Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

56. Слово въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ [1].

Христосъ съ небесъ, срящите!

Что же нужно для срѣтенія сего высочайшаго Посѣтителя душъ? Какъ приготовить душу свою къ пріятію сего дражайшаго Гостя? Когда приготовляютъ домъ свой къ срѣтенію Царя, то первѣе всего стараются очистить его отъ всякой, даже малѣйшей нечистоты и праха, потомъ украсить его какъ можно лучше и великолѣпнѣе, облагоухать его ароматами, и, наконецъ, придумываютъ, какимъ бы наиболѣе приличнымъ и угоднымъ Царю даромъ почтить его пришествіе. Такъ сдѣлаемъ и мы: очистимъ свою душу отъ всякой нечистоты грѣховной, украсимъ ее благоговѣйнымъ размышленіемъ, чистыми и святыми помыслами и чувствованіями, облагоухаемъ ее усердною и теплою молитвою и приготовимъ какой-либо даръ, благоугодный Господу.

Итакъ, прежде всего нужно, братіе мои, очистить свою душу отъ всякой скверны плоти и духа искреннимъ раскаяніемъ во грѣхахъ своихъ, изгнаніемъ изъ души и сердца своего всѣхъ грубыхъ и нечистыхъ помысловъ и вожделѣній сердечныхъ, отверженіемъ и попраніемъ плотскихъ похотей и страстей. Для того и пришелъ въ міръ Единородный Сынъ Божій, чтобы сотворить насъ чадами Божіими, языкомъ святымъ, царскимъ священіемъ, людьми обновленія; какъ же будетъ для Него оскорбительно, если мы и теперь явимся предъ Нимъ въ древней нечистотѣ грѣховной, чадами тьмы, а не свѣта? Для того Онъ и смирилъ Себе и возлегъ въ яслехъ, чтобы вселиться и обитать въ насъ, пріити къ намъ и вечерять съ нами во внутренней храминѣ души нашей; какъ же будетъ Ему прискорбно, если эта бѣдная храмина будетъ исполнена нечистоты и смрада грѣховнаго, если душа наша явится на сію вечерю не въ одѣяніи брачномъ, а въ нечистомъ рубищѣ страстныхъ вожделѣній и житейскихъ сластей? Итакъ, кто связалъ себя враждою къ ближнему, да изгонитъ ее изъ сердца своего ради Господа, который пришелъ благовѣстить намъ миръ ближнимъ и дальнимъ, и примирить всѣхъ во единомъ тѣлѣ крестомъ; да проститъ отъ всего сердца всякое оскорбленіе, обиду и озлобленіе, за что и Отецъ небесный проститъ ему согрѣшенія его. У кого въ сердцѣ гнѣздится духъ гордости, самомнѣнія, тщеславія и превозношенія, да изгонитъ его изъ сердца своего ради Того, который пришелъ въ міръ, не да послужатъ Ему, но послужити и дати душу Свою избавленіе за многихъ; да смиритъ и уничижитъ себя, какъ раба неключимаго, достойнаго всякаго осужденія и муки, ради Того, который, будучи Господомъ славы, Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Кѣмъ обладаетъ духъ любостяжанія и корыстолюбія, да усрамится онъ при видѣ убогихъ пеленъ Господа, который для спасенія нашего родился въ яслехъ, жилъ, не имѣя, гдѣ главы подклонити, умеръ на крестѣ, иже богатъ сый, насъ ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. У кого уста и языкъ привыкли отверзаться на празднословіе и злословіе, на осужденіе и оклеветаніе, на ропотъ и негодованіе, да заградятся они при видѣ немотствующаго младенчества Того, который укоряемь, противу не укоряше, стражда, не прещаше, предаяше же Судящему праведно. Кѣмъ обладаетъ духъ плотоугодія и плотской нечистоты, да упразднится сей нечистый духъ при видѣ Того, который родился отъ пречистой и пренепорочной Дѣвы, который предалъ, потомъ, пречистую плоть Свою на страданія и мученія, на крестъ и смерть для очищенія грѣховныхъ сквернъ человѣческихъ. Словомъ, да изгонится изъ сердца нашего, изъ самой памяти и воображенія все злое, нечистое, грѣховное, чѣмъ оскорбляется любовь Божія, чѣмъ безчестится въ насъ великое и поклоняемое имя Христово, за что отвращается отъ насъ благоволительный взоръ Отца небеснаго. Сократимъ по возможности въ эти предпразднествнные дни и самыя попеченія житейскія излишнія и суетныя, ненужныя и безполезныя, чтобы не отвлекать ума и сердца своего отъ помысловъ святыхъ и чувствованій благоговѣйныхъ. Не излишество яствъ и питій сдѣлаютъ для насъ праздникъ Христовъ радостнымъ и пріятнымъ, а благодать Божія, утѣшающая душу, услаждающая и веселящая сердце. Не свѣтлыя одежды могутъ сдѣлать насъ достойными непостыдно явиться предъ лицемъ Господа, а чистая совѣсть, непорочное сердце и свѣтлое одѣяніе добрыхъ дѣлъ. Такъ, очистимъ душу свою, и она достойна будетъ не только узрѣть Господа въ Его уничиженіи и славѣ, но и принять Его внутрь себя.

Чѣмъ украсить свою душу ко срѣтенію Грядущаго съ небесъ? Благоговѣйными помыслами и чувствованіями, святыми намѣреніями и желаніями. Чтобы лучше успѣть въ этомъ необходимомъ для очищенія ума дѣлѣ, будемъ по порядку, вспоминать и размышлять: какъ первый человѣкъ, невинный и богоподобный, умаленный малымъ чимъ отъ ангеловъ, славою и честію вѣнчанный, прельстившись совѣтомъ діавола, преступилъ святую и спасительную заповѣдь Божію, лишился непорочности и богоподобія, блаженства и безсмертія, осужденъ на труды и болѣзни, страданія и смерть и сдѣлался плѣнникомъ діавола. Какъ премилосердый Отецъ небесный, по неизреченной любви Своей къ падшему, обѣтовалъ послать ему Искупителя въ лицѣ Единороднаго Сына Своего, раждаемаго оть жены, почему и нарекъ Его сѣменемъ жены. Какъ это божественное обѣтованіе многочастнѣ и многообразнѣ повторяемо было устами св. пророковъ съ многообразными утѣшеніями, ободреніями, наставленіями и обличеніями, чтобъ оживить и укрѣпить въ родѣ человѣческомъ вѣру въ грядущаго Искупителя. Какъ премудрый и вседѣтельный Промыслъ Божій то многочисленными благодѣяніями людямъ богобоязненнымъ и благочестивымъ, то страшными казнями людей злыхъ и развращенныхъ, то многообразными знаменіями и чудесами поддерживалъ и сохранялъ на землѣ вѣру и благочестіе, обуздывалъ и укрощалъ преобладаніе грѣха и нечестія. Какъ бѣдные язычники, потерявъ истинную вѣру и премѣнивъ истину Божію во лжу и суевѣріе, преданы были въ неискусенъ умъ творити неподобная, приложились, по слову Пророка, скотомъ несмысленнымъ и уподобились имъ, жили, какъ безсловесныя, не управляемыя закономъ Божіимъ, водясь однѣми чувствами и похотями плоти, и умирали, какъ безсловесныя, безъ упованія жизни вѣчной. Какъ и посреди всеобщаго развращенія древняго міра мужи праведные и благочестивые благоугождали Богу вѣрою и любовію, цѣломудріемъ и чистотою, кротостію и незлобіемъ, смиреніемъ и терпѣніемъ, послушаніемъ Богу и исполненіемъ св. заповѣдей Его, — сіяли, какъ звѣзды на тверди небесной, многоразличными добродѣтелями, предзнаменуя собою Солнце правды — Христа. Какъ, потомъ, съ пришествіемъ и воплощеніемъ Сына Божія, лице земли измѣнилось: для всѣхъ отверста дверь царствія Божія, всѣмъ открытъ путь вѣры и покаянія, всѣмъ возвѣщается слово жизни и спасенія, всѣмъ даруется отпущеніе грѣховъ и благодать всесвятаго Духа Божія, всѣмъ обѣщается воскресеніе и жизнь вѣчная. Какъ созданная Господомъ, живущая и управляемая Духомъ Божіимъ Церковь Христова процвѣла, яко кринъ, безчисленными ликами святыхъ — богогласныхъ апостоловъ и благовѣстниковъ, добропобѣдныхъ мучениковъ и исповѣдниковъ, христоподобныхъ дѣвственниковъ и преподобныхъ мужей и женъ, богомудрыхъ пастырей и учителей, великихъ праведниковъ, въ коемждо родѣ благоугодившихъ Господу. Какъ и на насъ грѣшныхъ изливаются токи благодати, принесенной на землю воплотившимся Сыномъ Божіимъ, подобно какъ и на первыхъ учениковъ Его: и для насъ хранитъ Господь св. Церковь Свою со всѣми благодатными ея таинствами, потребными къ возрожденію и обновленію, освященію и совершенію нашему, да возрастемъ и мы во Христѣ Іисусѣ въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова; и намъ благовѣствуется живоносное слово Сына Божія, могущее умудрить насъ во спасеніе; и намъ подается отпущеніе грѣховъ, да очищаемъ совѣсть свою отъ мертвыхъ дѣлъ, во еже служити намъ Богу живу и истинну; и для насъ уготовляется животворящая вечеря божественнаго тѣла и крови Христовой, чтобы, причащаясь имъ съ вѣрою и благоговѣніемъ, мы пребывали во Христѣ и Онъ въ насъ. Какъ, наконецъ, Господь Іисусъ Христосъ придетъ опять на землю уже не въ уничиженіи, а въ славѣ, не въ рабіи зрацѣ, а во образѣ Судіи всего міра, воскреситъ все человѣчество, обновитъ всю тварь, и тогда настанетъ славное царство Божіе, — царство правды и мира и радости о Дусѣ Святѣ, царство безсмертія и вѣчной жизни, царство покоя и блаженства вѣчнаго. Въ подобныхъ размышленіяхъ умъ нашъ непримѣтно возвысится надъ всѣмъ видимымъ и чувственнымъ и вознесется превыше небесъ къ Богу; самое воображеніе наполнится святыми образами богоподобныхъ добродѣтелей мужей праведныхъ, святыхъ и богоугодныхъ; сердце умягчится страхомъ Божіимъ, согрѣется любовію и благодареніемъ къ Искупителю. Когда ощутится въ сердцѣ эта духовная теплота, да вознесется душа наша во срѣтеніе грядущаго съ небесъ Господа на крылахъ усердной и теплой молитвы, да не презритъ Онъ и нашего недостоинства и нечистоты, какъ не презрѣлъ погибавшаго во грѣхахъ рода человѣческаго; да подастъ намъ благодать и силу возлюбить Его всѣмъ сердцемъ своимъ и ходить во всѣхъ заповѣдяхъ Его безпорочно во всѣ дни живота нашего; да пріидетъ и вселится въ насъ Самъ, какъ благоволилъ обитать въ убогомъ вертепѣ и возлежать въ ясляхъ, да обновитъ, очиститъ и освятитъ насъ своею благодатію, да будетъ Онъ въ насъ и мы въ Немъ.

Но да не явишися тощъ предъ лицемъ Господа Бога твоего, — такъ заповѣдано было древнимъ, чтобы они, являясь въ храмъ Божій во дни св. праздниковъ, приносили дары свои въ жертву Господу. Нужна богопріятная жертва и отъ насъ, какъ дѣятельное свидѣтельство нашей покорности, благодарности и любви къ Господу. Эта богоугодная жертва христіанская есть всякое благое дѣло любви къ ближнему, которое, по слову Апостола, пріемлется Богомъ въ жертву благопріятную, въ воню благоуханія; это — чистое и безкорыстное служеніе Господу въ лицѣ нашихъ ближнихъ, которое Онъ по милосердію Своему вмѣняетъ Самому Себѣ. Принесемъ и мы Человѣколюбцу Господу, милосердія ради Себе истощившему, эту жертву любви и милосердія къ ближнему. Пусть въ память нищеты и убожества Іисусова по возможности облегчится и восполнится нами недостатокъ и скудость нищихъ и убогихъ, чтобъ и убогій братъ нашъ въ свѣтлый день праздника вкусилъ утѣшенія и радости, ради той великой радости, которую благовѣстили людямъ св. ангелы. Пусть въ воспоминаніе наготы Божественнаго Младенца, повитаго пеленами, прикроется нами нагота тѣхъ, которые не имѣютъ, чѣмъ прикрыть и защитить свое тѣло отъ холода. Пусть въ память убогаго странничества Іосифа и Маріи, принужденныхъ искать себѣ пристанища въ вертепѣ безсловесныхъ, зане не бѣ мѣста имъ во обители, введется въ домъ нашъ убогій странникъ, упокоится подъ кровомъ нашимъ безродный сирота или безпріютный старецъ, не имущіе, гдѣ главы подклонити. Пусть въ благодарность за избавленіе насъ отъ вѣчныхъ, нерѣшимыхъ узъ адовыхъ, если не разрѣшатся, то облегчатся утѣшеніемъ и состраданіемъ нашимъ узы тѣхъ, которые, связавъ себя преступленіями, побудили правосудіе связать ихъ узами темницы. Пусть въ память воспѣтаго ангелами мира услышатъ изъ устъ нашихъ слово мира и прощенія тѣ, которые имѣли несчастіе, по навѣту діавола, оскорбить насъ словомъ или дѣломъ. Особенно же въ настоящее время не забудемъ тѣхъ братій нашихъ, которые подвизаются на брани за славу имени Христова, за честь креста Его и Евангелія, которые носятъ язвы Господа Іисуса Христа на тѣлѣ своемъ. Сократимъ наши праздничныя издержки до необходимаго на потребу, чтобы въ лицѣ этихъ истинныхъ страстотерпцевъ Христовыхъ принести, вмѣстѣ съ волхвами, благопріятный даръ рождшемуся Господу. Такой даръ усердія нашего будетъ для Него пріятнѣе всѣхъ жертвъ и всесожженій. Съ такими мыслями, чувствованіями и дѣлами желаемъ, братіе, и себѣ и вамъ срѣтить великій и просвѣщенный день Господень: да возсіяетъ онъ въ сердцахъ нашихъ свѣтомъ чистой и святой радости о Господѣ. Христосъ съ небесъ, срящите! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Житомирскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 376-382.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0