Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Богородичные.

10. Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Величаемъ Тя, пресвятая Дѣво, и чтемъ покровъ Твой святый.

Днесь явлена міру сокровенная отъ вѣкъ и родовъ, неизреченная тайна воплощенія Сына Божія для спасенія рода человѣческаго; днесь ѵпостасное Слово Божіе, по благовѣстію Архангела, плоть бысть, воспріяло естество человѣческое во чревѣ избранной отъ всѣхъ родовъ, преблагословенной Дѣвы Маріи. Отнынѣ начинается та непостижимо-дивная, новая жизнь Живущаго во вѣки вѣковъ, въ которой Неописанный и вездѣсущій Божествомъ явился въ рабіи зрацѣ, съ человѣки поживе, вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца (Іоан. 1, 14). Нынѣ начало и тѣхъ болѣзней и скорбей, кои благоволилъ подъять Господь нашъ для спасенія нашего; того уничиженія, коимъ избавлены мы отъ вѣчнаго стыда и посмѣянія діаволя; тѣхъ страданій, коими искуплены мы отъ вѣчныхъ мукъ. Нынѣ начало и той неизреченной славы, на которую превознесено бренное естество наше и въ лицѣ Сына Божія, восшедшаго на небеса и сѣдящаго одесную престола величествія на высокихъ, и въ лицѣ пренепорочной Дѣвы Маріи, содѣлавшейся жилищемъ Бога Слова, Матерію Сына Божія, честнѣйшею херувимовъ. Такъ, достойно и праведно воспѣваетъ св. Церковь: днесь спасенія нашего главизна. Что убо сотворимъ, мужіе братіе, въ сей благознаменитый день Господень?

Днесь спасенія нашего главизна. Итакъ, прежде и паче всего падемъ со благодареніемъ предъ Начальникомъ и Совершителемъ нашего спасенія, Господомъ Іисусомъ Христомъ, который не возгнушался естества нашего, смирилъ Себе до воспріятія зрака раба. Ахъ, что было и что было бы съ нами, если бы Самъ Господь не исхитилъ насъ изъ той бездны погибели, въ которую низверглись мы по дѣйству діаволю? За преступленіе святыхъ и животворныхъ заповѣдей Господнихъ мы праведно подверглись вѣчному проклятію гнѣва небеснаго; Единородный Сынъ Божій Самъ содѣлался по насъ клятвою, чтобъ искупить насъ отъ клятвы законныя. Удалившись отъ Бога и отчуждившись отъ жизни Божіей, мы содѣлались мертвыми прегрѣшенми, проданными подъ грѣхъ, не имущими упованія и естествомъ чадами гнѣва п погибели; Сынъ Божій предалъ Самого Себя въ цѣну избавленія нашего, язвенъ бысть за грѣхи наша и мученъ бысть за беззаконія наша, — крестными страданіями и смертію истребилъ рукописаніе грѣховъ нашихъ, оправдалъ и примирилъ насъ съ правосудіемъ Божіимъ, даде намъ область чадомъ Божіимъ быти. Вкушеніемъ запрещеннаго плода мы подвергли себя смерти временной и вѣчной; Господь Іисусъ Христосъ для оживотворенія насъ ниспослалъ благодать Всесвятаго и животворящаго Духа, даровалъ животворящую плоть и кровь Свою въ залогъ будущаго воскресенія нашего и жизни вѣчныя. Неизреченна любовь, несказанно милосердіе, непостижимо человѣколюбіе, неисповѣдимы благодѣянія Твои, Господи, къ намъ недостойнымъ и грѣшнымъ! О, забвена буди десница наша, если престанетъ она возносится въ благодарной молитвѣ предъ Тобою! Прильпни языкъ нашъ гортани нашему, если престанетъ онъ величать Твое безмѣрное снисхожденіе, славословить Твое неизреченное человѣколюбіе! Да угаснетъ навсегда свѣтильникъ разума нашего, если престанетъ онъ поклоняться съ благоговѣніемъ неисповѣдимой тайнѣ воплощенія Твоего, покоряться живоноснымъ словесамъ Твоимъ, возноситься живою вѣрою къ Тебѣ, Источнику премудрости и разума!

Но, величая милосердіе и человѣколюбіе Господа, достойно и праведно ублажать и пренепорочную Матерь Его, послужившую тайнѣ нашего спасенія. Ея серафимская чистота: содѣлала Ее достойною быть обителію Источника чистоты и святыни, взаимодать плоть и кровь Сыну Божію и быть виною нашего обоженія. Ея глубочайшее смиреніе преклонило милосердый взоръ Того, который, призрѣвъ на смиреніе Ея, помянулъ милости Своя отъ вѣка, якоже глагола ко отцемъ нашимъ, Аврааму и сѣмени его. Своимъ неисповѣдимымъ терпѣніемъ и преданностію волѣ Божіей Она содѣлалась достойною служительницею и хранительницею таинъ нашего спасенія, слагая въ чистомъ сердцѣ своемъ живоносные глаголы Сына и Бога своего. По своему матернему человѣколюбію Она и теперь является Заступницею и Ходатаицею всего міра, утѣшеніемъ скорбящихъ, заступленіемъ обидимыхъ, спасеніемъ грѣшниковъ. О, благословенна Ты въ женахъ, преблагословенная Матерь и Дѣво! Благословенъ плодъ чрева Твоего, богоизбранный сосуде чистоты и святыни! Благословенно смиреніе Твое, честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая, безъ сравненія, серафимовъ! Благословенно пресвятое имя Твое, милосердая Заступнице и Ходатаице наша! Да изсхнетъ сердце наше, если престанетъ оно пламенѣть любовію къ Тебѣ, источать чувства благодаренія Тебѣ! Да умолкнутъ уста наши, если не будутъ отверзаться на хвалу и прославленіе пресвятаго имени Твоего!

Но, брат. возлюбл., днесь спасенія нашего главизна. Итакъ, воздавъ благодареніе Господу, прилично обратиться и къ самимъ себѣ: есть ли настоящій день главизна и нашего спасенія? Нельзя не помнить и не должно забывать никогда, что можетъ быть спасенъ міръ, но можемъ погибнуть мы; что многіе отъ востокъ и западъ пріидутъ и возлягутъ съ Авраамомъ и Исаакомъ во царствіи Божіи, а многіе изъ сыновъ царствія изгнаны будутъ во тьму кромѣшнюю; что спасеніе міра, совершонное крестною смертію Сына Божія, не будетъ нашимъ, если не совершится и въ насъ.

Въ самомъ дѣлѣ, спасеніе наше состоитъ въ освобожденіи насъ отъ рабства грѣху. Итакъ, свободны ли мы отъ сего погибельнаго рабства? Побѣждена ли въ насъ несчастная наклонность ко грѣху? Утверждена ли воля наша неподвижно въ законѣ Господни? Не царствуетъ ли и доселѣ грѣхъ въ мертвенной плоти нашей?

Спасеніе наше совершается чрезъ умертвіе міру, сораспятіе со Христомъ, умерщвленіе въ себѣ страстей и похотей. Итакъ, умерли-ль мы для міра? Вмѣняемъ ли въ уметы все, чѣмъ обольщается сердце міролюбцевъ, что дорого цѣнится людьми, преданными суетѣ? Или око наше прельщается еще тлѣнными благами, сердце привязано любовію къ наслажденіямъ чувствъ? Распяли-ль плоть свою со страстьми и похотьми? т. е. погасили-ль въ себѣ силою благодати Всесвятаго Духа всѣ вожделѣнія плоти? Исторгли-ль изъ сердца своего всѣ страсти, умерщвляющія духъ нашъ?

Спасеніе наше состоитъ въ обновленіи въ насъ образа Божія, въ облеченіи въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины. Итакъ, обновился ли умъ нашъ живою вѣрою въ Сына Божія, живымъ упованіемъ жизни вѣчной? Или пребываетъ еще во мракѣ невѣдѣнія, обуревается волнами сомнѣній, влается легкомысленно всякимъ вѣтромъ ученія? Обновилось ли сердце наше истинною, крѣпкою любовію къ Богу и ближнимъ, или колеблется еще между Богомъ и міромъ, обуревается самолюбіемъ, завистію, корыстолюбіемъ, злопомнѣніемъ, недоброжелательствомъ? Обновился ли весь образъ жизни нашей такъ, чтобы свѣтъ вѣры и благочестія нашего свѣтился предъ человѣками, чтобы видящіе дѣла наши прославляли Отца нашего, Иже на небесѣхъ?

Блаженны, неизъяснимо блаженны тѣ, кои ощущаютъ въ себѣ всѣ признаки новой жизни во Христѣ Іисусѣ, коихъ духови спослушествуетъ Самъ Духъ Божій, что они чада Божіи! Да блюдутъ они въ себѣ сіе сокровище, какъ несомнѣнный залогъ вѣчно-блаженной жизни съ Богомъ! Да воспоютъ со благодареніемъ въ настоящій день спасенія міра: днесь и нашего спасенія главизна!

Но увы! многіе ли между нами могутъ съ увѣренностію усвоять себѣ сіе блаженство? Многіе ли могутъ сказать съ Апостоломъ: Христови сраспяхся, живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ? Не большая ли часть изъ насъ должна сказать о себѣ словами Пророка: пройде жатва, мимоиде лѣто, и мы нѣсмы спасени. Прошло много лѣтъ жизни, минуло много благопріятнаго времени, близка смертная осень; а мы далеко не готовы еще стать непостыдно предъ судищемъ Христовымъ, войти въ славное царство Божіе, быть причтенными къ свѣтлому лику святыхъ! Итакъ, спросимъ себя еще: положено ли, по крайней: мѣрѣ, начало нашего спасенія? Ибо, если не будетъ положено начало спасенія здѣсь, то мы вѣчные плѣнники діавола и вѣрная добыча ада: по смерти нѣтъ и не можетъ быть покаянія! Итакъ, положено ли начало очищенію отъ грѣховъ искреннимъ исповѣданіемъ ихъ предъ служителемъ Церкви, искреннимъ желаніемъ исправленія жизни? Положено ли начало новой жизни о Христѣ всеусерднымъ исполненіемъ заповѣдей Господнихъ, тщательнымъ уклоненіемъ отъ всего, что можетъ привести насъ ко грѣху? Возбуждены ли въ сердцѣ отвращеніе отъ суетъ міра, тоска по небесной отчизнѣ, алчба и жажда небесныхъ сокровищъ? Дорожитъ ли сердце наше паче всего въ мірѣ небеснымъ именемъ сыновъ Божіихъ, наслѣдниковъ Царства Христова? О, счастливы, несказанно-счастливы, если ощущаемъ въ себѣ хотя начатки духовнаго обновленія и спасенія нашего! Да хранимъ со тщаніемъ и возрастимъ со усердіемъ сіе благодатное сѣмя вѣчной жизни до послѣдней минуты разлученія нашего съ тѣломъ! Воспоемъ со благодареніемъ въ настоящій день спасенія міра: днесь и нашего спасенія главизна!

Что дѣлать тѣмъ изъ насъ, кои не полагали еще и начала своего спасенія, не обратились отъ грѣха къ Богу искренно и постоянно, всѣмъ сердцемъ и душею? Братія возлюбленная, что-жъ мѣшаетъ и вамъ въ настоящій день спасенія помыслить о вашемъ спасеніи, о вашей вѣчной участи? Нынѣ, — такъ можетъ сказать каждый самому себѣ, нынѣ Господь славы смирился до воспріятія зрака раба для спасенія погибающихъ грѣшниковъ, — и сколько братій моихъ по плоти, обновленныхъ Его благодатію, вознеслись уже въ обители Отца небеснаго, въ коихъ и для меня уготовано мѣсто! Сколько подобныхъ мнѣ грѣшниковъ предварили или варяютъ меня во Царствіи Божіи, которое и мнѣ завѣщалъ сладчайшій Искупитель мой! А я доселѣ, какъ овца заблудшая, убѣгаю въ дебри отъ ищущаго меня человѣколюбиваго Пастыря и самъ, несчастный, ищу моей погибели! Какое безумное ослѣпленіе! — Нынѣ Господь славы предалъ Себя уничиженію, чтобъ отъять мое безславіе, даровать мнѣ досточтимое имя христіанина — сына Божія, и я ношу драгоцѣнное имя сіе отъ самой колыбели; но увы, оно безчестится моею жизнію, хулится моими дѣлами, поносится невѣрными ради меня непотребнаго. Какое жестокое оскорбленіе любви Божіей! — Нынѣ Господь славы нисшелъ съ высоты небесъ, чтобъ пострадать и умереть на крестѣ для моего спасенія, — и я омытъ уже Его святѣйшею кровію, возрожденъ въ таинствѣ крещенія, воспріялъ обрученіе Духа Святаго въ мѵропомазаніи. Но увы, я попралъ кровь завѣтную, обезчестилъ Духа благодати, погубилъ благодать сыноположенія, и своими грѣхами второе распинаю Сына Божія. Какая ужасная неблагодарность величайшему Благодѣтелю! — Пресвятая Матерь Божія съ соборомъ святыхъ молится и о мнѣ недостойномъ грѣшникѣ, отвращаетъ своимъ предстательствомъ стрѣлы гнѣва небеснаго, готовыя пасть на главу мою, преклоняетъ любовь Сына и Бога своего къ долготерпѣнію, безъ котораго я давно не существовалъ бы на землѣ, но грѣхамъ моимъ. А я, несчастный, моимъ ожесточеніемъ и упорствомъ преогорчеваю и Ея матернее милосердіе о мнѣ, пронзаю скорбію и Ея любвеобильное сердце. Какое достойное ада ожесточеніе!

Боже мой, долго-ль идти мнѣ симъ путемъ погибели? Вотъ, дни мои преходятъ, какъ соніе востающаго; смерть каждодневно похищаетъ собратій моихъ! Что, если внезапно восхититъ и меня посреди моей грѣховной жизни? Какъ предстану я предъ лице сладчайшаго Искупителя моего? Какъ явлюся предъ лицемъ Ходатаицы моей — Матери Божіей, предъ соборомъ ангеловъ и святыхъ Божіихъ? Милосердый Господи, просвѣти омраченный умъ мой свѣтомъ благодати Твоея; порази и сокруши окамененное сердце мое страхомъ нелицепріятнаго суда Твоего; воздвигни падшій духъ мой изъ глубины грѣховныя! Да будетъ день Твоего человѣколюбнаго снисхожденія къ роду человѣческому днемъ благоутробнаго снисхожденія и ко мнѣ, недостойному помилованія грѣшнику! Да будетъ днесь главизна и начало и моего спасенія! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 82-88.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0