Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

40. Слово въ день усѣкновенія главы св. Іоанна Предтечи.

Господи, что яко путь нечестивыхъ спѣется, угобзишася вси дѣлающіи беззаконіе?

Спрашивалъ нѣкогда Пророкъ Божій, взирая на страданія праведниковъ отъ людей нечестивыхъ и беззаконныхъ.

Подобный вопросъ самъ собою возникаетъ въ умѣ при воспоминаніи страдальческой кончины Предтечи Господня, котораго болій не воста въ рожденныхъ женами, по свидѣтельству Самого Сердцевѣдца Господа, но который обезглавленъ въ темницѣ, по повелѣнію беззаконнѣйшаго царя, въ угожденіе злобной прелюбодѣйцѣ, въ награду за пляску столь же безстыдной ея дочери.

Такъ было съ Іоанномъ Предтечею; такъ было и со всѣми посланниками Божіими. Одни изъ нихъ, по свидѣтельству Апостола, избіени быша, не пріемше избавленія; друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею; иные каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша (Евр. 11, 35-37). Такъ будетъ и всегда, во всѣ времена воинствующей на землѣ Церкви Христовой: и вси же хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, говоритъ тотъ же Апостолъ: гоними будутъ; лукавіи же человѣцы и чародѣи преуспѣютъ на горшее (2 Тим. 3, 12-13).

Что-жъ это значитъ? Почему въ царствѣ Бога всесовершеннаго подъ Его вседѣйствующимъ Промысломъ судьба людей является въ такомъ превратномъ видѣ? Нечестіе торжествуетъ и господствуетъ; благочестіе — въ стѣсненіи, гоненіи, убожествѣ и презрѣніи. Праведники, благоугождающіе Богу исполненіемъ Его заповѣдей, служащіе Ему преподобіемъ и правдою вся дни живота своего, и алчутъ, и жаждутъ, и наготуютъ, и страждутъ; а грѣшники, безстрашно преступающіе законъ Божій, презирающіе всесвятую волю Его, одѣваются въ порфиру и виссонъ, веселяся на вся дни свѣтло. Соблазны и беззаконія, невѣріе и богохульство ростутъ и множатся въ самой Церкви Христовой, и возносятъ до небесъ главу свою; а вѣра и благочестіе не смѣютъ возвести очей своихъ, чтобы не встрѣтить кощунственнаго поруганія и осмѣянія. Какъ же Святый святыхъ, предъ очами коего не пребудутъ беззаконницы, терпитъ въ царствѣ Своемъ всякую нечистоту и скверну? Какъ Правосудный и Праведный не караетъ и не истребляетъ тотчасъ всякую неправду и беззаконіе? Какъ всемогущій Глава Церкви терпитъ поруганіе и уничиженіе Своихъ членовъ, подвергая ихъ соблазнамъ и искушеніямъ рода прелюбодѣйнаго и грѣшнаго? Господи, что яко путь нечестивыхъ спѣется, угобзишася вси дѣлающіи беззаконіе?

Этой глубочайшей тайны долготерпѣнія Божія не понимаютъ, брат. мои, вполнѣ и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грѣхами человѣческими, они просятъ у Господа дозволенія погубить нечестивыхъ, оскорбляющихъ величіе и святость Божію злыми дѣлами своими, — просятъ исторгнуть эти плевелы изъ среды живыхъ: хощеши ли, да шедше исплевемъ я? Но премилосердый и долготерпѣливый Господь говоритъ имъ: ни, оставите рости обоя купно до жатвы (Матѳ. 13, 28. 30). Всѣ святые, страдальчествовавшіе на землѣ и предстоящіе нынѣ престолу Божію на небѣ, по сказанію Тайновидца, вопіютъ къ Богу день и нощь: доколѣ, Владыко святый и праведный, не мстиши крови нашей отъ живущихъ на земли? Но Господь говоритъ и имъ: почійте мало, дондеже скончаются братія ваша и клеврети ваша (Апок. 6, 10-11). Впрочемъ, Слово Божіе открываетъ намъ, брат., нѣкую частъ этой тайны долготерпѣнія Божія на нечестивыхъ, сколька нужно намъ знать, чтобы стоять твердо въ вѣрѣ и благочестіи, не соблазняться мнимымъ торжествомъ грѣшниковъ, не унывать и не упадать духомъ среди соблазновъ и искушеній.

Господь Богъ долготерпѣливъ и милосердъ и къ нечестивымъ грѣшникамъ потому, что и они суть дѣло рукъ Божіихъ, и въ нихъ есть разумная и богоподобная душа, которая драгоцѣннѣе всего міра; что за всѣхъ падшихъ человѣковъ принесена правосудію Его величайшая, всесвятая жертва — крестная смерть Единороднаго Сына Божія, за всѣхъ грѣшниковъ пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Посему самая правда Божія требуетъ уже не смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему. Посему Господь щадитъ и каждаго человѣка и цѣлые народы, доколѣ не оскудѣетъ всякая надежда и всякая возможность ихъ обращенія и покаянія, доколѣ не ожесточатся они въ конецъ и не сдѣлаются годными для одного огня гееннскаго.

Господь долготерпитъ и щадитъ грѣшниковъ во временной жизни потому, что эта жизнь есть только краткое время испытанія, а истинная жизнь на небѣ, и для расчета съ людьми у Него цѣлая вѣчность, что награды и наказанія жизни будущей безконечны. Посему самое правосудіе требуетъ ожидать, чтобы святый святился еще и праведный правду творилъ еще среди всѣхъ соблазновъ и искушеній міра, да очистится, яко злато въ горнилѣ, да явится достоинъ той высочайшей славы, которою просвѣтятся праведницы во царствіи Отца ихъ; съ другой стороны, — терпѣть, чтобы обидяй обидѣлъ еще и скверный осквернился еще въ мірѣ семъ, да будетъ достоинъ того вѣчнаго огня, который уготованъ діаволу и аггеломъ его.

Долготерпитъ и милосердствуетъ Господь и потому, что одному всевѣдѣнію Его извѣстно число избранныхъ не только между тѣми, которые теперь блуждаютъ еще или въ невѣдѣніи истины, или въ ослѣпленіи страстей, но и между тѣми, которые произойдутъ отъ рода самыхъ нечестивыхъ и грѣшниковъ и которые сдѣлаются истинными чадами Авраама по вѣрѣ и благочестію. Посему премудрость Божія щадитъ всѣхъ, чтобы, восторгающе плевелы, не восторгнуть, вмѣстѣ съ ними, и недозрѣвшей и невзошедшей еще пшеницы. Безконечная любовь и милосердіе Божіе долготерпѣливо ожидаетъ, доколѣ выростетъ и принесетъ плодъ вся посѣянная, вся сѣемая и вся имѣющая еще сѣяться на нивѣ Божіей пшеница.

Господь долготерпитъ и попускаетъ грѣшникамъ блаженствовать на землѣ для того, чтобы каждый изъ нихъ воспріялъ вся благая своя въ животѣ своемъ за то малое добро, которое и нечестивый человѣкъ дѣлаетъ, по временамъ, людямъ, чтобы въ вѣчности осталось на долю его одно злое — казнь и мученіе. Съ другой стороны, попускаетъ страдать праведникамъ въ этомъ мірѣ потому, что никтоже чистъ отъ скверны, аще и единъ день житія его на земли; что этими страданіями очищаются и заглаждаются всѣ вольныя и невольныя согрѣшенія ихъ, ибо и праведникъ седмижды на день падаетъ, по слову Писанія; что этими страданіями уготовляется имъ вѣнецъ славы во царствіи Божіемъ, подобно какъ и Самому Христу подобаетъ пострадати и внити въ славу Свою.

Но это неизслѣдимое долготерпѣніе Божіе не можетъ и не должно ни подавать повода къ безпечности блаженствующимъ на землѣ грѣшникамъ, ни повергать въ уныніе страждущихъ праведниковъ. Да не величаются первые мнимымъ торжествомъ своимъ на землѣ, да не постыдятся послѣдніе Господа и словесъ Его въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ. Кончится время долготерпѣнія Божія и настанетъ день суда и воздаянія. Придетъ пора жатвы, и послетъ Господь ангелы Своя, и соберутъ отъ царствія Божія вся соблазны и творящихъ беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненную, ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ; тогда праведницы просвѣтятся, яко солнце, во царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 41-43).

Тогда-то, брат. мои, откроется вся слава сыновъ Божіихъ и все посрамленіе нечестивыхъ. Тогда-то узритъ небо и земля, что праведника поруганнаго, презираемаго, предаваемаго истязаніямъ и смерти, не бѣ достоинъ весь міръ; что участь грѣшника, какъ бы онъ ни величался и какъ бы ни блаженствовалъ на землѣ, ужасна! Тогда речетъ Царь сущимъ одесную Его: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Грѣшники вмѣняли васъ ни во что, почитали васъ отребіемъ міра, глумились надъ вашимъ благочестіемъ, посмѣвались надъ вашею вѣрою и упованіемъ, предавали васъ поруганію и истязаніямъ; но Отецъ Мой запечатлѣлъ васъ Своимъ благословеніемъ, нарекъ васъ Своими избранными, почтилъ васъ честію сыновъ Своихъ. Пріидите, благословенніи Отца Моего. Вы не имѣли на землѣ, гдѣ главу подклонити, всю жизнь, ради Меня, терпѣли, бѣдствовали, страдали, не щадили самой жизни своей ради Меня и Евангелія; въ воздаяніе за то Я отъ вѣчности уготовалъ вамъ царство на небѣ, гдѣ обрящете вѣчное успокоеніе, гдѣ ожидаетъ васъ вѣчная радость и блаженство. Пріидите, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. — Тогда речетъ Царь и сущимъ ошуюю Его: идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41). Я звалъ васъ гласомъ любви и милосердія, и вы не послушали; угрожалъ страхомъ суда и наказанія, вы посмѣялись надъ угрозами. Я осыпалъ васъ безчисленными благодѣяніями, но вы остались безчувственными и неблагодарными; пробуждалъ васъ бѣдствіями и скорбями, но вы не обратились и не покаялись. Я отдалъ самую плоть и кровь Мою для избавленія и спасенія вашего, но вы вмѣнили ихъ ни во что. Убо и Азъ погибели вашей посмѣюся: идите отъ Мене. Вы славились и величались на землѣ, были въ чести и почтеніи между людьми, изобиловали всѣми благами міра, наслаждались всѣми удовольствіями плоти; но правда Отца Моего запечатлѣла васъ печатію проклятія, Его святость и истина судила васъ достойными вѣчнаго отверженія отъ лица Своего: идите отъ Мене, проклятіи. За тлѣнныя сокровища міра сего вы промѣняли вѣчное царство, которое было обѣщано и вамъ, вмѣстѣ со всѣми, въ которое призваны были и вы и проповѣдію Евангелія и крещеніемъ во имя Мое; за наслажденіе кратковременными удовольствіями плотскими вы отдали блаженство вѣчное, которое стяжалъ Я вамъ Моею кровію; за пустую славу міра вы отреклись отъ славы чадъ Божіихъ, братій и сонаслѣдниковъ Моихъ во царствіи Отца Моего. Но есть въ возмездіе вамъ огнь вѣчный: идите же во огнь вѣчный. Вы пренебрегали Моимъ уничиженіемъ и смиреніемъ, стыдились креста Моего и Евангелія, презирали меньшихъ братій Моихъ, глумились надъ благочестіемъ вѣрующихъ въ Меня, ненавидѣли и преслѣдовали провозвѣстниковъ Слова Моего, оскорбляли и утѣсняли истинныхъ рабовъ Моихъ за то, что слово и жизнь ихъ служили вамъ во обличеніе беззаконій вашихъ; оставайтесь же въ сообществѣ діавола и аггеловъ его, которыхъ совѣтамъ и внушеніямъ вы послѣдовали въ своей жизни: идите во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его.

Таковъ, брат. мои, конецъ праведниковъ и грѣшниковъ; таково окончательное разрѣшеніе тайны настоящаго долготерпѣнія Божія; таково торжество вѣчной правды и истины Божіей! Не будемъ же смущаться духомъ, миръ грѣшниковъ зря, видя нечестивыхъ превозносящихся и высящихся, яко кедры ливанскіе, а благочестивыхъ въ уничиженіи и презрѣніи, въ гоненіи и страданіяхъ. Се гряду скоро, глаголетъ Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣломъ его. Претерпѣвый же до конца, той спасется (Апок. 22, 12; Матѳ. 24, 13). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 327-333.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0