Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Богородичные.

24. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы.

Празднуемое нынѣ событіе случилось, брат., въ смутное время Византійской имперіи, когда нападавшіе на нее варвары угрожали самому царствующему граду Константина. Не надѣясь на свои силы, жители Царьграда обратились къ молитвѣ о помощи свыше. Когда собравшійся на всенощное бдѣніе народъ молился во Влахернскомъ храмѣ Пресвятыя Богородицы, то препод. Андрей съ ученикомъ своимъ Епифаніемъ видѣли на воздухѣ Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, съ ликомъ св. ангеловъ, пророковъ и апостоловъ молившуюся за родъ христіанскій предъ Сыномъ Ея и Богомъ и покрывавшую находившійся въ церкви народъ свѣтоноснымъ омофоромъ своимъ.

Это чудное видѣніе послано было въ утѣшеніе и ободреніе народу цареградскому въ угрожавшемъ ему бѣдствіи; но оно утѣшительно и драгоцѣнно для всѣхъ и навсегда. Оно поучаетъ насъ живому и крѣпкому упованію на Промыслъ Божій и всегдашнее предстательство о насъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы. Оно наглядно удостовѣряетъ насъ въ томъ, что подъ невидимыми и таинственными, но тѣмъ не менѣе благотворными и спасительными для насъ дѣйствіями и вліяніями небеснаго Промышленія о насъ проходитъ вся жизнь наша, совершается вся судьба наша на землѣ, доколѣ не прекратится время жизни и дѣйствованія нашего во плоти, не наступитъ часъ суда и воздаянія за жизнь и дѣйствія наши — по смерти. И блаженны мы, если, вѣруя сему, благоустрояемъ жизнь нашу согласно сему вѣрованію.

Въ самомъ дѣлѣ, что можетъ быть успокоительнѣе и утѣшительнѣе для человѣка въ этомъ мірѣ, гдѣ нѣтъ ничего въ его власти, а все можетъ быть противъ него, какъ то св. вѣра, что онъ находится всегда, во всякое мгновеніе жизни, во всякомъ, какое-бы то ни было, мѣстѣ, во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ подъ премудрымъ и всеблагимъ, всемогущимъ и правосуднымъ надзоромъ и управленіемъ любвеобильнѣйшаго Отца — Владыки неба и земли, всего видимаго и невидимаго; что всѣ святые небожители со Пречистою Владычицею Богородицею пріемлютъ самое живое и родственное участіе въ судьбѣ его съ искреннимъ желаніемъ сдѣлать его истинно счастливымъ и блаженнымъ на всю вѣчность. Посему уповающій на Господа всегда миренъ, покоенъ и благодушенъ. Благопріятствуетъ ли ему такъ называемое счастіе? Угобжаются-ль его нивы, благопоспѣшаются-ль его промыслы, текутъ ли въ сокровища его богатства? Во всемъ этомъ онъ видитъ благодѣющую руку Отца, которая посылаетъ ему свыше всяко даяніе благо и всякъ даръ совершенъ, и изъ всего этого ничего не почитаетъ своимъ, ему одному принадлежащимъ. Сердце его не приковывается, какъ наемный сторожъ, къ сокровшцамъ земнымъ, и остается свободнымъ для всѣхъ впечатлѣній Духа Божія — духа милосердія и благости, духа любви и снисхожденія къ ближнему, духа кротости и смиренія предъ всѣми, — бываетъ открыто и доступно и для всѣхъ чувствованій человѣколюбія, для всѣхъ моленій и слезъ несчастныхъ. Постигаютъ ли его такъ называемыя несчастія: послѣдуютъ потери, срѣтаютъ неудачи, постигаютъ болѣзни? Онъ видитъ во всемъ этомъ премудрость Отца, которая отъемлетъ временное, чтобы воздать болѣе въ вѣчности, наказуетъ вмалѣ, чтобы помиловать милостію вѣчною. И эта св. вѣра утѣшаетъ его болѣе всѣхъ утѣшеній земныхъ, даетъ ему и въ самыхъ скорбяхъ временныхъ предвкушать грядущія радостивъ вѣчности. Посему-то надѣющійся на Господа, яко гора Сіонъ, не подвижится, стоитъ твердо при всѣхъ превратностяхъ жизни, спокойно и благодушно взираетъ и въ будущее, что бы ни встрѣтило его на пути жизни.

Да и что страшнаго для него въ будущемъ? Несчастія и бѣдствія жизни? Но онъ вѣруетъ твердо, что никакое бѣдствіе не придетъ къ нему безъ вѣдома Всевѣдущаго, не поразитъ его вопреки намѣренію Премудраго и Всемогущаго, не приблизится къ нему безъ воли Отца небеснаго; а отъ Его всеблагой десницы онъ готовъ принять все, что ни подастъ ему, ибо вѣруетъ всѣмъ сердцемъ, что не подастъ ему камене вмѣсто хлѣба. Грозитъ ли ему злоба и коварство враговъ? Но онъ знаетъ, что вся сила враговъ его предъ покрывающею его силою Всемогущаго растаетъ, какъ воскъ предъ лицемъ огня, иисчезнетъ, какъ исчезаетъ дымъ; что всѣ, самыя злоухищренныя козни ненавидящихъ его предъ охраняющею его высочайшею Премудростію суть паутина предъ лицемъ вѣтра. Но, если бы и попустилъ Господь восторжествовать лжи надъ правдою, злобѣ надъ кротостію, мстительности надъ смиреніемъ, то не отрадно-ли сердцу его помыслить, что и ему принадлежитъ участіе въ ономъ обѣтованіи Господнемъ: блажени есте, егда возненавидятъ васъ человѣцы, и поносятъ, и пронесутъ имя ваше яко зло, Сына человѣческаго ради. Возрадуйтеся въ той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси. Постигнетъ ли, наконецъ, и самая смерть? Вѣрующій въ Господа и уповающій на Слово Его говоритъ съ Пророкомъ: аще и пойду посредѣ сѣни смертпыя, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси. Мнѣ еже жити Христосъ, и еже умрети пріобрѣтеніе. Таково истинное, живое упованіе на Господа и всесовершенная преданность св. волѣ Его. Оно возвышаетъ человѣка надъ всѣмъ, поставляетъ въ особенную близость къ Богу, дѣлаетъ недоступнымъ ни для какого земнаго страха, производитъ спокойствіе духа, безмятежіе совѣсти, вседовольство сердца.

Но, чтобы стяжать это живое упованіе на Господа, надобно, брат. мои, воскреснуть со Христомъ духомъ и сердцемъ своимъ, вышнихъ искать, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя, горняя мудрствовать, а не земная. Привыкните взирать на землю и на все земное очами вѣры, видѣть здѣсь то, что есть насамомъ дѣлѣ, одну суету суетствій, одинъ призракъ, который, при смерти, исчезнетъ изъ глазъ нашихъ, одно бреніе и персть, которыя останутся по сю сторону гроба. Возлюбите небо и жизнь вѣчную, поставьте ихъ, какъ и должно, первою и главною цѣлію жизни, средоточіемъ всѣхъ желаній и надеждъ своихъ. Тогда душа ваша, какъ птица избавившаяся отъ сѣти, насладится вожделѣнною свободою духа. Надобно, потомъ, пріучить свою мысль, свое воображеніе, свою память, свое желаніе, свое сердце, словомъ, — всѣ силы души своей быть всегда въ святомъ вездѣприсутствіи Божіемъ. Помните непрестанно, что что бы мы ни дѣлали, дѣлаемъ предъ очами Божіими; о чемъ бы ни думали, Господь видитъ наши мысли и думы; чего бы ни желали, желаемъ предъ очами Всевѣдущаго и Вездѣсущаго; о чемъ бы ни радовались ни печалились, Господь видитъ и радость и печаль нашу. Нужно, чтобы не было въ насъ самой мысли о томъ, чтобы какое-либо движеніе души и тѣла нашего могло совершиться не въ присутствіи Божіемъ, чтобы какая-либо мысль или желаніе наше могли укрыться отъ всевѣдѣнія Божественнаго. Тогда весь умъ нашъ утвердится въ Бозѣ — Спасителѣ нашемъ, все сердце наше преисполнится чувствомъ радованія о Господѣ, вся душа наша почіетъ въ лонѣ любви Божественной.

Доступна ли, скажете, для всѣхъ такая высота духовнаго бодрствованія надъ собою? Но она и достигается, брат. мои, не вдругъ, а постепенно. Надобно восходить на нее путемъ заповѣдей Господнихъ, какъ восходили всѣ святые: путь заповѣдей Твоихъ текохъ, говоритъ за всѣхъ ихъ св. Давидъ. Надобно поставить съ собою завѣтъ — не дѣлать ничего вопреки голосу совѣсти, не преступать ни одной заповѣди Божіей съ сознаніемъ, изгонять тотчасъ изъ ума и сердца своего всякій помыслъ нечистый и богопротивный, и всякое желаніе, противное закону Божію. Такое тщаніе о чистотѣ души своей очиститъ нашу совѣсть, сдѣлаетъ ее болѣе свѣтлою и обученною въ разсужденіи добра и зла. Съ своей стороны, очищенная и просвѣтленная совѣсть порождаетъ страхъ Божій, отрѣвающій грѣхи, не допускающій насъ не только сдѣлать, а и помыслить и пожелать чего-либо противнаго волѣ Божіей, чѣмъ оскорбляется святость Божія, чѣмъ прогнѣвляется любовь; и правда Его, чѣмъ возбуждается праведный гнѣвъ Его. Очищенная страхомъ Божіимъ и умягченная сердечнымъ умиленіемъ душа наитствуется Духомъ Святымъ, которымъ изливается вѣ сердце наше любы Божія совершенная. Это высшая степень совершенства и вмѣстѣ блаженства, возможнаго на землѣ, когда человѣкъ уже не боится Господа, а любитъ Его отъ всего сердца своего, и отъ всея души своея, и всею крѣпостію своею, и всѣмъ помышленіемъ своимъ. Сія-то совершенная любовь къ Господу и есть та благодатная сила души, которая влечетъ ее ко всему благому, святому, небесному, отторгаетъ отъ всего земнаго, нечистаго, недостойнаго, сочетаваетъ въ единъ духъ съ Господомъ, вселяетъ Самого Господа Іисуса Христа въ сердца наши, Тогда-то душа наша отъ преизбытка внутренняго блаженства и радости готова воскликнуть съ Пророкомъ: что ми есть на небеси и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Ты, Боже, часть моя во вѣкъ! Тебе единаго ищетъ душа моя, Тебе единаго жаждетъ сердце мое, къ Тебѣ единому стремится духъ мой; но отъ Тебя вездѣсущаго никто и ничто не разлучитъ меня, Тебя всеблагаго никто не отниметъ у меня; ибо я держусь Тебя всею силою вѣры, ищу Тебя всѣмъ желаніемъ души моей, объемлю Тебя всей любовію сердца моего. Такъ вѣруетъ и такъ чувствуетъ истинно любящій Господа, носящій въ сердцѣ своемъ залогъ и обрученіе Всесвятаго Духа Божія.

Таковы, брат. мои, плоды живаго и крѣпкаго упованія на Господа и Его всеблагое промышленіе о насъ. Оно и въ этой жизни награждаетъ человѣка, возложившаго все упованіе свое на Господа, спокойствіемъ и безмятежіемъ духа, полнымъ удовлетвореніемъ и вседовольствомъ сердца; оно и въ будущей жизни уготовляетъ ему вѣчный покой и блаженство въ Господѣ. Уповающій всего себя предаетъ Господу, — и обрѣтаетъ Самого Господа. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 206-211.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0