Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на дни Богородичные.

5. Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы [1].

Не безпримѣрно было въ Церкви ветхозавѣтной такое воспитаніе при храмѣ Божіемъ. Воспитывался при скиніи свидѣнія отрокъ Самуилъ, и это воспитаніе было такъ благоуспѣшно, что чрезъ нѣсколько лѣтъ, проведенныхъ Самуиломъ при храмѣ, священный историкъ замѣчаетъ уже: отроча же Самуилъ хождаше преуспѣвая, и бѣ благъ предъ Господемъ и человѣки, и сдѣлался потомъ великимъ пророкомъ и другомъ Божіимъ. Несравненно благоуспѣшнѣе было воспитаніе Пресвятой Дѣвы. Воспитываясь при храмѣ, Она столько преуспѣла во всѣхъ боголюбезныхъ добродѣтеляхъ, что и Сама сдѣлалась чистою и святою обителію Духа Божія, живымъ храмомъ Господа Вседержителя. Своимъ глубочайшимъ смиреніемъ, кротостію и покорностію волѣ Божіей, своимъ богобоязненнымъ исполненіемъ заповѣдей Господнихъ обрѣла Она благодать предъ Отцемъ Небеснымъ, Который благоволилъ — родиться отъ Нея Единородному Сыну Своему для спасенія міра. Своею серафимскою чистотою Она содѣлалась достойною того, чтобы вмѣстить въ себѣ Самого Источника чистоты и святыни, взаимодать плоть и кровь Сыну Божію и быть виною нашего освященія и обоженія. Своимъ неисповѣдимымъ терпѣніемъ и преданностію волѣ Божіей Она сдѣлалась достойною служительницею и хранительницею таинъ спасенія нашего, слагая въ чистомъ сердцѣ своемъ живоносные глаголы Сына своего и Бога. Сдѣлавшись, наконецъ, Матерію Господа и Владыки вселенной, Она явилась превознесенною превыше всѣхъ тварей, Царицею небесе и земли, Заступницею и Ходатаицею всѣхъ, притекающихъ къ Ней съ молитвою вѣры и упованія. Таковы были плоды воспитанія Ея при храмѣ Божіемъ.

Это счастіе — воспитаться при храмѣ Божіемъ выпало на долю и вамъ, возлюбленныя дѣти, которыя введены въ этотъ храмъ воспитанія и вмѣстѣ въ это святилище Божіе съ тою-же цѣлію — воспитаться предъ Господомъ. И можно ли не пожелать, чтобы ваше воспитаніе здѣсь было столь же благоуспѣшно, какъ воспитаніе Матери Божіей? Матерію Господа, конечно, могла быть только одна Пресвятая Дѣва Марія; но сродниками Господа, братьями и сестрами Его, присными и искренними чадами Пречистой Его Матери, соучастниками пренебесной чести и славы Ея въ Царствѣ Христовомъ, не только могутъ, а и должны быть всѣ призванные Господомъ въ благодатное Царство Его, всѣ просвѣщенные св. вѣрою и крещеніемъ во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы, словомъ, — всѣ чада Православной Церкви Христовой. Помните-ль, чтó сказалъ Господь, когда говорили Ему, что Мати Его и братія Его ищутъ глаголати къ Нему? — Кто Мати Моя и братія Моя? сказалъ Онъ и, оглядѣвъ сущихъ окрестъ Его, рече: се Мати Моя и братія Моя. Иже бо сотворитъ волю Отца Моего, Иже на небесѣхъ, той братъ и сестра Ми есть. Вотъ почему пророкъ Божій, созерцая издалеча небесную славу Пресвятой Дѣвы, яко Царицы, предстоящей одесную Царя царствующихъ, видѣлъ и безчисленные лики дѣвъ, приводимыхъ въ слѣдъ Ея въ небесный чертогъ Царя славы: приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ Ея, искреннія Ея приведутся Тебѣ, приведутся въ веселіи и радованіи, введутся въ храмъ царевъ. Кто-жъ эти искреннія Матери Божіей? Это тѣ благочестивыя души, которыя, послѣдуя стопамъ Ея, сродняются съ Нею духомъ и сердцемъ своимъ, стараются усвоить себѣ самый духъ Ея благочестія и богоподобныхъ добродѣтелей — Ея живую и крѣпкую вѣру слову Божію, Ея пламенную любовь къ Богу и ближнимъ своимъ, Ея боголюбезную чистоту и непорочность, Ея всесовершенную преданность волѣ Божіей, Ея глубочайшее смиреніе и кротость, Ея неисповѣдимое терпѣніе и послушаніе слову Господню даже до смерти.

Но до этой высоты совершенства духовнаго надобно восходить, возлюбленныя, постепенно, путемъ долгаго воспитанія отъ юности своей, какъ и Сама Матерь Божія восходнла путемъ немаловременнаго воспитанія при храмѣ Божіемъ съ самаго нѣжнаго возраста. Посему-то и нужно и полезно вамъ, какъ совоспитанницамъ Пресвятой Дѣвы Маріи, имѣть въ виду хотя нѣкоторыя черты изъ жизни Ея при храмѣ Іерусалимскомъ, которыя сохранило для насъ благочестивое преданіе. И во-первыхъ, никогда не забывайте, возлюбленныя, напротивъ, живо представляйте всегда въ умѣ своемъ, что вы, подобно Пресвятой Дѣвѣ, живете здѣсь дѣйствительно при храмѣ Божіемъ, въ непрестанномъ присутствіи и всевѣдѣніи Самого Господа Іисуса Христа, предъ очами Его Пречистой и Пресвятой Матери; ибо Она — Преблагая никогда не оставляетъ тѣхъ, которые не только призываютъ Ее въ молитвахъ, но и ревностно желаютъ послѣдовать Ей въ своей жизни, уподобиться Ей въ благочестіи и благоговѣніи предъ Богомъ, въ чистотѣ и святыни. Одно такое настроеніе ума и сердца уже много поможетъ вамъ къ очищенію ума вашего отъ всякихъ праздныхъ и недобрыхъ помысловъ и мечтаній, къ обузданію страстныхъ порывовъ сердца, къ возбужденію благоговѣнія и страха Божія. Ибо какъ позволить себѣ какое-либо не только дурное или, по выраженію Апостола, гнилое, но и неприличное и неумѣстное слово при святомъ храмѣ Божіемъ, въ присутствіи Господа Іисуса Христа? Какъ увлечься или гнѣвомъ, или огорченіемъ, или досадою, или злобою, или завистію предъ лицемъ кроткой и смиренной сердцемъ Матери Господа? Какъ допустить между собою или распри, или свары, или брани, или злословія, или оклеветанія, или что-либо подобное предъ лицемъ Пречистой, Пресвятой и Пренепорочной Дѣвы? Какъ допустить себя не только сдѣлать, а и помыслить что-либо недоброе предъ лицемъ Самого Господа, испытующаго сердца и утробы, слышащаго всѣ наши тайныя мысли и желанія, видящаго самыя сокровенныя наши чувства? Се раба Господпя! Вотъ я вся предъ Господомъ и душею, и тѣломъ, и умомъ, и сердцемъ, и мыслію, и желаніемъ, — въ Его всепроницающемъ всевѣдѣніи и въ Его всеобъемлющей и вседержавной волѣ! Такъ пріучила себя и мыслить, и чувствовать, и говорить Пресвятая Дѣва Марія, живя при храмѣ Божіемъ. А потому не только никакое нечистое пожеланіе, но и никакая неподобная мысль не смѣла коснуться Ея чистой и непорочной души.

Къ этому, конечно, способствовали и постоянныя занятія Ея при храмѣ Божіемъ.

Первымъ изъ нихъ было благоговѣйное поученіе въ законѣ Господнемъ, въ которомъ поучалась Она день и нощь. И съ этимъ святымъ упражненіемъ такъ сроднилась Она душею и сердцемъ своимъ, что никогда не оставляла его во всю послѣдующую жизнь. При чтеніи пророческой книги Исаіи, въ благоговѣйномъ размышленіи о словахъ пророка о чудесномъ рожденіи Мессіи отъ Дѣвы обрѣлъ Ее архангелъ Гавріилъ, благовѣстившій Ей сверхъестественное зачатіе и рожденіе отъ Нея Сына Божія. И для васъ, возлюбленныя дѣти, это святое и истинно душеполезное занятіе должно быть любимымъ занятіемъ. Нѣтъ и не можетъ быть лучшаго употребленія свободнаго отъ уроковъ вашихъ времени, какъ внимательное и благоговѣйное поученіе въ Словѣ Божіемъ. Въ немъ открываетъ намъ всеблагую волю Свою о насъ Отецъ нашъ Небесный; въ немъ бесѣдуетъ съ нами, какъ съ Своими братьями, Единородный Сынъ Божій; въ немъ поучаетъ насъ Самъ Всесвятый Духъ Божій, глаголавшій устами св. пророковъ и апостоловъ. Въ немъ всѣ сокровища премудрости и разума Божія, неоскудѣваемый источникъ поученія, вразумленія и утѣшенія нашего. Какъ бы ни утомилась и ни изнемогла, среди разнообразныхъ занятій, душа ваша и плоть, откройте св. Евангеліе, этотъ драгоцѣннѣйшій завѣтъ сладчайшаго Искупителя нашего, — и свѣтлые образы Царствія Божія, гдѣ обрящутъ покой душамъ своимъ всѣ труждающіеся и обремененные, ободрятъ и оживятъ васъ сладостною надеждою покоя вѣчнаго. Сколько бы ни преогорчился чѣмъ-либо духъ вашъ, воспойте псаломъ Давидовъ, — и тяжелое чувство, давящее душу, отойдетъ отъ нея и свѣтлое чувство радости о Господѣ согрѣетъ ваше сердце и усладитъ вашу горесть. Какія бы мысли ни занимали умъ вашъ, какіе бы вопросы жизни ни тревожили ваше сердце, обращайтесь къ писаніямъ апостольскимъ, или къ бесѣдамъ Господа Іисуса Христа, — въ нихъ найдете все, что намъ нужно знать, что надобно дѣлать, чего ожидать и надѣяться, чего страшиться и убѣгать для того, чтобы пройти безпорочно все поприще жизни и дойти безпреткновенно къ небеснымъ обителямъ вѣчнаго покоя и блаженства. И всего лучше, если это святое упражненіе въ Словѣ Божіемъ будетъ у васъ, хотя по временамъ, общимъ. Тутъ ваши мысли соединятся въ одно святое размышленіе о предметахъ божественныхъ, ваши чувства сольются въ одно святое чувство благоговѣнія предъ Богомъ, — и врагъ нашъ діаволъ не посмѣетъ посѣять въ васъ своего злаго сѣмени разномыслія и раздоровъ.

Другое занятіе живущихъ при храмѣ Іерусалимскомъ было служеніе, или, что то же, тѣлесные труды въ исполненіи различныхъ потребностей храма и живущихъ при немъ. Въ тогдашнее время при храмѣ Іерусалимскомъ образовалось нѣчто подобное нашимъ богоугоднымъ заведеніямъ. Тамъ воспитывались юныя дѣвы, обучаясь всему, что въ тогдашнее время считалось необходимымъ для будущей ихъ жизни въ семействахъ. Тамъ жили благоговѣйныя вдовы и старицы, въ числѣ коихъ была и св. Анна пророчица, благоговѣйно встрѣтившая Богомладенца Іисуса и возвѣстившая о Немъ людямъ. Тамъ призрѣвались и нищіе, увѣчные и больные. Посему служеніе живущихъ при храмѣ дѣвъ и вдовицъ было разнообразно. И нѣтъ сомнѣнія, что Пресвятая Дѣва, по мѣрѣ возраста Своего, участвовала во всѣхъ видахъ сего служенія: занималась свойственнымъ полу Ея рукодѣліемъ, исполняла сообразныя возрасту своему работы при храмѣ, служила нищимъ и увѣчнымъ, которымъ, какъ говоритъ преданіе, отдавала и свою пищу, сама питаясь хлѣбомъ ангельскимъ. Тогда-то пріобучилась Она ко всему, что потомъ встрѣтило Ее въ жизни. Такъ, въ дому Іосифовомъ, называясь его женою, Она исполняетъ всѣ, самые тяжелые труды домашняго хозяйства, приготовляетъ пищу и одежду всему семейству Іосифову. Преданіе указываетъ еще тотъ кладезь, изъ котораго приносила Она воду на высокую гору, на которой находился Назаретъ; а драгоцѣнный хитонъ, который исткала Она своему Божественному Сыну, который пожалѣли раздрать на части даже распинавшіе Его грубые воины, показываетъ, съ какимъ не только трудолюбіемъ, а и искусствомъ исполняла Она свои обязанности хозяйки дома. Въ дому усыновленнаго Ей ученика Христова, когда уже сбылось Ея пророчество, яко ублажатъ Ее вси роди, Она, пребывая въ глубокомъ смиреніи и уединеніи, собираетъ около себя вдовицъ и дѣвъ, обучаетъ ихъ закону Божію, правиламъ вѣры и жизни христіанской и свойственнымъ ихъ полу рукодѣльямъ, и Сама съ непрестанною молитвою и богомысліемъ соединяетъ стольже непрестанный трудъ. Плодомъ этого труда былъ, между прочимъ, и драгоцѣнный омофоръ, сдѣланный Ея пречистыми руками для друга Іисусова Лазаря, бывшаго епископомъ въ Критѣ. Видите, возлюбленныя дѣти, какимъ высочайшимъ примѣромъ освящены всѣ занятія и труды ваши — и умственные и тѣлесные въ этомъ домѣ воспитанія вашего! Не есть ли это лучшее удостовѣреніе въ томъ, что всѣ труды ваши не только благоугодны и пріятны Пресвятой Матери Божіей, но и сближаютъ васъ съ Нею въ единомъ духѣ смиренія и послушанія, прилежанія и трудолюбія? Да послужитъ вамъ это поощреніемъ къ прилежанію, облегченіемъ въ трудахъ, отрадою и утѣшеніемъ вашей жизни здѣсь. Все, что преподается вамъ, все, къ чему пріобучаетесь здѣсь, послужитъ вамъ наилучшимъ напутіемъ въ вашей будущей жизни. Гдѣ бы и въ какой бы долѣ ни привелъ васъ Господь провести вашу жизнь, вездѣ и всегда вы будете счастливы и спокойны духомъ, если, по примѣру Пресвятой Дѣвы, предавъ себя всецѣло волѣ Божіей, употребите пріобрѣтенныя здѣсь познанія и искусства въ пользу себѣ и другимъ, съ тѣмъ же смиреннымъ трудолюбіемъ, съ этой же послушливою готовностію служить своимъ ближнимъ, какъ бы служили Самому Господу; если будете съ усердіемъ и страхомъ Божіимъ исполнять все, чего потребуетъ отъ васъ и къ чему будетъ обязывать ваше будущее положеніе въ обществѣ, каково бы оно ни было — велико или мало, высоко или смиренно.

Но главнымъ и наиболѣе любимымъ упражненіемъ Пресвятой Дѣвы была св. молитва, для которой она часто уединялась во внутреннѣйшая храма. Тамъ она единая съ единымъ бесѣдовала съ Богомъ отцевъ своихъ; тамъ изливала предъ Нимъ свою душу и сердце, предаваясь всесовершенно Его всеблагой и вседержавной волѣ. Такъ укрѣплялась Она на тотъ безпримѣрный подвигъ своей жизни, на которомъ ожидали Ее не однѣ высочайшія радости, но и жесточайшія скорби, когда, по выраженію праведнаго Симеона, оружіе проходило самую душу Ея. И для васъ, возлюбленныя, св. молитва должна быть главною подпорою силъ вашихъ, источникомъ воодушевленія въ вашей дѣятельности, утѣшенія въ трудахъ. Двери храма Божія не должны быть заключены отъ васъ во всякое время. Станетъ ли одолѣвать скука, унынье и печаль, спѣшите въ храмъ Божій, припадите предъ Отцемъ Небеснымъ, излейте предъ Нимъ всю печаль вашу, выскажите всю болѣзнь души вашей, и не преставайте вопіять къ Нему духомъ своимъ, доколѣ свѣтъ благодати Божіей не коснется сердца вашего и не облегчитъ души вашей отъ подавляющаго ее бремени. Помните-ль, Самъ Іисусъ Христосъ троекратно возвращался къ молитвѣ, когда душа Его прискорбна была даже до смерти, и бывъ въ подвизѣ, прилѣжнѣе моляшеся. И тогда только явися Ему ангелъ съ небесе, укрѣшяя Его. Срѣтится-ль какое огорченіе, обида или оскорбленіе, прежде всего спѣшите въ храмъ Божій, и отъ всего сердца вашего, со всею искренностію любви помолитеся за огорчившаго васъ. Повѣрьте, что ничѣмъ нельзя такъ скоро исцѣлить раны сердечной и заслужить милость и благоволеніе Отца Небеснаго, какъ молитвою за оскорбляющаго. Пошлетъ ли вамъ Господь какую-либо радость, благословитъ ли вожделѣннымъ успѣхомъ ваши занятія и труды, опять спѣшите въ храмъ Божій и здѣсь въ уединеніи принесите Господу сердечную жертву хвалы и благодаренія. Ибо вѣдайте, что Господь подаетъ и ущедряетъ дары Свои тому, кто пріемлетъ ихъ съ смиреннымъ благодареніемъ, а отъ неблагодарнаго вземлется и то, что мнится имѣти. Встрѣтите-ль какое затрудненіе, недоумѣніе, иль неуспѣхъ въ занятіяхъ своихъ, повѣдайте въ смиренной молитвѣ Божіей Матери свое неразумѣніе и немощь и просите усердно Ея благодатной помощи, озаренія, вразумленія. Она, Всеблагая Матерь наша, не отринетъ смиренной молитвы чадъ Своихъ, отверзетъ умъ вашъ къ уразумѣнію и подастъ силы къ достиженію желаемаго успѣха, какъ отверзла нѣкогда и умъ и уста св. Роману Сладкопѣвцу. Но можно ли указать напередъ всѣ случаи, гдѣ первѣе всего бываетъ потребна для насъ молитва? Она есть дыханіе души нашей, жизнь нашего духа и столько же необходима для насъ во всякое время, какъ дыханіе для жизни тѣлесной. И можно ли исчислить всѣ блага, которыя приноситъ душѣ нашей усердная сердечная молитва? Она, какъ золотой ключъ, отверзаетъ намъ всѣ сокровища милосердія и щедротъ Божіихъ.

Тако тецыте, возлюбленныя, да постигнете! Такъ идите по стопамъ Матери Божіей, чтобы и ваше воспитаніе здѣсь было такъ же благоуспѣшно и плодоносно, каково было Ея воспитаніе при храмѣ Божіемъ! Такъ уподобляйтесь Ей кротостію и смиреніемъ, чистотою и благоговѣніемъ, благодушіемъ и терпѣніемъ, послушаніемъ и трудолюбіемъ! Такъ сродняйтесь съ Нею въ духѣ вѣрою и любовію, благочестіемъ и страхомъ Божіимъ, усердною молитвою и преданностію волѣ Божіей! И Она возлюбитъ васъ, какъ любимѣйшихъ чадъ Своихъ, и сохранитъ васъ подъ кровомъ Своимъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ домовой церкви при училищѣ дѣвицъ духовнаго вѣдомства.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 39-47.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0