Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

55. Слово въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ.

Предпразднуимъ, людіе, Христово Рождество, и умъ вознесше къ Виѳлеему, вознесемся мыслію, и узримъ въ вертепѣ веліе таинство. (Стихир. предпраздн.).

Приближается величайшее торжество св. Церкви, великій и славный день рожденія во плоти Сына Божія, — день, съ котораго начинается не одно новое лѣтосчисленіе наше, но новое бытіе человѣчества, — день, прославленный хвалебнымъ пѣніемъ всѣхъ силъ небесныхъ! И, вотъ, св. Церковь призываетъ насъ въ эти предпразднственные дни устремить всѣ мысли свои къ Виѳлеему, обратить все вниманіе свое на совершившееся въ вертепѣ веліе таинство.

Что это за таинство? Это тайна воплощенія и вочеловѣченія Сына Божія, — тайна, сокровенная отъ вѣкъ и родовъ, юже предустави Богъ въ славу нашу, которая является міру въ Виѳлеемѣ, въ убогомъ вертепѣ, гдѣ отъ смиренной Дѣвы Маріи рождается отъ вѣчности предопредѣленный, отъ начала міра обѣтованный, многими тысячелѣтіями ожиданный Искупитель міра, Богочеловѣкъ, Еммануилъ. Это тайна искупленія и спасенія падшаго рода человѣческаго, т. е. избавленія его отъ клятвы грѣховной, отъ смерти и ада, примиренія и соединенія его съ Богомъ, обновленія, освященія и облаженствованія его на всю вѣчность. Что поучительнаго для насъ въ семъ таинствѣ? То, что спасеніе человѣчества, совершенное Іисусомъ Христомъ, должно совершиться и въ насъ, т. е. и намъ должно быть оправданными отъ грѣховъ, должно примириться съ правосудіемъ Божіимъ, обновиться и освятиться, чтобы наслѣдовать вѣчное блаженство въ царствѣ Божіемъ; что и наше спасеніе совершается такъ же, какъ совершено оно во всемъ мірѣ, ибо совершается тѣмъ же Сыномъ Божіимъ Іисусомъ Христомъ, яко нѣсть иного имене подъ небесемъ, о немже подобаетъ спастися намъ. Можно ли не устремить всѣхъ мыслей своихъ къ такому событію въ мірѣ нашемъ, не углубиться всѣмъ умомъ своимъ въ размышленіе о такомъ таинствѣ, не облобызать всѣмъ сердцемъ своимъ сего величайшаго изъ всѣхъ благодѣяній Божіихъ, не обратить зерцала совѣсти своей на самихъ себя, чтобы видѣть, находимся ли мы въ числѣ спасаемыхъ Сыномъ Божіимъ?

Веліе благочестія таинство является нынѣ; но оно было предуготовано отъ вѣкъ въ славу нашу, предопредѣлено въ предвѣчномъ совѣтѣ Божіемъ о спасеніи нашемъ. Такъ, безпредѣльная, неизреченная, вѣчная любовь Божія возлюбила насъ еще прежде созданія нашего! Такъ, безконечная премудрость Божія совѣщала о насъ во благое, когда мы, сыны персти земной, еще не призваны были къ бытію! И самый грѣхъ и проклятіе, коему подвергся, потомъ, праотецъ рода нашего, не возбранилъ придти въ исполненіе предвѣчному совѣту Божію о насъ, и самая бездна погибели, въ которую ниспали мы по собственной винѣ, не преодолѣла бездны премудрости и благости Божіей во спасеніи нашемъ. Господи, что есть человѣкъ, яко помниши его, или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его? Мы прахъ и пепелъ; а Ты отъ вѣчности уготовляешь намъ неизреченную славу въ пренебесныхъ обителяхъ Твоихъ, въ святомъ и славномъ царствіи Твоемъ! Мы преступники вѣчнаго закона Твоего, чада гнѣва и погибели; а Ты, насъ ради, не щадишь возлюбленнаго, Единороднаго Сына Твоего! Мы въ нашемъ горькомъ паденіи приложились скотомъ несмысленнымъ и уподобились имъ, а Твой Единородный Сынъ Господь Славы уничижаетъ Себя до нашего рабіяго зрака, воспріемлетъ наше бренное естество, рождается какъ немощный младенецъ, повивается убогими пеленами и полагается въ ясляхъ! Мы изъ сыновъ безсмертія содѣлали себя сынами смерти и тлѣнія; а Сынъ Твой возлюбленный пріялъ за насъ страданія и муки, претерпѣлъ распятіе и крестную смерть, дабы избавить насъ отъ смерти! Какимъ языкомъ возвеличимъ безприкладное милосердіе Твое, какими устами прославимъ непостижимую любовь Твою, какими благохваленіями воспоемъ величество благости Твоея?

Но, братіе мои, не однихъ устныхъ хваленій и не словесныхъ токмо благодареній ожидаетъ отъ насъ любовь Божія. Она ищетъ нашего обновленія и спасенія. Вотъ, въ чемъ наибольшая похвала премудрости и благости Божіей, и вотъ, чѣмъ можемъ достойно возблагодарить любовь Божію! Видите, какъ драгоцѣнна въ очахъ Божіихъ душа наша! Онъ Самъ въ тріипостасномъ совѣтѣ Своемъ отъ вѣчности промышляетъ о судьбѣ ея, уготовляетъ средства ко спасенію ея. Такъ ли драгоцѣнна она въ нашихъ собственныхъ очахъ? Столько ли помышляемъ мы сами о своемъ спасеніи? Памятуемъ ли, какъ должно, о своемъ вѣчномъ предназначеніи? Кто глубоко сознаетъ достоинство существа своего, созданнаго по образу Божію, тотъ остерегается осквернять его грѣхами, предавать образъ Божій въ жертву страстей и похотей, изъ существа богоподобнаго прилагаться скотомъ несмысленнымъ и уподобляться имъ. Кто заботливо памятуетъ о своемъ вѣчномъ назначеніи, тотъ со всѣмъ усердіемъ заботится, чтобы явиться достойнымъ любви Божіей, со страхомъ и трепетомъ уготовляетъ себя къ нескончаемой брачной вечери въ обителяхъ Отца небеснаго. Кто желаетъ быть достойнымъ грядущаго съ небесъ Сына Божія, тотъ старается благоугождать Ему исполненіемъ воли Его, подражать Ему въ чистотѣ и благоговѣніи предъ Отцемъ небеснымъ, въ любви и состраданіи къ братіямъ своимъ, въ кротости, смиреніи и терпѣніи, въ благодушномъ несеніи креста своего съ вѣрою и преданностію волѣ Божіей, дабы содѣлаться причастнымъ той вѣчной славы, которую имѣлъ и имѣетъ Онъ у Отца Своего. Такъ, братіе мои, нескончаемая, вѣчная слава и блаженство уготованы всѣмъ намъ на небѣ; будемъ ли хладнокровны при сей радостной вѣсти? Безконечная вѣчность мученій угрожаетъ намъ въ адѣ; останемся ли безпечными при этой страшной угрозѣ? Съ нисшествіемъ Сына Божія на землю все небо подвиглось на взысканіе насъ погибшихъ; пребудемъ ли равнодушны къ собственной участи?

Не тотчасъ по паденіи человѣка исполнилось вѣчное предопредѣленіе Божіе о спасеніи его: много тысячелѣтій протекло прежде, нежели совершилась велія благочестія тайна — Богъ явися во плоти. Въ это время тайна сія многократно и многообразно была предвозвѣщаема и предобразуема въ мірѣ, чтобы міръ позналъ ее и прежде явленія, возлюбилъ ее и прежде исполненія, возжелалъ и искалъ спасенія своего и прежде совершенія его. Премудрость Божія, отъ вѣчности уготовавшая вечерю велію, посылала пророковъ съ высокимъ проповѣданіемъ, чтобы обуявшіе въ нечестіи люди обратились на зовъ ихъ, отвергли безуміе и нечестіе, взыскали разума и благочестія. И если премудрость Божія медлила нѣсколько тысячелѣтій явить во всей силѣ и славѣ тайну спасенія нашего, то, безъ сомнѣнія, потому, что люди не были способны принять ее какъ должно, объять ее умомъ и сердцемъ своимъ и воспользоваться ею во спасеніе. Если Сынъ Божій не благоволилъ долго низойти на землю, то, конечно, оттого, что человѣческій родъ не былъ готовъ къ сему божественному посѣщенію. Не любовь Божія медлила спасти человѣка, а человѣкъ, предавшись суетѣ и тлѣнію, не вмѣщалъ своего спасенія. Такъ и нынѣ, когда мы блуждаемъ по распутіямъ порока, не помышляя о возвращеніи подъ кровъ Отца небеснаго, когда дремлемъ въ обаяніи суеты и сластей житейскихъ, не примѣчая подъ собою бездны погибели, — любовь Отца небеснаго не оставляетъ насъ совершенно, благодать Божія не престаетъ призывать насъ къ Себѣ, отъ области діавола въ чудный Свой свѣтъ, въ царство славы и блаженства вѣчнаго, призывать всѣми средствами Своей премудрости и всемогущества. Зоветъ обѣтованіями евангельскими и проповѣдію апостольскою, ученіемъ и пророчествами, увѣщаніями и угрозами; зоветъ таинственными священнодѣйствіями, въ которыхъ подается намъ драгоцѣнный залогъ будущихъ благъ; зоветъ неумолкающимъ гласомъ Церкви Своей, которой преподана власть не только просвѣщать насъ свѣтомъ вѣры, но и освящать благодатію Святаго Духа; зоветъ чудодѣйственымъ прославленіемъ избранныхъ Своихъ, благоугождавшихъ Господу вѣрою и любовію, исполненіемъ заповѣдей Его и послѣдованіемъ примѣру Его; зоветъ многоразличными обстоятельствами жизни — счастливыми и несчастными, дарами благости Своей и ударами гнѣва Своего. Самъ Господь вопіетъ непрестанно въ душахъ и сердцахъ нашихъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Слышимъ ли сей божественный гласъ? Чувствуемъ ли эти толканія благодати Божіей въ сердца наши? Ощущаемъ-ли нужду поспѣшать на божественную вечерю?

Въ апостольскомъ чтеніи настоящаго дня св. Церковь напомнила намъ цѣлый облакъ мужей и женъ, которые, слыша гласъ Божій, призывавшій ко спасенію, емлясь живою вѣрою за обѣтованія Божіи о Спасителѣ міра, уготовляли себя ко срѣтенію Его многоразличными добродѣтелями. Здѣсь являются предъ нами: кротость и незлобіе перваго мученика на землѣ Авеля, ревность къ прославленію имени Божія Еноса, высота богомыслія Еноха, твердость въ благочестіи Ноя среди соблазновъ и всеобщаго развращенія современнаго ему міра, чудная вѣра и послушаніе Богу Авраама, вѣрность въ исполненіи заповѣдей Божіихъ Лота среди самаго Содома, сыновнее послушаніе Исаака, кроткія семейныя доблести Сарры, прозорливая матерняя любовь Ревекки, цѣломудріе Іосифа и Сусанны, непобѣдимое терпѣніе въ скорбяхъ и напастяхъ Іова, кроткая правительственная мудрость Моисея и Самуила, одушевляемое вѣрою мужество Навина, Варака и Гедеона, слезное покаяніе Давида и Манассіи, пустынническая богомысленная жизнь Иліи и Елисея, ревность о славѣ Божіей пророковъ, не побѣдимая ничѣмъ преданность закону Божію и обычаямъ отеческимъ Даніила и трехъ отроковъ въ Вавилонѣ. Чѣмъ ограждали себя эти чудные мужи отъ соблазновъ и искушеній міра? Чѣмъ возбуждали и укрѣпляли себя въ терпѣніи среди многоразличныхъ скорбей и превратностей міра? Крѣпкою вѣрою въ обѣтованія Божіи, упованіемъ будущихъ обѣтованныхъ благъ. По вѣрѣ умроша сіи вси, не пріемше обѣтованій, но издалеча видѣвше я, и цѣловавше, и исповѣдавше, яко странніи и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13); почему, какъ странники, не пристращались къ своему временному жилищу, не прилѣплялись сердцемъ своимъ ни къ чему земному и временному, искали небеснаго и вѣчнаго, ждали основанія имущаго града, емуже художникь и содѣтель Богъ. Путникъ не обременяетъ себя излишнею ношею, не засматривается много ни на что пріятное въ чуждой ему странѣ, не останавливается ни въ какомъ мѣстѣ долѣе, нежели сколько нужно для отдыха. Такъ поступаетъ и взыскующій небеснаго отечества вѣрный рабъ Христовъ, ожидающій пришествія своего Господа. Самыя невинныя и благословенныя Богомъ узы съ міромъ не бываютъ для него столь крѣпки, чтобы расторженіе ихъ было слишкомъ прискорбно и болѣзненно; ибо онъ все любитъ только въ Богѣ и для Бога, во всемъ ищетъ только спасенія души и жизни вѣчной, все творитъ только во славу Божію, всего ожидаетъ и надѣется отъ единаго Бога, во всемъ предаетъ себя Его всесвятой волѣ, всегда устремляетъ взоръ свой на небо. Тамъ его вѣчное жилище, тамъ все сокровище его сердца, тамъ сокровенъ животъ его со Христомъ въ Бозѣ.

Великія торжества церковныя — это часы отдохновенія духовнаго въ нашемъ странствованіи и скитальчествѣ на землѣ, когда душа наша, отторгаясь отъ всѣхъ заботъ и попеченій житейскихъ, могла бы возноситься духовно въ свое небесное отечество, дышать роднымъ небеснымъ воздухомъ; когда мысль наша, оттрясши прахъ земной, отрѣшившись отъ помышленій суетныхъ, могла бы погрузиться всецѣло въ созерцаніе таинъ Божіихъ, почить въ видѣніи небесныхъ сокровищъ, уготованныхъ отъ вѣка любящимъ Господа; когда сердце наше, освободившись отъ тяготы страстей и похотей плотскихъ, изъ смраднаго дыма чувственныхъ наслажденій, могло бы погрузиться въ лоно любви Божественной и упиться отъ тука дома Божія.

Для сего-то, братіе мои, и предваряетъ насъ св. Церковь о срѣтеніи грядущаго съ небесъ Господа Іисуса Христа, чтобы мы повѣрили себя: готово-ли сердце наше къ пріятію Его? Готовъ-ли духъ нашъ разрѣшитися и со Христомъ быти? Достойны-ли мы явиться въ небесномъ отечествѣ нашемъ, среди ликовъ духовъ праведниковъ совершенныхъ? Для сего, призывая подъ кровъ свой, услаждаетъ слухъ нашъ священными пѣснопѣніями, чтобы мы, предваряя великое торжество Церкви во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, приготовляли себя къ вѣчному торжеству избранныхъ Божіихъ, поющихъ Богу вѣчную неумолкающую пѣснь хвалы и благодаренія; чтобы, освящая и оживотворяя душу свою молитвеннымъ общеніемъ съ Духомъ Божіимъ, возгрѣвали въ сердцѣ своемъ ту святую теплоту умиленія, отъ которой текутъ и очистительныя слезы покаянія и радостныя слезы любви и благодаренія къ Господу, отъ которой святыя чувствованія, желанія и намѣренія возносятся горѣ, къ престолу Божію, какъ жертва благопріятная и какъ кадило благовонное. Христосъ съ небесъ, срящите! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 362-369.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0