Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

59. Бесѣда въ навечеріе Рождества Христова.

Пріидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе.

Наступленіе торжества, подобнаго настоящему, невольно воззываетъ мысль къ празднуемому событію, побуждаетъ воображеніе и память обновить образъ священныхъ событій, дабы въ ихъ подробностяхъ обрѣсти пищу уму и сердцу. И если таково свойство человѣческаго сердца, что чѣмъ живѣе и чаще представляется образъ любимаго предмета, тѣмъ сильнѣе его привязанность, тѣмъ пламеннѣе любовь; то нѣтъ ничего дѣйствительнѣе къ укрѣпленію себя въ любви Божіей, какъ непрестанное воспоминаніе божественныхъ благодѣяній. И если радующійся духъ любитъ имѣть предъ очами предметъ радости, то сама св. Церковь не находитъ лучшаго средства къ возбужденію и поддержанію духовной радости наступающаго дня, какъ частое воспоминаніе совершившейся днесь тайны: пріидите,возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе, — такъ предначинаетъ и продолжаетъ она свои пѣснопѣнія. Повинуясь сему гласу, перенесемся, братіе, мыслію въ священныя мѣста, гдѣ совершилась велія благочестія тайна, оживимъ въ памяти обстоятельства рождества нашего Господа и Спасителя, о коихъ благовѣствуютъ св. евангелисты. Ибо чтó поучительнѣе сихъ событій? Чтó достойнѣе занять собою все вниманіе христіанина, какъ не повѣсть о его Спасителѣ? Пріидите убо, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе.

Сія велія благочестія тайна издревле многократно и многообразно уже возвѣщаема была міру устами св. пророковъ, такъ что пришествіе Искупителя было предметомъ пламенныхъ ожиданій — въ особенности избраннаго народа Божія, коему ввѣрены были обѣтованія и пророчества. Соображая сіи пророчества и обѣтованія съ обстоятельствами, современными евангельскимъ событіямъ, іудеи могли заключать уже о скоромъ исполненіи ихъ. Ибо скипетръ Іудинъ, который не долженъ былъ отойти отъ колѣна его до самаго пришествія Искупителя, выпалъ изъ рукъ царственнаго племени Іессеева: на престолѣ Давидовомъ возсѣлъ идумеянинъ, который самъ держался на немъ благосклонностію языческаго Кесаря. Царственный родъ Давидовъ, надежда и слава Израиля, уподобился уже усѣченному до корня древу, изъ корени котораго, по прореченію Исаіи, долженствовала произникнуть благоплодная отрасль. Таинственныя седмины Давіиловы видимо истощались и приходили къ концу. Тѣмъ сильнѣе горѣло сердце іудеевъ, тѣмъ пламеннѣе молились они о скорѣйшемъ пришествіи Обѣтованнаго, тѣмъ усерднѣе книжники и мудрые израилевы испытывали писанія пророческія, опредѣляли мѣсто и время рожденія обѣтованнаго потомка Давидова. Вѣсть о дивномъ рожденіи отъ неплодове великаго сына Захаріина, о чудесномъ разрѣшеніи девятимѣсячнаго нѣмотствованія престарѣлаго священника высокою пророчественною пѣснію, переходя изъ устъ въ уста, еще болѣе усилила ожиданіе необыкновенныхъ событій; всѣ дивились и недоумѣвали, радовались и трепетали: и бысть на всѣхъ страхъ, живущихъ окрестъ, и по всей странѣ Іудейстѣй, повѣдаеми бяху вси глаголи сіи, замѣчаетъ св. Евангелистъ о тогдашнемъ состояніи умовъ въ Іудеѣ.

Но тайнѣ рожденія Богочеловѣка, по премудрому совѣту Божію, надлежало совершиться въ тайнѣ; ибо не такъ расположена была Іудея, чтобъ можно было безопасно явить ее предъ всѣми. Видимъ въ Евангеліи, что подозрительный Иродъ, не щадившій приносить въ жертву своему властолюбію собственныхъ дѣтей своихъ, не умедлилъ изречь смертный приговоръ всѣмъ младенцамъ, сущимъ въ Виѳлеемѣ и въ предѣлахъ его, едва только услышалъ о рожденіи потомка Давидова. И, вотъ, по тайному распоряженію Промысла Божія, среди радостныхъ ожиданій новая внезапная вѣсть поразила сердца іудеевъ и приковала вниманіе народа: во дни тыя изыде повелѣніе отъ Кесаря Августа написати всю вселенную.

Не знаемъ заподлинно, чтó побудило римскаго Кесаря сдѣлать народную перепись въ Іудеѣ, которая не была еще явно причислена къ римской монархіи, имѣла еще своего царя, хотя иноплеменника и обязаннаго вѣнцомъ своимъ благосклонности Кесаря; но то несомнѣнно, что повелѣніе сіе заранѣе предначертано на небѣ, изречено въ премудрыхъ совѣтахъ Царя царствующихъ. Оно должно было показать іудеямъ, что времена исполненія пророчествъ уже настали, что обѣтованный Сынъ Давидовъ скоро явится для воспріятія скиптра Давидова, похищеннаго иноплеменникомъ. Оно долженствовало воззвать Іосифа и Маріамъ, жившихъ по бѣдности въ Назаретѣ, въ ихъ отечественный градъ Виѳлеемъ, въ которомъ надлежало родиться Спасителю міра, по предреченію Михея пророка, чтобъ іудеи, вѣдавшіе писанія, не могли говорить впослѣдствіи: еда отъ Галилеи Христосъ приходитъ? чтобъ римскія таблицы, въ коихъ впишется имя новорожденнаго потомка Давидова, могли свидѣтельствовать предъ цѣлымъ свѣтомъ о точномъ соотвѣтствіи пророчествъ съ событіями, чтобъ будущіе защитники христіанства — Іустины и Тертулліаны могли смѣло указывать на нихъ своимъ гонителямъ.

Державное повелѣніе римскаго единовластителя исполнялось поспѣшно. Не безъ неудовольствія и скорби, но повиновались сыны израилевы велѣнію чуждаго обладателя: и идяху вси написатися, кождо во свой градъ. Между множествомъ путешествующихъ два бѣдные странника Назаретскіе направляли путь свой чрезъ горы іудейскія во градъ Давидовъ Виѳлеемъ, зане быти имъ отъ дому и отечествія Давидова. То были престарѣлый Іосифъ, древодѣль назаретскій, котораго, какъ мужа праведнаго и благочестиваго, Промыслъ Божій избралъ хранителемъ дѣвства, защитникомъ и покровителемъ пресвятыя Дѣвы Маріи, уже лишившейся престарѣлыхъ родителей своихъ Іоакима и Анны. Ему сопутствовала и обрученная ему пресвятая Дѣва, уже носившая во чревѣ обѣтованнаго Спасителя міра, преестественно зачатаго отъ Духа Святаго: взыде же и Іосифъ отъ Назарета въ Виѳлеемъ съ Маріею, обрученною ему женою, сущею непраздною.

Пресвятая Дѣва давно наречена и привѣтствована Матерію Господа и отъ Архангела и отъ праведной Елисаветы, и Сама Она пророчественно предрекла, что отнынѣ ублажатъ Ее вси роди. Благочестивому Іосифу уже открыто было Ангеломъ, что онъ удостоенъ былъ Промысломъ Божіимъ чести быть воспитателемъ Того, который грядетъ спасти человѣковъ отъ грѣхъ ихъ, — чести, которой пожелали бы не только знаменитѣйшіе изъ вельможъ израилевыхъ, но и величайшіе изъ праведниковъ ветхозавѣтныхъ. Но эти величайшіе избранники судебъ Божіихъ несутъ великодушно, всегда тяжкое для сердца иго бѣдности и убожества, идутъ пѣшіе отъ Назарета до Виѳлеема, смиренно покоряются велѣнію чуждаго имъ властителя. Великій, братіе, примѣръ того, какъ можетъ сочетаваться истинная высота духа съ видимымъ уничиженіемъ и убожествомъ, высочайшая слава съ глубочайшимъ смиреніемъ, особенное служеніе судьбамъ Промысла Божія съ смиренною покорностію властямъ предержащимъ, кои поставляются на землѣ тою же десницею Вседержителя.

Многолюдно было стеченіе потомковъ Іессеевыхъ въ Виѳлеемѣ. Находившаяся вскрай города гостинница давно занята была предупредившими и достаточнѣйшими; бѣднымъ странникамъ Назаретскимъ не обрѣлось въ ней мѣста для пріюта: не бѣ имъ мѣста во обители. Близкихъ друзей или родственниковъ, у коихъ Іосифъ и Маріамъ могли бы провести нѣсколько дней или недѣль, также не нашлось во всемъ Виѳлеемѣ, несмотря на то, что всѣ жители и временные пришельцы Виѳлеемскіе происходили отъ одного племени Іессеева. Впрочемъ, много ли нашлось бы людей и въ каждомъ городѣ, готовыхъ признать своего сродника въ бѣдномъ древодѣлѣ Назаретскомъ, раздѣлить гостепріимный кровъ и трапезу съ убогимъ пришельцемъ? А между тѣмъ, какого безпримѣрнаго счастія лишалъ себя каждый изъ жителей Виѳлеемскихъ, отказывая въ ночлегѣ бѣднымъ пришельцамъ Назаретскимъ! — Но чего не могли или не хотѣли доставить люди своему Творцу и Искупителю, то представила Ему бездушная природа. Неподалеку отъ гостинницы обрѣлся вертепъ, служившій иногда ночнымъ пріютомъ животныхъ безсловесныхъ, гдѣ обрѣла себѣ пріютъ и св. Чета. И вотъ чертогъ, въ коемъ должна была опочить Честнѣйшая херувимовъ въ такое время, когда исполнишася дніе родити Ей! И въ семъ-то пріютѣ безсловесныхъ рождается Тотъ, который пришелъ разрѣшить міръ отъ безсловесія; въ семъ убогомъ вертепѣ является на свѣтъ Тотъ, который есть Царь царствующихъ и Господь господствующихъ! И роди Сына своего первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ.

Но здѣсь, братіе, вмѣсто всякихъ разсужденій, падемъ съ благодареніемъ предъ яслями, въ коихъ возлежитъ Тотъ, Иже во образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева равенъ быти Богу, но ради нашего спасенія Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ; который для избавленія нашего отъ грѣха и проклятія прошелъ тяжкій путь креста, — родился въ ясляхъ, жилъ, не имѣя, гдѣ главы подклонити, умеръ на крестѣ. Вертепъ пріемлетъ Его рожденнаго, вертепъ скрываетъ Его умершаго. Слава, вѣчная слава неизреченному снисхожденію Твоему, Человѣколюбче! Благодареніе, вѣчное благодареніе несказанному милосердію Твоему, любы безконечная! Твои пелены драгоцѣннѣе для насъ всѣхъ порфиръ и виссоновъ: ими разрѣшились облежавшія насъ узы грѣховнаго рабства! Твой убогій вертепъ и ясли драгоцѣннѣе всѣхъ великолѣпнѣйшихъ чертоговъ въ мірѣ: въ нихъ совершилось наше спасеніе отъ вѣчнаго плѣна діавола!

Такъ совершилась велія благочестія тайна, — сокровенно, недовѣдомо ни для кого даже изъ находившихся въ Виѳлеемѣ! Почему? Потому что немногіе въ Виѳлеемѣ способны были не соблазниться видимымъ уничиженіемъ Божественаго Отрочате, поклониться Царю Славы, возлежащему въ яслехъ, и эти немногіе тотчасъ услышатъ вѣсть о рожденіи Спасителя отъ ангеловъ. Возвѣстится въ свое время вѣсть сія и въ Іерусалимѣ волхвами и Симеономъ, проповѣдуется всѣмъ чающимъ избавленія св. Анною. Значитъ, не у Промысла Божія недоставало средствъ къ возвѣщенію Виѳлеемской тайны, а у людей недоставало готовности принять ее какъ должно. Такъ и вообще не откровенія свыше, не обѣтованій и угрозъ Божіихъ, а усердія человѣческаго недостаетъ къ тому, чтобы люди увидѣли заблужденіе свое, познали истину Божію, обратились отъ грѣха къ Богу, отъ вѣчной погибели къ славѣ чадъ Божіихъ.

Не въ славѣ и великолѣпіи, а въ нищетѣ, убожествѣ и уничиженіи является въ мірѣ давно ожидаемый, всѣми желанный и чаемый Спаситель міра. Для чего? Дабы глубочайшимъ смиреніемъ восполнить то, что утрачено человѣческою гордостію; дабы показать, что первый врагъ нашъ — наша гордость и превозношеніе, что единственный для насъ путь къ небу, послѣ паденія человѣка, есть путь смиренія и самоотверженія, страданій и креста.

Не царскія палаты, а убогій вертепъ пріемлетъ Божественное Отроча. Для чего? Чтобы обличить тщету и ничтожество всего, въ чемъ человѣкъ полагаетъ свою славу, чѣмъ хочетъ увѣковѣчить свое имя. И что иное всѣ великолѣпные чертоги, какъ не прахъ, слѣпленный руками человѣческими, который, по прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, опять разсыпается въ прахъ и персть? Дивно ли, что Господь не благоволилъ ввѣрить тайну Своего воплощенія тлѣннымъ созданіямъ человѣческимъ, а ввѣрилъ его своему созданію, котораго безъ Его воли не можетъ истребить никакая сила? Гдѣ нынѣ чертоги Иродовъ, дворцы первосвященниковъ и князей Іудиныхъ? Ихъ не осталось и слѣда на лицѣ земли; а Виѳлеемскій вертепъ и доселѣ хранитъ и будетъ хранить до скончанія вѣка святое мѣсто рожденія Богочеловѣка.

Не многочисленный дворъ окружаетъ новорожденнаго Царя: старецъ и Дѣва — вотъ вся Его свита! Но много ли было въ цѣлой Іудеѣ людей, равныхъ имъ по вѣрѣ и благочестію? А присутствіе недостойныхъ не омрачало-ль бы богосвѣтлой картины Виѳлеемскаго вертепа? Нѣтъ, не внѣшнія преимущества, а вѣра и благочестіе, правда и добродѣтель, кротость и смиреніе духа, послушаніе и преданность волѣ Божіей — вотъ, чтó драгоцѣнно предъ очами Божіими! И, чтó особенно замѣчательно, сіи драгоцѣнныя качества не принадлежатъ исключительно какому-либо сословію людей: они обрѣтаются и въ мудрыхъ волхвахъ, и въ простыхъ пастыряхъ, и въ князьяхъ Никодимахъ, и въ рыбаряхъ галилейскихъ, и въ мужахъ совѣта Іосифахъ, и въ простыхъ вѣрою, но теплыхъ усердіемъ Марѳахъ. Примѣръ праведнаго Іосифа показываетъ, что можно и потомку Давидову быть тектономъ Назаретскимъ и бѣдному древодѣлю быть избранникомъ великихъ судебъ Божіихъ.

Сохранимъ сіи мысли, какъ даръ отъ яслей Виѳлеемскихъ; ибо послѣдователю Христову нужно идти по слѣдамъ Его: Христосъ бо пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 394-401.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0