Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

59. Слово въ день святителя и чудотворца Николая [1].

По имени твоему, тако и житіе твое.

Такъ говорится въ одномъ изъ пѣснопѣній церковныхъ въ честь и славу святителя Христова Николая. Побѣды тезоименитый, онъ и въ самой вещи явился истиннымъ побѣдителемъ, побѣждая благимъ злое, и прежде всего въ самомъ себѣ побѣдителемъ страстей, воюющихъ во удѣхъ нашихъ. Глубокимъ смиреніемъ онъ попралъ въ себѣ свойственныя падшему человѣку самолюбіе и гордость, воздержаніемъ и постомъ побѣдилъ любосластіе и плотскія похоти, самоотверженіемъ и духовною нищетою попралъ сребролюбіе и всякое пристрастіе къ земному, молитвою и трезвеніемъ преодолѣвалъ уныніе и лѣность, кротостію и незлобіемъ обезоруживалъ всякую злобу и лукавство, горячею любовію къ ближнимъ попралъ и искоренилъ зависть и недоброжелательство, неистощимымъ милосердіемъ къ несчастнымъ сокрушилъ скупость и холодное безучастіе къ бѣдствующимъ. По имени его, тако и житіе его.

И каждому изъ насъ, брат., при самомъ появленіи на свѣтъ, св. Церковь принесла въ даръ св. имя одного изъ праведниковъ, торжествующихъ на небѣ, для того, конечно, чтобы по сему святому имени было и житіе наше. Обращали-ль вы когда-либо должное вниманіе на этотъ драгоцѣнный даръ св. Церкви? Думали-ль о томъ, какъ важно и драгоцѣнно для насъ и чего требуетъ отъ насъ данное намъ въ св. крещеніи имя?

Подлинно драгоцѣнно для насъ это св. имя. Это первая собственность, которую пріобрѣтаемъ мы въ мірѣ, — собственность неотъемлемая, которая одна прейдетъ вмѣстѣ съ нами въ вѣчность. Ничѣмъ не отличаетъ природа рождающагося на свѣтъ младенца, не отличаетъ ничѣмъ и полагаемаго во гробъ мертвеца. Одна св. Церковь нареченіемъ христіанскаго имени отличаетъ и колыбель и могилу христіанина. Подъ этимъ именемъ, какъ бы подъ нѣкоею священною печатію, онъ живетъ и дѣйствуетъ посреди милліоновъ подобныхъ ему людей; подъ этимъ именемъ хранится память о немъ въ роды родовъ и творится воспоминаніе о немъ въ молитвахъ св. Церкви предъ престоломъ Господнимъ; съ этимъ именемъ онъ явится и на небѣ, посреди собора небожителей. Наги мы приходимъ на свѣтъ, наги и выйдемъ отсюда. Ничего не приносимъ съ собою въ міръ, ничего и не вынесемъ изъ міра. Сколько бы ни пріобрѣли мы сокровищъ въ продолженіе жизни, они всѣ останутся здѣсь, по сю сторону гроба. Какихъ бы ни удостоились почетныхъ титуловъ и отличій, они всѣ останутся сверху земли, на памятникѣ надгробномъ. Одно небесное сокровище оправдающей благодати Божіей, даруемое намъ въ крещеніи, вмѣстѣ съ христіанскимъ именемъ, пребудетъ нашимъ неотъемлемымъ сокровищемъ на всю вѣчность, если не потеряемъ его сами. Одно высокое титло сыновъ Божіихъ, пріобрѣтенное нами туне, при самомъ вступленіи въ Церковь Христову, будетъ нашимъ вѣчнымъ отличіемъ, если не лишимся его по собственной винѣ. Уже по сему одному, христіанское имя, даруемое намъ св. Церковію, есть такое сокровище, драгоцѣннѣе котораго нѣтъ ничего въ мірѣ и которое намъ должно хранить съ особенною осторожностію и вниманіемъ.

Вспомните притомъ, какое это имя? Это — святое и прославленное Богомъ имя одного изъ тѣхъ блаженныхъ небожителей, которые, окончивъ благочестно и богоугодно поприще земной жизни, преселились въ небесныя обители, гдѣ вмѣстѣ съ св. ангелами выну видятъ лице Отца небеснаго. Нарицая насъ такимъ именемъ, св. Церковь вводитъ насъ не только въ общество вѣрующихъ во Христа, причисляя къ лику чадъ Божіихъ, но и въ Церковь первородныхъ, написанныхъ на небесѣхъ, въ свѣтлое и свѣтоносное общество духовъ праведниковъ совершенныхъ. Отселѣ весь неисчислимый соборъ святыхъ Божіихъ, стоящихъ предъ престоломъ Божіимъ на небѣ, становится нашими братіями и сродниками, нашими присными и друзьями, нашими покровителями и заступниками, нашими предстателями и ходатаями предъ престоломъ Отца небеснаго. За дорогое цѣнятъ люди украшаться именемъ, прославленнымъ въ бытописаніяхъ человѣческихъ, унаслѣдованнымъ отъ предковъ именитыхъ и славныхъ; но можетъ ли быть имя славнѣе того, которое прославлено Самимъ Богомъ и вписано въ книгѣ живота вѣчнаго, — имя пророка или апостола, исповѣдника или мученика, святителя или преподобнаго? Настанетъ время, когда всѣ бытописанія человѣческія, со всѣми прославленными въ нихъ именами, исчезнутъ навсегда, — останутся одна книга живота вѣчнаго и вписанныя въ ней святыя имена избранныхъ и друзей Божіихъ. За счастіе почитается въ свѣтѣ быть въ связи съ кругомъ людей великихъ и славныхъ въ общественномъ мнѣніи, знаменитыхъ происхожденіемъ рода, сильныхъ богатствомъ или властію; не высшее ли счастіе быть въ союзѣ и общеніи съ цѣлымъ міромъ духовъ праведниковъ совершенныхъ, съ соборомъ избранныхъ и друзей Божіихъ, съ которыми соединяетъ насъ Церковь нареченіемъ имени одного изъ нихъ? Настанетъ часъ, когда всѣ наши земныя связи пресѣкутся рукою смерти, когда никакое покровительство сильныхъ земли нисколько не поможетъ намъ. Одинъ союзъ вѣры и любви во Христѣ Іисусѣ пребудетъ вѣчнымъ, одно мощное заступленіе и ходатайство избранныхъ и друзей Божіихъ можетъ оказать намъ дѣйствительную помощь и послѣ нашей смерти, на самомъ судѣ Христовомъ. Счастливымъ почитаютъ человѣка, который имѣетъ искренняго, нелицемѣрнаго друга, мудраго и прозорливаго совѣтника и наставника, вѣрнаго и опытнаго руководителя въ жизни; во сколько же счастливѣе мы всѣ подъ благодатнымъ покровомъ св. Церкви, которая каждому изъ насъ даруетъ въ соименномъ намъ святомъ такого друга, котораго любовь и дружба не оставитъ насъ ни въ настоящей жизни ни по смерти, — такого наставника и руководителя, который премудрѣе и опытнѣе всѣхъ мудрыхъ земли?

Въ этомъ-то и состоитъ, брат. мои, особенное преимущество нашего христіанскаго имени, что съ нареченіемъ его св. Церковь соединяетъ насъ родственнымъ, пріискреннимъ союзомъ съ соименнымъ намъ святымъ угодникомъ Божіимъ, вручаетъ насъ его ближайшему надзору, храненію и руководству, подобно какъ въ семействахъ благоустроенныхъ — чадъ юнѣйшихъ поручаютъ надзору и попеченію старѣйшихъ и опытнѣйшихъ. Съ того времени соименный намъ угодникъ Божій пріемлетъ насъ подъ свое особенное попеченіе и покровительство, становится нашимъ хранителемъ и защитникомъ, наставникомъ и руководителемъ, помощникомъ въ трудахъ нашихъ, ходатаемъ нашимъ предъ Богомъ и ближайшимъ для насъ примѣромъ христіанской жизни. Опытнѣйшаго наставника, лучшаго помощника, благонадежнѣйшаго руководителя, могущественнѣйшаго ходатая, безопаснѣйшаго примѣра для своей жизни мы не могли бы найти нигдѣ, какъ на небѣ. Съ неба гораздо виднѣе все, что происходитъ на землѣ, и потому небесный руководитель ошибаться не можетъ: намъ должно съ полною довѣренностію предаться его водительству, стараться быть достойными его благихъ совѣтовъ и наставленій, съ благоговѣніемъ прислушиваться къ его вѣщаніямъ въ своей совѣсти и сердцѣ. Помощникъ, облеченный силою Божіею, благонадеженъ: намъ должно съ твердымъ упованіемъ притекать къ его заступленію и просить его помощи. Ходатайство праведнаго много можетъ и на землѣ, когда и самъ праведникъ обложенъ еще немощію плоти; тѣмъ могущественнѣе оно на небѣ, когда онъ пріялъ отъ Господа честь и славу предстоять предъ престоломъ Божіимъ и бесѣдовать съ Господомъ лицемъ къ лицу. Примѣръ святаго, достигшаго уже бдаженства на небѣ, неложенъ: ему должно послѣдовать неуклонно, онъ вѣрно приведетъ туда, гдѣ самъ. Для сего-то и нужно каждому изъ насъ изучать тщательно житіе святаго, котораго имя на себѣ носимъ, непрестанно имѣть его предъ собою, какъ зеркало, чтобы, всматриваясь въ него, повѣрять по нему собственную жизнь свою, чтобы, подражая ему въ дѣлахъ благочестія и добродѣтели, усвоить себѣ, мало по малу, его богоподобныя свойства, сблизиться и сродниться съ нимъ духомъ и сердцемъ своимъ, чтобы явиться достойнымъ водвориться нѣкогда вмѣстѣ съ нимъ въ небесныхъ обителяхъ царствія Божія.

Но эти высокія преимущества, которыя даруются намъ съ нареченіемъ святаго имени христіанскаго, требуютъ, брат. мои, и отъ насъ крайней осторожности и бдительности надъ собою, чтобы сохранить святое имя свое чистымъ и непорочнымъ, чтобы не запятналось оно безславіемъ грѣха и безчестіемъ постыдныхъ дѣлъ, чтобы прославленное Богомъ имя праведника не хулилось во языцѣхъ нашею порочною жизнію. И въ человѣческихъ обществахъ человѣкъ, опорочившій благородное имя низкими и безчестными поступками, лишается всѣхъ правъ и изгоняется изъ общества; тѣмъ паче лишенъ будетъ благодати и славы Божіей и изгнанъ во тьму кромѣшную, кто опорочитъ святое имя своего небеснаго покровителя грѣхами и беззаконіями. И на землѣ нерѣдко даже родной отецъ отвергаетъ своего сына, который порочною жизнію и безчестными дѣлами уничижаетъ честь своего рода, безчеститъ доброе имя своихъ родителей и предковъ; отвергнется и отъ насъ и не приметъ насъ въ свои вѣчныя кровы небесный покровитель нашъ, если мы своею неблагоговѣйною, нечестивою и беззаконною жизнію опорочимъ его святое имя, прославленное Богомъ на землѣ и на небѣ. Такъ, грѣхи и неправды наши могутъ лишить насъ всѣхъ преимуществъ и чести, которыхъ удостоились мы туне съ нареченіемъ намъ святаго и прославленнаго Богомъ имени христіанскаго, и подвергнуть насъ тяжкому осужденію на страшномъ судѣ Христовомъ. Горе намъ, если на небѣ не узнаютъ насъ подъ тѣмъ именемъ, которымъ нарекла насъ св. Церковь! А не узнаютъ, если о томъ не засвидѣтельствуютъ дѣла наши: кійждо бо отъ своихъ дѣлъ или прославится, или постыдится. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Житомирской Успенской церкви.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 475-480.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0