Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Святыхъ.

39. Слово въ день рождества св. Іоанна Предтечи.

Настоящее празднество рождества Предтечи и Крестителя Христова Іоанна составляетъ нѣкоторую особенность въ кругу церковныхъ праздниковъ. Св. Церковь почтила особенными празднествами дни рожденія только двухъ лицъ изъ всего человѣческаго рода, изъ всего безчисленнаго лика прославленныхъ Богомъ святыхъ — пресвятой Дѣвы Маріи и св. Іоанна Предтечи. Это потому, что какъ пресвятая Дѣва Марія, сдѣлавшись Матерію Бога Слова, Единороднаго Сына Божія, сдѣлалась высшею всѣхъ тварей, честнѣйшею и самихъ херувимовъ и серафимовъ, такъ и о великомъ Предтечѣ Своемъ Іоаннѣ Самъ Господь Іисусъ Христосъ говорилъ: не воста въ рожденнихъ женами болій Іоанна Крестителя (Матѳ. 11, 11). Съ другой стороны, и потому достоинъ празднственной памяти день рожденія великаго Предтечи Господня, что самое рождество его было необыкновенное и чудесное, что оно было плодомъ усердныхъ, цѣложизненныхъ молитвъ его родителей, наградою ихъ вѣры и упованія, ихъ праведности и благочестія, ихъ терпѣнія и преданности волѣ Божіей.

Праведны и благочестивы были св. родители Предтечи Господня. Самъ св. Евангелистъ не щадитъ, такъ сказать, похвалъ для изображенія высокаго нравственнаго достоинства священника Захаріи и жены его Елисаветы: бѣста оба праведна предъ Богомъ, говоритъ онъ, ходяще во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочно (Лук. 1, 6). Но эти великіе праведники подвергаются такому искушенію, несчастнѣе котораго не почиталось въ ветхозавѣтной Церкви никакого бѣдствія. Не бѣ има чада отъ начала супружеской жизни ихъ до самой старости, а это считалось въ то время явнымъ знакомъ неблаговоленія Божія и какъ бы отверженія отъ Бога. Можно себѣ представить, брат., какъ пламенны были молитвы благочестивыхъ супруговъ, которые, при всемъ усердіи къ закону Божію, при всемъ тщаніи ходити во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочно, видѣли себя лишенными благословенія Божія; но всѣ эти молитвы оставались, повидимому, неуслышанными: Елисаветъ бѣ неплоды, и оба заматорѣвша во днехъ своихъ бѣста (Лук. 1, 7). Но на небѣ слышаны были всѣ ихъ молитвы, исчислены были всѣ ихъ воздыханія и слезы; тамъ уготовлялось имъ такое воздаяніе, которымъ съ преизбыткомъ восполнилось ихъ долговременное лишеніе, преизобильно вознаградилось ихъ цѣложизненное терпѣніе, отъ котораго сердца ихъ преисполнились такою радостію, предъ которою всѣ минувшія слезы ихъ не помянулись ктому и вся долговременная скорбь ихъ явилась какъ бы не бывшею. Имъ въ самой старости ихъ, когда они и сами перестали уже надѣяться, даруется такой сынъ, болій котораго не воста въ рожденныхъ женами, котораго рожденіе было предметомъ всеобщей радости, котораго жизнь служила удивленіемъ св. ангеловъ, предметомъ благоговѣнія цѣлаго народа израильскаго, который посланъ былъ Богомъ уготовить путь грядущему Искупителю міра и предъити предъ Нимъ духомъ и силою Иліиною, котораго память служитъ предметомъ поклоненія вѣковъ и народовъ. Праведное воздаяніе за долговременное, цѣложизненное терпѣніе и упованіе!

Не то же ли надобно сказать, брат., и обо всѣхъ дѣтяхъ молитвъ родительскихъ, которыя бываютъ плодомъ не столько естественнаго чадородія, сколько силы Божіей, совершающейся въ самыхъ немощахъ человѣческихъ, — плодомъ благодати Духа Божія, обитающей въ сердцахъ благочестивыхъ и благоговѣйныхъ родителей? Испрошенныя у Господа горячими молитвами родителей, освященныя въ самомъ зачатіи благословеніемъ Божіимъ, вдохновленныя духомъ вѣры и упованія на Господа еще отъ чрева благоговѣйныхъ матерей своихъ, возрастающія подъ животворнымъ наитіемъ живыхъ примѣровъ благочестія въ лицѣ своихъ родителей, они бываютъ истинно великими по вѣрѣ и благочестію, радостію и утѣшеніемъ не однихъ родителей, а и всѣхъ окружающихъ ихъ, украшеніемъ общества и самой Церкви Божіей. Есть примѣры, что дѣти умныхъ родителей бываютъ неразумны, дѣти великихъ людей — низки по качествамъ души и сердца, даже дѣти добрыхъ и честныхъ бываютъ иногда злы и развратны; но не знаемъ примѣра въ цѣлой исторіи, чтобы дѣти молитвъ родительскихъ были непотребны. Напротивъ, сколько представляетъ ихъ исторія, всѣ они — лица замѣчательныя по качествамъ души и сердца, по благимъ и великимъ дѣяніямъ, по жизни высокой и богоугодной.

Исаакъ — сынъ молитвы. Дитя кроткое, нѣжное, покорное, отъ юности преданное Богу до готовности быть принесеннымъ Ему въ жертву. Мужъ благоговѣйный, мирный, преданный въ волю Божію. Старецъ прозорливый, благоговѣющій предъ судьбами Божіими въ открытой ему судьбѣ чадъ своихъ. За то и сказано было великому отцу его: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя.

Іосифъ — сынъ молитвы. Въ дѣтствѣ любимый всѣми за незлобіе, чистосердечіе, кротость и откровенность. Въ юности богобоязненный, незлобивый, благоговѣйный, цѣломудренный. Въ лѣта мужества мужъ мудрый, прозорливый, благодѣтель царства и царя египетскаго, удостоившійся быть образомъ Самого Искупителя міра и своими страданіями и своею славою.

Самуилъ — сынъ молитвы. Отъ юности служитель Божій, возросшій при Скиніи свидѣнія, предъ лицемъ Бога Израилева, образецъ отроческихъ и юношескихъ добродѣтелей; въ лѣтахъ мужества и старости — великій Пророкъ Божій, судія и вождь народа израильскаго, пѣстунъ царей, помазавшій ихъ на царство. Самъ Господь утѣшалъ его, какъ друга и таинника судебъ Своихъ, въ великой и святой скорби его о преступившемъ волю Божію недостойномъ царѣ Саулѣ.

Св. Іоаннъ Предтеча — сынъ молитвы. Отъ младенчества пустынникъ, великій проповѣдникъ покаянія и приближенія царства Божія, во плоти ангелъ и пророковъ основаніе, Предтеча и Креститель Самого Господа Іисуса Христа. Болій его не воста въ рожденныхъ женами, какъ засвидѣтельствовалъ о немъ Самъ Господь.

Сама пресвятая Матерь Божія, пречистая и преблагословенная Дѣва Марія, содѣлавшаяся кивотомъ Божества, вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, Матерію Сына Божія, честнѣйшею херувимовъ и славнѣйшею серафимовъ, сія отрасль райскаго древа жизни, сіе украшеніе міра ангельскаго, — была дщерію горячайшихъ, цѣложизненныхъ молитвъ святыхъ своихъ родителей.

Нужно ли упоминать о другихъ примѣрахъ величія и славы сыновъ и дщерей молитвъ родительскихъ? Нужно ли исчислять имена знаменитыхъ святителей, великихъ подвижниковъ, дивныхъ исповѣдниковъ и мучениковъ, которые были плодомъ благословенія Божія, ради благочестія и деннонощныхъ молитвъ ихъ родителей. Сей плодъ небеснаго благословенія всегда цвѣтетъ между людьми небесною красотою души и сердца. И кто знаетъ, сколько чадъ не похоти плотской, но молитвы родителей живетъ между нами, отличаясь качествами ума и сердца, не отъ міра и плоти, занятыми?

Великій урокъ для супруговъ, особенно безчадныхъ, или несчастныхъ и въ самомъ многочадіи. Званіе родителей высоко и священно: оно исходитъ отъ единаго Отца всяческихъ, изъ негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется. Съ благоговѣйнымъ вниманіемъ должно помышлять супругамъ объ ихъ будущемъ состояніи родителей; съ теплотою преданнаго Богу сердца имъ должно просить Господа, чтобы Онъ освятилъ плодъ чрева ихъ Своимъ небеснымъ благословеніемъ. Добрыя дѣти ихъ слава и похвала между человѣками, ихъ высокая заслуга предъ Господомъ; недобрыя дѣти ихъ безчестіе предъ людьми, ихъ тяжкая вина предъ Богомъ. Но это первѣе воего зависитъ отъ нихъ самихъ. Родъ правыхъ благословится, говоритъ Слово Божіе. Потому, отъ ихъ благочестія и молитвы зависитъ ихъ утѣшеніе въ жизни въ чадахъ добрыхъ и благочестивыхъ, отъ невниманія и легкомыслія — жестокое наказаніе въ чадахъ злыхъ и развращенныхъ. Потому и прежде рожденія, и въ рожденіи, и по рожденіи чадъ имъ должно молиться и молиться о чадахъ своихъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 323-327.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0