахомъ въ померкающихъ глазахъ его, — предметы роскоши, изыскиваемые съ такимъ тщаніемъ, остаются только памятниками нечистыхъ страстей и прихотей развращеннаго сердца его. Мнимые друзья, которые ласкательствовали живущему, оставляютъ умирающаго и бѣгутъ искать себѣ новыхъ друзей и покровителей. Самое тѣло его, питаемое и украшаемое съ такою изысканностью въ продолженіе жизни, теперь, изможденное болѣзнію, становится трупомъ, который гонитъ отъ себя самыхъ близкихъ ему людей. Осмѣлится-ль посмотрѣть въ будущее? Тамъ срѣтаетъ Бога — Судію нелицепріятнаго, который изобличитъ его во всемъ и отмститъ ему за все, — блаженство вѣчное, которое продано имъ за временную грѣха сладость, — мученія ада, готовыя поглотить его на всю вѣчность. Дніе мои преидоша, расторгошася же удове сердца моего, яко написалъ еси на мя вся злая, обложилъ же ми еси юностные грѣхи. Вотъ отчаянный вопль умирающаго грѣшника! Поистинѣ смерть грѣшниковъ люта! Приближается къ смерти человѣкъ, жившій всегда, а потому и умирающій съ Господомъ: какой небесный свѣтъ сіяетъ въ его взорахъ! Какая неземная радость просвѣщаетъ лице его! Какой благодатный восторгъ наполняетъ его сердце! Прошедшее представляетъ ему рядъ искушеній, мужественно побѣжденныхъ, за которыя уготовляется ему вѣнецъ живота, — рядъ добродѣтелей, совершенныхъ во славу Божію, за которыя Самъ Господь обѣщаетъ ему мзду многую на небесѣхъ. Въ настоящемъ его окружаютъ всѣ благодатныя утѣшенія св. вѣры — въ сладчайшихъ обѣтованіяхъ Господа Іисуса Христа, запечатлѣнныхъ Его святѣйшею кровію, въ животворныхъ и спасительныхъ таинствахъ св. Церкви, въ общеніи съ Господомъ причащеніемъ тѣла и крови Его, въ живомъ сознаніи, что съ нимъ и въ немъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, надежда въ смерти его и животъ по смерти его. Въ будущемъ открывается взору его цѣлое небо съ его сокровищами неизреченными, цѣлая вѣчность съ ея блаженствомъ нескончаемымъ. Подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ: прочее соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. 4, 7-8). Вотъ свѣтлыя надежды умирающаго праведника! Поистинѣ честна предъ Господомъ смерть преподобныхъ Его!

О, да сподобитъ Господь каждаго, просвѣщеннаго св. крещеніемъ человѣка этой блаженной смерти, которою начинается вѣчная, всеблаженнѣйшая жизнь. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 574-580.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0