Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Богородичные.

19. Слово въ день Успенія Божіей Матери.

Пріидите, вѣрніи, ко гробу приступимъ Божія Матере, и обымемъ сердцы и устами, почерпающе независтные дары отъ источника приснотекущаго.

Такъ приглашаетъ насъ св. Церковь, предлагая священное торжество свое о преславномъ Успеніи Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, призывая всѣ концы земли восхвалить и прославить честное преставленіе Божія Матере. Что-жъ лучше всего можемъ мы сдѣлать, при этомъ напоминаніи, какъ не приступить, хотя мысленно, къ самому живопріемному гробу Пресвятой Дѣвы, въ которомъ совершилась сугубая тайна, — тайна смерти Матери Живота и Источника жизни и тайна воскресенія мертвенной плоти, лишившейся жизни? Чѣмъ лучше почтить сей чудодѣйственный гробъ, какъ не обнять и облобызать его сердцемъ и умомъ своимъ, чтобы почерпнуть отъ него какой-либо даръ духовный. Пріидите же, вѣрніи, ко гробу приступимъ Божія Матере, и обымемъ сердцы и устами, почерпающе независтные дары отъ источника приснотекущаго. Что-жъ, спросите, можно взять себѣ въ даръ отъ гроба Матери Божіей. Весьма многое. Можно обрѣсти въ этомъ чудодѣйственномъ гробу утвержденіе своей вѣры въ безсмертіе души нашей, въ воскресеніе самой плоти нашей, въ вѣчную жизнь нашу по воскресеніи. Можно почерпнуть изъ него живое упованіе на сладчайшее обѣтованіе Господа Іисуса Христа, яко вѣруяй въ Него, Сына Божія, имать животъ вѣчный, и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Можно найти въ немъ благоговѣйное удостовѣреніе во всегдашнемъ сопребываніи съ нами не только Самого Господа Іисуса Христа, но и пречистой и пресвятой Его Матери, которая, по взятіи Ея съ плотію на небо, явилась св. апостоламъ и рекла имъ: се, Азъ съ вами есмь во вся дни. Можно взять отъ него благую надежду на помощь и заступленіе превознесенной паче всѣхъ Матери Божіей, Царицы небесе и земли, которая Сама обѣтовала вспомоществовать вѣрующимъ въ ихъ нуждахъ. Можно вынести изъ него назидательное поученіе о безмѣрной высотѣ истиннаго смиренія предъ Богомъ и людьми, объ утѣшительныхъ плодахъ всецѣлой преданности волѣ Божіей, о высочайшей славѣ дѣвственной чистоты и безстрастія. Всякъ можетъ почерпать себѣ отъ сего источника благодати и что хочетъ, что находитъ для себя особенно нужнымъ и полезнымъ. — Но я, брат. мои, избралъ бы для себя и для васъ по преимуществу одинъ драгоцѣнный для всѣхъ насъ даръ — память смертную; я желалъ бы помолиться вмѣстѣ съ вами Владычицѣ небесе и земли, какъ учитъ молиться св. Церковь: даждь ми память смертную. Если и Сама Матерь живота должна была подвергнуться осужденію смерти, изреченному Богомъ въ лицѣ перваго праотца человѣковъ всему человѣческому роду; то можемъ ли избѣжать сего осужденія мы, ежечасно подвергающіеся ему собственными грѣхами нашими? Нѣтъ ничего достовѣрнѣе, что рано или поздно каждый изъ насъ долженъ умереть неминуемо, а со смертію должна рѣшиться и вся судьба наша на всю вѣчность. Какова временная жизнь, такова и смерть; а какова смерть,такова и вся будущая жизнь: благочестивая,честная предъ Господомъ смерть есть плодъ благочестивой жизни и начало вѣчно-блаженной жизни со Христомъ, равно какъ нечестивая и лютая смерть грѣшника — плодъ беззаконной жизни и начало вѣчнаго мученія. Потому намъ должно бы во всю жизнь свою не опускать изъ мысли ни на одну минуту образа нашей смерти; должно бы во всю жизнь приготовляться непрестанно къ непостыдному переходу въ жизнь будущую, нескончаемую. Но, Боже мой, что же болѣе всего въ забвеніи у насъ, какъ не смерть? О чемъ менѣе всего мы думаемъ и размышляемъ, какъ не объ исходѣ своемъ изъ сей жизни? Какова же будетъ послѣ сего наша кончина и какова судьба наша по кончинѣ? Владычице и Мати живота, даждь намъ память смертную! Если и Сама пречистая и пренепорочная Матерь Божія, по вознесеніи на небо Сына и Бога своего, ни о чемъ болѣе не помышляла, какъ о предстоящемъ исходѣ своемъ, ни о чемъ чаще не молилась, какъ о томъ, чтобы Господь даровалъ Ей мирно разлучиться съ тѣломъ, мирно переселиться въ обители свѣта и радости; то какъ бы не размышлять о смерти намъ — грѣшнымъ и нечистымъ? Какъ бы не памятовать о концѣ жизни, которая вся исчезаетъ у насъ въ суетѣ и треволненіяхъ духа? Но нашъ горделивый разумъ строитъ только планы счастливой будущности на землѣ, не помышляя о будущности за гробомъ; наше прикованное къ земному сердце отвращается отъ страшнаго образа смерти, наша животолюбивая плоть трепещетъ отъ одного напоминанія о смерти и старается заглушить въ себѣ всякую мысль о ней. Надеждо наша, Богородице, не лиши насъ того, что потребно душѣ нашей паче хлѣба насущнаго, — даждь намъ память смертную! Все напоминаетъ намъ о смерти — и Слово Божіе, и видимая природа, и собственные недуги, и отшествіе отъ насъ нашихъ братій. Сколько тѣхъ, съ которыми мы жили, которыхъ видѣли бодрыми и веселыми, давно уже въ могилѣ! Сколько нашихъ сверстниковъ и друзей упредили насъ своимъ отшествіемъ ко Господу! И кто поручится, что не настала уже чреда и намъ послѣдовать за ними? Всякая вещь въ мірѣ угрожаетъ намъ смертію. Отъ чего не умираетъ человѣкъ? Умираетъ и отъ воздуха и безъ воздуха, и отъ воды и безъ воды, и отъ пищи и безъ пищи, и отъ зноя и отъ стужи, и отъ грознаго удара молніи и отъ легкаго дуновенія вѣтра, и отъ лютаго звѣря и отъ презрѣннаго насѣкомаго. Всякое время можетъ быть временемъ нашей кончины: мы можемъ умереть и ночью, во время сна, и днемъ, среди обычныхъ занятій — и среди пагубнаго бездѣйствія, и среди беззаконной дѣятельности. Но — горе нашему ослѣпленію! — менѣе всега мы помнимъ о смерти, менѣе всего готовимся къ смерти! Владычице милосердая, Мати христіанъ чадолюбивая! Умягчи сердце наше напоминаніемъ о кончинѣ живота и страшномъ судѣ Божіемъ, да пребудетъ образъ смерти нашей всегда предъ очами нашими, да устрашаетъ насъ среди земныхъ радостей, обуяющихъ нашъ разумъ, да сотрясаетъ сердце наше среди грѣховныхъ удовольствій, заглушающихъ нашу совѣсть, да прогоняетъ тьму грѣховную, омрачающую нашу душу, да возбуждаетъ къ непрестанному бодрствованію надъ собою, къ покаянію и плачу о грѣхахъ своихъ, къ дѣламъ благимъ и богоугоднымъ! Иначе, что будетъ съ нами, если смерть постигнетъ насъ въ день, въ который не ожидаемъ, и въ часъ, въ который не чаемъ; если небесный Женихъ, пришедъ внезапу, обрящетъ насъ въ безпечности и нераденіи о душѣ своей, въ забвеніи о смерти и судѣ Божіемъ? О, премилостивая Мати Царя небесе и земли! Воздвигни насъ изъ глубины грѣховныя, просвѣти очи сердечныя ко зрѣнію спасенія и даждь намъ память смертную! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 168-172.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0