Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Богородичные.

33. Слово въ день Божіей Матери.

Блажени слышащіи Слово Божіе и хранящіи е (Лук. 11, 28).

Это ублаженіе слышащихъ и хранящихъ Слово Божіе мы слышимъ, брат., всякій разъ, когда св. Церковь празднуетъ въ честь пречистой и преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. Воспитавшись при храмѣ Господнемъ, яко словеснымъ и нелестнымъ млекомъ, небесною манною Слова Божія, пресвятая Дѣва Марія такъ преуспѣла въ святой, богоугодной и богоподобной жизни, что сдѣлалась воистину блаженною и преблаженною Матерію Самого ипостаснаго Слова Божія. Слагая въ сердцѣ своемъ божественные глаголы Сына своего и Бога и слѣдуя имъ неуклонно во всю жизнь свою, Она сдѣлала сердце свое блаженнѣйшею обителію пресвятыя живоначальныя Троицы, и преселилась, потомъ, въ нерукотворенныя обители вѣчно-блаженнаго царствія Божія, гдѣ вѣчно царствуетъ съ Сыномъ своимъ и Богомъ. Такъ блаженнотворно было для Нея слышаніе Слова Божія.

Но и каждаго изъ насъ, брат. мои, слышаніе и храненіе Слова Божія можетъ образовать въ человѣка богоподобнаго и вселить Самого Христа въ сердце наше, привести во всеблаженное царство Христово и сдѣлать истинно блаженнымъ на всю вѣчность, если будемъ слушать его слухомъ вѣры, хранить его въ чистомъ сердцѣ, просвѣщать имъ свою совѣсть и озарять всѣ пути своей жизни.

Св. Апостолъ Петръ называетъ слово пророческое свѣтильникомъ, сіяющимъ въ темномъ мѣстѣ. Выросшій съ дѣтства въ темной пещерѣ, не видѣвшій никогда свѣта человѣкъ не только не видитъ ничего внѣ себя, но не видѣлъ и не видитъ и самого себя, и не знаетъ, каковъ онъ — благообразенъ и чистъ, или безобразенъ и покрытъ нечистотами. Блуждающій во тьмѣ путникъ не видитъ и не знаетъ, откуда и куда онъ идетъ, и куда, наконецъ, придетъ — въ доброе ли и пріятное мѣсто, или въ непроходимыя дебри и въ ровъ погибели. Таковъ точно и человѣкъ, не озаренный свѣтомъ Слова Божія. Онъ не знаетъ ни того, откуда и какъ произошелъ онъ на свѣтъ, ни того, для чего существуетъ онъ въ этомъ мірѣ, ни того, таковъ ли онъ теперь, какимъ долженъ быть по своему назначенію, ни того, почему вся жизнь его исполнена скорбей и бѣдствій, заблужденій нравственныхъ и страданій тѣлесныхъ, несмотря на то, что онъ желалъ бы быть всегда счастливымъ и блаженнымъ, — ни того, почему онъ долженъ умереть, при всемъ желаніи своемъ наслаждаться нескончаемою жизнію, ни того, наконецъ, что послѣдуетъ съ нимъ по смерти. Но Слово Божіе разгоняетъ эту тьму, открываетъ намъ насъ самихъ въ полномъ и совершенномъ свѣтѣ. Оно говоритъ намъ, что Богъ вначалѣ сотворилъ человѣка въ неистлѣніе, но малымъ чимъ умалилъ его отъ ангелъ, сотворивъ его по образу и по подобію Своему, славою и честію вѣнчалъ его и поставилъ его надъ дѣлы руку Своею, вся покорилъ подъ нозѣ его (Евр. 2, 7-8); что, пребывъ вѣрнымъ завѣту Божію, онъ былъ бы безсмертнымъ и блаженнымъ на всю вѣчность. Но онъ явился неблагодаренъ Создавшему его, не послушалъ повелѣнія Его, преступилъ св. заповѣдь Его, и за то подвергся осужденію и клятвѣ правды Божіей. Проклята земля въ дѣлѣхъ твоихъ, сказалъ ему Господь: тернія и волчцы возраститъ тебѣ, въ печалехъ снѣси тую вся дни живота твоего, въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, дондеже возвратишися въ землю, отъ неяже взятъ еси (Быт. 3, 17-19). Но и смертію тѣлесною не окончились бы его страданія: безсмертный, по существу, духъ его, отлученный отъ лица Божія, вѣчно страдалъ бы во тьмѣ и мукахъ съ духами отверженными. Отъ оскверненнаго грѣхомъ праотца не могло произойти чистое и святое потомство, и отъ смертнаго невозможно было родиться безсмертнымъ: яковъ перстный, такови и перстніи: единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде, въ немже вси согрѣшиша (1 Кор. 15, 48; Рим. 5, 12). Первый человѣкъ, въ чести сый, не разумѣ, но приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ; и всѣ падшіе потомки его жили, какъ безсловесныя, въ ослѣпленіи ума своего, помрачени смысломъ, ходяще въ похотехъ плоти своея, отчуждени отъ жизни Божіей, и быша естествомъ чада гнѣва и погибели, и умирали, какъ безсловесныя, безъ надежды блаженнаго безсмертія, безъ упованія жизни вѣчной.

Такова была, такова и была бы навсегда участь всѣхь насъ, потомковъ Адама падшаго. Но Слово Божіе открываетъ намъ и то, что Богъ, богатъ сый въ милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби насъ, не оставилъ насъ погибнуть въ беззаконіяхъ, но предопредѣлилъ спасти насъ въ Единородномъ Сынѣ Своемъ Іисусѣ Христѣ. Для сего Онъ многочастнѣ и многообразнѣ глаголалъ древле во пророцѣхъ, предвѣщая чрезъ нихъ грядущаго въ міръ Спасителя и предуготовляя человѣчество къ вѣрѣ въ Него, въ послѣдокъ же дній послалъ и Самого Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ (Гал. 4, 4-5). Все, что нужно было сдѣлать для сего искупленія и спасенія нашего, все это сдѣлано воплотившимся Сыномъ Божіимъ. Онъ просвѣтилъ сѣдящее во тьмѣ и сѣни смертной человѣчество свѣтомъ истиннаго богопознанія, открылъ намъ всю волю Божію о насъ, указалъ путь, ведущій въ жизнь вѣчную, и научилъ идти по нему примѣромъ собственной жизни. Онъ, воспріявъ на Себя грѣхи міра, Своимъ всесовершеннымъ послушаніемъ волѣ Отца небеснаго загладилъ наше преслушаніе, а Своими страданіями и крестною смертію избавилъ насъ отъ осужденія смерти, истребилъ еже на насъ рукописаніе грѣховъ нашихъ и оправдалъ насъ предъ правосудіемъ Божіимъ. Онъ, Своимъ воскресеніемъ изъ мертвыхъ побѣдилъ смерть и даровалъ всѣмъ намъ надежду воскресенія изъ мертвыхъ, да умирающіи о Адамѣ о Христѣ оживутъ. Онъ преподалъ намъ въ снѣдь самое божественное тѣло и кровь Свою, какъ средство живаго и родственнаго соединенія съ Собою и какъ залогъ и источникъ безсмертія и вѣчной жизни. Онъ ниспослалъ всесвятаго Духа Божія для освященія, обновленія и возрожденія нашего въ новую, богоугодную, святую и богоподобную жизнь, и, усыновивъ насъ Богу Отцу Своему, обѣтовалъ наслѣдіе вѣчной жизни съ Собою. Онъ обѣщалъ пріити паки на землю, воскресить изъ мертвыхъ всѣхъ отъ вѣка бывшихъ на землѣ человѣковъ и совершить судъ надъ родомъ человѣческимъ, послѣ котораго откроется и настанетъ вѣчное славное царство Бога и область Христа Его, когда все злое и нечистое, все богопротивное и враждебное намъ упразднится и ввержено будетъ въ геенну огненную, а праведницы просвѣтятся, яко солнце, во царствіи Отца ихъ. Теперь, кто вѣруетъ въ Сына Божія всѣмъ сердцемъ своимъ; кто рождается отъ Него новымъ рожденіемъ въ купели св. крещенія и причащается животворящаго тѣла и крови Его; кто пребываетъ вѣренъ завѣту Его и исполняетъ св. заповѣди Его; кто, и послѣ вольнаго или невольнаго грѣхопаденія, не остается во грѣхѣ, но кается и исповѣдуетъ грѣхъ свой предъ Богомъ, омываетъ скверну души своей слезами сокрушенія сердечнаго и пріемлетъ отпущеніе грѣха отъ служителя Христова: тотъ свободенъ отъ древняго осужденія смерти вѣчной, тотъ истинный сынъ Божій и наслѣдникъ въ дому Отца небеснаго: ни едино убо нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу (Рим. 8, 1). Равно какъ всякій не вѣрующій въ Сына Божія, не послѣдующій стопамъ Его, не исполняющій св. заповѣдей Его, не кающійся во грѣхахъ своихъ, остается подъ древнимъ осужденіемъ смерти вѣчной, и будетъ изгнанъ изъ царства Божія во тьму кромѣшнюю.

Одно уже познаніе этихъ таинъ нашего происхожденія и назначенія, нашей жизни и смерти, нашего паденія во Адамѣ и нашего возстанія во Христѣ, нашего прискорбнаго странствованія въ мірѣ семъ и нашего будущаго, блаженнѣйшаго упокоенія въ царствѣ Божіемъ, — не достаточно ли для того, чтобы преисполнить сердце слушающаго Слово Божіе высочайшимъ утѣшеніемъ и услажденіемъ? Тѣмъ утѣшительнѣе, животворнѣе и спасительнѣе это познаніе, если мы, не ограничиваясь однимъ слышаніемъ, дѣйствительно и истинно вступимъ на открытый намъ Господомъ путь спасенія и будемъ идти по нему вѣрно и неуклонно.

Какъ идти? Этого мы также не знаемъ сами по себѣ, безъ просвѣщающаго руководства Слова Божія. Ни нашъ разумъ, ни наша воля, ни даже совѣсть наша не могутъ быть намъ въ этомъ дѣлѣ безошибочными и вѣрными руководителями. Разумъ падшаго человѣка не только слабъ и безсиленъ къ преодолѣнію злыхъ навыковъ, но и преданъ заблужденію и лжи, потворствуетъ злымъ вожделѣніямъ сердца, одобряетъ лукавыя похоти плоти, силится оправдать самыя грѣховныя дѣйствія наши. Воля наша не только немощна сама по себѣ еже содѣяти дорое, но и порабощается страстнымъ влеченіямъ сердца до того, что не еже хощетъ доброе, сіе творитъ, но еже не хощетъ злое, сіе содѣваетъ. Самая совѣсть наша, хотя и соуслаждается закону Божію по внутреннему человѣку, но плѣняется закономъ грѣховнымъ, сущимъ во удѣхъ (Рим. 7, 18. 19. 22. 23) нашихъ, до того, что не различаетъ уже строго доброе отъ лукаваго, не тревожится, когда духовные тати окрадываютъ благодатныя сокровища души нашей и вносятъ въ нее свою нечистоту и скверну, когда душа наша уловляется многоразличными сѣтями лукаваго и запутывается въ дѣлахъ злыхъ и беззаконныхъ. Одинъ Господь Іисусъ Христосъ есть единственно вѣрный и истинный руководитель нашъ на пути къ небу. Азъ есмь путь и истина и животъ, говоритъ Онъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною. Одно Его божественное Слово, преданное намъ чрезъ св. пророковъ, евангелистовъ и апостоловъ, есть свѣтильникъ ногамъ и свѣтъ стезямъ нашимъ, которымъ освѣщаются всѣ пути нашей жизни, прогоняется всякая тьма заблужденій и неправды. Оно указываетъ намъ, какой путь правый, вводящій въ животъ вѣчный, и какой ложный, ведущій въ погибель. Оно открываетъ намъ, что добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ, чѣмъ можемъ снискать милость и благоволеніе Отца небеснаго, и что зло и противно волѣ Божіей, и навлекаетъ на насъ праведный гнѣвъ Его; что очищаетъ и освящаетъ нашу душу и тѣло въ жилище Божіе Духомъ, и что дѣлаетъ насъ нечистыми и смрадными предъ очами Божіими. Словомъ, это воистину свѣтоносное и спасительное Слово служитъ ко ученію, ко обличенію, ко исправленію, къ наказанію еже въ правдѣ, да совершенъ будетъ Божій человѣкъ, на всякое дѣло благое уготованъ.

Но, чтобы пользоваться свѣтомъ Слова Божія воистину душеполезно и спасительно, надобно, брат. мои, слушать Слово Божіе такъ, чтобы оно вселялось въ насъ богатно и было въ сердцахъ нашихъ плодоносно и растимо, чтобъ изъ него, какъ изъ живоноснаго сѣмени, произрастало цѣлое древо святой и богоугодной, праведной и благочестивой, цѣломудренной и благоговѣйной жизни. А для сего нужно, слушая Слово Божіе, повѣрять по нему собственную жизнь свою. Слышимъ, напримѣръ, какъ Господь Іисусъ Христосъ ублажаетъ нищихъ духомъ и чистыхъ сердцемъ, кроткихъ и смиренныхъ, миролюбивыхъ и незлобивыхъ, милосердыхъ и сострадательныхъ къ своимъ ближнимъ, алчущихъ и жаждущихъ правды, гонимыхъ и страждущихъ имени Его ради; спросимъ самихъ себя: ревнуемъ ли мы о томъ, чтобы стяжать эти богоподобныя добродѣтели, чтобы сдѣлаться сынами Всевышняго? Идемъ ли по стопамъ кроткаго и смиреннаго сердцемъ Іисуса, да обрящемъ покой душамъ нашимъ? Слышимъ, какъ Господь возвѣщаетъ одно горе и горе гордымъ и любочестивымъ, лицемѣрамъ и обманщикамъ, любостяжательнымъ и жестокосердымъ, роскошнымъ сластолюбцамъ и плотоугодникамъ, соблазнителямъ и развратникамъ, кощунамъ и хульникамъ: стараемся ли сохранять себя чистыми и непричастными этимъ сквернамъ грѣховнымъ, убивающимъ душу? Слышимъ, какъ заповѣдуется намъ любить Господа Бога своего всѣмъ сердцемъ своимъ, всею душею своею, всею крѣпостію своею и всѣмъ помышленіемъ своимъ: любимъ ли Его болѣе всего на свѣтѣ? Занята ли душа наша, какъ невѣста Христова, постоянною мыслію о Немъ, постояннымъ желаніемъ быть угодною Ему? Прилѣпляется ли сердце наше единому Господу, не раздвояясь между Нимъ и міромъ? Готовы ли мы отречься отъ всего и отъ самой жизни своей ради Господа? Слышимъ, какъ Господь заповѣдуетъ намъ любить ближняго своего, какъ самого себя, помогать ему въ нуждѣ словомъ и дѣломъ, не оскорблять его чести своимъ празднословіежъ и осужденіемъ, не уничижать его достоинства своею гордостію и тщеславіемъ, не обижать его ни насиліемъ ни обманомъ, не растлѣвать душу и сердце его соблазномъ: поступаемъ ли такъ на самомъ дѣлѣ во всей своей жизни, во всѣхъ сношеніяхъ нашихъ съ своими ближними? Слышимъ, какъ св. апостолы убѣждаютъ насъ огребаться мірскихъ похотей, убѣгать невоздержанія и піанства, злобы и лукавства, студодѣянія и любодѣянія, скупости и лихоимства, праздности и роскоши, зависти и вражды, осужденія и оклеветанія, празднословія и срамословія и подобныхъ симъ пороковъ: предохраняемъ и очищаемъ ли сердце свое отъ этихъ струповъ ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ, и обновляемся ли духомъ ума нашего въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины? Стараемся ли насадить и возрастить въ сердцахъ своихъ благодатные плоды Духа Святато — любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе? Слышимъ, какъ восхваляетъ Господь путь узкій и прискорбный, вводящій въ животъ, и оплакиваетъ путь пространный, ведущій въ погибель, — ублажаетъ тѣхъ, которые съ самоотверженіемъ несутъ крестъ свой во слѣдъ Его, и возвѣщаетъ страшное горе живущимъ въ праздной роскоши, среди удовольствій плотскихъ: идемъ ли мы съ терпѣніемъ и покорностію волѣ Божіей по тѣсному пути къ царствію Божію, и убѣгаемъ ли съ ужасомъ и страхомъ пути пространнаго, ведущаго въ погибель? Слышимъ, какъ Господь призываетъ всѣхъ къ покаянію и угрожаетъ погибелію вѣчною нераскаяннымъ: каемся ли мы во грѣхахъ своихъ? Сокрушается ли сердце наше, болѣзнуетъ ли духъ нашъ, когда чувствуемъ себя виновными предъ Богомъ? Приносимъ ли Господу исповѣданіе грѣховъ слезное и сокрушенное, съ непреложнымъ намѣреніемъ исправить жизнь свою и не возвращаться вспять на прежнія беззаконія? Страшимся ли, болѣе самой смерти, того, чтобы не умереть во грѣхахъ, чтобы не явиться, предъ лицемъ Господа и Спасителя своего съ душею, оскверненною каломъ грѣховнымъ, съ совѣстію, очерненною мертвыми дѣлами беззаконія, съ сердцемъ Іудинымъ? Такъ надобно, брат. мои, слушать Слово Божіе, какъ бы каждому изъ насъ говорилъ непосредственно Самъ Господь Богъ нашъ, и тотчасъ спрашивать свою совѣсть: исполняю ли я то, чему учитъ и что заповѣдуетъ мнѣ Господь и Спаситель мой? Не дѣлаю ли, напротивъ, того, что запрещаетъ мнѣ Его божественное Слово? Не уклоняюсь ли на лживый путь неправды, отъ котораго предостерегаютъ меня св. апостолы? Не предаю ли самъ себя власти діавола самовольнымъ преступленіемъ заповѣдей Божіихъ, и не подвергаюсь ли одинаковой съ нимъ участи? Такое слушаніе Слова Божія просвѣтляетъ разумъ, оживляетъ совѣсть и укрѣпляетъ волю на дѣла благая, да въ нихъ ходимъ. Въ противномъ случаѣ, и самое живоносное Слово Божіе пронесется въ ушахъ нашихъ, аки мѣдь звенящая или кимвалъ звяцаяй, и будетъ для насъ вонею смертною въ смерть. Самое слышаніе Слова Божія, безучастное и холодное, подвергаетъ насъ тягчайшему осужденію; ибо рабъ, вѣдѣвый волю господина своего, и не сотворивъ, ни уготовавъ по волѣ Его, біенъ будетъ много (Лук. 12, 47). Тѣмже убо блажени слышащіи Слово Божіе и хранящіи е. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 269-278.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0