Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

66. Слово въ день св. великомученика Георгія [1].

Помянухъ судьбы Твоя отъ вѣка, Господи, и утѣшихся (Псал. 118, 52).

Такъ говорилъ въ молитвѣ своей къ Богу богодухновенный Царь израилевъ, можетъ быть, въ одно изъ тѣхъ тяжелыхъ временъ скорби, коими посѣщалъ его Господь для испытанія его вѣры и благочестія, для укрѣпленія и утвержденія его въ упованіи на всемогущій Промыслъ Божій, для явленія его правды и добродѣтели, мужества и терпѣнія предъ очами самихъ враговъ его. Въ эти-то тяжкіе дни скорби онъ находилъ отраду и утѣшеніе въ размышленіи о вѣчныхъ судьбахъ Божіихъ: помянухъ судьбы Твоя отъ вѣка, Господи, и утѣшихся.

Не безпечально, можетъ быть, и вы, братія наши, празднуете этотъ день вашего отечественнаго торжества. Не безъ скорби обращаются ваши взоры къ отдаленнымъ предѣламъ вашей родины, на тотъ многострадальный островъ, гдѣ братія ваши проливаютъ кровь свою и приносятъ жизнь свою въ жертву избавленія своей родины отъ тяжкаго ига варваровъ. Не безъ трепета негодованія прислушивается слухъ вашъ къ холоднымъ, чтобы не сказать враждебнымъ, разсужденіямъ представителей народовъ западныхъ, называющихъ себя и христіанами и образованными, съ которыми они относятся къ страданіямъ православныхъ братій нашихъ, ищущихъ избавленія отъ жестокаго, тиранническаго ига варварскаго. Прискорбно отзываются въ сердцѣ вашемъ эти самолюбивые и корыстолюбивые разсчеты западныхъ политиковъ, которые не только не хотятъ сами подать руку помощи христіанамъ, страждущимъ отъ фанатической ненависти заклятыхъ враговъ Христова имени, но удерживаютъ и ту великодушную братскую руку, которая была бы готова на помощь своимъ братьямъ, — которые готовы даже употребить всю грозную силу свою, чтобъ удержать, если можно, самое сочувствіе и состраданіе къ страдальцамъ Христовымъ и предать ихъ въ жертву разсвирѣпѣвшей отъ неудачъ своихъ ярости мусульманскаго изувѣрства. Быть можетъ, все это наводитъ скорбь и уныніе на вашу душу, возбуждаетъ негодованіе и препятствуетъ радости настоящаго торжества вашего? Да не будетъ сего! Самый день сей, въ который вы торжествуете тезоименитство Монарха, хотя и умаленнаго, но возрождающагося къ новой жизни царства Константиновъ и Ѳеодосіевъ, да будетъ залогомъ милостиваго промышленія Божія объ отечествѣ вашемъ, источникомъ утѣшенія среди сумрака окружающихъ васъ скорбныхъ событій, якоремъ упованія вашего на отеческій Промыслъ Божій, который и во гнѣвѣ Своемъ не отъемлетъ отъ насъ милости Своей, и наказуя, милуетъ и щедритъ. Помяните судьбы Божіи отъ вѣка, и утѣшитесь!

Съ перваго взгляда нѣтъ ничего, повидимому, мрачнѣе судьбы человѣчества въ этомъ мірѣ, ничего случайнѣе и запутаннѣе многоразличныхъ событій, то пріятныхъ и радостныхъ, то прискорбныхъ и ужасающихъ, въ обществахъ человѣческихъ. Здѣсь все, кажется, зависитъ или отъ безотчетнаго произвола людей, или отъ нѣкоего какъ бы роковаго стеченія непредвидимыхъ случайностей и обстоятельствъ. Здѣсь мудрость и невѣжество, добродѣтель и порокъ, законъ и своеволіе, благоразуміе и буйство страстей, многообразно переплетаясь между собою, производятъ то, что сквозь хаосъ событій, возметаемыхъ бурею страстей человѣческихъ, и самая проницательная мудрость мудрыхъ не усматриваетъ слѣдовъ порядка, такъ что исторія человѣчества во многихъ частяхъ своихъ остается неразгаданною тайною для самыхъ прилежныхъ изыскателей. Но здѣсь-то именно, гдѣ отказывается руководить насъ разумъ, руководствуетъ въ созерцаніи св. вѣра. Она открываемъ намъ, что есть всевидящее Око, которое различаетъ ясно и въ этой непроницаемой тьмѣ, которое предвидитъ все бывающее издалеча и указуетъ всему свое время и мѣсто; есть вседѣйствующая Рука, которая направляетъ самыя случайныя, повидимому, событія къ опредѣленной цѣли; есть высочайшая Премудрость, которая изъ самаго буйства страстей человѣческихъ изводитъ миръ и утвержденіе. Приникая въ зерцало Слова Божія, мы видимъ, что не политики земные размежевываютъ землю, поставляютъ и преставляютъ границы царствъ и народовь: егда раздѣляше Вышній языки, яко разсѣя сыны Адамовы, постави предѣлы языковъ по числу ангелъ Божіихъ, и безъ высочайшей воли Его не явится на землѣ и не исчезнетъ съ нея ни одинъ языкъ, не будетъ переставленъ ни одинъ предѣль. Не своеволіе восхищаетъ и не случай раздаетъ престолы и вѣнцы: владѣетъ Вышній царствомъ человѣческимъ, и емуже восхощетъ, дастъ е. Не случайно исходятъ на свѣтъ и являются на высотѣ власти тѣ или другіе мужи, въ то или другое время: въ руцѣ Господни власть земли, и потребнаго во время воздвигнетъ на ней. Не произволъ или обстоятельства управляютъ намѣреніями и дѣйствіями правителей народныхъ: сердце царево въ руцѣ Божіей, и аможе восхощетъ, тамо уклонитъ е. Ни мудрость мудрыхъ, ни сила сильныхъ, ни злоба нечестивыхъ, ни коварство лукавыхъ не могутъ простираться далѣе того предѣла, до котораго попускаетъ имъ идти всевышняя Премудрость, которая погубляетъ, когда нужно, всякую земную мудрость, низлагаетъ всякую силу, прехитряетъ всякое коварство человѣческое.

По какому закону дѣйствуетъ въ исторіи человѣчества вседѣйствующій Промыслъ Божій? По закону премудрости, благости и правды. Міръ сей есть училище, гдѣ воспитывается и образуется человѣчество, раздѣленное на племена и народы, какъ бы на особые классы, для неба и вѣчности. Родъ человѣческій есть одно семейство Отца небеснаго, которое находится теперь въ состояніи опеки и воспитанія. Есть въ немъ дѣти добрыя и благопокорливыя, но есть и чада строптивыя и развращенныя; потому небесный Дѣтоводитель употребляетъ различныя мѣры для исправленія и усовершенія ихъ. Необидливый и правосудный, Онъ даруетъ каждому, что должно. Нуженъ даръ для добрыхъ и послушныхъ чадъ? Онъ предрекаетъ имъ: будутъ царіе пѣстуны твои и княгини ихъ кормилицы твои, и вслѣдствіе того на престолахъ являются Давиды и Соломоны, Констаитины и Ѳеодосіи, Петры и Александры. Нужно вразумленіе и наказаніе строптивымъ и непокорнымъ? Онъ угрожаетъ имъ: се сотворю винограду Моему: отыму огражденіе его, и будетъ въ разграбленіе; разорю стѣну его, и будетъ въ попраніе; и поставлю юноши князи ихъ, и ругатели господствовати будутъ ими. Но здѣсь не должно забывать и того правила небеснаго Воспитателя человѣчества, что съ дѣтьми лучшими и избранными Онъ обходится всегда строже, блюдетъ ихъ опаснѣе, ведетъ ихъ къ совершенству путемъ крестнымъ: егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ: аще убо накозаніе терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ (Евр. 12, 6-7). Напротивъ, чадамъ строптивымъ и отверженнымъ Онъ попускаетъ ходить въ воляхъ сердецъ ихъ, доколѣ не исполнится мѣра грѣховъ ихъ, доколѣ не совершится мѣра долготерпѣнія Его, доколѣ не воспріимутъ они вся благая своя въ животѣ своемъ и не сдѣлаются достойными вѣчнаго отверженія отъ лица Божія: аще ли безъ наказанія есте, убо любодѣйчищи есте, а не сынове. Не должно, съ другой стороны, забывать и того, что для человѣка есть вѣчность, въ которой блаженствуютъ страждущіе на землѣ, веселятся и утѣшаются плачущіе, торжествуютъ гонимые и притѣсняемые, равно какъ вѣчно страдаютъ и мучатся блаженствующіе здѣсь. Но для народовъ и царствъ земныхъ нѣтъ вѣчности: здѣсь, во времени, получаютъ они полное воздаяніе и за пороки свои и за добродѣтели народныя.

Приложите мысли сіи къ судьбамъ отечества вашего, и сквозь сумракъ прискорбныхъ и тягостныхъ для сердца настоящихъ событій васъ облистаетъ свѣтлый лучъ надежды лучшаго. Четыре вѣка народы православные страждутъ подъ тяжелымъ игомъ свирѣпыхъ варваровъ: это, безъ сомнѣнія, не даръ, а наказаніе. Но вспомните, брат. мои, и избранный народъ Божій страдалъ въ Египтѣ, страдалъ и въ плѣну Вавилонскомъ; но въ этихъ страданіяхъ онъ обновился и возродился, искупилъ грѣхи свои, утвердился въ вѣрѣ и упованіи на Господа и сдѣлался воистину народомъ Божіимъ. И юная Церковь Христова три вѣка страдала отъ жесточайшихъ гоненій язычниковъ; но среди внѣшнихъ страданій она возрастала въ силѣ духовной и, украсившись, якоже баграницею и виссономъ, кровьми св. мучениковъ, явилась побѣдоносною царицею, рясны златыми одѣянною и преукрашенною и тѣмъ болѣе угодною небесному Жениху своему Христу. Три почти вѣка страдала и Россія подъ игомъ свирѣпыхъ монголовъ, которые опустошали и сожигали города ея, предавали мечу и плѣну сыновъ ея; но въ этихъ страданіяхъ она возродилась и обновилась духомъ, укрѣпилась въ вѣрѣ православной и сдѣлалась недоступною для обольщеній и козней властолюбиваго Запада, утвердилась въ единодушіи и единомысліи и сдѣлалась непобѣдимою и необоримою. Такъ, мы вѣруемъ, и настоящее плѣненіе агарянское есть наказаніе любви Отеческой, пріемлющей чадъ Своихъ, а не кара гнѣва Божія, осуждающаго на всегдашнее отверженіе и погибель: яко не оставитъ Господь жезла грѣшниковъ на жребіи праведныхъ, сокрушитъ яремъ нечестивыхъ и избавитъ св. Церковь Свою отъ поруганія невѣрныхъ. Настанетъ предопредѣленный въ совѣтѣ Божіемъ часъ избавленія, — и Господь воззоветъ народы православные къ новой жизни, и никакія усилія человѣческія не отдалятъ часа ихъ воскресенія. Вѣруемъ и тому, что эти вѣковыя страданія послужатъ къ духовному обновленію и укрѣпленію страждущихъ; что въ нихъ, какъ въ горнилѣ, сыны Церкви православной очистятся и преліются, яко сребро и яко злато, утвердятся въ вѣрѣ и упованіи на Бога, въ терпѣніи и мужествѣ, въ единомысліи и единодушіи, во взаимномъ братолюбіи и самоотверженіи; а эти драгоцѣнныя качества составляютъ необоримую силу и крѣпость царствъ и народовъ. Вѣруемъ, наконецъ, что чѣмъ тяжелѣе становится иго невѣрныхъ, тѣмъ ближе время избавленія; чѣмъ болѣзненнѣе скорбь страждущихъ, тѣмъ ближе вожделѣнный часъ возрожденія, отъ радости котораго забудутся всѣ скорби и страданія: жена, егда рождаетъ, скорбь имать, яко пріиде часъ ея; егда же родитъ отроча, ктому не помнитъ скорби за радость, яко родися человѣкъ въ міръ (Іоан. 16, 21).

Но этотъ вожделѣнный часъ возрожденія не только приблизился, а и насталъ уже. Что говоритъ вамъ настоящее торжество ваше? То, что есть Царь еллиновъ и есть царство еллинское. Правда, это малая только часть народа, искупившая свободу своею кровію; это слишкомъ умаленное царство въ сравненіи съ царствомъ Константина, Ѳеодосія, Юстиніана. Но, брат. мои, человѣкъ никогда не рождается возрастнымъ, а всегда младенцемъ; и никакое царство не является вдругъ великимъ и сильнымъ, а возрастаетъ и приходитъ въ силу постепенно. Надобно только, чтобы новорожденный младенецъ былъ здоровъ и крѣпокъ внутренно, и никакія препоны не остановятъ его роста. То же бываетъ и съ народами. Если народъ обладаетъ внутреннею силою и здоровьемъ, то всѣ внѣшнія преграды могутъ задержать только на время, но не могутъ остановить навсегда его естественнаго возрастанія. Эта внутренняя сила народовъ есть живая, твердая и непреоборимая вѣра, искреннее, нелицемѣрное благочестіе и чистота нравовъ, крѣпкое, терпѣливое единодушіе и братолюбіе, искренняя, самоотверженная преданность отечеству и Царю своему. Да поможетъ Господь юному царству еллинскому возрости и укрѣпиться въ этой силѣ духовной подъ водительствомъ избраннаго Имъ Самимъ Царя: тогда всѣ внѣшнія преграды къ развитію его силы и благоденствія падутъ сами собою. Высочайшая премудрость Божія обрѣтетъ средства отклонить всѣ препятствія, уничтожить всѣ козни и злоухищренія враговъ его, обратить къ нему сердца и самыхъ недоброжелателей его; ибо любящимъ Бога вся споспѣшествуютъ во благое.

Скоро ли все это сбудется? На подобные вопросы человѣческой нетерпѣливости Господь давно сказалъ намъ: нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи во своей власти. Намъ должно помнить, что жизнь народовъ измѣряется не годами, а столѣтіями: въ ней десятки и сотни лѣтъ яко день единъ въ жизни каждаго человѣка. Потому и возрастаніе и процвѣтаніе народовъ бываетъ плодомъ усилія многихъ поколѣній. Каждое поколѣніе должно внести свою лепту въ общую сокровищницу народнаго благоденствія, обязано трудиться съ самоотверженіемъ на пользу общую въ несомнѣнной надеждѣ, что Господь благословитъ трудъ и терпѣніе его обильными и благодатными плодами, которыми насладятся грядущія поколѣнія. Въ царствахъ человѣческихъ, подобно какъ въ благодатномъ царствѣ Христовомъ, инъ есть сѣяй, и инъ есть жняй; но настанетъ время, когда и сѣяй вкупѣ возрадуется и жняй (Іоан. 4, 37-36). Будемъ молиться Господину жатвы, да послетъ Онъ дѣлателей мудрыхъ, сильныхъ дѣломъ и словомъ на жатву Свою, чтобы сѣющіе теперь слезами пожали плоды трудовъ своихъ съ радостію; чтобы малое царство еллинское возросло и укрѣпилось, процвѣло паки благочестіемъ и просвѣщеніемъ духовнымъ предъ всѣми народами; чтобы свѣтильникъ Церкви православной паки просіялъ невечерѣющимъ свѣтомъ во откровеніе языкомъ и въ славу людей своихъ.

Съ другой стороны, нельзя не видѣть, что дряхлѣющее царство оттоманское само клонится къ своему паденію, и, когда исполнится мѣра грѣховъ его, когда ожесточеніе его въ ненависти къ имени христіанскому достигнетъ крайняго своего предѣла, когда время долготерпѣнія Божія истощится, — никакія усилія человѣческія не спасутъ его отъ смерти, никакія лжеумствованія политиковъ не удержатъ уже простертую надъ нимъ карающую руку Божію. Будемъ молиться, чтобы Господь помянулъ воздыханія и слезы страждущихъ братій нашихъ и ускорилъ на помощь имъ, чтобы принялъ вѣковыя страданія и кровь ихъ въ благопріятную жертву умилостивленія и очищенія грѣховъ ихъ, призрѣлъ на нихъ призрѣніемъ благости и милосердія Своего и избавилъ ихъ отъ тяжкаго ига агарянскаго. Будемъ молиться и о томъ, чтобы долготерпѣливый Господь обратилъ къ Себѣ сердца самихъ недоброжелателей православной вѣры и Церкви, которые нынѣ, ослѣпившись страстями, стараются поддержать одряхлѣвшее и упадающее владычество нечестивыхъ варваровъ надъ народами христіанскими, закрѣпить изоржавѣвшія отъ самой долговременности узы, тяготѣющія на Церкви и народѣ православномъ. Да просвѣтитъ Господь умы ихъ свѣтомъ благодати Своея, да согрѣетъ и умягчитъ сердца ихъ христіанскою любовію къ страждущимъ братіямъ ихъ по вѣрѣ и возрожденію во Христѣ Іисусѣ, да приблизится и настанетъ скоро тотъ вожделѣнный день и часъ, когда всѣ народы христіанскіе различными языки, единымъ же сердцемъ и во единомъ духѣ исповѣдуютъ и прославятъ всесвятое и поклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Одесской греческой церкви.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 529-537.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0