Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

56. Слово въ день св. равноапостольнаго князя Владиміра [1].

Нынѣ мы празднуемъ память того незабвеннаго для отечества нашего великаго князя, котораго наши предки называли не иначе, какъ солнцемъ земли русской, а св. Церковь наименовала равноапостольнымъ. Онъ просвѣтилъ всю землю русскую свѣтомъ вѣры Христовой, извелъ ее изъ тьмы идолослуженія въ чудный свѣтъ благодати Божіей и возродилъ ее св. крещеніемъ; онъ утвердилъ въ отечествѣ нашемъ православную Церковь — столпъ и утвержденіе истины, и такимъ образомъ водворилъ въ царствѣ русскомъ царство Христово — источникъ жизни, силы и могущества Россіи.

Неисчислимое множество благодатныхъ плодовъ принесла отечеству нашему св. вѣра, насажденная въ немъ св. княземъ Владиміромъ. Все, что ни видимъ добраго, великаго и славнаго въ нашемъ отечествѣ, все, чѣмъ ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго въ исторіи царства русскаго, — есть плодъ св. вѣры, ея благодатныя дѣйствія и ея драгоцѣнный даръ. Она собрала во едино народъ русскій, раздѣленный прежде по племенамъ, и расширила предѣлы Россіи до концевъ земли. Она ввела у насъ законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядокъ жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношенія и связи, которыми связуются всѣ члены великаго семейства народа русскаго во едино живое и крѣпкое тѣло государства русскаго. Она воспитала великихъ и мудрыхъ царей, знаменитыхъ военачальниковъ и градоправителей, мудрыхъ мужей совѣта и руководителей народа. Она возрастила, возвела на небо и прославила вѣчною славою у Бога цѣлые лики святыхъ соотечественниковъ и сродниковъ нашихъ и содѣлала ихъ молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской. Она вдохновляла праотцевъ и отцевъ нашихъ мужествомъ, единомысліемъ и самоотверженіемъ, съ которыми они защищали и отстояли достояніе предковъ отъ множества враговъ своихъ. И теперь, если осталось что добраго въ нашихъ нравахъ и обычаяхъ, въ нашихъ обществахъ и семействахъ, во всей нашей жизни общественной и частной, — все это есть плодъ св. вѣры, которая одна учитъ и наставляетъ людей всему, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала (Флп. 4, 8).

Но, брат. мои, кому много дано, съ того много и взыщется. Св. вѣра есть живоносное сѣмя, которое должно приносить и въ каждомъ изъ насъ благіе плоды, — есть ввѣренный намъ Господомъ талантъ, который мы обязаны воздѣлывать и умножать. Спросимъ же самихъ себя: такъ же ли животворна и плодоносна св. вѣра и въ насъ, какъ жива и плодоносна она въ нашемъ отечествѣ? И на живомъ и плодоносномъ деревѣ бываютъ увядшія и безплодныя вѣтви, и въ здоровомъ и красивомъ тѣлѣ бываютъ омертвѣвшіе и безжизненные члены. Не оказаться бы и намъ такими же безплодными вѣтвями на величественномъ древѣ православнаго царства русскаго! Не явиться бы и намъ такими же мертвыми членами въ благодатномъ и живоносномъ тѣлѣ Церкви Христовой, насажденной и процвѣтшей въ отечествѣ нашемъ! Для сего-то и совѣтуетъ св. Апостолъ: себе искушайте, аще въ вѣрѣ есте, себе искушайте. Какъ искушать? Отъ плода познается древо, говоритъ Господь: всяко древо добро плоды добры творитъ. Плодъ же духовный, говоритъ Апостолъ, есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23). Итакъ, есть ли въ насъ эти благодатные плоды вѣры Христовой, которыхъ нынѣ долготерпѣливо ожидаетъ, но которыхъ строго востребуетъ отъ насъ всеправедный Судія міра на страшномъ судѣ Своемъ?

Возрастаетъ и зрѣетъ ли въ сердцѣ нашемъ св. любовь къ Господу, — та крѣпкая, аки смерть, любовь, которая ничего не предпочитала бы паче Бога, ничего такъ не желала бы, какъ исполненія во всемъ воли Божіей, ничего такъ не страшилась бы, какъ преступленія заповѣди Божіей; которая не попускала бы возрастать и укореняться въ сердцѣ нашемъ ничему злому, нечистому, противному волѣ Божіей; которая, вмѣняя въ уметы все земное, искала бы единаго на потребу — вѣчной жизни со Христомъ въ Богѣ, алкала и жаждала бы общенія съ Господомъ въ молитвѣ и св. таинствахъ; которая бы готова была положить душу свою за славу имени Божія, за цѣлость св. вѣры, за сокровище Евангелія Христова? Одушевлено ли сердце наше тою искреннею любовію къ ближнему, которая не только не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не ищетъ своихъ си, не мыслитъ зла, но промышляетъ добрая ко всѣмъ (1 Кор. 13, 4-5), всѣхъ благословляетъ, всѣмъ благодѣтельствуетъ, за всѣхъ молится, всякому желаетъ всего, чего желаетъ себѣ?

Живетъ ли въ сердцѣ нашемъ св. радость о Господѣ, т. е. радость о томъ, что Господь Богъ просвѣтилъ насъ свѣтомъ истиннаго богопознанія, очистилъ и оправдалъ насъ благодатію св. крещенія, открылъ намъ св. волю Свою, даровалъ намъ св. таинства къ освященію и спасенію нашему, усыновилъ насъ Себѣ во Христѣ Іисусѣ въ наслѣдіе жизни вѣчной, заповѣдалъ св. ангеламъ Своимъ охранять насъ во всѣхъ путехъ нашихъ, долготерпитъ о насъ согрѣшающихъ предъ Нимъ, не погубляя насъ со беззаконіями нашими, но милостиво ожидая нашего покаянія и обращенія на путь правды и добродѣтели, на дѣла благія и богоугодныя? Живетъ ли въ насъ та неизглаголанная радость о будущемъ обѣтованномъ намъ блаженствѣ въ дому Отца небеснаго, которая заставляетъ забывать и ни во что вмѣнять всѣ скорби настоящей жизни, всѣ огорченія, досады, озлобленія, всѣ недостатки, лишенія, страданія за превосходящую любовь Божію?

Обитаетъ ли въ душѣ нашей благодатный миръ, — миръ помысловъ и желаній, миръ совѣсти и сердца, внутреннее ощущеніе того, что мы воистину чада Божія и находимся въ Его Отеческой любви и благоволеніи? Является ли этотъ внутренній миръ души во внѣшнихъ нашихъ дѣйствіяхъ и отношеніяхъ другъ ко другу, во взаимномъ снисхожденіи другъ къ другу, въ незлобіи, кротости и смиреніи другъ предъ другомъ, во взаимномъ прощеніи другъ другу оскорбленій и огорченій, въ готовности пожертвовать всѣмъ, чтобъ сохранить согласіе, миръ и любовь со всѣми ближними?

Обучена ли душа наша долготерпѣнію, такъ чтобы никакая потеря земная не огорчила ее безмѣрно, никакая скорбь и печаль временная не ввергала ее въ уныніе и безнадежность, никакая непріятность не возмущала ея внутренняго мира, никакое оскорбленіе не раздражало ее и не погашало въ ней любви къ своимъ собратіямъ; чтобы вся она жила и дышала преданностію Богу, Ему повѣряла всѣ чувства свои, въ Немъ искала своего утѣшенія, Ему предавала всю судьбу свою, на Него возлагала все упованіе свое, отъ Него ожидала избавленія и спасенія своего отъ всякой скорби и напасти?

Растворено ли сердце наше благостію, — тою благостію, которая не различаетъ друга и недруга между собратіями своими, но всѣхъ равно объемлетъ братнею любовію, не отвергая никого, ко всѣмъ относится съ одинаково благимъ расположеніемъ сердца: подаетъ просящему, уступаетъ и отъемлющему, хвалитъ доброжелающаго, благословляетъ и кленущаго ее, благодарна къ благодѣющему, молится и за творящихъ ей напасть, не помнитъ и не поминаетъ зла и благимъ побѣждаетъ злое? Дышетъ ли сердце наше тѣмъ милосердіемъ, которое радуется съ радующимся, плачетъ съ плачущимъ, скорбитъ со скорбящимъ, страждетъ съ страждущимъ, воздыхаетъ и молится о согрѣшающемъ, — которое раздѣляетъ хлѣбъ свой съ алчущимъ и питіе свое съ жаждущимъ, упокоеваетъ странника, призрѣваетъ сиротствующаго, облегчаетъ страданія болящаго, утѣшаетъ узника въ темницѣ?

Жива ли въ сердцѣ нашемъ вѣра, т. е. искреннее, твердое и непоколебимое убѣжденіе въ истинѣ Божіей, для котораго всякое слово св. Евангелія есть ей и аминь, которое видитъ невидимое, наслаждается уповаемымъ, предзритъ Господа предъ собою выну, живетъ со Христомъ въ Бозѣ, — то живое и крѣпкое убѣжденіе, котораго не могутъ поколебать ни соблазны и искушенія, ни мученія и смерть, для котораго стократно лучше умереть тѣломъ, нежели отступить отъ вѣры, или преступить св. заповѣдь Божію и умереть духомъ, которое, аще и пойдетъ посредѣ сѣни смертныя, не убоится зла?

Украшается-ль душа наша кротостію, которой обѣщалъ Господь въ наслѣдіе новую землю, — тѣмъ, т. е., незлобіемъ младенческимъ, въ которомъ нѣтъ ни недовѣрія, ни подозрѣнія, ни зависти, ни зложелательства, ни ропота и недовольства, которое ударившему въ ланиту обращаетъ другую и хотящему съ нимъ судитися и ризу его взяти отдаетъ и срачицу; тѣмъ смиренномудріемъ, которое всякаго человѣка творитъ больша себе честію, не ищетъ славы отъ человѣкъ, но славы яже отъ Бога, не судитъ и не осуждаетъ никого, но разсуждаетъ самого себя, не высокая мудрствуетъ, но смиренными ведется.

Искушалась ли душа и тѣло наше въ воздержаніи? Привыкли-ль мы довольствоваться малымъ, не угождать своей плоти, отказывать себѣ во всемъ, погашать всякое плотское вожделѣніе, обуздывать и умерщвлять всякую нечистую похоть и страсть, утѣшаться не пищею и питіемъ, не одеждами и украшеніями, а благодатію Духа Святаго и глаголомъ Божіимъ? Иже бо Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми.

Сихъ-то, брат. мои, духовныхъ плодовъ ожидаетъ отъ насъ пролившій за насъ кровь Свою на крестѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ. По этимъ только плодамъ можно узнавать: жива ли въ насъ вѣра Христова, корень всѣхъ благихъ, и живемъ ли мы вѣрою, — живы ли мы или мертвы предъ Богомъ? Живы, если сердце наше утвердилось любовію въ Господѣ — Спасителѣ нашемъ, если воля наша покорена всесовершенно владычествующей надъ всѣми волѣ Божіей, если разумъ нашъ плѣненъ въ послушаніе вѣры Христовой, если мы всею своею жизнію тщимся вообразить въ себѣ Христа, подражая Его любви и милосердію, Его благости и состраданію, Его кротости и смиренію, Его незлобію и долготерпѣнію, Его высочайшему самоотверженію. Живы, если душа наша ограждается отвсюду страхомъ Божіимъ, если совѣсть наша не дремлетъ на стражѣ души нашей, бодрствуетъ въ охраненіи чистоты сердца, издаетъ болѣзненные вопли и стоны, когда злые помыслы и похоти закрадываются въ душу, какъ тати духовные, чтобы окрасть ея чистоту и непорочность и внести въ нее скверну грѣховную. Живы, если живы въ насъ желаніе вѣчной жизни со Христомъ Господомъ и страхъ вѣчнаго отлученія отъ Бога и осужденія въ геенну; если, и послѣ вольныхъ или невольныхъ грѣхопаденій, не остаемся въ безпечности, но тотчасъ возстаемъ отъ паденія, возсозидаемъ и обновляемъ себя покаяніемъ и сокрушеніемъ сердечнымъ, омываемъ грѣхи свои слезами умиленія. Живы, если, не привязываясь ни къ чему земному и временному, не останавливаемся въ своемъ теченіи къ горнему и, хотя слабыми, колеблющимися стопами, постоянно стремимся къ небесному отечеству нашему, туда устремляя умъ и сердце свое, тамъ сосредоточивая всѣ желанія и надежды свои, единаго прося у Господа — еже жити въ дому Отца небеснаго во вѣки.

Блаженъ, кто сохранитъ въ себѣ хотя начатки этой жизни духовной! Тѣмъ паче блаженъ и преблаженъ, кто можетъ сказать о себѣ съ Апостоломъ: живу не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ; а еже нынѣ живу во плоти, вѣрою живу Сына Божія, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мнѣ (Гал. 2, 20). Кто живетъ со Христомъ здѣсь, будетъ жить съ Нимъ и на небѣ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Житомирскомъ каѳедр. соборѣ.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 454-460.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0