Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

69. Слово въ день св. великомученицы Варвары.

Дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ, говоритъ Пророкъ Божій. И нѣть силы и знаменія, нѣтъ чуда всемогущества и любви, которыхъ не явилъ бы Онъ ради избранныхъ Своихъ. Но не менѣе дивна, брат., и любовь святыхъ къ Господу Богу. Какихъ подвиговъ не явила она? Какихъ искушеній не побѣдила? Какихъ истязаній и мученій не претерпѣла ради Господа?

Одно изъ сихъ дивныхъ явленій ничѣмъ не побѣдимой и вся побѣждающей любви къ Богу и вмѣстѣ чудодѣйственной силы Божіей, являющейся въ немощахъ человѣческихъ, прославляетъ нынѣ св. Церковь въ лицѣ св. великомученицы Варвары.

Мы жалуемся иногда на скудость и несовершенство проповѣдниковъ церковныхъ, на оскудѣніе духоносныхъ учителей и руководителей ко спасенію. Но какого проповѣдника слышала св. Варвара? У какого учителя научилась она любить Бога, еще не познавши Его совершенно? Юная дѣва, заключенная на уединенномъ столпѣ, окруженная язычниками, видѣла только небо и землю, — небо, украшенное свѣтилами дня и ночи, землю, испещренную разнообразными растеніями. И это небо, повѣдающее славу Божію, возвело свѣтлый умъ ея къ познанію единаго Бога, Творца всяческихъ. Эта, преукрашенная силою Творческою, земля преисполнила сердце ея чувствомъ благодаренія и любви ко всеблагому и всещедрому Создателю. Боги, которымъ покланяется отецъ мой, сами дѣло рукъ человѣческихъ, — такъ разсуждала мудрая дѣва: могли ли они сотворить столь дивную красоту, такой великолѣпный и необъятный міръ, который зритъ мое око? Одинъ долженъ быть таковый Богъ, который все содержитъ, все устрояетъ, все оживляетъ и о всемъ промышляетъ. И прилагалось ей желаніе къ желанію, чтобъ увѣдать истѣе единаго истиннаго Бога, — и, еще не вѣдая Его, она уже возлюбила Его всемъ сердцемъ своимъ. Возлюбила такъ, что отвергала мужественно всѣ утѣхи міра, чтобъ обрѣсти одно высочайшее утѣшеніе — познаніе единаго истиннаго Бога; отвергала богатства и украшенія, чтобъ обрѣсти единый безцѣнный бисеръ — Христа; отвергала земныхъ жениховъ, которыхъ предлагалъ ей отецъ, чтобы уневѣстить себя единому небесному Жениху.

Такое любомудріе юной дѣвы достойно было того, чтобы благодать Божія послала ей искомое. И вотъ, по тайному водительству Божію, она сближается съ дѣвами христіанскими, отъ которыхъ получаетъ первыя понятія объ истинномъ Богѣ и Господѣ Іисусѣ Христѣ; потомъ, по желанію ея увѣдать совершеннѣе истину, является пресвитеръ христіанскій въ видѣ мимоходящаго купца, открываетъ ей таинства св. вѣры Христовой, научаетъ ее поклоняться Богу истинному духомъ и истиною, наставляетъ правиламъ христіанской жизни, просвѣщаетъ св. крещеніемъ и предоставляетъ ее опять водительству единой благодати Божіей, безъ видимаго наставника и руководителя.

Но сего довольно было для мудрой дѣвы. Отрекшись діавола, она не хотѣла уже возвращаться вспять, чѣмъ бы ни обольщалъ ее и чѣмъ ни угрожалъ бы ей исконный врагъ человѣковъ. Сочетавшись Христу, она рѣшилась навсегда принадлежать Ему единому, чего-бъ ни стоило ей сіе духовно-таинственное обрученіе небесному Жениху. И діаволъ не умедлилъ излить всю злобу свою на посрамившую его юную дѣву; и небесный Женихъ ея, Господь Іисусъ Христосъ, не умедлилъ явить въ ней всю непреоборимую силу благодати Своея въ конечное посрамленіе діаволу. И вотъ открывается борьба дивная, неслыханная! На сторонѣ діавола вся видимая сила и все невидимое безсиліе; на сторонѣ великомученицы вся кажущаяся немощь естества и вся невидимая сила любви Божіей, — той крѣпкой, аки смерть, любви, которой не могутъ поколебать ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь.

Первымъ орудіемъ діавола является отецъ, котораго сердце преложилъ онъ отъ чрезмѣрной, почти безумной любви къ дочери на столь-же безумную къ ней ненависть и злобу. Онъ грозитъ ей смертію, преслѣдуетъ ее съ оружіемъ, влачитъ ее за власы по острымъ камнямъ, заключаетъ въ темную комнату и моритъ ее голодомъ. Но, какъ ни ужасна была ярость и злоба его, она скоро оказалась немощною предъ мудростію и силою вѣры юной дѣвы. Всѣ угрозы его казались для св. мученицы слабѣе тѣхъ мнимыхъ страшилищъ, которыхъ пугаются дѣти и надъ которыми посмѣваются возрастные. На всѣ убѣжденія его обратиться къ мнимымъ богамъ своимъ она отвѣчала мудрымъ обличеніемъ тщеты мертвыхъ идоловъ и безумія поклоняющихся имъ, благодатнымъ словомъ св. вѣры въ Бога истиннаго, живаго. Чувствуя себя побѣжденнымъ отъ юной дщери своей, жестокосердый отецъ идетъ къ игемону, проситъ его употребить всѣ роды мученій, чтобъ отвратить дщерь его отъ Христа Господа, отрекается даже самаго имени отца. И вотъ св. дѣва является предъ лицемъ игемона, облеченнаго всею властію, окруженнаго всѣми родами орудій мучительскихъ. Ласки и убѣжденія, почести и удовольствія предлагаетъ мучитель, чтобъ обольстить юную неопытную дѣву. Исповѣданіемъ единаго истиннаго Бога и поруганіемъ бездушныхъ идоловъ отвѣтствуетъ ему св. мученица. Озлобившійся мучитель повелѣваетъ обнажить и бить ее сухими жилами, доколѣ земля не обагрилась ея кровію, доколѣ не истерзалась плоть ея, не обнажились самыя кости ея. Въ молчаніи терпитъ святая это свирѣпое терзаніе плоти своей. Вся душа ея вознеслась вѣрою и упованіемъ на небо, все сердце ея излилось въ тайной молитвѣ къ небесному Жениху своему. Звѣрство мучителей не остановилось на этомъ: мелко изрубленными волосами натираютъ они истерзанное тѣло ея для произведенія жесточайшей боли, полумертвую и полуживую влекутъ ее и бросаютъ въ темницу.

Что, вы думаете, будетъ дѣлать въ темницѣ едва живая мученица? Будетъ воздыхать и стенать, плакать и болѣзновать, призывать смерть и молиться объ избавленіи отъ мукъ? Нѣтъ; она совершитъ здѣсь всенощное бдѣніе, прославляя Господа во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ. Она точно молится, но не объ избавленіи отъ мукъ, а объ укрѣпленіи себя на бóльшія мученія. Тѣло ея горитъ отъ палящихъ ранъ, а сердце ея пламенѣетъ еще сильнѣйшимъ огнемъ любви божественной. Уста спекаются кровію, а духъ возносится, какъ пламень, горѣ, къ Богу крѣпкому, живому. Блаженная темница, вмѣщавшая въ себѣ такое сокровище, какого не было тогда ни въ какихъ чертогахъ царскихъ! Если какое мѣсто на землѣ, то эта темница достойна была того, чтобъ посѣтилъ ее Самъ Царь славы, — и Онъ не умедлилъ посѣтить ее. Въ часъ полунощи небесный свѣтъ облисталъ мрачную темницу. Самъ Господь Іисусъ Христосъ явился Своей возлюбленной невѣстѣ; Своими пресладкими устами рекъ ей: «дерзай невѣсто Моя и не бойся: Азъ есмь съ тобою, храняй тя и смотряяй на подвигъ твой и воздаяніе вѣчное уготовляяй тебѣ въ чертозѣ Моемъ небеснѣмъ». Своими пречистыми руками прикоснулся язвамъ ея и исцѣлилъ ихъ. И могъ ли оставить юную подвижницу безъ утѣшенія и укрѣпленія на чрезвычайный подвигъ ея Тотъ, кто Самъ въ вертоградѣ Геѳсиманскомъ благоволилъ быть укрѣпляемъ отъ ангела?

Послѣ такого утѣшенія, можно представить, брат., съ какою радостію шла св. дѣва на новыя мученія и на самую смерть. Ее повѣсили на древѣ, строгали плоть ея желѣзными когтями, опаляли огнемъ обнаженныя ребра ея, отрѣзали сосцы и били млатомъ во главу. Все претерпѣла св. дѣва съ мужествомъ въ сердцѣ, съ радостію въ лицѣ, съ молитвой на устахъ. Наконецъ, изнемогла вся злоба мучителей предъ терпѣніемъ великомученицы, и осудили ее на посѣченіе мечемъ. Жестокосердый отецъ самъ вызвался быть палачемъ ея. Болѣе ничего не могъ сдѣлать діаволъ со всею своею злобою и болѣе жестокаго пораженія не могло понести коварство его. Побѣда великомученицы полная и совершенная, вѣнецъ блистательный и свѣтозарный, воздаяніе на небѣ вѣчное и нескончаемое!

Чему поучаетъ насъ, что проповѣдуетъ въ назиданіе наше высокій подвигъ великомученицы? Проповѣдуетъ одно — любить Господа Іисуса Христа до смерти, не измѣнять заповѣдямъ Его и Евангелію ни за что въ мірѣ, все терпѣть и переносить благодушно для сохраненія драгоцѣннаго залога вѣры и упованія жизни будущей, не почитать ничего страшнымъ, кромѣ гнѣва и суда Божія, жить на землѣ только для неба и вѣчности, презирать и ни во что вмѣнять, когда нужно, не только всѣ земныя почести и сокровища, но и самое тѣло, самую жизнь. Кая бо польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ и отщетитъ душу свою? Или что дастъ человѣкъ измѣну на души своей? Иже погубитъ душу свою Господа ради и Евангелія, той спасетъ ю (Марк. 8, 36. 37. 35). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 554-558.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0