Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

49. Слово въ день св. Апостола Іоанна Богослова [1].

Се есть завѣщаніе, еже слышасте исперва, да любимъ другъ друга (1 Іоан. 3, 11).

Это послѣднее, предсмертное завѣщаніе празднуемаго нынѣ св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова. Это первое и послѣднее поученіе, или, лучше сказать, сущность всѣхъ поученій возлюбленнаго ученика Христова всѣмъ чадамъ его во Христѣ, порожденнымъ словомъ благовѣствованія евангельскаго, всѣмъ вѣрующимъ въ Господа Іисуса Христа.

Повѣствуетъ преданіе церковное, что, когда св. Апостолъ Іоаннъ, достигнувъ глубокой старости, не могъ уже ни ходить ни говорить много, то приказывалъ приносить себя въ собраніе вѣрующихъ и, вмѣсто поученія, повторялъ одно слово: «чадца, любите другъ друга». Когда же спрашивали его, зачѣмъ онъ такъ часто повторяетъ одно и то же, онъ, съ глубокимъ убѣжденіемъ облагодатствованнаго сердца, отвѣтствовалъ: «потому, что въ этомъ одномъ заключается все; исполните эту одну заповѣдь, и вы исполните весь законъ, угодите Богу, достигнете высшаго совершенства, потому что уподобитесь возлюбившему насъ Господу Іисусу Христу и будете сынами Всевышняго».

Видите, возлюбленніи, такъ убѣждалъ св. Апостолъ чадъ своихъ во Христѣ: видите, какову любовь далъ есть намъ Отецъ, да чада Божія наречемся, и есмы (1 Іоан. 3, 1). Такова величайшая, неизреченная и неизслѣдимая любовь Отца небеснаго, что намъ, падшимъ и погибшимъ, Онъ даровалъ право и возможность сдѣлаться сынами Его, т. е. братьями по благодати Самого Единороднаго Сына Его, предметомъ Его Отеческой любви и благоволенія, наслѣдниками всѣхъ сокровищъ и благъ въ небесномъ царствѣ Его, причастниками той славы и блаженства, которыми отъ вѣчности наслаждается Единородный Сынъ Божій въ лонѣ Отца Своего. Аще убо сице возлюбилъ есть насъ Богъ, и мы должни есмы любити другъ друга (1 Іоан. 4, 11). Это непремѣнный долгъ благодарности возлюбившему насъ Отцу небесному, это — непреложное обязательство предъ искупившимъ насъ Сыномъ Божіимъ, который заповѣдалъ намъ: си заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга, якоже Азъ возлюбихъ вы. Это — необходимое и неизбѣжное условіе, безъ котораго не можемъ не только быть, а и именоваться чадами Божіими, какъ не уподобляющіеся небесному Отцу своему и Его Единородному Сыну. Аще убо сице возлюбилъ есть насъ Богъ, и мы должни есми другъ друга любити.

А какъ возлюбилъ насъ Отецъ небесный? Онъ Сына Своего Единороднаго не пощадѣ, но за всѣхъ насъ предалъ есть Его, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Онъ столько благъ и многомилостивъ, что сіяетъ солнце Свое на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя, подаетъ намъ все и прежде прошенія нашего, и даже невѣдущимъ и непочитающимъ Его не несвидѣтельствована Себе остави благотворя, съ небеси имъ дожди дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселіемъ сердца ихъ, да поне осяжутъ Его и обрящутъ. Онъ столько милосердъ и долготерпѣливъ, въ особенности къ намъ, именующимся чадами Его по вѣрѣ въ Сына Его Господа Іисуса Христа, что не только не поражаетъ и не погубляетъ, но щадитъ и милуетъ насъ и тогда, когда мы согрѣшаемъ предъ Нимъ, дерзновенно преступаемъ св. заповѣди Его, несмысленно оскорбляемъ высочайшую святость и правду Его, не страшась неприступной славы и величія Его, не ужасаясь страшнаго прещенія гнѣва Его. Онъ столько благъ и снисходителенъ къ намъ, что прощаетъ всѣ грѣхи наши, не поминаетъ беззаконій нашихъ за одно только покаяніе и исповѣданіе предъ Нимъ грѣховъ нашихъ, за одно смиреніе предъ Нимъ и сокрушеніе сердца.

Какъ возлюбилъ насъ и Единородный Сынъ Божій? Онъ, Владыка и Творецъ нашъ, обладаяй славою и блаженствомъ у Отца Своего прежде сложенія міра, ради насъ грѣшныхъ отрекся сей славы, снисшелъ до зрака раба, уничижилъ Себя до вертепа и яслей, до бѣдной жизни странника, неимущаго, гдѣ главу подклонити, смирилъ Себя до крестной смерти со злодѣями, принялъ на Себя всѣ грѣхи наши и претерпѣлъ за нихъ всю заслуженную нами казнь, терпѣливо и кротко переносилъ поруганія и мученія, страданія и болѣзни смертныя отъ тварей Своихъ, которыхъ пришелъ Онъ искупить отъ вѣчной смерти и мученій адовыхъ. Имѣя силу и власть однимъ словомъ истребить всѣхъ враговъ Своихъ, Онъ не преставалъ щадить и миловать ихъ, скорбѣть и плакать о нихъ и тогда, когда они вели Его на крестную смерть и, распинаемый на крестѣ, молился за Своихъ распинателей.

Видите, брат. мои, какой любви къ ближнему требуетъ отъ насъ Господь нашъ, когда говоритъ намъ: си заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга, якоже Азъ возлюбихъ вы. Какъ отраженіе и отблескъ любви къ намъ Сына Божія, и наша любовь къ ближнему должна быть самоотверженна, смиренна и терпѣлива, снисходительна къ недостаткамъ брата своего, великодушна къ его слабостямъ, милосерда къ его немощамъ, готова оказать ему всякую услугу, раздѣлить съ нимъ все — до послѣдняго хитона, покрывать его согрѣшенія, охотно прощать ему всѣ обиды и оскорбленія, любить самыхъ враговъ своихъ, добро творить ненавидящимъ насъ, молиться за творящихъ намъ напасть, полагать, когда нужно, самую душу свою по братіи своей. Вотъ, какъ изображаетъ св. Апостолъ Павелъ истинную христіанскую любовь: любы долготерпитъ, милосердствуетъ, любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ, вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ, любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4-8).

Желаете-ль видѣть живой образъ этой всеобъемлющей любви христіанской? Его представляетъ въ себѣ празднуемый нынѣ возлюбленный ученикъ Христовъ Іоаннъ. Вотъ одинъ изъ многочисленныхъ примѣровъ отеческой и братской любви его къ ближнему, которыми такъ богата, такъ свѣтла и безсмертна его память. Находясь нѣкогда въ одномъ недалекомъ отъ Ефеса городѣ для проповѣди Евангелія и утвержденія вѣрующихъ, онъ увидѣлъ юношу, который при здоровомъ и красивомъ тѣлѣ видимо отличался и душевными дарованіями. Желая сдѣлать сего юношу полезнымъ членомъ Церкви, св. Іоаннъ взялъ его къ себѣ, научилъ вѣрѣ во Христа и благочестію; но, будучи отвлеченъ другими важнѣйшими дѣлами и оставляя городъ, поручилъ его епископу града съ такими словами: «сего юношу поручаю тебѣ, вся Церковь и Духъ Святый да будутъ свидѣтелями; соблюдай его отъ всякаго злаго дѣла». Епископъ, принявъ юношу, воспитывалъ его, какъ сына, охранялъ его отъ всѣхъ соблазновъ и искушеній, напоялъ его млекомъ чистаго ученія вѣры и благочестія христіанскаго. Наконецъ, по достиженіи имъ совершеннаго возраста, видя постоянно доброе и кроткое поведеніе его и надѣясь еще болѣе утвердить его въ благочестіи, сподобилъ его св. крещенія, а съ тѣмъ вмѣстѣ ослабилъ свой надзоръ за нимъ, какъ совершеннымъ уже христіаниномъ. Оставшись на свободѣ, сей новый христіанинъ свелъ знакомство со сверстниками, не обученными страху Божію и преданными порокамъ. Опасные друзья скоро пріучили его къ разнымъ порочнымъ забавамъ, невоздержанію и распутству. Не имѣя средствъ къ удовлетворенію со дня на день усиливающейся страсти къ чувственнымъ наслажденіямъ, онъ привыкъ мало по малу къ обманамъ и воровству. Наконецъ, не находя возможности скрывать долѣе развратныхъ своихъ привычекъ, тяготясь присутствіемъ благочестиваго общества, съ которымъ поневолѣ долженъ былъ участвовать во всѣхъ подвигахъ благочестія, онъ собралъ нѣсколько распутныхъ товарищей, ушелъ съ ними въ горы, сдѣлался начальникомъ разбойничей шайки, и, проливая кровь человѣческую, думалъ насытить никогда и ничѣмъ не насыщаемыя страсти. По довольно долгомъ времени св. Іоаннъ прибылъ опять въ этотъ городъ, и, устроивъ дѣла церковныя, сказалъ епископу: «возврати мнѣ теперь сокровище, которое я и Христосъ поручили тебѣ». Когда же епископъ недоумѣвалъ, о какомъ сокровищѣ спрашиваетъ его Апостолъ, св. Іоаннъ сказалъ яснѣе: «возврати мнѣ юношу, котораго я вручилъ тебѣ». Пристыженный словами Апостола епископъ, обливаясь слезами, разсказалъ ему случившееся. «Хорошаго же нашелъ я въ тебѣ пастыря для души брата», сказалъ съ отеческимъ упрекомъ св. старецъ. Немедленно сѣлъ потомъ на коня, взялъ съ собою проводника и отправился въ горы искать заблудшую овцу. Находившіеся въ потаенныхъ мѣстахъ стражи разбойничей шайки схватили Апостола и привели его къ своему начальнику, который, по обычаю, встрѣчалъ плѣнниковъ во всемъ вооруженіи; но едва завидѣлъ онъ въ плѣнникѣ св. Іоанна, бросился бѣжать отъ него. Тогда св. старецъ, забывъ свою старость и безсиліе, съ быстротою юноши пустился преслѣдовать бѣгущаго, крича въ слѣдъ ему: «сынъ мой, зачѣмъ бѣжишь отъ меня, отца твоего? Зачѣмъ напрасно утруждаешь меня? Остановись, — помилуй меня, слабаго и немощнаго старца; остановись, не бойся, ты имѣешь еще надежду спасенія. Я буду отвѣчать за тебя предъ Богомъ, я душу свою положу за тебя, какъ Христосъ положилъ Свою душу за насъ. Не бойся, сынъ мой, остановись, не бойся. Христосъ послалъ меня даровать тебѣ отпущеніе грѣховъ твоихъ. Я буду страдать за тебя, пусть кровь, которую ты пролилъ, будетъ на мнѣ, пусть бремя грѣховъ твоихъ отяготѣетъ на моей выи!» Тронутый слезами и словами Апостола, разбойникъ остановился, бросилъ съ презрѣніемъ свое оружіе, въ страхѣ и трепетѣ предсталъ предъ св. старцемъ, обливаясь слезами и скрывая отъ стыда правую руку, обагренную кровію. Что же дѣлаетъ св. Іоаннъ? Онъ упадаетъ къ ногамъ злодѣя, лобызаетъ окровавленную руку его, умоляетъ его пощадить свою душу, возвратиться на лоно св. Церкви, къ премилосердому Господу Іисусу Христу. Такимъ образомъ, погибшая овца возвращается избранному стаду небеснаго Пастыря. Любвеобильный Апостолъ самъ раздѣляетъ съ кающимся строгіе подвиги церковнаго покаянія — постъ и молитву, бдѣнія и колѣнопреклоненія, и не оставляетъ его дотолѣ, пока не уврачевалъ совершенно грѣховныя язвы его, доколѣ не утвердилъ его совершенно на правомъ пути благочестія.

Этотъ умилительный примѣръ любви апостольской показываетъ, брат., не только то, какова истинная любовь христіанская — самоотверженная, вседушевная, готовая принять и понести все для спасенія ближняго, предать самую душу свою за душу брата своего, но и то, въ чемъ состоитъ эта истинно святая любовь. Здѣсь увидятъ родители, что первый и главный предметъ любви ихъ къ дѣтямъ суть душа и сердце дѣтей и главная забота о нихъ есть воспитаніе ихъ въ страхѣ Божіемъ, есть обученіе ихъ ко благочестію, есть преимущественное попеченіе о вѣчномъ ихъ спасеніи, а не о временныхъ выгодахъ и пользахъ. Распутному сыну не въ помощь никакое богатство; напротивъ, кто самъ безъ порока живетъ въ правдѣ и въ томъ же духѣ воспитаетъ чадъ своихъ, блаженны оставитъ дѣти своя, — такъ увѣряетъ насъ Слово Божіе. Здѣсь научатся пастыри и отцы духовные, что попеченіе о спасеніи ввѣренныхъ имъ душъ христіанскихъ есть не только ихъ обязанность, но и высочайшее дѣло и подвигъ любви христіанской, съ которымъ связано и отъ котораго зависитъ ихъ собственное спасеніе, что погибель душъ христіанскихъ отъ ихъ невниманія и небреженія есть собственная ихъ погибель. Здѣсь увидятъ воспитатели юношества, какой поистинѣ святой и великій подвигъ любви христіанской возлагаетъ на нихъ ихъ званіе, какая высокая награда у Господа Іисуса Христа ожидаетъ ихъ въ царствѣ Божіемъ, если они и наставленіями и примѣромъ своимъ приведутъ ко Христу своихъ питомцевъ, и какое страшное горе ожидаетъ ихъ въ вѣчности, если они — намѣренно, или даже ненамѣренно — соблазнятъ хотя единаго отъ малыхъ сихъ. Здѣсь увидятъ и юноши, какимъ страшнымъ бѣдствіемъ угрожаетъ имъ своеволіе, желаніе распоряжаться собою самому, безъ скучнаго надзора и руководства старшихъ, въ какую ужасную бездну зла можетъ привести ихъ одинъ неосторожный шагъ къ пороку. Пути порока и беззаконія вначалѣ гладки и пріятны, по нимъ идется легко, скоро и незамѣтно, но послѣдняя ихъ зрятъ во дно адово. Никто не родится злодѣемъ, но дѣлается такимъ постепенно и непримѣтно, удаляясь отъ закона Божія шагъ за шагомъ, привыкая мало по малу поблажать своимъ дурнымъ наклонностямъ и похотямъ. Здѣсь увидитъ, наконецъ, каждый, какой великій подвигъ любви христіанской охранить брата своего отъ паденія, спасти душу его отъ соблазновъ и какое злодѣйство соблазнить и погубить душу брата своего. Поистинѣ уне есть такому душеубійцѣ, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй!

Такая-то, брат. мои, искренняя, вседушевная любовь къ ближнему, готовая принять на себя всѣ немощи немощныхъ, положить душу свою за спасеніе ихъ, предать за избавленіе ихъ отъ временныхъ ли бѣдствій, или отъ вѣчной погибели не только имущество земное, но и самую жизнь, — достойна имени истинно христіанской любви. Она-то дѣлаетъ насъ. истинными учениками положившаго за всѣхъ душу Свою Іисуса Христа: о семъ разумѣютъ вси, говоритъ Онъ: яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). Она-то дастъ право именоваться сынами Отца небеснаго, который милосердъ и благъ есть на безблагодатныя и злыя. Она-то и можетъ ввести насъ въ царство Божіе, которое есть царство любви, мира и радости о Дусѣ Святѣ. Она соединяетъ насъ съ Богомъ живымъ, нерасторжимымъ союзомъ: аще любимъ другъ друга, говоритъ св. Апостолъ Іоаннъ: Богъ въ насъ пребываетъ, и любы Его совершенна есть въ насъ. Она есть самый вѣрный признакъ того, живы-ли мы предъ Богомъ, или мертвы: мы вѣмы, говоритъ тотъ же Апостолъ: яко преидохомъ отъ смерти въ животъ, яко любимъ братію: не любяй бо брата, пребываетъ въ смерти (1 Іоан. 3, 14).

Тѣмже, возлюбленніи, возлюбимъ другъ друга, яко любы отъ Бога есть, и пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 7. 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ соборѣ Почаево-Успенской лавры.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 393-400.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0